Формирование у детей 6–7 лет представления об организме человека (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Федорова, С. Н. Формирование у детей 6–7 лет представления об организме человека (из опыта работы) / С. Н. Федорова, Э. Д. Шавалиева, А. И. Ездина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/173/45183/ (дата обращения: 07.12.2021).



Ребенок живет в социальном мире, мире взрослых людей, который привлекает внимание ребенка. Именно взрослый, формирует представления о человеке, создавая образ человека, ребёнок познает себя, видит перспективу развития, ищет свой «подсознательный идеал».

Важно чтобы ребенок любил себя, свое тело, воспитывать в нем оптимистическое само- и мироощущения. В своей работе с детьми педагоги стараются дать ребенку самое интересное и непонятное для него — это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Из чего я сделан? Что у меня внутри? Как я появился на свет?.. — это только небольшая часть вопросов, которые задает малыш. Ответить на них самостоятельно он не может, ребенку необходима помощь взрослого человека.

В помощь педагогам разработаны такие пособия как «Я мое тело» (автор С. Е. Шукшина), а также материалы С. А. Козловой «Я — человек» (раздел «Что я знаю о себе»), мини — программа по формированию элементарных представлений занятия об органах чувств человека (автор — О. А. Князева). Данные материалы позволяют ознакомить детей дошкольного возраста с организмом человека, в которые включены сведения о внешнем строении тела, органов чувств и внутренних органах человека.

В своей работе с воспитанниками детского сада № 150 «Брусничка» г. Тольятти мы поставили цель — выявить уровень сформированности представлений о человеческом организме у детей 6–7 лет,

На этапе исследования мы ставили следующие задачи:

– Выявить анатомо-физиологические, гигиенические и социально-нравственные знания, которыми владеет ребёнок.

– Установить наличие либо отсутствие интереса у старших дошкольников к строению своего организма, мотивацию интереса.

В основе эксперимента мы опирались на диагностику О. А. Князева-

определения знаний и представлений детей об организме человека.

Целью этой диагностики являлось определить у детей дошкольного возраста уровень знаний об организме человека, о здоровом образе жизни. Для этого использовались следующие материалы: картинки с изображением частей тела, сюжетные картинки, которые символизируют содержание той или иной проблемы о здоровье организма.

Обследование проводилось индивидуально, и состояло из 2-х частей:

  1. Первоначально ребенку показывалась картинка с частями тела (демонстрационный материал для фронтальных занятий «Части тела») и у предлагалось назвать части тела, которые были изображены на картинке. Детям, которые затруднялись или не могли сразу ответить в целях облегчения выполнения задания предлагалось рассмотреть рисунок и дорисовать недостающие части (пример: на лице изображён контур головы и шеи; волосы, брови, один глаз и одно ухо и т. п.)

Проанализировав полученный результат, его выполняло 18 детей можно сделать вывод, что высокий уровень знаний имеют — 33, % детей, средний — 39 %, низкий — 28 % детей.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что дети подготовительной к школе группы знают про части тела в среднем неплохо.

Помимо перечисления частей тела предлагалось назвать функциональное назначение каждого органа. Задавались наводящие вопросы «Зачем нужна та или иная часть организма, почему этот орган именно такой и находится именно на этом месте), как беречься от травм и болезней.

В процессе дополнительных вопросов дети уже затруднялись отвечать. В ходе беседы было выявлено, что такие органы как почки, печень, желудок знают только 8 человек из 18, и то только слышали, что такие органы есть, а об их предназначение в нашем организме не ответил никто. На вопросы «Для чего нужны глаза, уши, рот?» дети отвечали без промедлений: «Глаза — чтобы смотреть, уши — чтоб слышать, рот — чтобы говорить».

Таким образом, мы сделали вывод, что дети имеют низкий уровень знаний о том, для чего нам нужны те или иные органы человека.

  1. На следующем этапе ребенку было представлено 10 сюжетных картинок, предлагалось их рассмотреть, а затем выбирая по одной, рассказать, что изображено на картинки. Сюжетные картинки такие как:

– Пожилой человек в тёмных очках с палочкой осторожно идёт по тротуару, простукивая его край.

– Два человека стоят напротив друг друга и объясняются специальными жестами при помощи пальцев и т. д.

– Проведя опрос, мы увидели, что половина детей рассказывают о картинках вполне развернуто.

Из чего можно сказать, что дети с высоким уровнем имеют — 55 %, средний — 50 %, низкий — 44,5 % детей.

