Корпоративное питание: тенденции развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №39 (173) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 01.10.2017

Статья просмотрена: 2820 раз

Библиографическое описание:

Степанова, И. А. Корпоративное питание: тенденции развития / И. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/archive/173/45757/ (дата обращения: 19.04.2024).



Корпоративное питание, социальное питание, рабочие столовые, офисные буфеты, кафе, бизнес-ланчи. По статистике, количество работающих людей в стране, на рабочем месте которых не решена проблема питания — пугает. Защищённость наёмных сотрудников на этих рабочих местах и минимальные меры социальной поддержки, такие как питание на рабочем месте, — это лучшая поддержка государственной линии в нашей отрасли. Организация питания сотрудников — становится неотъемлемой частью корпоративной культуры прозорливых и мудрых руководителей, которые отлично понимают, что удовольствие от питания на рабочем месте, как минимум, решает сгустки других проблем. В Европе, к примеру, уже давно практикуется система, при которой работнику предоставляется обеденный перерыв, во время которого он успевает посетить кафе или бистро и полноценно пообедать.

Целью данной статьи является обзор и определение тенденций развития корпоративного питания в России в целом и в городе Екатеринбург в частности. В ходе исследования были использованы методы: сбор и анализ вторичной информации, статистический, метод сравнения. В статье рассмотрены основные аспекты корпоративного питания, проанализировано его место в системе общественного питания страны, выявлены его основные проблемы, обосновывается важность корпоративного питания для функционирования предприятия, а также представлены его новые концепции, внедряемые в современных компаниях. Исследование показало, что существующую систему организации услуги питания по месту работы необходимо не только сохранять, но и стимулировать модернизацию этой сети за счет улучшения материально-технической базы, ремонта и реконструкции имеющихся предприятий.

Ключевые слова: общественное питание, корпоративное питание, предприятие, социальный пакет, ланч-холл

Экономика нашей страны — это сложная система, которая включает в себя сферы хозяйства, отрасли, хозяйственные организации, предприятия и т. п. Все они более или менее связаны друг с другом.

Особое место в хозяйстве страны занимает общественное питание, так как его участники осуществляют не только реализацию потребительской продукции, но и ее производство и организацию потребления.

В системе социально-экономических мероприятий, направленных на повышение благосостояния людей, развитию общественного питания отводится важное место. Правильно организованное питание трудящихся по месту работы, учебы способствует росту производительности труда, позволяет более эффективно использовать трудовые и материальные ресурсы общества, увеличивает свободное время.

Любое государство заинтересовано в развитии общественного питания, так как оно экономически выгодно: экономится общественный труд, рациональней используются продовольственные и природные ресурсы (экономится вода, электроэнергия, материалы). При хорошо организованном общественном питании перестраивается быт населения, так как увеличивается свободное время у людей, освобождая их от необходимости приобретать продукты питания в розничной торговле и заниматься трудоемким процессом приготовления пищи в домашних условиях.

Области организации питания.

Задачей общественного питания является удовлетворение потребностей населения в его продукции и услугах. Общественное питание не подменяет домашнее питание, а дополняет его, делает его менее трудоемким. Конечная цель деятельности системы общественного питания — осуществление последовательного перехода населения от питания в домашних условиях к общественному питанию путем выпуска скомплектованных рационов и организации их потребления по месту жительства, работы, учебы и отдыха [1, с.13].

Спрос на продукцию общественного питания существовал, существует и будет существовать всегда, так как его отличительной чертой является стабильность, обусловленная физиологической потребностью людей в ежедневном питании.

По обороту общественного питания Екатеринбург занимает третье место в РФ после Москвы и Санкт-Петербурга.

В зависимости от обслуживаемого контингента предприятия питания делятся на две группы: общедоступные и закрытые (предприятия питания рабочие, школьные, при учреждениях).

