Система оценки достижений планируемых результатов учителем на уроках в начальной коррекционной школе в рамках реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 июля, печатный экземпляр отправим 29 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (176) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 05.05.2017

Статья просмотрена: 1929 раз

Библиографическое описание:

Березникова, Е. В. Система оценки достижений планируемых результатов учителем на уроках в начальной коррекционной школе в рамках реализации ФГОС / Е. В. Березникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 161-164. — URL: https://moluch.ru/archive/176/41965/ (дата обращения: 14.07.2020).



Представлен опыт работы системы оценивания по программе АООП в рамках реализации ФГОС с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями, коррекционная школа, ФГОС, начальные классы, система оценки

Новый федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами — педагогами новую цель, конечным продуктом которой должен стать выпускник с высоким личностно-развитым потенциалом, способный ставить проблемы, искать и находить новые решения, умеющий сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Гуманистический характер образования, являясь приоритетом общечеловеческих ценностей, предполагает создание для всех детей образовательных условий, адекватных их возможностям и потребностям.

Актуальность проблемы организации образовательного процесса, способствующего целостному развитию всех его участников, обусловлена увеличением в последние годы количества детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и развитием интеграционных тенденции в системе образования. В связи с этим Министерство юстиции РФ зарегистрировало ведомственные приказы Минобрнауки об утверждении федеральных государственных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Федеральный Государственный образовательный стандарт для школ 8 вида был введен с сентября 2016 г., на основании приказа МинОбр РФ № 1599 от 19.12.2014 г.

Вся система коррекционной работы направлена на социальную адаптацию ребёнка с ОВЗ в современном мире.

Из этого следует, что правильно организованная работа, позволяет определить пути и способы достижения социально желаемого развития обучающихся с ОВЗ.

В рамках реализации приказа была предложена адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся, воспитанников с интеллектуальными нарушениями. Любая образовательная программа рассчитана на передачу определенного количества знаний и умений. В свою очередь приобретаемые детьми знания и умения должны оцениваться. Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой — это ученик.

Дети с интеллектуальной недостаточностью требуют вдвое больше внимания к оцениванию своей деятельности. Данная потребность может утрачиваться, что влечет за собой низкую мотивацию на учебную деятельность.

В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с интеллектуальными нарушениями оценке подлежат личностные и предметные результаты детей.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения первоклассниками социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, которая представляет собой процедуру мнений группы специалистов, которую определяет школа и включает педагогических и медицинских работников. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты представляются в табличной форме с удобными и понятными всем членам экспертной группы условными единицами:

0 баллов — нет фиксируемой динамики;

1 балл — минимальная динамика;

2 балла — удовлетворительная динамика;

3 балла — значительная динамика.

Имена

Личностное БУД на уроке ивнеклассных занятиях

Заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

1четверть

2 четверть

Ожидаемый результат на конец 3 четверти

Ожидаемый результат на конец года

Елизавета М.

Минимальная динамика

Минимальная динамика

Удовлетворительная динамика

Удовлетворительная динамика

Ирина М.

Удовлетворительная динамика

Удовлетворительная динамика

Значительная динамика

Значительная динамика

Евгения С.

Минимальная динамика

Минимальная динамика

Удовлетворительная динамика

Удовлетворительная динамика

Личностное БУД на уроке ивнеклассных занятиях

Осознание себя как члена гражданина.

1четверть

2 четверть

Ожидаемый результат на конец 3 четверти

Ожидаемый результат на конец года

Елизавета М.

Минимальная динамика

Минимальная динамика

Удовлетворительная динамика

Удовлетворительная динамика

Ирина М.

Удовлетворительная динамика

Значительная динамика

Значительная динамика

Значительная динамика

Евгения С.

Минимальная динамика

Удовлетворительная динамика

Удовлетворительная динамика

Значительная динамика

По результатам динамики учитель видит не только положительный результат, но и проблемы, которые он решает совместно с экспертной группой и родителями. Результаты оценки личностных достижений заносятся в дневник наблюдений, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения в усвоении знаний и умений, способностью применять их в практической деятельности.

Оценка предметных результатов начинается со второго полугодия 2-го класса (согласно модели ФГОС), т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки, а сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя. Но, с первого дня обучения учителю необходимо отслеживать уровень усвоения знаний по предметам для определения эффективности своей работы.