Опираясь на полученные результаты, мы сделали следующее заключение:

– дети 6–7 лет в среднем имеют средней уровень знаний о частях тела человека, и его отдельных внутренних органах, называют в основном видимые части тела человека: руки, ноги, голова и т. д.;

– дети 6–7 лет имеют небольшие, ограниченные знания об особенностях функционирования организма, так же называют более распространенные обоснования: глаза, чтобы смотреть, уши чтобы слышать и т. д.;

– дети 6–7 лет владеют знаниями в приделах среднего уровня о том, как сохранить здоровье, о сохранении внутренних органов организма и органов чувств;

Результаты показали нам, что у старших дошкольников имеется интерес к своему организму, и наша основная задача состоит в том, чтобы углубить знания детей в этой области, мы предлагаем проводить работу в трех направлениях:

  1. Взаимодействие с детьми;
  2. Оснащение предметно — развивающей среды в группе;
  3. Взаимодействие с родителями.

В своей работе с детьми необходимо использовать различные формы организации:

– Познакомить детей со строением человека, с возможностями его организма:

– «Вот Я какой!», «Я — человек!» — я умею бегать, прыгать, смотреть, кушать и т. д., вызвать интерес к дальнейшему познанию себя;

– вызвать желание у детей следить за собой, воспитывать положительное отношение к чистоте, показать, что чумазым быть плохо;

– побеседовать с детьми о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, не угрожающих жизни и здоровью человека; дать детям представление о простейшей профилактике простудных заболеваниях;

– привить навык прислушиваться к себе к своему организму, уметь понимать свои ощущения и их причины;

– закрепить полученные знания и обобщить их в нормах здорового питания — составить совместно с детьми «Правила здорового питания».

– В совместной деятельности режимных моментах предлагаем использовать детскую художественную литературу, содержащую информацию здоровье сберегающих правилах, здоровом образе жизни;

– Использовать настольные и дидактические игры для расширения кругозора детей и закрепления ранее полученных навыков: «Умею — не умею», «Опасно — не опасно» и т. д.

– Организовать вместе с детьми простейшие игры-эксперименты и опыты, такие как «Когда заложен нос», «Мокрые ноги», «Как согреть руки», «Наши помощники — глаза», «Язычок-помощник» и т. п.

– Важным считается использование сюжетных игровых ситуаций проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше как ты думаешь, если... есть много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не подстригать волосы и зубы, не расчесываться и т. п.

– Закреплять навыки в сюжетно-ролевых играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Пожарные», «Олимпиада» и т. п.

В центре здоровья в группе должны быть пособия и дидактически материалы, которые направлены на:

– формирование начальных представляй о ЗОЖ. Такие как «Азбука здоровья», «Полезные и вредные продукты», «Правила гигиены», «Ты — моя частичка», «Если кто-то заболел».

– формирование у детей дошкольного возраста знаний, как избежать контактов с опасными предметами, или, при необходимости осторожно обращаться с ними.

Создание в группе предметно-развивающей среды обогащает двигательный опыт детей. Эту среду необходимо создавать с учётом возрастных особенностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы каждый ребёнок мог чувствовать себя в группе комфортно и безопасно. А спортивное оборудование поможет детям развивать физические качества, формировать у них осознанную потребность заниматься спортом и здоровым образом жизни.

Необходимо привлекать родителей к оформлению группы и центра Здоровья в частности. Для повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ использовать следующие формы работы с родителями:

– анкетирование;

– родительское собрание;

– беседы;

– стендовая информация;

– объявления;

– консультации: «Преодоление водобоязни», «Полезно ли ребенку плавать в бассейне», «Лечебная гимнастика (дыхательная гимнастика и точечный массаж для часто болеющих детей и т. п.

Необходимо вовлекать родителей в организацию оздоровительных мероприятий детского сада и группы: в образовательную деятельность, спортивных праздников и развлечений, экскурсий, походов («Зимние забавы», «За здоровьем в зимний лес»), проектной деятельности с детьми, конкурсов газет ЗОЖ («Папа, мама, я — дружная и спортивная семья», «Лето всей семьей», «Мы дружим со здоровьем»).

Периодически совместно проводить «Дни здоровья», «Неделю психологии», «Веселые старты».

Знания о человеческом организме необходимо для современных детей, ведь цель в воспитании дошкольника — здоровый, счастливый талантливый ребёнок, которого мы должны отправить по новым ступеням образования.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, здоровый образ жизни, картинка, организм человека, уровень знаний, часть тела, детский сад, дошкольный возраст, здоровое питание, человеческий организм.


Похожие статьи

Правильное питание — залог здоровья дошкольника

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, здоровье, правильное питание, меню, организм, иммунная система. Здоровье — главная ценность человеческой жизни.