Корпоративное и социальное питание — это самый перспективный сегмент в свете социальных программ и «Национальных Проектов», которые встали во главу угла нашей страны. Организация питания трудовых коллективов, детское и школьное питание, питание в медицинских учреждениях и других бюджетных и государственных направлениях, очень активно будут осваиваться и развиваться [2].

Развитая социальная инфраструктура на производстве, в том числе и профессионально организованная система общественного питания, является залогом стабильности и экономического благополучия компании, ее устойчивой положительной репутации в глазах общества, государства и бизнеса. Следует отметить, что организация корпоративного питания является существенным преимуществом работодателя в вопросе удержания в штате ценных сотрудников, одновременно способствует оптимизации самого рабочего процесса.

Закрытая сеть в последнее время активно развивается. Из 1500 предприятий таких порядка 45 %. Это студенческие, заводские столовые, столовые при учреждениях, школьное питание. Есть попытки максимально приблизить новые технологии, которые применяются на рынке города, к школьным и студенческим точкам питания. В Екатеринбурге в рамках стратегического проекта [5] сохранена социальная сеть питания по месту работы и учебы. Более 500 предприятий оказывают эту услугу. Предоставление услуг питания по месту работы горожан на промышленных предприятиях осуществляют 179 столовых и кафе. Прослеживается тенденция по улучшению материально-технической базы столовых, внедрению современного технологического оборудования, систем автоматизации, повышению уровня обслуживания рабочих и служащих. За последние годы в некоторых школах внедрены современные формы обслуживания — шведские столы.

Столовые на предприятиях наряду с субъектами социального питания и с небольшими предприятиями, не входящими в сеть, являются лидирующими секторами на рынке общественного питания. И тот, и другой сектор занимают около 1/4 рынка каждый. Структура рынка общественного питания по количеству заведений отражена в диаграмме (рисунок 1) [3].

https://interactive-plus.ru/files/79347/79347.files/image003.png

Рис. 1. Структура российского рынка общественного питания по количеству заведений

Даже известные на всю страну крупные ресторанные холдинги и дома, пытаются войти сейчас в сегмент корпоративного питания, так как зачастую гениальные менеджеры и идеологи практически совершенных ресторанных концепций не справляются с организацией питания на низко маржинальной основе с минимальными наценками и контролем себестоимости, например, в таких статьях затрат, как себестоимость персонала и себестоимость сырья, при необходимости выдерживать ассортимент и цикличность. Корпоративное питание — это своего рода наука и принципиально другой вид бизнеса, чем ресторанный. Дотация на обеды — основа успешности в корпоративном питании.

Существуют разные способы организации корпоративного питания для сотрудников. Можно готовить пищу на месте или заказывать обеды, которые будут поставляться в специальных герметичных термоконтейнерах, либо нанять стороннюю специализированную организацию, воспользовавшись модным сегодня аутсорсингом. Целесообразность применения какого-либо варианта зависит от финансовых возможностей и наличия или отсутствия свободных площадей у заказчиков. Каждый из этих способов имеет свои минусы, особенно они очевидны в первом случае: персонал будет тратить рабочее время на походы в ближайшие рестораны, которые предлагают бизнес-ланчи, или перекусить «на бегу» разного рода фаст-фудом. Можно, конечно, установить в офисе микроволновки и приносить еду из дома, но время еды в баночках уже давно ушло, этот способ неудобный и несовременный.

Всё большее количество современных предприятий стараются отдавать профильные площади, предназначенные под общественное питание — профессиональным операторам. Это одна из востребованных клиентами в Екатеринбурге услуг корпоративного питания. Организация питания работников производится специалистами на высоком профессиональном уровне. Каждый человек, который является сотрудником предприятия, имеет возможность питаться вкусно и разнообразно, находясь в офисе. Благодаря современной производственной базе и четко отлаженному логистическому процессу доставка корпоративных обедов производится в любое удобное для клиента время. При этом руководство предприятия получает возможность сосредоточиться на основном виде бизнеса. За счет передачи функций внешнему подрядчику снижаются операционные издержки, а менеджмент не отвлекается на непрофильные виды деятельности.

