Стиль здорового поведения старшеклассников с социальными девиациями: критерии и показатели | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (177) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 30.10.2017

Статья просмотрена: 337 раз

Библиографическое описание:

Томащук, Я. Ю. Стиль здорового поведения старшеклассников с социальными девиациями: критерии и показатели / Я. Ю. Томащук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 118-121. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46077/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье представлен теоретический анализ понятий «здоровое поведение», «стиль», их соотношение; отражена авторская трактовка понятия «стиль здорового поведения», раскрываются основные показатели и критерии сформированности стиля здорового поведения в старшем школьном возрасте.

Ключевые слова: здоровье, здоровое поведение, стиль, стиль здорового поведения, старшеклассники

По мере развития общества проблема здоровья растущего человека неуклонно возрастает. По мнению ряда ученых, здоровье — это естественная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, так как оно определяет возможность и эффективность прогресса в обществе. Поэтому значение сохранения здоровья неуклонно возрастает по мере развития общества [2].

Мы попытаемся рассмотреть проблему здоровья растущего человека с поведенческих позиций. Поскольку поведение играет все большую роль в сохранении здоровья, оно становится ключевым моментом среди факторов, влияющих на его качество. Наиболее цитируемым определением здорового поведения является формулировка, предложенная в 1966 г. С. Каслом и С. Коббом. Здоровое поведение — это поведение, направленное на сохранение или увеличение благополучия индивида. При этом в основном акцент делается на произвольной активности, связанной с физическим здоровьем

Само понятие «стиль» также имеет множество значений. В толковом словаре оно определяется как «метод, совокупность приёмов какой-нибудь работы, деятельности, поведения (стиль работы, стиль вождения), в том числе приемы использования языковых средств (научный, публицистический стиль)» [5, с.770].

Социологические науки рассматривают стиль как «совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь» [1; 4].

Психологические теории анализируют стиль в связи с мышлением (практический, гуманитарный стиль), проявлением креативности, творчества. В социальной психологии и психологии управления стиль изучают в контексте совместной деятельности и общения (стиль руководства группой, лидерства, деловой стиль общения). Стиль также рассматривают как характеристики поведения (агрессивный, демонстративный стиль, стиль в одежде). Понятие «стиль» предполагает, что существуют определенные закономерности в способах и действий, особенно если они имеют творческую ценность [6].

Известно, что некоторые исследователи [1;3;4] считают- понятие «стиль» — междисциплинарное, входящее в категориальный аппарат философии, психологии, педагогики, искусствоведения и др.

Стиль поведения — это динамичная психологическая система или модель реализации осознаваемых или неосознаваемых личностью целей, определенные закономерности в способах действиях, операций и реакций, которые служат для активной адаптации субъекта к условиям среды. Преимуществом стиля поведения является то, что он доступен наблюдению, описанию и прогнозированию, что очень важно для осуществления его оценки и проектирования перспектив развития.

Проведенный теоретический анализ показывает, что, во-первых, стиль проявляется в устойчивых моделях поведения и взаимодействия человека с окружающим миром. Во-вторых, эти модели могут продолжать оказывать свое воздействие даже тогда, когда они перестают соответствовать требованиям актуальной ситуации. В-третьих, наличие стилевых характеристик в поведении связано с индивидуальностью человека, его творческим началом. В-четвертых, сам стиль поведения характеризуется устойчивостью, так как человек стремится сохранить его любым путем. Кроме того, стиль обладает инертностью, то есть может выполнять положительную функцию адаптации в одних условиях, но в других оказаться непригодным.

Сущность понятия «стиль здорового поведения» в литературе до настоящего времени выяснена неполно.

Реализация здорового образа жизни на уровне отдельного человека осуществляется в форме здорового стиля жизни — модели более вариативной, личностно соотнесенной.

Здоровый стиль жизни — это не репродуктивное воспроизведение абстрактных норм и предписаний, накопленных наукой, это личностно соотнесенный способ активной полноценной успешной жизни, это возможность поисков и экспериментов, связанных с развитием собственных возможностей и раскрытием собственного потенциала.