Формирование представлений дошкольников пяти-шести лет...

Воспитание потребности в здоровом образе жизни. Развитии представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

– Расширять знания и представления детей о своём организме

– консультации («Здоровый образ жизни ваших детей», «Здоровое питание»; «Здоровье ребёнка в ваших руках» и др.)

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста...

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей...

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности)...

Формирование здорового образа жизни у детей раннего...

здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, формирование привычки, особое внимание, детский сад, бережное отношение, личное здоровье, правильное отношение, здоровье окружающих.

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровье. Проблемы здоровья населения следует отнести к глобальным, связанным с национальной безопасностью государства.

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

здоровый образ жизни, детский сад, семья, ребенок, физическая культура, двигательная активность, дошкольное детство, дошкольное образование, дошкольный возраст, физическая нагрузка.

Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего...

Они помогают укрепить детский организм, предотвращает отклонения в здоровье, развивает независимость, активность, способность заботиться о своем здоровье и формирует здоровый образ жизни.

Правильное питание — залог здоровья дошкольника

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, здоровье, правильное питание, меню, организм, иммунная система. Здоровье — главная ценность человеческой жизни.

Формирование представлений дошкольников пяти-шести лет...

Воспитание потребности в здоровом образе жизни. Развитии представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

– Расширять знания и представления детей о своём организме

– консультации («Здоровый образ жизни ваших детей», «Здоровое питание»; «Здоровье ребёнка в ваших руках» и др.)

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста...

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей...

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности)...

Формирование здорового образа жизни у детей раннего...

здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, формирование привычки, особое внимание, детский сад, бережное отношение, личное здоровье, правильное отношение, здоровье окружающих.

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровье. Проблемы здоровья населения следует отнести к глобальным, связанным с национальной безопасностью государства.

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

здоровый образ жизни, детский сад, семья, ребенок, физическая культура, двигательная активность, дошкольное детство, дошкольное образование, дошкольный возраст, физическая нагрузка.

Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего...

Они помогают укрепить детский организм, предотвращает отклонения в здоровье, развивает независимость, активность, способность заботиться о своем здоровье и формирует здоровый образ жизни.

Похожие статьи

Правильное питание — залог здоровья дошкольника

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, здоровье, правильное питание, меню, организм, иммунная система. Здоровье — главная ценность человеческой жизни.

Формирование представлений дошкольников пяти-шести лет...

Воспитание потребности в здоровом образе жизни. Развитии представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

– Расширять знания и представления детей о своём организме

– консультации («Здоровый образ жизни ваших детей», «Здоровое питание»; «Здоровье ребёнка в ваших руках» и др.)

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста...

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей...

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности)...

Формирование здорового образа жизни у детей раннего...

здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, формирование привычки, особое внимание, детский сад, бережное отношение, личное здоровье, правильное отношение, здоровье окружающих.

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровье. Проблемы здоровья населения следует отнести к глобальным, связанным с национальной безопасностью государства.

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

здоровый образ жизни, детский сад, семья, ребенок, физическая культура, двигательная активность, дошкольное детство, дошкольное образование, дошкольный возраст, физическая нагрузка.

Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего...

Они помогают укрепить детский организм, предотвращает отклонения в здоровье, развивает независимость, активность, способность заботиться о своем здоровье и формирует здоровый образ жизни.

Правильное питание — залог здоровья дошкольника

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, здоровье, правильное питание, меню, организм, иммунная система. Здоровье — главная ценность человеческой жизни.

Формирование представлений дошкольников пяти-шести лет...

Воспитание потребности в здоровом образе жизни. Развитии представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

– Расширять знания и представления детей о своём организме

– консультации («Здоровый образ жизни ваших детей», «Здоровое питание»; «Здоровье ребёнка в ваших руках» и др.)

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста...

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей...

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности)...

Формирование здорового образа жизни у детей раннего...

здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, формирование привычки, особое внимание, детский сад, бережное отношение, личное здоровье, правильное отношение, здоровье окружающих.

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровье. Проблемы здоровья населения следует отнести к глобальным, связанным с национальной безопасностью государства.

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

здоровый образ жизни, детский сад, семья, ребенок, физическая культура, двигательная активность, дошкольное детство, дошкольное образование, дошкольный возраст, физическая нагрузка.

Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего...

Они помогают укрепить детский организм, предотвращает отклонения в здоровье, развивает независимость, активность, способность заботиться о своем здоровье и формирует здоровый образ жизни.

Задать вопрос