Во время обучения в 1-м классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление даже незначительных предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

Оценка достижения предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Первокласснику не всегда понятны качественные оценки. Исходя из этого необходимо использовать безотметочную систему оценивания понятную родителям и детям. Предметные результаты могут быть оценены по разному: словесно («Умница», «Молодец», «Ты пример». «Ты справился», «Все получится», «Постарайся» и т. д.) и с использованием графических символов (▲, ☼, ☺, ■ и др.) на основании положения школы о безотметочном обучении.

Разработка критериев оценивания может осуществляться по направлениям: достоверность («верные» или «неверные»), правильность выполнения и полнота (полные, частично полные и неполные), самостоятельность (наличие / отсутствие помощи) и др.

Результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие) и т. д.

Результаты, продемонстрированные учеником целесообразно соотносить, с оценками типа:

0 баллов — действие отсутствует;

1 балл — смысл действия понимает, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла — преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по указанию;

4 балла — способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов — самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Имена

Русский язык

Списывание по слогам ицелыми словами спечатного текста сорфографическим проговариванием.

1четверть

2 четверть

Ожидаемый результат на конец 3 четверти

Ожидаемый результат на конец года

Елизавета М.

1

1

1

2

Ирина М.

2

3

3

4

Евгения С.

1

2

2

3

Имена

Устная речь (речевая практика)

Формулировка просьб ижеланий сиспользованием этикетных слов ивыражений. Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов истихотворений; ответы на вопросы; выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений сопорой на образец чтения учителя

1четверть

2 четверть

Ожидаемый результат на конец 3 четверти

Ожидаемый результат на конец года

Елизавета М.

1

2

3

4

Ирина М.

2

3

4

4

Евгения С.

2

3

3

3

Имена

Чтение

Осознанное иправильное чтение текст ввслух по слогам ицелыми словами.

1четверть

2 четверть

Ожидаемый результат на конец 3 четверти

Ожидаемый результат на конец года

Различие звуков

Понимание прочитанных слов звуками.

Чтение

Звук+слог =слово Понимание прочитанного

Чтение

Слог+ слог =слово

Понимание прочитанного

Чтение

Слог+ слог =слово

Переход к чтению целыми словами

Понимание прочитанного

Елизавета М.

1

2

2

3

Ирина М.

3

3

3

3

Евгения С.

1

1

2

2

Имена

Предметы, направленные на развитие логического мышления.

Математика

Знание числового ряда впрямом иобратном порядке

1четверть

2 четверть

Ожидаемый результат на конец

3 четверти

Ожидаемый результат на конец года

Счет до 3 прямой и обратный

Счет до 5 прямой и обратный

Счет до 8 прямой и обратный

Счет до 10 прямой и обратный

Елизавета М.

1

2

3

3

Ирина М.

3

3

3

4

Евгения С.

1

1

2

3

Имена

Предметы, направленные на развитие логического мышления.

Математика

Понимание смысла арифметических действий сложения ивычитания

1четверть

2 четверть

Ожидаемый результат на конец 3 четверти

Ожидаемый результат на конец года

Арифметические действия сложения ивычитания впределах 3.

Арифметические действия сложения ивычитания впределах 5.

Арифметические действия сложения ивычитания впределах 8.

Арифметические действия сложения ивычитания впределах 10.

Елизавета М.

1

2

2

3

Ирина М.

3

3

3

4

Евгения С.

1

2

2

3

Предметы направленные на развитие логического мышления.

Математика

Знание иразличие геометрических фигур

1четверть

2 четверть

Ожидаемый результат на конец 3 четверти

Ожидаемый результат на конец года

Елизавета М.

2

2

3

3

Ирина М.

3

3

3

4

Евгения С.

2

2

3

3

Подобного рода динамика позволяет оценить не только то, чему учитель намерен учить, но и раскрывает отношение каждого ученика к пониманию и восприятию предмета (темы). Данная система оценивания позволяет адекватно аргументировать оценку способностей каждого ученика. Оценивание повышает мотивацию. Если ребенок успешен, то он готов двигаться навстречу новому, формируется позитивное отношение к учебе. В свою очередь данная система оценки демонстрирует учителю не только достижения, но и проблемы. Это позволяет учителю скорректировать свою дальнейшую деятельность.

Предложенная система оценивания способствует успешному развитию ребенка с ОВЗ в той или иной деятельности в зависимости от его психофизического развития. Согласно введенных государственных стандартов каждый ученик рассматривается индивидуально как личность, способная чувствовать себя успешной в современном обществе. Современному обществу нужны люди, которые способны не только руководить, но и выполнять мелкую работу. Если мы, педагоги, создадим ситуацию успеха ребенку с ОВЗ еще в начальном звене, то по окончанию школы получим сформированную личность, способную принести пользу обществу.

