Создание предпосылок для формирования нового финансового инструмента «Индуктивный фьючерс» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №41 (175) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 18.10.2017

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Грицык, Д. С. Создание предпосылок для формирования нового финансового инструмента «Индуктивный фьючерс» / Д. С. Грицык. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 39-44. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45918/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются основные проблемы фондового рынка РФ, вопросы появления новых предприятий эмитентов, объединение мелких предприятий в пулы для укрупнения оборотов и эмиссии новых ценных бумаг.

The article considers the basic problems of the stock market of the Russian Federation, questions the emergence of new issuers companies, the pooling of small businesses in the big pools for the enlargement of trade turnover and the emission of new securities.

Тема слабого развития фондового рынка РФ, безусловно является важной для развития экономики страны в целом. Кратко фондовый рынок можно описать как площадку с тремя десятками «голубых фишек», котировки которых в значительной степени зависят от 3–5 ведущих бумаг и как под копирку повторяют друг друга, демонстрируя тем самым, высокие риски и низкую диверсификацию. (рис. 1)

Рис. 1. График котировок нефтяных компаний (авг. 2016 — авг. 2017г)

Актуальность: В этой связи актуален вопрос увеличения числа эмитентов и их отраслевого разнообразия. Но всем понятно, что эмиссия ценных бумаг не может являться самоцелью. И потому любая ценная бумага должна иметь в своей основе некий актив, должна быть отражением реальной компании. И чем более стабильна и развита компания, чем понятнее и прибыльнее ее деятельность, тем интереснее ее ценная бумага для инвестора. А чем богаче и разнообразнее рынок, тем привлекательнее он для инвестора.

Цель, научная новизна: Целью данной работы является описание конкретного проекта создания в регионе (а затем и по всей стране) таких предприятий-эмитентов, деятельностью которых стала бы концентрация вокруг себя субъектов малого и среднего бизнеса, их появления и развития. А также эмиссия новых, независимых от монополизированных отраслей, ценных бумаг.

Задачи, методы: Всвязи с указанной целью, необходимо рассмотреть ситуацию на фондовом рынке РФ, нынешнее состояние малого и среднего бизнеса в регионе, определить его основные проблемы и сформулировать ключевые факторы развития.

В процессе исследования применялись общенаучные методы исследования: методы логического, системного и экономического анализа теоретического и практического материала.

По данным Росстата за 2016 г. в экономике РФ только 21 % ВВП производится малыми и средними предприятиями. Тогда ка в развитых экономиках это показатель составляет 60–80 %.

Согласно многочисленных исследований, причинами низкого развития МСП являются:

– административные барьеры;

– высокая (чаще недифференцированная) налоговая нагрузка;

– отсутствие выгодного рынка сбыта «…низкие закупочные цены — характерна и для перекупщиков, поэтому сотрудничество с ними не позволяет фермерам добиться высокой рентабельности» [3].

– отсутствие возможности мелкому производителю попадания на полки гипермаркетов;

– низкая доступность кредитных средств, и других источников финансирования «80 % кредитов достается десятку компаний, а тысячи не получают ничего» [6];

– низкий уровень грамотности предпринимателей.

Следует отметить, что в Ростовской области отсутствует точная и подробная статистика о количестве, профиле, роде деятельности и оборотах субъектов МСП.

Таблица 1

Количество малых предприятий по данным портала Малый Бизнес Дона [7]

Кол-во малых предприятий вРО по данным Минэконом развития РО 2016г.

Малые (ед.)

Микро (ед.)

4 394

51 443

Данные Федеральной налоговой службы России несколько отличаются от данных Минэкономразвития ростовской области.

Таблица 2

Количество малых предприятий по данным сайта ФНС [8]

Кол-во малых предприятий вРО по данным Федеральной налоговой службы РФ 2017г.

Субъектов (малые + средние ИП иЮЛ) (ед.)

Микро ИП иЮЛ (ед.)

171 578

164 301

Конечно надо оговориться о том, что данные собраны в разные годы, но во-первых: вряд ли за год могло произойти столь существенное изменение количество субъектов МСП, во-вторых: мы все равно не имеем данных о профиле, роде деятельности и оборотах субъектов МСП.

Но в открытом доступе есть информация о ВРП региона.

Таблица 3

Бюджет Ростовской области 2017 г. [9]

Бюджет РО 2017г.

Доход (млрд. руб.)

Расход (млрд. руб.)

150,76

161,42

Таблица 4

Доходы ирасходы Ростовской области [4]

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ иуслуг собственными силами (январь -август 2016г.) вмлрд. руб.

