Некоторые проблемы и перспективы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и интеграции предприятий Кыргызской Республики с предприятиями ЕАЭС в условиях глобализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №41 (175) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 12.10.2017

Статья просмотрена: 1187 раз

Библиографическое описание:

Айтикеева А. А., Джаныбеков У. Д., Айтикеев А. А. Некоторые проблемы и перспективы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и интеграции предприятий Кыргызской Республики с предприятиями ЕАЭС в условиях глобализации // Молодой ученый. — 2017. — №41. — С. 32-35. — URL https://moluch.ru/archive/175/45904/ (дата обращения: 25.06.2018).



Материал статьи посвящен актуальной научно-практической задаче — анализу некоторых проблем интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и их решению. Статья вводит в научный обиход новые термины: пакетное решение ЕАЭС, пакетное обязательство члена ЕАЭС, пакетная экономическая политика ЕАЭС, пакетная промышленная политика ЕАЭС и национальная внешнеэкономическая политика члена ЕАЭС — для запуска ранее предложенного пакетного процесса интеграции, усиления интеграции ЕАЭС. В статье также анализируются проблемы и перспективы интеграции предприятий Кыргызской Республики с предприятиями ЕАЭС.

Ключевые слова: глобализация, интеграционные процессы, Евразийский экономический союз, Евразийский союз, пакетное решение ЕАЭС, пакетное обязательство члена ЕАЭС, пакетная экономическая политика ЕАЭС, пакетный проект ЕАЭС, пакетный процесс интеграции ЕАЭС, базовый консолидирующий фактор, усиление интеграции, Европейский союз, информационная система предприятий Кыргызской Республики

В современных условиях процесс глобализации задает основную динамику экономического роста и определяет место отдельных государств — в том числе стран, состоящих в различных экономических и политических союзах, — в мировом сообществе.

В наши дни мировая экономика характеризуется высоким динамизмом изменений и глобализацией процессов экономической интеграции. Следуя требованиями времени, государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стремятся к интеграции как на региональном, так и на международном уровне.

В настоящее время в ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

29 мая 2014 года в Астане президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации был подписан Договор о ЕАЭС, вступивший в силу 1 января 2015 года.

ЕАЭС не имеет политических целей, а стремится удовлетворить экономические интересы, обеспечить взаимовыгодные условия для входящих в него стран с целью дальнейшего развития и укрепления экономических отношений.

ЕАЭС — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о ЕАЭС.

В результате роста процесса глобализации мир становится еще более связанным и еще более зависимым от всех его субъектов. В целом глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости национальных экономик, взаимовлияния и взаимопереплетения различных сфер и процессов в мировом хозяйстве.

Само явление глобализации носит противоречивый характер.

Формирование и интеграция экономических союзов различных государств имеет как объективные, так и субъективные преимущества и порождает соответствующие проблемы в объективных условиях глобализации мировой экономики.

Процессы интеграции экономических союзов различных государств в условиях роста динамизма глобализации мирового рынка и обострения вызовов и угроз в мире, исходящих от нынешних источников глобальных внешнеполитических напряжений, сталкиваются с различными проблемами.

Например, выход Британии из Европейского союза (ЕС), который получил в мировом сообществе название «Brexit» (Брексит). Связанные с выходом события свидетельствуют о том, что даже у длительно существующего интеграционного объединения государств с единым экономическим рынком возникают проблемы, несмотря на то что перед этим более 40 лет последовательно формировалось единое экономическое, социальное и правовое пространство. Был пройден очень долгий путь от простого к сложному, тщательным образом учтен накопленный опыт, гармонизированы интересы отдельных стран и европейского сообщества в целом.

Не вдаваясь в подробный анализ причин и закономерностей этого явления, сейчас можно сказать одно: Брексит — результат решения британцев о выходе страны из ЕС, и Британия выходит из ЕС.

Евразийский экономический союз — относительно новая организация по сравнению с Европейским союзом. Как видим, даже у долгое время существующей организации могут возникнуть проблемы типа Брексита.