Стиль жизни реализуется в конкретном стиле поведения как устойчивой модели. Стилевые особенности поведения с точки зрения их соответствия здоровью будут определяться и рядом других факторов.

Необходимы разные социально-педагогические условия для комфортного существования людей с разными типами темперамента (индивидуально-психологический фактор). Что полезно молодому человеку, не является таковым п пожилом возрасте (возрастной фактор), разным людям требуется разный режим дня (биоритмический фактор).

Кроме того, здоровое поведение неизменно связывают с удовлетворением базовых человеческих потребностей. При этом у каждой личности свой собственный способ их удовлетворения, во многом обусловленный воспитанием. Опираясь на теорию потребностей А. Маслоу, отметим, что развитая потребность в самоактуализации ориентирует на здоровое поведение как необходимое условие полноценной, активной, продолжительной жизни, позволяющей в полной мере реализовать потенциальные индивидуальные возможности [3].

Из этого следует, что стиль здорового поведения есть продукт самостоятельного поиска, индивидуального смыслотворчества, личностной эволюции, соответствует индивидуальным типологическим особенностям и индивидуальной системе потребностей.

В этом случае мы можем говорить о «стиле здорового поведения».

Опираясь на вышеотмеченные философские, социологические, педагогические, психологические методологические положения, стиль здорового поведения в исследовании мы определяем как устойчивую индивидуально‐своеобразную систему способов или приемов осуществления субъектом активности, действий и привычек, обусловленную состоянием здоровья, личностными характеристиками и социальными факторами, и направленную на укрепление, сохранение, восстановление здоровья.

Таблица 1

Показатели икритерии сформированности стиля здорового поведения

Компоненты

Критерии

Показатели

Мотивационно-ценностный

Принятие здоровья и здорового поведения как ценности

Ценностные ориентации личности

Базисные стратегии поведения, наличие мотивации на успех.

Когнитивный

Уровень знаний и представлений о многокомпонентности здоровья и способах его укрепления

Наличие знаний о здоровье и здоровом поведении

Наличие представлений о факторах, влияющих на индивидуальное здоровье

Деятельностный

Уровень умений и навыков, обеспечивающих укрепление здоровья и повышение физических качеств

Оценка уровня физических качеств.

Способность использовать методы, средства укрепления здоровья, отсутствие вредных привычек, эмоциональное состояние, самочувствие, настроение, активность.

Оценочно-рефлексивный

Наличие оценочно-рефлексивного опыта

Оценка опыта самодиагностики

Умение прогнозировать здоровьеориентированную деятельность и корректировать поведение на основе анализа, осмысления и оценки отношения к своему здоровью

Формирование стиля здорового поведения — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов и включающий основные сферы жизнедеятельности человека. Исходя из этого, формирование здорового поведения, в частности у школьников, предусматривает создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

Выделим три уровня формирования стиля здорового поведения: сформирован, частично сформирован, не сформирован.

На основе использования критериев и показателей были определены уровни сформированности стиля здорового поведения:

не сформирован:

‒ не сформированы мотивы, потребности и ценности здорового поведения;

‒ имеются эмпирические знания о здоровом поведении;

‒ владение отдельными, фрагментарными способами оздоровительной деятельности и здорового поведения;

‒ низкий уровень развития физических качеств;

‒ непостоянно проявляющаяся способность анализировать индивидуальные траектории становления здорового поведения;

‒ отсутствие опыта самодиагностики.

частично сформирован

‒ наличие мотивов и ценностей здорового поведения;

‒ сформированы представления о многокомпонентности здоровья и способах его укрепления;

‒ владение основами здорового поведения, их реализации в жизнедеятельности;

‒ недостаточный уровень развития отдельных физических качеств;

‒ проявляется самостоятельность, организованность и последовательность в реализации намеченной цели здорового поведения.