535,319

Из приведенной таблицы становится понятно, что Ростовская область за год производит товаров работ и услуг на сумму около 802 млрд. руб. тогда как в непосредственно в бюджет области поступает 150 млрд. руб. Остальные средства уходят предприятиям, находящимся в юрисдикции других регионов (например «Ростсельмаш» — Санкт-Петербург, «Евродон» — Москва и др.)

Также неутешительную статистику публикует ФНС РФ о ситуации с индивидуальными предпринимателями и фермерскими хозяйствами.

Таблица 5

Соотношение действующих ипрекративших деятельность субъектов МСП[1]

Индивидуальные предприниматели икрестьянские (фермерские) хозяйства по состоянию на 01.07.2017.

Действующих (ед.)

Прекративших деятельность (ед.)

142 096

291 369

Приведенные данные ясно демонстрируют, что потенциал развития МСП в регионе довольно высок. Но условия для деятельности малых предприятий ухудшаются.

Также имеют место проблемы глубинного характера такие как:

– слабая договороспособность населения страны,

– боязнь каких-либо изменений [1] причиной которой является отсутствие положительного опыта изменений, приводивших к позитивным результатам,

– низкий уровень доверия к государственным институтам.

Для решения перечисленных проблем едва ли подойдет какое-либо решение отдельно взятой проблемы. По мнению авторов, здесь необходимо комплексное решение. Необходим некий конкретный проект, который был бы направлен на решение этих проблем МСП и был бы реализован в рамках нашего региона.

Необходимо объединение представителей МСП в одном институте, который сможет влиять на поведение своих участников. Лучше это делать в процессе конкретной деятельности, приносящей несомненные блага своим членам.

Таким проектом может стать создание Института развития местных МСП на площадке т. н. «Гипермаркета местного производителя», включающего в себя набор задач, направленных на решение каждой из рассмотренных проблем комплексно. Что это значит?

Проект подразумевает создание за счет государственных средств «Гипермаркета местного производителя» (ГМП). Это привычный для каждого из нас гипермаркет, но в тоже время молл, обладающий рядом особенностей.

Магистральной целью проекта станет — развитие местных малых и средних производственных предприятий и создание благоприятных условий для их развития. Возбуждение в участниках инициативы и способности брать на себя ответственность. Культивирование непрерывного стремления к росту, повышению компетентности, увеличению оборотов и качества продукции, снижению издержек. Воспитанию в участниках навыка договороспособности и преодоления страха неизвестности. Повышение доверия к данному институту.

Для достижения этих целей проект должен обладать целым рядом мотивирующих факторов:

  1. Якорный фактор
  1. Возможность размещения товара на полке ГМП вне зависимости от объема поставки (режим ярмарки) для обеспечения сбыта и потока выручки участника.
  2. Ротация по полкам в зависимости от рейтинга внутри ГМП (рейтинг поставщика растет в зависимости от выполнения рекомендаций Биз-тренера и роста показателей).
  1. Практический фактор
  1. ГМП, преимущественно за свой счет, организовывает логистику товара от производителя (участника программы) «от грядки до полки». Участник может, не отвлекаясь от процесса производства (от земли) использовать силы ГМП для доставки товара. При этом стоимость логистики останется значительно ниже рыночной. Ему будет доступен заказ доставки через мобильное приложение, звонком по телефону оператору отдела логистики, по E-mail, при необходимости будет доступна аренда автотранспорта (с водителем и без), доступна аренда манипулятора, термобоксов и пр. оборудования для перевозки. Таким образом ГМП выполняет роль сбытовой кооперации для производителя (забор продукта, мойка, упаковка и т. д.), но при этом с него не берут за это никаких «сверх-наценок» все строго в рамках оговоренного, без обмана. Обмана предприниматель не потерпит.
  2. Участникам не имеющим достойной упаковки доступна услуга упаковки своего товара в фирменную упаковку ГМП трех категорий стоимости. Все категории упаковки имеют вменяемую стоимость исключающую повышение цены более чем на 40 %.
  3. ГМП берет на себя 2/3 расходов по приобретению дорогостоящего производственного оборудования и техники в лизинг для сдачи в пользование участнику ГМП. Т. е. субъект малого бизнеса, проработавший какое-то время в системе ГМП и продемонстрировавший положительную динамику сможет рассчитывать на получение необходимого дорогостоящего оборудования за 1/3 его лизинговой стоимости. Важно, что распределение таких льгот должно происходить по прозрачным, понятным и равным, для всех участников, условиям. Таким образом будет снят вопрос слабой доступности кредитных средств.
  1. Институциональный фактор
  1. Регулярные круглые столы с обсуждением текущих проблем участников. Культивирование причастности к большому общему делу путем постоянного диалога.
  2. Выработка рекомендаций для участников (например: ИП Огурцов — снизить количество подгнивших и потому отбракованных при приемке овощей, для этого участить вывоз продукции с поля, сняв вопрос храненния; ИП Табуреткин — найти дополнительно двух поставщиков пиломатериалов для повышения качества поставляемых стульев, ИП Иванов — пересмотреть цену товара) и т. п.
  3. Выработка рекомендаций для ГМП (например: «Количество одного наименования товара превысило объем имеющегося места на полках, необходимо срочно расширить площадь под размещение всех вошедших объемов». Или «При приемке салатов работало всего два окна, создалась очередь, на жаре салаты стали портиться. Ноебходимо обратить внимание на прием товара полным составом, и проводить прием в охлаждаемой зоне») и т. п.
  4. Обсуждение и настройка порядка взаимодействия ГМП и участников.
  5. Качественные бесплатные консультации по юридическим вопросам, налоговым вопросам, вопросам менеджмента, вопросам управления производством включая технические особенности.
  6. Повышения уровня образования. Долевая оплата обучения по разным программам включая классическое образование.
  1. Финансовый фактор
  1. Внедрение альтернативных, современных финансовых инструментов, векcельное кредитование, факторинговые схемы и т. п. Выработка новых финансовых инструментов. Например, вексельное кредитование участников ГМП должно стать основным видом кредитования т. к. участники будут действовать в рамках одного института, понятного банку. А также по вексельному кредиту ставка будет значительно ниже среднего кредита (около 4–5 %).
  2. Вовлечение новых участников в вексельный оборот (оплата векселями по счетам за поставки сырья, оплаты процентов по кредиту, коммунальных платежей и т. д. Привлечение поставщиков сырья для участников ГМП и далее по цепи (поставщиков поставщиков)
  3. Работа ГМП с местными финансовыми учреждениями на предмет разработки новых реальных и выгодных для всех участников финансовых инструментов.
  1. IT фактор
    1. Работа всех участников в единой информационной системе, включающей банковские операции контрагента, фиксирующей абсолютно всю информацию о контрагенте и всех его транзакциях (приемка, отбраковка, сан. контроль, упаковка, размещение на полке, продажа, отчисление налога, отчисление комиссии ГМП, отправка выручки на счет контрагента, платежи контрагента).
    2. Возможность пользоваться всей статистической информацией (срезы по разным вводным (вид, срок, объем, период, расходы, доходы, налоги и т. д.) включая анализ и рекомендации Биз-тренера.
    3. Освобождение от ведения сложного расчета и отчисления налогов. Налоговым агентом является ГМП и перечисляет налоги в момент продажи.
  2. Налоговый фактор
    1. Особый налоговый режим — 5 % от выручки по данным IT системы (освобождение от всех других налогов по аналогии с ЕСХН).
    2. Освобождение от обязательных пенсионных отчислений при нулевом доходе. Пенсионные отчисления — только при получении дохода — не более 5 % от чистой прибыли (чистую прибыль видно из единой IT-системы). Никакой налог не платится просто за регистрацию ИП или ООО, нет никаких вмененных налогов. Все налоги — только с реально полученных денег. Суммарный налог не должен превышать 10 %.
    3. Исчерпывающие консультации по налогообложению путем возложения на ИФНС разъяснительных функций. ИФНС, как и другие замкнутые субъекты финансовых отношений, должны открываться и интегрироваться в общую систему оздоровления экономики страны.
  3. Административный фактор
  1. Облегчения доступа местного производителя к органам государственной власти (сокращения дистанции и максимизации конструктивного взаимодействия). Сокращение административных барьеров путем как простых консультаций о правильности составления каких-либо обращений, так и прямых встреч с чиновниками на разных уровнях. Помощь в решении вопросов земли под угодья, льготы на удобрения, ГСМ. Защита от давления недобросовестных чиновников, государственные гранты на закупку оборудования, выделение земли и т. п.
  2. Доступ к актуальной информации о (выявленном в ходе работы проекта) о спросе, ценах, емкостях рынка в регионе. Информация может быть сформулирована как сфера деятельности нового бизнеса. (например: в ГМП работают 10 поставщиков сока, которые закупают тару в другом регионе или за границей. Т. е. имеет место спрос на тару в таком-то объеме, требует таких-то вложений, предложена схема лизинга оборудования. Прилагается проект бизнес-плана).
  1. Фактор мотивации персонала ГМП
  1. Весь персонал ГМП (от директора до уборщицы) осознает и понимает, что работает в интересах местных малых и средних производственных предприятий и создания благоприятных условий для их развития. Поэтому при формировании их зарплат применяется система коэффициентов полезности и достижения реальных результатов субъектами малого бизнеса.
  2. Каждый участник (производитель) прикреплён к конкретному Биз-тренеру ГМП (и его команде), который несет ответственность за его успех, растит его бизнес вместе с ним, следит за его рейтингом внутри проекта. Биз-тренер получает вознаграждение больше, если прибыль подопечного растет и меньше — если она снижается.

