Ключевые слова: зеленая логистика, экология, экологический налог, автомобиль, транспортный налог
Современное общество развивается в условиях нарастающего кризиса взаимоотношений человека и окружающей среды. В последние годы это демонстрируется ощутимым ростом количества техногенных и социально обусловленных катастроф, различных кризисных ситуаций. Возрастает количество техногенных катастроф в России. В нашей стране они проявляются сильнее, чем в зарубежных государствах с сопоставимым уровнем и структурой хозяйства. Относительные показатели техногенных аварий в России в 2–3 раза выше, чем в других промышленно развитых странах. Ежегодно эти бедствия уносят более чем 50 тыс. человеческих жизней, свыше 250 тыс. россиян получают увечья. Огромные площади некогда плодородных земель превращаются в пустыни из-за засоления, отравления токсичными веществами. При спаде производства на 70 % выбросы загрязняющих веществ в атмосферу снизились только на 12 %, 70 % поверхностных и 30 % подземных вод потеряли питьевое значение [1].
Глобальное ухудшение экологической ситуации ставит перед человечеством проблему перехода к безотходной или малоотходной технологии производства. Наряду с появлением новых технологий увеличивается и ущерб, наносимый экологии человеческой хозяйственной и иной деятельностью в виде загрязнения атмосферы, эрозии и загрязнения почв, вырубки лесов, разрушения озонового слоя, вымирания многих видов животных, нарушения экологии мирового океана, гибели крупных водоемов и других бедствий. Эти и другие результаты губительной деятельности людей по отношению к окружающей среде несут реальные угрозы существованию человеческой цивилизации.
Из изложенного выше понятно, что в России очень остро стоит проблема охраны окружающей среды, однако в погоне за успехом многие забывают об окружающей среде. В связи с этим тема экологических налогов является крайне актуальной в последние годы.
Сущность экологических налогов — состоит в том, что государство взимает плату за воздействие на окружающую среду, эксплуатацию природных ресурсов. На сегодняшний день, точное понятие экологического налога отсутствует в Законодательстве РФ. В нашей стране его используют для обозначения некоторых платёжных обязательств: платы за негативное воздействие на окружающую среду; утилизационный сбор; экологический сбор.
В связи с использованием определённых объектов природы, возникает необходимость уплатить налоговый сбор. Рассмотрим подробнее, в каких ситуациях это происходит:
– транспортный налог (в настоящее время его необходимо платить, если доказано, что транспортное средство наносит вред окружающей среде)
– налог по добыче полезных ископаемых (например, при добыче природных ресурсов, включая уголь и нефть, которые относятся к числу исчерпаемых)
– водный налог (платится в России за внесение дисбаланса в окружающую среду при использовании водных ресурсов)
– сбор за эксплуатацию водных биологических ресурсов в России, объектов животного мира (этот налог платится, если ущерб природе причинён в результате охоты или других видов ловли животных)
– земельный.
Плата за мусор взимается, когда размещаются отходы потребления и производства. Размещение — это не только складирование отходов в мусорные баки, но и содержание в специальных объектах для последующего захоронения. Если фирма занимается только этим — она складирует отходы, а не размещает их. Другое дело — если предприниматель ведёт деятельность, и сам заключает договор со специальной фирмой по вывозу мусора (работающей по лицензии). Выплата налогов тогда определяется условиями договора. Например, если по договору право собственности на отходы принадлежит фирме — тогда экологический сбор становится обязательным.
Общая сумма экологического налога в 2016 году вычисляется отдельно, по всем видам товаров, которые требуют утилизации формула будет такой:
Z=C*M*N
Z-сумма экологического сбора
С-ставка экологического сбора
M-масса готового товара (либо количество единиц подлежащего утилизации готового товара или масса упаковки)
N-норматив утилизации
Иногда в формулу подставляется масса готового товара, а иногда — количество единиц, для которых необходима утилизация. Нормативы утилизации вместе со ставками экологического сбора помогут понять, какой показатель надо использовать для того или иного вида товара. По каждому загрязняющему веществу и отходу суммы платежа учитываются отдельно. Это касается и каждого вида топлива, на котором работают передвижные объекты [2].
Рассчитывая уплату за экологические выбросы, надо учитывать несколько факторов:
– дополнительные коэффициенты 2 и 1,2
– коэффициент экологической значимости для региона.
Выбросы так же требуют определения сразу нескольких показателей:
– коэффициент для взвешенных веществ
– дополнительный коэффициент 2
– экологическая значимость региона.
Наконец, когда считается плата за отходы, опираются на:
– коэффициент месторасположения объекта, где размещаются отходы
– дополнительный коэффициент 2
– экологическая значимость.
