Грамотная управленческая деятельность командира — является одним из важнейших условий продуктивной жизнедеятельности подразделений в мирное время, когда закладываются основные навыки среди личного состава подразделения, проходит процесс обучения, прививается дисциплина, вырабатывается субординация, иными словами делается все возможное, чтобы в условиях реального боя подразделение максимально эффективно исполнило свое предназначение.
Все это достигается путем повседневного решения различного рода задач, ответственность за выполнение которых полностью лежит на командире подразделения. Эти задачи могут, как самостоятельно определяться командиром, так и быть поставлены старшим начальником.
Исходя из необходимости постоянного выполнения задач, важнейшим моментом в деятельности командира является принятие решения.
Именно этим процессом закладывается основа, программа предстоящего решения поставленной старшим начальником цели управления, последующая реализация которой требует уже не элементов творчества, как при принятии решения, а в основном технической или организационной работы, не исключающей, в прочем, инициативы и творчества на каждом этапе ее реализации.
Чем сложнее решение задачи, тем более высоким будет уровень творчества, необходимого для его принятия.
Основная проблема принятия эффективного решения — обеспечение его правильности и своевременности, что в определяющей степени зависит от умения командира и штаба правильно организовать работу по достижению цели управления.
Вопрос принятия эффективного решения весьма актуален, ведь в зависимости от того, насколько своевременно и рационально принято то или иное решение, настолько будет успешно и управление в целом.
Прежде чем выявлять потенциальные проблемы, необходимо рассмотреть управленческую деятельность командира в целом.
Управленческая деятельность командира — это целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие на подчиненных, проведение им определенных мероприятий в целях выполнения ими различных задач. Эти мероприятия на практике выражаются в виде функций управленческой деятельности, которые направлены на достижение конкретных результатов в повседневной деятельности подразделений.
Как всякий процесс, управление повседневной деятельностью подразделений имеет свою сущность и содержание.
Сущность управления повседневной деятельностью подразделений заключается в целенаправленной деятельности командиров, штабов, и служб по поддержанию высокой боевой и мобилизационной готовности подразделений и руководству ими при выполнении задач в мирное время 7, с. 48.
По своему содержанию управление есть информационный процесс, который, как правило, включает такие операции (функции) органа управления, как:
– сбор, изучение и анализ данных о состоянии подразделений и ходе выполнения ими задач;
– принятие решений и планирование повседневной деятельности подразделений;
– доведение задач до подчиненных;
– воздействие на объект управления;
– организация контроля и оказание помощи подчиненным 9, с. 46.
Сбор, изучение и анализ данных о состоянии подразделений и ходе выполнения ими задач — одна из наиболее сложных, объемных и трудоемких задач управления. Главная ее цель состоит в том, чтобы постоянно и своевременно обеспечивать командование необходимыми достоверными сведениями о ходе выполнения подчиненными поставленных задач. От выполнения этой задачи зависит реальность выводов из оценки обстановки, своевременность и обоснованность принимаемых решений, качество планирования и эффективность использования подразделений.
Принятие решений и планирование повседневной деятельности подразделений — творческая и ответственная задача управления. Суть ее состоит в том, чтобы в соответствии с требованиями руководящих документов (приказов, директив, распоряжений), указаниями старших начальников, складывающейся обстановкой и возможностями подразделений определить порядок и способы решения поставленной задачи с наименьшими затратами сил, средств и времени. В подготовке данных для принятия решения участвуют практически все должностные лица штаба, а решение принимает только командир и несет за него личную ответственность.
Доведение задач до подчиненных — одно из главных мероприятий в организации выполнения принятого решения. Решение становится законом не само по себе, а лишь тогда, когда доведено до исполнителей.
Задачи должны доводиться до подчиненных своевременно, точно и ясно.
Своевременность предполагает доведение задач до исполнителей в такой срок, который позволяет полностью подготовить подразделения к непосредственной реализации решения командира.
Точность доведения задач заключается в полном их соответствии замыслу командира, в согласованности организационных мероприятий всех звеньев управления.
Ясность изложения задач приводит к правильному их пониманию подчиненными [3].
Подготовка подразделений к выполнению задач и непосредственное руководство ими является основой организаторской деятельности командиров и штабов всех уровней. В данном случае, командир действует как организатор. Это означает, что нет необходимости хвататься за мелочи, с которыми может успешно справиться другой исполнитель, а надо уметь видеть весь процесс в целом, быть там, где в данный момент необходимо скоординировать действия подчиненных.
Решение этой задачи связано с выполнением комплекса мероприятий по подготовке подразделений и сосредоточением их усилий на успешной реализации планов в соответствии с принятым решением и складывающейся обстановкой.