В любом случае, при оценке итоговых предметных и личностных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Литература:

  1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин — СПб.: Питер,2006. — 507 с.
  2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развитии (Олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Академия, 2011. — 272 с.
  3. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы: (изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка) / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Академия, 2013. — 208 с.
  4. Посысова Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов / Н. Н. Посысоева — М.: ВЛАДОС, 2004. — 328 с.
  5. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе VIII вида / под ред. Т. Н. Головиной. — М.: Академия, 2012. — 104 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ожидаемый результат, удовлетворительная динамика, минимальная динамика, значительная динамика, арифметическое действие сложения, конец, четверть, логическое мышление, обучающийся, балл.


Похожие статьи

Обучение решению арифметических задач | Статья в журнале...

Арифметические задачи в курсе математики занимают значительное место.

При решении задач у детей развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Учащихся могут: — сравнить действие и результат с готовым образцом

К концу второго этапа ученики должны

Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования.

Обучение детей старшего дошкольного возраста решению...

Решая простые задачи, дошкольники знакомятся с арифметическими действиями сложения и вычитания, учатся рассуждать, выполнять основные

Динамика действия в содержании задач направляет внимание детей на необходимость соединения совокупностей в одно целое, что...

Развитие логического мышления у учащихся с ограниченными...

Библиографическое описание: Корягина Л. В. Развитие логического мышления у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе решения задач по

Поэтому учащихся необходимо учить определять, какими арифметическими действиями можно их решить.

Исследование математической модели динамики знаний...

Приобретение обучающимися определенных знаний, умений и навыков в процессе обучения можно представить с помощью динамической модели, в которой учитываются следующие факторы: индивидуальная динамика процесса обучения с учетом (без учета)...

Оценивание на уроках русского языка в условиях введения...

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя.

Для обучающихся оценочный лист является стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему через свои действия и самостоятельно организовывать учебно-познавательную в...

Формирование мышления младшего школьника на уроках...

Кроме того, у детей этого возраста должны быть сформированы элементы логического мышления [9, с. 112].

Доказательство арифметического правила обыкновенно состоит в проверке полученного по данному правилу результата каким-нибудь другим действием: так...

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Ключевые слова: логическое мышление, мышление старших дошкольников.

Вместе с тем, развитие логического мышления является сложным и поступательным процессом, требующим значительных

Динамика развития логического мышления оказалась более выраженной в...

О системе критериального оценивания в обучении...

Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью

Вводится критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.

Похожие статьи

Обучение решению арифметических задач | Статья в журнале...

Арифметические задачи в курсе математики занимают значительное место.

При решении задач у детей развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Учащихся могут: — сравнить действие и результат с готовым образцом

К концу второго этапа ученики должны

Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования.

Обучение детей старшего дошкольного возраста решению...

Решая простые задачи, дошкольники знакомятся с арифметическими действиями сложения и вычитания, учатся рассуждать, выполнять основные

Динамика действия в содержании задач направляет внимание детей на необходимость соединения совокупностей в одно целое, что...

Развитие логического мышления у учащихся с ограниченными...

Библиографическое описание: Корягина Л. В. Развитие логического мышления у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе решения задач по

Поэтому учащихся необходимо учить определять, какими арифметическими действиями можно их решить.

Исследование математической модели динамики знаний...

Приобретение обучающимися определенных знаний, умений и навыков в процессе обучения можно представить с помощью динамической модели, в которой учитываются следующие факторы: индивидуальная динамика процесса обучения с учетом (без учета)...

Оценивание на уроках русского языка в условиях введения...

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя.

Для обучающихся оценочный лист является стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему через свои действия и самостоятельно организовывать учебно-познавательную в...

Формирование мышления младшего школьника на уроках...

Кроме того, у детей этого возраста должны быть сформированы элементы логического мышления [9, с. 112].

Доказательство арифметического правила обыкновенно состоит в проверке полученного по данному правилу результата каким-нибудь другим действием: так...

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Ключевые слова: логическое мышление, мышление старших дошкольников.

Вместе с тем, развитие логического мышления является сложным и поступательным процессом, требующим значительных

Динамика развития логического мышления оказалась более выраженной в...

О системе критериального оценивания в обучении...

Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью

Вводится критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.

Задать вопрос