А для новой организации в современных условиях усиления динамизма глобализации мирового рынка и обострения вызовов и угроз в мире такая проблема более чем актуальна.

Иначе говоря, ЕАЭС, возможно, в ближайшие годы может ожидать судьба ЕС. В частности, те или иные государства могут выйти из состава ЕАЭС.

Потому что еще есть много проблем, от грамотного решения которых во многом зависит будущая жизнеспособность ЕАЭС и его дальнейшая интеграция.

К формальной проблеме, препятствующей развитию интеграции государств — членов ЕАЭС, можно отнести выбор неперспективного названия объединения государств при его образовании, а именно, включение в исходный проект названия — «Евразийский союз» — слова «экономический», после чего объединение стало называться «Евразийский экономический союз».

В связи с этим нами в статье [3] было выдвинуто и обосновано предложение устранить исходную формальную проблему укрепления и развития интеграции государств — членов ЕАЭС, содержащуюся в его названии, путем исправления неперспективного названия объединения.

Для этого мы предлагали название «Евразийский экономический союз» (ЕАЭС) заменить на «Евразийский союз» (ЕАС).

На пути к единому экономическому рынку ЕАЭС в условиях роста динамизма глобализации мирового рынка лежит еще много препятствий, в том числе противоречий национальных интересов, которые будут возникать или проявляться в ходе внутреннего взаимодействия членов ЕАЭС, а также при взаимодействии с другими международными организациями региональной экономической интеграции и отдельными странами.

Очередное заседание Евразийского межправительственного совета состоялось 7 марта 2017 года в Бишкеке. В нём приняли участие главы правительств стран Евразийского экономического союза — председатель правительства Российской Федерации Д. Медведев, премьер-министр Республики Армения К. Карапетян, премьер-министр Республики Беларусь А. Кобяков, премьер-министр Республики Казахстан Б. Сагинтаев, премьер-министр Кыргызской Республики С. Жээнбеков. Они обсудили интеграционную повестку Евразийского экономического союза.

Об этом заседании Евразийского межправительственного совета «Российская Газета» 9 марта 2017 года писала [4]: «Они планировали обсудить интеграционную повестку Евразийского экономического союза. Процессы эти в последнее время идут совсем непросто… В конце концов, в ЕАЭС никто никого насильно не держит, добавил глава кабинета министров России Дмитрий Медведев… Глава кабинета министров Белоруссии Андрей Кобяков пришел к выводу, что никаких прорывных успехов в евразийской интеграции нет. Впрочем, Минск от нее пока не отказывается. «Беларусь согласна двигаться вперед, но мы против того, чтобы делать вид, что мы движемся вперед», — заявил Кобяков».

Как видим, высказывания А. Кобякова, Д. Медведева свидетельствуют о том, что назрела необходимость в пересмотре механизмов принятия решений ЕАЭС, а именно, в разработке и внедрении новых прогрессивных механизмов принятия решений и обязательств по их выполнению.

На этом заседании российский премьер Д. Медведев также заметил, что перенос партнерами по ЕАЭС двусторонних проблем в общие дела ЕАЭС сродни попыткам шантажа, и заодно напомнил, какие преференции члены объединения получают от евразийской интеграции.

Но, видимо, прежние механизмы принятия решений ЕАЭС уже не способны дать новый мощный импульс развитию экономических связей. Они уже сыграли свою роль.

Кроме того, еще не изменилось внутреннее содержание стран — членов ЕАЭС, которое в условиях динамичной глобализации мировой экономики может вступить в противоречие с целями и задачами ЕАЭС.

По нашему мнению, процессы глобализации мировой экономики могут ослабить принятые в рамках прежних механизмов решения ЕАЭС и стать одной из причин торможения экономической интеграции стран ЕАЭС. Это происходит из-за того, что государства ЕАЭС имеют различные национальные интересы и не однонаправленные векторы внешней политики, что при отсутствии поэтапных базовых принципиальных консолидирующих факторов ведет к ослаблению интеграции.

Страны — члены ЕАЭС, понимая сложность и противоречивость современной ситуации на мировом рынке, должны стремиться к отысканию путей позитивного решения имеющихся проблем и противоречий.