По предварительным подсчетам авторов количественные показатели проекта будут выглядеть следующим образом:

Наименование

Кол-во

Ед. изм.

Стоимость проекта

200

млн. руб.

Выручка (расчетная)

30

млн. руб./год

Срок окупаемости гипермаркета

11

лет

Численность сотрудников ГМП

550

чел.

Вовлеченных субъектов МБ

4000

ед.

Вновь созданных рабочих мест в секторе МБ

28000

ед.

Наименований продукции от каждого субъекта

10

шт.

Таблица 6 «Количественные показатели ГМП»

Весь валовый продукт производимый в рамках проекта будет оставаться в регионе, выручка от него также остается в регионе так как производителями являются местные субъекты МСП.

Проект сможет способствовать выходу большей части МСБ из теневого сектора, в котором он сейчас находится из-за сегодняшних условий. Он также будет привлекателен для тех, кто хотел бы заниматься собственным делом, но не видит для этого комфортных условий, т. е. привлечет долю так называемых «не определившихся».

В будущем такие ГМП должны открываться во всех регионах образуя сеть. Далее в эту сеть должны привлекаться не только производители товара, но и субъекты оказывающие услуги, а также торговые предприятия. Ведь цель проекта является не отделение производителя от перекупщика, а создание института успешного предпринимательства.

Одним из результатов данного проекта должно стать появление нового производного финансового инструмента — «Индуктивный фьючерс» это контракт сутью которого будет являться будущая закупка товара одним Покупателем у группы Поставщиков. Инструмент будет иметь ряд преимуществ:

1) мелкие Поставщики получат возможность хеджировать риск от снижения цены, не обладая при этом огромными объемами продаж;

2) крупный Покупатель страхуется от повышения цены;

3) крупный Покупатель страхуется от срывов сроков поставок;

4) каждый из участников может использовать этот фьючерс в качестве ликвидной бумаги при расчетах (может им торговать).

Таким образом в фокусе работы Ростовского филиала Московской биржы может появится новый интересный инструмент, не имеющий прямой зависимости от цены на нефть или урожая зерна.

Количество «индуктивных фьючерсов» будет расти при развитии проектов ГМП в разных регионах создавая целый пул новых финансовых инструментов. Не исключено появления и некой объединяющей бумаги «Композитный фьючерс» в состав которого будет входить группа «индуктивных фьючерсов»из разных регионов с разбиением их по удельному весу. А также формирование «композитных индексов» этих бумаг, по аналогии с западными Composite Index с той лишь разницей, что формироваться все эти бумаги будут на территории нашей страны, нашими агентствами.

К тому же при выходе проекта на расчетную мощность, для более внятного управления и страховки от разного рода кризисов, проект подразумевает и эмиссию долевых ценных бумаг — акций ГМП, которые в свою очередь, также пополнят списки акций Российских компаний на бирже страны.

Литература:

  1. Аузан А. А. «Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь» Изд. Манн Иванов и Фербер 2016г.
  2. Голубев В. Ю. Областной закон от 26 декабря 2016 № 836-ЗС «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Губернатор Ростовской области (Действующая редакция с изменениями от 27 июля 2017)
  3. Котляров И. Инструменты обеспечения доступа фермеров к рынкам сбыта Журнал «Вопросы Экономики» М. 2013г.
  4. Доклад территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области «Социально-экономическое положение Ростовской области в январе-августе 2016 года» Ростов-на-Дону 2016 г.
  5. Ежеквартальный отчет ФНС о сведениях содержатся в Едином государственном реестре от 01.07.2017г.
  6. Интервью с Председателем наблюдательного совета АО «Белая Дача» Виктором Семеновым от 17 мая 2017. www.pasmi.ru
  7. Портал МСП Дона Министерства экономического развития www.mbdon.ru
  8. Сайт Федеральной налоговой службы РФ www.ofd.nalog.ru
  9. Областной закон от 26 декабря 2016 № 836-ЗС «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев (Действующая редакция с изменениями от 27 июля 2017)

[1] Ежеквартальный отчет ФНС о сведениях содержатся в Едином государственном реестре от 01.07.2017г.