На этом этапе проявляются все достоинства и недостатки, допущенные в процессе принятия решения и планирования.
Организация контроля и оказания помощи подчиненным — важная функция управления, как в процессе подготовки, так и при выполнении поставленных задач. Контроль — это система наблюдения и проверки соответствия действий всех элементов объекта управления принятому командиром решению, выявления всех допущенных в процессе выполнения задач отклонений от спланированных мероприятий, принципов организации и регулирования [1].
Таким образом, управленческая деятельность командира — это последовательное и целенаправленное проведение им определенных мероприятий по воздействию на подчиненных в целях выполнения ими различных задач.
Далее необходимо определить понятие и сущность процесса принятия решения командиром.
Процесс принятия решений включен в почти каждое управленческое действие и является весьма важной функцией командира подразделения, так как его последствия определяют действия, поведение, а порой и судьбы многих людей.
Решение — это результат выбора альтернативы, то есть выбора какого-либо варианта действий из всех возможных в данной конкретной ситуации, реализация которого обеспечивает наиболее эффективное решение поставленных задач и достижение цели с наименьшими затратами.
В условиях повседневной жизни, при организации службы, боевой подготовки, мобилизации и любого другого вида жизнедеятельности подразделений в мирное время, решение командира является основой управления.
Подчеркивая важность процесса принятия решений командиром в управлении, необходимо помнить, что принятие решения — это связующий процесс, он встроен в другие управленческие функции, при осуществлении которых каждый раз требуется решение командира.
Выделяют четыре уровня принятия решения, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки.
Рутинные решения принимаются в соответствии с имеющейся программой, командир должен идентифицировать ситуацию и взять на себя ответственность за начало определенных действий. На этом уровне не требуется творческого подхода, поскольку все процедуры заранее предписаны.
Селективный уровень предполагает, что командир оценивает достоинства целого круга возможных решений и старается выбрать те действия, которые лучше всего подходят в условиях данной проблемы, являются наиболее эффективными, экономичными.
Адаптационные решения вызывают трудности, так как здесь командир ищет новое решение известной проблемы, в данном случае необходимо суметь отказаться от привычного, но уже устаревшего подхода к проблеме и выработать творческое решение. Успех командира зависит от его личной инициативы и способности сделать прорыв в неизвестное.
Инновационные решения наиболее сложны, так как командиру необходимо найти способы понимать совершенно неожиданные и непредсказуемые проблемы. Для решения таких проблем требуются новые представления и методы, способность мыслить на новый манер, творчески самому решать проблему, обсуждая и используя труд других специалистов.
Управленческое решение определяет содержание деятельности подчиненных при достижении поставленной цели и является главным структурным элементом управленческого процесса. В соответствии с решением осуществляется планирование и вся последующая организаторская деятельность органов управления, связанная с руководством подразделениями в ходе повседневной деятельности 8, с. 44.
Процесс принятия решения командиром условно можно подразделить на несколько этапов.
Начальным этапом является уяснение полученной задачи, в результате которого командир подразделения должен:
– выявить конечную цель предстоящих действий, т. е. какие результаты и в какие сроки должны быть достигнуты;
– определить какие конкретно трудности имеются, понять природу проблемы
– понять замысел старшего начальника для достижения поставленных целей;
– определить задачу, место и роль, отводимую подразделению;
– знать какую помощь оказывает старший начальник при выполнении поставленной задачи;
– учесть с кем придется взаимодействовать при ее выполнении.
Изучив полученную задачу, командир определяет, какие и когда отдать предварительные распоряжения подчиненным, какие мероприятия провести в первую очередь и дальнейший порядок работы по принятию решения и подготовке подразделений к предстоящим действиям. Формулирует основные выводы.
В последующем командир доводит содержание полученной задачи до заместителей и начальников служб, ставит задачи на подготовку предложений для принятия решения и определяет сроки их заслушивания.
На втором этапе производится оценка обстановки с целью определить влияние конкретных условий на решение поставленной задачи, выявить и использовать факторы, способствующие эффективности ее выполнения, выявить и нейтрализовать (ослабить) влияние факторов, затрудняющих достижение цели.
Как правило, при оценке обстановки учитываются:
– возможности части по выполнению поставленной задачи;
– условия, в которых будет выполняться поставленная задача;
– время, отводимое на выполнение задачи.
При оценке возможностей подразделения анализируется и определяется необходимое количество личного состава для выполнения задачи, степень его подготовленности, морально-психологическое состояние, возможности по финансовому, материальному и техническому обеспечению. Выполнение поставленной задачи согласуется с другими задачами повседневной жизни.