На наш взгляд, ЕАЭС должен придавать большое значение механизму принятия решений ЕАЭС, а также созданию системы, гарантирующей выполнение принятых его членами обязательств, в качестве непременного условия успешного продвижения интеграционных процессов ЕАЭС.

В связи с этим предлагаем внедрить новые прогрессивные механизмы принятия решений ЕАЭС, гарантирующие выполнение членами союза обязательств.

Новые механизмы принятия решений ЕАЭС должны отличаться от существующих практичностью, гибкостью и возможностью дробления противоречивых задач на подзадачи.

Такие механизмы позволили бы в современных условиях усиливающейся глобализации мирового рынка и обострения вызовов и угроз в мире минимизировать и поэтапно преодолевать противоречия национальных и евразийских интересов, включая противоречия двусторонних соглашений и евразийских интересов, и углублять интеграционные процессы ЕАЭС.

Как представляется, без новых механизмов принятия решений ЕАЭС, гарантирующих выполнение взятых странами — членами союза обязательств, в ближайшие годы не стоит ожидать ощутимых результатов интеграции в ЕАЭС, более того, могут проявиться негативные настроения участников ЕАЭС, их населения.

С необходимостью внедрения новых механизмов неразрывно связан вопрос введения в научный обиход новых терминов, среди которых, по нашему мнению, наиболее актуальны словосочетания: «пакетное решение ЕАЭС», «пакетное обязательство члена ЕАЭС», «пакетная экономическая политика ЕАЭС», «пакетная промышленная политика ЕАЭС» и «национальная внешнеэкономическая политика члена ЕАЭС».

Поскольку государства — члены ЕАЭС входят в союз как субъекты экономических отношений и как деятельные их участники, эти новые научные термины смогут точнее отражать формирование и разработку поэтапных задач интеграции ЕАЭС, а также результаты интеграции.

Так, для ЕАЭС перспективными будут научная разработка и реализация пакетных решений ЕАЭС и пакетных процессов интеграции ЕАЭС с целью развития интеграции в объединении.

Начальным пакетным решением ЕАЭС, как представляется, должно стать пакетное решение о пакетной экономической политике ЕАЭС, учитывающее специфику экономик стран — участников ЕАЭС, причем по всем отраслям их экономик.

Последующими пакетными решениями ЕАЭС станут, например, пакетные решения ЕАЭС: о пакетной промышленной политике ЕАЭС; о национальной внешнеэкономической политике члена ЕАЭС и другие.

Пакетные решения ЕАЭС и пакетные обязательства членов ЕАЭС станут поэтапными базовыми принципиальными консолидирующими факторами в условиях динамичной глобализации мировой экономики.

Для такого утверждения есть основания, так как решающим критерием оценки региональных экономических соглашений является то, насколько существенное различие проводят они между странами — участниками экономического соглашения и теми государствами, которые в этих соглашениях не участвуют. А также то, как определена экономическая политика в отношении третьих стран.

Поэтапные базовые принципиальные консолидирующие факторы в современных условиях роста динамизма глобализации мирового рынка и обострения вызовов и угроз в мире обеспечат запуск пакетных процессов интеграции ЕАЭС, то есть будут способствовать усилению интеграционных процессов.

На наш взгляд, общий макроэкономический эффект от членства в ЕАЭС для каждой страны-участницы состоит в быстром росте следующих факторов, при условии научной разработки и внедрения пакетных решений ЕАЭС, пакетных обязательств члена ЕАЭС, пакетной экономической политики ЕАЭС, пакетных проектов ЕЭАС и пакетных процессов интеграции ЕАЭС с целью развития интеграции в объединении:

– устойчивый и стабильный рост ВВП, выравнивание уровней экономического развития стран — членов ЕАЭС;

– рост благосостояния граждан стран ЕАЭС вследствие увеличения занятости населения;

– рост уровня заработной платы благодаря снижению издержек и повышению эффективности и производительности труда;

– снижение цен на услуги и товары за счет устранения торговых ограничений, уменьшения логистических издержек от перевозки сырья и экспорта товара;

– рост производства, соответствующий увеличению спроса на товары и услуги.