Еще одна новая концепция корпоративного питания — ланч-холл. Ланч-холл — это место, где сотрудники во время завтрака или обеда могут обсудить деловые вопросы в приятной неформальной обстановке. Основу этой концепции составляют организованные в одном предприятии питания отдельные самостоятельные зоны, которые представляют все лучшее, что есть в питании корпораций на сегодня. Например, это могут быть: зона национальной кухни, зона приготовления блюд в присутствии клиента, зона быстрого питания (с предоставлением комплексных обедов), VIP-зона, чайно-кофейная зона. При этом должен быть обеспечен свободный доступ к каждой из зон, что сэкономит время посетителей.

Концепция ланч-холл предполагает также проведение развлекательных мероприятий, например, мастер класс по приготовлению понравившихся блюд для всех желающих, а также проведение различных розыгрышей.

Организация корпоративного питания имеет свои преимущества. Прежде всего, нормализуется рабочий процесс, повышается работоспособность и дисциплина, сотрудники экономят время, которое они тратили на поход до близлежащих кафешек. Корпоративное питание на сегодняшний день — это важная составляющая соцпакета, предоставляемого работникам, это демонстрация степени заботы руководства о своих сотрудниках.

И в заключении. По данным сайта officemart.ru рынок организации корпоративного питания характеризуется относительно невысокой рентабельностью по сравнению с открытыми ресторанами и кафе. Однако у него есть ряд неоспоримых преимуществ, главное среди них — минимальные риски вложенных средств.

Потенциальная емкость российского рынка корпоративного питания составляет примерно $10 млрд. (включая офисное и рабочее питание, а также обеспечение госучреждений, образования, здравоохранения, домов престарелых, тюрем, армии). По оценкам аналитиков, рынок корпоративного питания сейчас освоен на 20 % и является достаточно перспективным [4].

Результаты анализа тенденций развития корпоративного питания показывают, что: во-первых, существующую систему организации услуги питания по месту работы необходимо сохранять, а во-вторых, наиболее успешным вариантом организации питания сотрудников является привлечение для этих целей сторонней специализированной организации.

Предлагается также в рамках стратегического проекта г. Екатеринбурга «Кухни на любой вкус» вести постоянный мониторинг развития предприятий общественного питания по месту учебы и работы горожан, стимулировать модернизацию сети предприятий по месту учебы, работы за счет улучшения материально-технической базы, ремонта и реконструкции имеющихся предприятий.

Таким образом, организация полноценного питания сегодня рассматривается как естественная, и даже необходимая часть социального пакета наемных работников.

Литература:

  1. Технология производства продукции общественного питания: Учебное пособие / И. Н. Фурс. — Мн.: Новое знание, 2002. — 799 с.: ил.
  2. Смирнов, Ю. Кризис доверия — это еще не кризис жанра общественного питания. // Общепит: бизнес и искусство. — 2009. — № 1/2. — с. 4–10.
  3. Шакуров Е. Ф. Анализ состояния и перспективы развития организации общественного питания г. Екатеринбурга [Текст] / Е. Ф. Шакуров, В. М. Гаянова // Экономическая наука сегодня: теория и практика: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 84–89. — ISBN 978–5-9908090–6-2
  4. officemart.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.officemart.ru/food/articles/articles1435.htm
  5. Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 18.01.2013 № 141 об утверждении стратегического проекта Кухня на любой вкус [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://ekb4.info/norma8/postanovlenie32/index.htm
Основные термины (генерируются автоматически): корпоративное питание, общественное питание, место работы, Екатеринбург, предприятие, рабочее место, социальное питание, материально-техническая база, российский рынок, свободное время.


Ключевые слова

предприятие, социальный пакет, общественное питание, корпоративное питание, ланч-холл

Похожие статьи

Тенденции развития рынка общественного питания в России

На данный момент Российский рынок общественного питания условно можно разделить на три основных ниши, которые отличаются как по количеству участников, так и по объёмам производства: организации быстрого питания...