Коэффициент с учётом инфляции может добавляться ко всем перечисленным выше схемам. Он устанавливается в Федеральных бюджетах на очередной календарный год [2].
Транспортный налог.
Для транспортных средств отдельно не устанавливают предельный уровень выбросов в атмосферу. Зато есть технические нормативы по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу. При проведении техосмотра специалисты проверяют, насколько то или иное транспортное средство соответствует указанным требованиям. Запрещается эксплуатировать транспорт, если он выделяет количество вредных веществ больше, чем указано в действующих нормативах. Или запрет накладывается до тех пор, пока не будут устранены нарушения. Масса выброса загрязняющих веществ не определяет нормативы по плате. Здесь определяющим фактором выступает разновидность используемого топлива, его вид. Нормативы нужно умножать на количество топлива, которое было фактически израсходовано. Первичные бухгалтерские документы по учёту помогут точно рассчитать, сколько топлива ушло в том или ином случае. В объёмных единицах топливо учитывается у тех, кто ведёт путевые листы. Но за тонну топлива отдельно устанавливаются базовые нормативы платы. Литры переводятся в тонны для тех, кто заинтересован в точных расчётах. Для этого объём материала умножаем на плотность.
Существует несколько основных видов транспорта, которые используются для перевозки грузов. На диаграмме 1 можно увидеть долю воздействия на окружающую среду от различных видов транспорта.
Рис. 1. доля влияния на окружающую среду различных видов транспорта
Максимальное негативное воздействие идет от автомобильного транспорта, а минимальное влияние на окружающую среду оказывает рельсовый транспорт, эта тенденция характерна как для России, так и для стран Европы.
В последние годы значительно увеличилась доля автомобильного транспорта в предоставлении логистических услуг. Из представленной диаграммы видно, что автомобильный транспорт является основным крупным источником загрязнения воздуха. Численность автомобильного транспорта растет из года в год. По сравнению с 1991 годом его численность увеличилась почти в 4 раза. Автомобилями ежегодно выбрасывается в атмосферу более 10,3 млн. тонн оксида углерода, 1,8 млн. тонн оксидов азота, 344 тыс. тонн окиси серы, 58 тыс. тонн сажи и других вредных компонентов. Удельные выбросы вредных веществ в окружающую среду при эксплуатации всех автотранспортных средств России превышают соответствующие показатели развитых стран более чем в 2 раза [3]. В связи с этим в ближайшее время в государство собирается ввести на автомобили экологический налог.
Таблица 1
Как могут измениться базовые ставки налога взависимости от экологического класса автомобилей
Экологический класс транспортного средства |
Коэффициенты* |
5 и выше |
0,7 |
4 |
1 |
3 |
1,2 |
2 |
1,6 |
Транспортное средство выпущено в обращение до 01.01.2006г. |
2 |
*Текущие коэффициенты применяются к базовой ставке транспортного налога путем умножения базовой ставки на данный коэффициент |
|
Введение экологического налога отрицательно повлияет на компании экспресс-доставки. На диаграмме 2 наглядно представлено количество выбросов от основных автомобилей, которые используют компании экспресс-доставки в России.
Рис. 2. выбросы СО2 от различных автомобилей
Из диаграммы видно, что те, кто используют автомобили Ford Trancit Van и Fiat Ducato, при введении экологического налога будут находиться не в самой лучшей ситуации, и им следует сменить их автомобили на более экологичные.
Из всего выше изложено ясно видно, что экология в России находится не в лучшем состоянии. Сейчас государство начинает заниматься вопросом введения экологического налога на транспорт, что несомненно, позитивно отразится на природе, но многим компаниям придется пережить кризисный период, который будет связан со сменой автомобилей. Может показаться, что плата за неэкологичные автомобили выйдет более дешево для организаций, чем производить смену автопарка, однако применение методов «зеленой» логистики позитивно отразится на имидже компании и привлечет дополнительных клиентов.
Если люди и государство не будут уделять должного внимания теме экологии, то с годами в природе будут происходить катаклизмы, которые в итоге могут погубить все человечество.
Литература:
- Лубнина А. А., Джемилов Т. С. 1) «Зеленая логистика» как инструмент снижения экологических рисков на предприятии // Материалы международной научно-практической конференции «Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления». — Белгород: ООО «ПТ», 2015. — С. 253–257.
- Экологический налог в РФ в 2017 году: Детальный обзор и способы расчета // Yurface. URL: 1) http://yurface.ru/buhgalteriya/nalogi/ekologicheskij-nalog-stavka/ (дата обращения: 10.10.2017).
- Воронков А. Н., Точков А. Г., Вакуленко Р. Я. Направления применения «зеленых» технологий в логистике // Вестник САМГУПС. — 2012. — № 2. — С. 62–69.