Глобализация мировой экономики усиливает взаимозависимость национальных экономик и проявляется в синхронизации экономических процессов стран.

Значительную роль в глобальных интеграционных процессах экономики играют внешнеэкономические связи. В настоящее время для развития мировых хозяйственных связей характерны динамизм и диверсификация видов и форм внешнеэкономической деятельности. Одной из существенных тенденций в развитии мировых хозяйственных связей выступает диверсификация форм сотрудничества.

В рамках вступления Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) государству необходимо менять модель экономки Кыргызской Республики с реэкспортной на производственную, возрождать промышленность, создавать новые предприятия экономики.

Необходимо развитие тех отраслей, которые имеют потенциал для создания региональных производственных цепочек. В сельском хозяйстве развитие кооперации и перерабатывающей промышленности должны быть приоритетными направлениями.

Перспективны создание энергетического рынка, а также реализация транспортной политики страны, не имеющей выхода к морю.

Кыргызской Республике необходимо определить, какие виды продукции она должна производить, которые были бы востребованы странами ЕАЭС, а также определить, чем экономика республики привлекательна для инвесторов.

Исходя из этой точки зрения должна быть выработана соответствующая национальная экономическая и промышленная политика.

На текущем этапе одной из проблем интеграции предприятий Кыргызской Республики с предприятиями других государств Евразийского экономического союза является отсутствие соответствующей информационной системы предприятий страны.

Для решения проблем интеграции предприятий Кыргызской Республики с ЕАЭС прежде всего необходимо разрабатывать информационную систему предприятий Кыргызской Республики для сети трансфера технологий, субконтрактинга и кооперации предприятий ЕАЭС, которая естественным образом должна быть создана в ближайшие 2–3 года.

Создание информационной системы предприятий Кыргызской Республики позволит оптимизировать процесс производства и существенно повысить конкурентоспособность как на уровне предприятий Кыргызской Республики, так и на уровне ЕАЭС.

А евразийская сеть трансфера технологий, субконтрактинга и кооперации предприятий ЕАЭС как общий информационный ресурс образует евразийскую информационную систему предприятий.

Центром системы станет интегрированный в нее единый реестр сведений о предприятиях ЕАЭС.

А функционирование названной евразийской сети в конечном итоге должно обеспечить увеличение темпов роста и объемов производства предприятий в государствах — членах ЕАЭС.

В данных условиях перспективы интеграции предприятий Кыргызской Республики с предприятиями остальных государств ЕАЭС станут более широкими, конкретными и экономически выгодными.

Создание информационной системы предприятий Кыргызской Республики прежде всего обеспечит оптимизацию процессов производства и качественно усилит конкурентоспособность как на уровне предприятия, так и на уровне региона; повысит эффективность деятельности предприятий в целом и даст возможность использовать освободившиеся финансовые, организационные и человеческие ресурсы для развития новых направлений и новых предприятий республики.

Евразийский экономический союз проходит непростой путь становления, ЕАЭС предстоит развиваться в условиях роста динамизма глобализации мирового рынка и обострения вызовов и угроз в мире, исходящих от нынешних глобальных внешнеполитических напряжений.

ЕАЭС может стать выразителем интересов большинства государств постсоветского пространства, экономическим мостом между Евросоюзом и активно развивающимся Китаем.

Успехи экономического развития каждой страны — члена ЕАЭС смогут убедить другие страны присоединиться к ЕАЭС. Уже в ближайшие годы ЕАЭС может расшириться и может стать крупным субъектом мировой экономики.