сформирован:

‒ сформированы ценностные ориентации, устойчивая потребность и мотивация здорового поведения;

‒ осознаны и освоены ценности здорового поведения;

‒ сформирована система знаний и представлений о многокомпонентности здоровья и способах его укрепления;

‒ владение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;

‒ высокий уровень развития физических качеств;

‒ владение системой умений анализа и коррекции поведения на основе осмысления и оценки отношения к своему здоровью;

‒ наличие оценочно-рефлексивного опыта.

Формирование стиля здорового поведения возможно только путем дифференцирования педагогических воздействий, т. е. подбора средств и методов, наиболее адекватных биологическим возможностям, индивидуальным особенностям старшего школьника и имеет конечной целью совершенствование условий его жизни.

Литература:

  1. Манжелей И. В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании: Монография / И. В. Манжелей. — Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2005. — 208 с.
  2. Носов А. Г. Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни у обучающихся: дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Носов А. Г. — Саратов, 2014. — 213 с.
  3. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. — СПб., 1997. — 430 с.
  4. Салтан А. Адрес — юность: проект по пропаганде ЗОЖ и морально-нравственному воспитанию подростков / А. Салтан // Первое сентября. — 2009. — № 22. — С.18–25.
  5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. — М.: ИТИ Технологии, 2003. — 944 с.
  6. Фролов М. П. Основы безопасности жизнедеятельности / М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов. — М.: Астраль, 2005. — 201 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровое поведение, стиль, здоровье, укрепление здоровья, здоровый стиль жизни, мера развития общества, оценка отношения, оценочно-рефлексивный опыт, проблема здоровья, стиль поведения.


Ключевые слова

здоровье, старшеклассники, стиль, здоровое поведение, стиль здорового поведения

Похожие статьи

Психологические аспекты отношения человека к своему здоровью

Формирование у человека культуры здоровья и здорового стиля жизни является сложной социальной, психологической и педагогической проблемой, успешное решение которой зависит от множества факторов.

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник. Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций.

Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, здоровье, подросток, иерархия ценностей, поведение, формирование, Индекс отношения, проблема профилактики, проблема формирования.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие — здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современной России.

Научные основы здорового образа жизни | Статья в журнале...

Стиль жизни — поведенческая особенность жизни человека, т. е. определенный стандарт

2) отношение общества к здоровью — один из показателей его развития, и то, что в нашем

Рефлексивная конституция — генетическая память (наследственность), эпигенетическая...

Роль ценностей здорового образа жизни в современном обществе

Таким образом, осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и здоровья становится в настоящую эпоху не просто значимым, а ведущим фактором в обеспечении устойчивого развития общества и общественных отношений.

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.

Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов...

Актуальность проблемы. Охрана здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных задач общества, поскольку в последние десятилетия в стране прослеживается выраженная негативная тенденция к ухудшению его здоровья.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни. В современном обществе приобретают актуальность проблемы, связанные с культурой здоровья и безопасным образом жизни.

Похожие статьи

Психологические аспекты отношения человека к своему здоровью

Формирование у человека культуры здоровья и здорового стиля жизни является сложной социальной, психологической и педагогической проблемой, успешное решение которой зависит от множества факторов.

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник. Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций.

Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, здоровье, подросток, иерархия ценностей, поведение, формирование, Индекс отношения, проблема профилактики, проблема формирования.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие — здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современной России.

Научные основы здорового образа жизни | Статья в журнале...

Стиль жизни — поведенческая особенность жизни человека, т. е. определенный стандарт

2) отношение общества к здоровью — один из показателей его развития, и то, что в нашем

Рефлексивная конституция — генетическая память (наследственность), эпигенетическая...

Роль ценностей здорового образа жизни в современном обществе

Таким образом, осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и здоровья становится в настоящую эпоху не просто значимым, а ведущим фактором в обеспечении устойчивого развития общества и общественных отношений.

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.

Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов...

Актуальность проблемы. Охрана здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных задач общества, поскольку в последние десятилетия в стране прослеживается выраженная негативная тенденция к ухудшению его здоровья.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни. В современном обществе приобретают актуальность проблемы, связанные с культурой здоровья и безопасным образом жизни.

Задать вопрос