Основные термины (генерируются автоматически): Ростовская область, данные, регион, участник, малый, местный производитель, предприятие, проект, фондовый рынок РФ, Федеральная налоговая служба.


Похожие статьи

Развитие малого бизнеса в Ростовской области

Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы региона.

В целом инфраструктура поддержки предпринимательства в Ростовской области включает в себя 13 фондов поддержки малого предпринимательства и фондов местного...

Анализ развития предпринимательства в регионах Центрального...

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики на 2010 год в

Курская область, индивидуальные предприятия, статистический анализ, Центральный федеральный округ.

Анализ рынка консультационных услуг Сибирского федерального округа.

Малый бизнес как панацея для кризисной экономики

В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых.

По данным ФНС на апрель 2015 года в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою

Ростовская область. 1143.

Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в РФ

Ввести льготы малым предприятиям в рамках общей системы налогообложения, например, понизить ставку налога на прибыль до 10 %.

Официальный сайт: Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс] / ФНС России.

Торгово-промышленная палата как субъект взаимодействия...

Подавляющее большинство участников ВЭД — это организации (фирмы и предприятия)

Данные составляющие экспортного потенциала Ростовской области представлены на рис. 1. [8, с. 54].

Ростовская область вошла в ряд «пилотных» регионов, в которых первоначально...

Импортозамещение как фактор роста экономики региона...

Приведены данные о реализации импортозамещения по каждому из направлений.

В 2015 году поддержка предприятий в Ростовской области по различным направлениям

Федеральная служба государственной статистики — [Электронный ресурс] — Режим доступа.

Анализ показателей деятельности малых предприятий...

Малые предприятия играют ключевую роль в развитии экономики любого региона.

В табл. 4 представлены сведения, отражающие величину инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в федеральных округах РФ в 2014 году.

Управление развитием государственной поддержки малого...

По данным Федеральной службы государственной статистики, доля малых и средних предприятий поступательно снижается.

Так, распределение малых и средних предприятий по регионам характеризуется высокой степенью концентрации.

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

Данные программы предоставляют федеральные, региональные, муниципальные министерства и администрации.

*Источник: Федеральная служба государственной статистики. По итогам 2015г. в России на 12,4 % увеличилось число малых предприятий, на 9...

Похожие статьи

Развитие малого бизнеса в Ростовской области

Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы региона.

В целом инфраструктура поддержки предпринимательства в Ростовской области включает в себя 13 фондов поддержки малого предпринимательства и фондов местного...

Анализ развития предпринимательства в регионах Центрального...

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики на 2010 год в

Курская область, индивидуальные предприятия, статистический анализ, Центральный федеральный округ.

Анализ рынка консультационных услуг Сибирского федерального округа.

Малый бизнес как панацея для кризисной экономики

В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых.

По данным ФНС на апрель 2015 года в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою

Ростовская область. 1143.

Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в РФ

Ввести льготы малым предприятиям в рамках общей системы налогообложения, например, понизить ставку налога на прибыль до 10 %.

Официальный сайт: Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс] / ФНС России.

Торгово-промышленная палата как субъект взаимодействия...

Подавляющее большинство участников ВЭД — это организации (фирмы и предприятия)

Данные составляющие экспортного потенциала Ростовской области представлены на рис. 1. [8, с. 54].

Ростовская область вошла в ряд «пилотных» регионов, в которых первоначально...

Импортозамещение как фактор роста экономики региона...

Приведены данные о реализации импортозамещения по каждому из направлений.

В 2015 году поддержка предприятий в Ростовской области по различным направлениям

Федеральная служба государственной статистики — [Электронный ресурс] — Режим доступа.

Анализ показателей деятельности малых предприятий...

Малые предприятия играют ключевую роль в развитии экономики любого региона.

В табл. 4 представлены сведения, отражающие величину инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в федеральных округах РФ в 2014 году.

Управление развитием государственной поддержки малого...

По данным Федеральной службы государственной статистики, доля малых и средних предприятий поступательно снижается.

Так, распределение малых и средних предприятий по регионам характеризуется высокой степенью концентрации.

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

Данные программы предоставляют федеральные, региональные, муниципальные министерства и администрации.

*Источник: Федеральная служба государственной статистики. По итогам 2015г. в России на 12,4 % увеличилось число малых предприятий, на 9...

Задать вопрос