К вопросу о реформировании системы управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства на территории Калининградской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (176) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 23.10.2017

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Вашурин, И. А. К вопросу о реформировании системы управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства на территории Калининградской области / И. А. Вашурин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/176/45998/ (дата обращения: 19.04.2024).



Данная статья обусловлена возрастающей ролью становления качественно новых управленческих систем, технологий и инструментов регулирования, адаптированных к современному кризисному состоянию российской экономки. Чрезвычайно важно это для сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), сложившаяся управленческая система которого представляется малоэффективной.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, система управления в сфере ЖКХ, экономика городского хозяйства

С распространением приватизационных процессов в жилищно-коммунальном секторе российской экономики следует учитывать, что целью деятельности коммунальных предприятий в современных условиях должно быть не получение максимальной прибыли, а возможность получения услуг всеми категориями населения независимо от их доходов (таблица 1).

Таблица 1

Элементы успешного партнерства между органами местного самоуправления ипредприятиями сферы ЖКХ вКалининградской области

Органы местного самоуправления [1]

Партнерство [6, с. 26]

Предприятие [5, с. 57]

Разрабатывают стратегию развития региона, отраслевые и целевые программы и проекты

В основе партнерства — взаимодоверие и уважение.

Органы местного самоуправления учитывают заинтересованность предприятий региона в получении дохода, а предприятия уважают политические и социальные задачи органов местного самоуправления

Предприятия должны иметь уверенность, что осуществляемый ими проект впоследствии будет приносить прибыль

Производят четкие правила и нормативные положения с целью информирования предприятий об условиях участия в проекте, требования и ответственность

Органы местного самоуправления проявляют гибкость, готовность вносить коррективы в нормативные документы и модифицировать финансовые аспекты участия предприятий в проектах на основе взаимного интереса

Предприятия должны уделять внимание выполнению социальных задач при реализации партнерских проектов

Обязательства органов местного самоуправления (оказание услуг, финансовое участие) должны подаваться точно в срок

Результатом партнерства должно стать достижение экономической и социальной взаимной выгоды, а также признание и одобрение со стороны общественности

Каждый проект должен быть автономным, но иметь реальный эффект для развития предприятия и региона в целом

Так, одной из важнейших задач органов муниципального управления в процессе приватизации коммунальной собственности является регулирование механизмов рынка для защиты населения от произвола рыночных цен на услуги. Такая естественная монополия определяется технологией и характерна для функционирования систем газоснабжения, телефонной связи, водоснабжения, канализации. Обеспечить конкуренцию между такими системами за счет создания новых предприятий практически невозможно, поскольку они создавались специально для обеспечения этими услугами в полном объеме жителей конкретных городов [7, с.33].

В свою очередь, касаемо вопроса профессионального управления в сфере ЖКХ в рамках реформирования системы управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, то главная задача в данном вопросе состоит в переходе к профессиональному управлению, полноценному информированию населения о проводимых мероприятиях и привлечению жителей к реальному участию в проводимой реформе:

1) Повышение эффективности системы управления ЖКХ:

Преимущества:

‒ население принимает решение о выборе способа управления многоквартирными домами;

‒ в Калининградской области принят целый ряд нормативных документов в сфере ЖКХ, в данном секторе развиваются договорные отношения [3; 4].

Недостатки:

‒ договоры на предоставление жилищно-коммунальных услуг жителям носят формальный характер;

‒ отсутствует ряд важных региональных нормативных документов — «О статусе управляющих компании (УК)», «О страховании рисков» и др.

2) Формирование конкурентной среды в ЖКХ:

Преимущества:

‒ работы по содержанию и ремонту жилищного фонда проводятся на конкурсной основе [2];

‒ развиваются нецентрализованные формы управления многоквартирными домами — товарищества собственников жилья, управляющие компании.

Недостатки:

‒ конкурсы по содержанию и ремонту жилищного фонда проводятся без учета квалификационных требований;

‒ развитие товариществ собственников жилья испытывает определенные трудности, в том числе по причине недостаточной информированности жителей Калининградской области.

3) Стимулирование энерго- и ресурсосбережения:

Преимущества:

‒ постепенно развивается приборный учет расходуемых ресурсов.

Недостатки:

‒ отсутствует эффективная программа ресурсосбережения в жилищно-коммунальном секторе экономики Калининградской области.

4) Упорядочение тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг:

Преимущества:

‒ разработаны и введены в действие экономически обоснованные тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг, покрывающие текущие издержки предприятий ЖКХ;

‒ улучшилась платежная дисциплина граждан.

Недостатки:

‒ не упорядочена плата собственников за капитальный ремонт многоквартирных домов, что снижает их ответственность за содержание и ремонт зданий;

‒ явно недостаточна взаимосвязь уровня платежей и качества жилищно-коммунальных услуг.

На основании изложенного представляется целесообразным предложить следующие рекомендации в рамках повышения эффективности системы управления ЖКХ:

‒ разработать новые формы договорных отношений с жителями на оказание жилищно-коммунальных услуг с указанием объемов, качества и оплаты за конкретный период (например, заключение договоров с каждым конкретным собственником и нанимателем жилья);

‒ разработать и принять эффективную программу ресурсосбережения в многоквартирном доме воды, тепла, газа, электроэнергии;

‒ активно использовать в системе управления и контроля ЖКХ стандарты качества предоставления услуг и усилить взаимосвязь между уровнем оплаты и качеством жилищно-коммунальных услуг.