Эффективное управление общественным питанием

Общественное питание – особая отрасль народного хозяйства, которая относится одновременно и к сфере материального производства, и к сферам обращения, услуг и потребления. В настоящее время миссия предприятий общественного питания заключается...

Тенденции развития рынка общественного питания

общественное питание, место, городское пространство, российский рынок, свободное пространство, недостаток работы дома, заведение, работа, фрилансер.

Анализ и перспективы развития рынка общественного питания...

общественное питание, место, предприятие, общественное питание города Оренбурга, показатель, рынок, быстрое питание, прожиточный минимум, покупательная способность, экономический кризис.

Теоретические основы комплексного подхода к оказанию услуг...

Актуальность темы исследования вызвана резким изменением структуры российского рынка туризма, гостеприимства и общественного питания в г.Екатеринбурге. Финансовая устойчивость в сфере общественного питания, становится не просто необходимостью...

Применение интернет-технологий в сфере общественного питания

Ключевые слова:общественное питание; потребительские услуги; рынок; тенденция.

Таблица 1. Оборот рынка общественного питания в Российской Федерации, 2005-2015 гг. [1].

Столовая как объект общественного питания в г. Якутске

Общественное питание — одна из форм распределения материальных благ между членами общества, занимает важное место в реализации социально-экономических задач, связанных с укреплением здоровья населения России, повышения производительности труда...

Функции и особенности системы общественного питания

Сложившаяся в свое время система общественного питания преобразуется в соответствии с изменившимися условиями производства, распределения и потребления продуктов питания. При этом имеют место некоторые негативные явления, в том числе...

Определение доли рынка предприятий общественного питания

Ценовая политика предприятий общественного питания также зависит от их типа и класса.

Реклама — это составная часть системы маркетинга, рычаг целевого воздействия на рынке продукции общественного питания.

Похожие статьи

Тенденции развития рынка общественного питания в России

На данный момент Российский рынок общественного питания условно можно разделить на три основных ниши, которые отличаются как по количеству участников, так и по объёмам производства: организации быстрого питания...

Эффективное управление общественным питанием

Общественное питание – особая отрасль народного хозяйства, которая относится одновременно и к сфере материального производства, и к сферам обращения, услуг и потребления. В настоящее время миссия предприятий общественного питания заключается...

Тенденции развития рынка общественного питания

общественное питание, место, городское пространство, российский рынок, свободное пространство, недостаток работы дома, заведение, работа, фрилансер.

Анализ и перспективы развития рынка общественного питания...

общественное питание, место, предприятие, общественное питание города Оренбурга, показатель, рынок, быстрое питание, прожиточный минимум, покупательная способность, экономический кризис.

Теоретические основы комплексного подхода к оказанию услуг...

Актуальность темы исследования вызвана резким изменением структуры российского рынка туризма, гостеприимства и общественного питания в г.Екатеринбурге. Финансовая устойчивость в сфере общественного питания, становится не просто необходимостью...

Применение интернет-технологий в сфере общественного питания

Ключевые слова:общественное питание; потребительские услуги; рынок; тенденция.

Таблица 1. Оборот рынка общественного питания в Российской Федерации, 2005-2015 гг. [1].

Столовая как объект общественного питания в г. Якутске

Общественное питание — одна из форм распределения материальных благ между членами общества, занимает важное место в реализации социально-экономических задач, связанных с укреплением здоровья населения России, повышения производительности труда...

Функции и особенности системы общественного питания

Сложившаяся в свое время система общественного питания преобразуется в соответствии с изменившимися условиями производства, распределения и потребления продуктов питания. При этом имеют место некоторые негативные явления, в том числе...

Определение доли рынка предприятий общественного питания

Ценовая политика предприятий общественного питания также зависит от их типа и класса.

Реклама — это составная часть системы маркетинга, рычаг целевого воздействия на рынке продукции общественного питания.

Задать вопрос