При оценке условий анализируются военно-политическая обстановка, морально-психологический климат в воинском коллективе, экономические и физико-географические условия, а также обустроенность и другие факторы, влияющие на выполнение предстоящей задачи.
При оценке времени анализируется его фактическая потребность и наличие, определяется соответствие между потребным и располагаемым временем на подготовку, начало, конец, продолжительность выполнения задачи, сроки выполнения промежуточных задач.
В ходе оценки обстановки командир использует предложения, справки, справки-доклады, расчеты заместителей, начальников служб, формулирует основные выводы.
Этап, следующий за оценкой обстановки, содержит выработку идей по решению задачи. Это и есть тот самый творческий процесс в принятии решения, при котором от командира требуется не только на основе прецедента решить некоторую задачу, но и порой проявить инициативу и придумать инновационное решение. Подготовка вариантов решения требуют от командира глубоких знаний, широкого кругозора, умения работать с информацией и исполнителями. Большую роль в принятии решения играет также интуиция командира.
Этапом, логично вытекающим из предыдущего, является оценка идей, альтернатив решения, отсев неприменимых идей.
Для выполнения поставленной задачи часто можно найти несколько решений, отличных друг от друга в той или иной степени. При отборе наиболее эффективного из них необходимо учитывать реализуемость предполагаемого решения задачи. Принятое решение должно быть целесообразным (рациональным), т. е. таким, которое обеспечивает эффективное выполнение задачи в установленные сроки при наименьших затратах сил и средств.
И только после всех перечисленных этапов наступает практическая реализация принятого решения.Выбрав лучший вариант, командир объявляет свое решение подчиненным и организует его исполнение. Под организацией выполнения принятого решения следует понимать деятельность командира по созданию условий для его эффективной и качественной реализации. Эта деятельность включает в себя: планирование выполнения задач, постановку задач исполнителям, обеспечение выполнения работ. При планировании выполнения составляется план, определяются работы и мероприятия, необходимые для решения поставленной командиром задачи, и сроки их выполнения, осуществляется подбор и расстановка исполнителей. Путем постановки задачи осуществляется доведение решения до исполнителей (подчиненных).
На практике довольно часто хорошие с точки зрения решения достижения поставленной цели могут оказаться не только не эффективными, но и вредными из-за несущественных на первый взгляд причин. Это обусловлено тем, что принятие решения — это всегда ответственный шаг, который влечет за собой последствия, а потому должен совершаться обдумано с учетом всех воздействующих факторов.
Именно на этом шаге наиболее ярко проявляются талант, компетентность и интеллект командира, позволяющие говорить об интеллектуальной, творческой составляющей управленческой деятельности в целом, а управление рассматривать как искусство выбора наиболее приемлемых альтернатив.
Необходимо так организовать работу командующего и штаба, чтобы за время, не превышающее допустимое для решаемой задачи, при существующем интеллекте командира и достигнутом уровне достоверности информации принять решение, обеспечивающее выполнение поставленной задачи с заданной эффективностью.
Проблемы, возникающие при принятии решения и дальнейшей его реализации, вытекают из нарушения требований к решению.
Первым из таких нарушений может стать некомпетентность, отсутствие научной обоснованности. Она проявляется в том случае, когда решение принимается на основе недостоверной, плохо изученной ситуации об управляемом объекте.
Второе нарушение — отсутствие полномочности, при котором решение принимается органом или лицом, не имеющим права на принятие именно этого решения и не способным нести должную ответственность за принятое решение в силу отсутствия полномочий.
За нарушением полномочности следует нарушение директивности, то есть обязательности исполнения решения.
Противоречивость возникает, когда решение не согласовано с ранее принятыми решениями. Непоследовательность в принятии решений, их взаимоисключаемость приводят к резкому снижению эффективности управления.
Если на момент реализации принятое решение уже стало ненужным, в связи с изменившимися условиями поставленной задачи, то возникает проблема несвоевременности принятого решения.
Если при донесении решения до исполнителей были допущены нарушения точности, ясности и лаконичности формулировки решения, то решение будет сложным для усвоения исполнителями требований управления.
Неправильное соизмерение целей и затрат на их достижение влечет за собой принятие неэффективного решения, то есть решения задачи не оптимальным образом.
Нарушение комплексности возникает в том случае, когда не были учтены все благоприятные и неблагоприятные факторы, относящиеся к решаемой проблеме.
Психологические особенности принятия решения всегда интересовали людей. Еще Декарт сформулировал следующие пять принципов решения задачи:
– не торопиться в суждениях
– избавляться от предвзятых мнений
– делать по возможности более полные обзоры того, что сделано предшественниками
– каждый процесс разлагать на более простые
– начинать решение с простейшего, переходя затем к более сложному.