‒ разработать обоснованные критерии конкурсного отбора управляющих организаций по содержанию и ремонту многоквартирных домов и организовать действенный контроль за выполнением договорных обязательств в соответствии с принятыми стандартами качества;

Таким образом, для продвижения реформы и развития ЖКХ представляется целесообразным перейти к профессиональному управлению, полноценному информированию населения о проводимых мероприятиях и привлечению жителей к реальному участию в проводимой реформе.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  2. Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  3. Закон Калининградской области от 26.12.2013 N 293 (в ред. Законов Калининградской области от 10.06.2014 N 328, от 11.11.2014 N 359, от 25.11.2015 N 472, от 11.04.2016 N 519) «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области» (принят Калининградской областной Думой 19.12.2013) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  4. Постановление Правительства Калининградской области № 382 от 30.07.2016 г «Об утверждении краткосрочного плана реализации на 2017–2019 г. региональной программы капитального ремонта в многоквартирных домах в Калининградской области, на 2015–2044 годы « [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  5. Богомольный Е. И. Общее собрание собственников помещений. Инструкция по применению. ЖКХ для всех. — М.: Проспект, 2017. — 103 с.
  6. Коноплева И. А. Государственно-частное партнерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2017. — № 4 (67). — С.26–30.
  7. Черненко А. В., Кочеткова И. С. Разработка профессиональных стандартов в ЖКХ // Международный студенческий научный вестник. — 2017 — № 3. — С. 33–35.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, сфера ЖКХ, жилищно-коммунальное хозяйство, Калининградская область, профессиональное управление, услуга, жилищный фонд, полноценное информирование населения, реальное участие, эффективная программа ресурсосбережения.


Ключевые слова

жилищно-коммунальное хозяйство, система управления в сфере ЖКХ, экономика городского хозяйства

Похожие статьи

Трудности муниципального контроля в жилищно-коммунальной...

Муниципальный контроль – это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок...

Проблемы и тенденции развития управляющих компаний в сфере...

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, многоквартирный жилой дом, управляющая компания, управление жилым домом. Сфера жилищно-коммунального хозяйства является той отраслью, с которой человек взаимодействует ежедневно.

Проблемы реализации полномочий муниципального образования...

Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1330-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в...

Реализация реформы ЖКХ в муниципальном образовании

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищная политика, реформа ЖКХ. Процесс реформирования системы ЖКХ берет свое начало в 1991 году.

Жилищный фонд Свердловской области 2.

Роль управляющих компаний и муниципальных органов власти...

местное самоуправление, жилищно-коммунальное хозяйство, РФ, Российская Федерация, общий принцип организации, деятельность управляющих компаний, сфера ЖКХ, жилищно-коммунальная сфера...

Основные методы управления системой...

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из наиболее социально значимых систем экономики страны. Будучи достаточно сложной, неравномерно развитой системой, ЖКХ представляет собой достаточно сложный для управления объект.

Промежуточные итоги реформирования сферы ЖКХ | Статья...

Неэффективное использование отраслью жилищно-коммунального хозяйства бюджетных средств, отсутствие работающих механизмов управления жильем, государственная и муниципальная монополия в области предоставления жилищно-коммунальных услуг...

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ, коммунальные системы жизнеобеспечения, планирования, эффективность управления ЖКХ.

Модернизация жилищно-коммунального хозяйства России

жилищная сфера, Российская Федерация, жилищный фонд, жилищно-коммунальное хозяйство, повышение уровня, реформирование, мера, капитальный ремонт, жилищная обеспеченность, жилищная проблема.

Похожие статьи

Трудности муниципального контроля в жилищно-коммунальной...

Муниципальный контроль – это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок...

Проблемы и тенденции развития управляющих компаний в сфере...

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, многоквартирный жилой дом, управляющая компания, управление жилым домом. Сфера жилищно-коммунального хозяйства является той отраслью, с которой человек взаимодействует ежедневно.

Проблемы реализации полномочий муниципального образования...

Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1330-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в...

Реализация реформы ЖКХ в муниципальном образовании

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищная политика, реформа ЖКХ. Процесс реформирования системы ЖКХ берет свое начало в 1991 году.

Жилищный фонд Свердловской области 2.

Роль управляющих компаний и муниципальных органов власти...

местное самоуправление, жилищно-коммунальное хозяйство, РФ, Российская Федерация, общий принцип организации, деятельность управляющих компаний, сфера ЖКХ, жилищно-коммунальная сфера...

Основные методы управления системой...

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из наиболее социально значимых систем экономики страны. Будучи достаточно сложной, неравномерно развитой системой, ЖКХ представляет собой достаточно сложный для управления объект.

Промежуточные итоги реформирования сферы ЖКХ | Статья...

Неэффективное использование отраслью жилищно-коммунального хозяйства бюджетных средств, отсутствие работающих механизмов управления жильем, государственная и муниципальная монополия в области предоставления жилищно-коммунальных услуг...

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ, коммунальные системы жизнеобеспечения, планирования, эффективность управления ЖКХ.

Модернизация жилищно-коммунального хозяйства России

жилищная сфера, Российская Федерация, жилищный фонд, жилищно-коммунальное хозяйство, повышение уровня, реформирование, мера, капитальный ремонт, жилищная обеспеченность, жилищная проблема.

Задать вопрос