Литература:

  1. Загладина Н. Глобальное информационное общество и Россия // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 7. — С. 34–41.
  2. Ткачук С. П. Потенциал расширения и углубления евразийской экономической интеграции // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2014. — № 15. — С. 52–62.
  3. Айтикеев А. А., Джаныбеков У. Д., Айтикеева А. А. Решение исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС): переименование ЕАЭС в Евразийский союз (ЕАС) и его перспективы в пакетных проектах ЕАС // Международный научный журнал «Молодой ученый». — 2016. — № 22. — С. 134–137.
  4. Кузьмин В. И не нужно ничего доказывать// газета «Российская Газета» № 48 (7214). — 2017. — 9 марта. — С. 2.
Основные термины (генерируются автоматически): Кыргызская Республика, евразийский экономический союз, мировая экономика, мировой рынок, обострение вызовов, пакетная экономическая политика, пакетное решение, информационная система предприятий, пакетное обязательство члена, пакетный процесс интеграции.


Похожие статьи

Решение исходных проблем интеграции Евразийского...

Ключевые слова: интеграционные процессы, Евразийское экономическое пространство, Евразийский экономический союз, Евразийский союз, пакетный проект Евразийского союза, пакетный процесс интеграции Евразийского союза...

Вступление в Евразийский экономический союз: влияет ли это...

Решение исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС): переименование ЕАЭС в Евразийский союз (ЕАС) и его перспективы в пакетных проектах ЕАС.

Практика применения таможенных процедур в ЕАЭС

Решение исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС): переименование ЕАЭС в Евразийский союз (ЕАС) и его перспективы в пакетных проектах ЕАС.

Интеграция как инструмент обеспечения роста экономик стран...

В статье рассмотрены основные ключевые тенденции развития современной мировой экономической системы. Обоснована необходимость интеграционных процессов для успешного преодоления угроз и неопределенностей на геополитической и геоэкономической...

Перспективы валютно-финансовой интеграции в рамках...

Решение исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС): переименование ЕАЭС в Евразийский союз (ЕАС) и его перспективы в пакетных проектах ЕАС.

Трудности развития интеграционных объединений (на примере...)

Решение исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС): переименование ЕАЭС в Евразийский союз (ЕАС) и его перспективы в пакетных проектах ЕАС.

Некоторые перспективы и противоречия развития ЕАЭС

евразийская интеграция, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Таможенный союз

Решение исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС): переименование ЕАЭС в Евразийский союз (ЕАС) и его перспективы в пакетных проектах ЕАС.

Перспективы сотрудничества ЕАЭС и МЕРКОСУР...

Решение исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС): переименование ЕАЭС в Евразийский союз (ЕАС) и его перспективы в пакетных проектах ЕАС.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Решение исходных проблем интеграции Евразийского...

Ключевые слова: интеграционные процессы, Евразийское экономическое пространство, Евразийский экономический союз, Евразийский союз, пакетный проект Евразийского союза, пакетный процесс интеграции Евразийского союза...

Вступление в Евразийский экономический союз: влияет ли это...

Решение исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС): переименование ЕАЭС в Евразийский союз (ЕАС) и его перспективы в пакетных проектах ЕАС.

Практика применения таможенных процедур в ЕАЭС

Решение исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС): переименование ЕАЭС в Евразийский союз (ЕАС) и его перспективы в пакетных проектах ЕАС.

Интеграция как инструмент обеспечения роста экономик стран...

В статье рассмотрены основные ключевые тенденции развития современной мировой экономической системы. Обоснована необходимость интеграционных процессов для успешного преодоления угроз и неопределенностей на геополитической и геоэкономической...

Перспективы валютно-финансовой интеграции в рамках...

Решение исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС): переименование ЕАЭС в Евразийский союз (ЕАС) и его перспективы в пакетных проектах ЕАС.

Трудности развития интеграционных объединений (на примере...)

Решение исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС): переименование ЕАЭС в Евразийский союз (ЕАС) и его перспективы в пакетных проектах ЕАС.

Некоторые перспективы и противоречия развития ЕАЭС

евразийская интеграция, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Таможенный союз

Решение исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС): переименование ЕАЭС в Евразийский союз (ЕАС) и его перспективы в пакетных проектах ЕАС.

Перспективы сотрудничества ЕАЭС и МЕРКОСУР...

Решение исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС): переименование ЕАЭС в Евразийский союз (ЕАС) и его перспективы в пакетных проектах ЕАС.

Задать вопрос