Выработка даже самого компетентного решения не означает, что намеченная этим решением цель управления будет достигнута. Необходимо еще, чтобы решение было обеспечено материально и исполнено пунктуально, своевременно, с оптимальным проявлением творчества и инициативы.
Распоряжение начальника должно не просто обязать подчинённого к выполнению определенных действий, но и максимально мобилизовать его инициативу, вызвать у него нужные положительные эмоции, в первую очередь желание и готовность выполнить распоряжение наилучшим образом.
Форма распоряжения избирается в соответствии с личными особенностями, чертами характера, культурой и образованием исполнителя. Каждый человек требует своего стиля общения. Начальник, который это понимает, знает главный секрет успешного руководства.
Задачи и распоряжения должны отдаваться в спокойном тоне, быть ясными, определенными, исчерпывающими и убедительными. При этом нужно указать не только что и когда надо выполнить, но и конечную цель этой работы.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что жизнедеятельность подразделений в мирное время в огромной мере зависит от управления, проводимого командиром подразделения, и тех решений, которые он ежедневно принимает.
Таким образом, грамотное управление — залог бесперебойного функционирования подразделений, своевременного и точного исполнения ими всех своих функций, а также оптимальное и верное решения задач, поставленных высшим командованием.
Необходимость решать задачи порождает необходимость в принятии решений. Решения принимаются командиром, который, в свою очередь, полностью ответственен за их последствия. Верное решение требует от командира наличие определенных качеств, навыков, а также доли творчества, ведь из множества альтернативных решений ему необходимо выбрать самое эффективное, так как оптимальное решение любой задачи должно обеспечивать достижение цели с наименьшими затратами.
Процесс принятия решения — весьма важная часть каждого управленческого действия, ведь его последствия определяют судьбы как отдельных людей, так и подразделений в целом.
Не всегда принимаемое решение бывает стандартным, так как не все ситуации вписываются в существующие руководящие документы, но оно всегда должно быть своевременным и рациональным.
Решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им, иначе неизбежны негативные последствия принимаемого решения.
Решение может приниматься только тем органом или лицом, которые имеют на это полномочия.
Принимая решение, важно учитывать, что оно будет осуществляться не изолированно и должно развивать и дополнять принятые ранее решения.
Решения должны приниматься своевременно.
Решение должно быть понятным исполнителям.
Залогом успешной реализации решения являются его простота, лаконичность и строгость формы.
Необходимо правильно соблюдать прямую зависимость между целями, средствами и ресурсами.
Лицо, принимающее решение, должно рационально использовать логическое мышление и интуицию, математические методы и вычислительную технику при формировании и отборе решения.
Также при принятии решения стоит учитывать и психологические аспекты этого процесса. Командир должен полностью владеть собой, уметь абстрагироваться от лишних эмоций, учитывать все факторы задачи, объективно оценивать обстановку.
Литература:
- Выработка решения и организация управленческой деятельности командира Электронный ресурс. URL: http://lektsii.org/11–92049.html (Дата обращения: 24.08.2017).
- Копылов, В. А. Управление подразделениями в мирное время / В. А. Копылов. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. — 280 с.
- Последовательность и способы работы командира и штаба по принятию решения Электронный ресурс. URL: http://allrefrs.ru/1–17290.html (Дата обращения: 24.08.2017).
- Решение командира — основа управленческой деятельности Электронный ресурс. URL: http: //allrefrs.ru/1–17288.html (Дата обращения: 24.08.2017).
- Рязанов, С. А. Управление подразделениями / С. А. Рязанов, И. И. Тухватуллин, К. В. Яцук // Молодой ученый. — 2016. — № 25. — С. 383–386.
- Управление подразделениями в мирное время / Курс лекций Электронный ресурс. URL: http://www.ivo.unn.ru/upmv/g1.htm (Дата обращения: 24.08.2017).
- Управление подразделениями в мирное время: учебное пособие для курсантов спец.: «Тыловое обеспечение войск», «Физическая подготовка военнослужащих» / Д. М. Рогунович [и др.]. — Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2015. — 416 с.
- Управление подразделениями в мирное время: учеб. пособие / И. Ю. Лепешинский, В. В. Глебов, В. Б. Листков, В. Ф. Терехов, И. А. Кудрявцев, В. П. Погодаев, С. Д. Герасимов, Е. В. Ануфриев Электронный ресурс. URL: (Дата обращения: 24.08.2017).
- Усов, А. К. Управление подразделениями в мирное время: учебно-методическое пособие для курсантов / А. К. Усов; под ред. Н. М. Селивончик. — Минск: БНТУ, 2012. — 370 с.