Коррупция в нашей стране давно стала явлением государственности, культуры и сознания. В нашей обычной жизни без коррупции невозможно решить многие проблемы. Коррупция — это не только источник обогащения, а также и источник разрушения и сознания, и государства. Именно поэтому, борьба с коррупцией является прерогативой не только в деятельности государства, но и всего общества, каждого гражданина.
На сегодняшний день уровень доверия населения к чиновничеству находится на очень низком уровне. Это способствует тому, что затрудняется социально-экономической рост, престиж государства падает, подрывается работа публичной службы нашей страны.
Исполнительная власть — это одна из наиболее коррумпированных ветвей власти в настоящее время. На правовую сферу государства, на моральный облик страны оказывает большое влияние алчность публичных служащих, растраты государственных средств и др. Не могу не согласиться с С. С. Сулакшиным, что в настоящее время «в психологии современного российского чиновничества работа в государственном аппарате представляет собой не служение обществу, а получение привилегий и удовлетворение личных интересов за счет интересов общества» [5]. Таким образом, получается, что коррупция пронизывает все уровни государственного аппарата.
Президент Российской Федерации В. В. Путин также неоднократно высказывал обеспокоенность уровнем коррупции в нашем обществе. В начале 2016 года, Президент указал на положительную динамику касательно антикоррупционого законодательства. Говоря о сфере публичного права, Президент подчеркнул, что «гражданин, который хотел бы стать государственным служащим должен четко понимать, что вступление в должность неразрывно связано с жесткими антикоррупционными требованиями» [2]. Президент также справедливо обратил внимание на необходимость следующих шагов в сфере противодействия коррупции в сфере публичного права: необходимо «повышать уровень правосознания, а также бороться с откатами» [2].
Необходимо отметить, что коррупция института исполнительной власти, по мнению Н. М. Казанцева, обязана самой структуре нашего государства и связана с «цивилистской деформацией публичного права» [4]. С ним трудно не согласиться. Этому способствует и то, что в России институт органа исполнительной власти, так отрегулирован законодательством, что он является, собственно говоря, органом власти министра или другого руководителя, который его возглавляет. По нашему мнению, в настоящее время необходима разработка механизмов противодействия коррупции для всех уровней публичной службы. Необходимо отметить, что административный ресурс является важным коррупционным аспектом в деятельности исполнительной власти, это одна из главных статей коррупционной деятельности. Очень часто на практике бывает так, что чиновник, использует административный ресурс, который предоставлен ему государством и избирателями, для удовлетворения своих корыстных интересов, а не для исполнения своих прямых обязанностей.
Как известно, государственные служащие функционируют для обеспечения интересов государства, но большое число служащих исполнительной власти используют ее не только в целях обогащения своей семьи, а также, как средство для выживания.
Серьезная проблема состоит в том, что значительную часть коррупционных проявлений можно отнести к ведению надзорных и контрольных органов власти. Эти органы призваны заниматься обеспечением законности и антикоррупционой деятельностью, но, часто, на практике бывает так, что они в корыстных целях превышают свои должностные полномочия.
По мнению С. С. Сулакшина, наиболее часто встречающимися ситуациями, которые характеризуются проявлениями коррупционных действий в сфере публичного права, являются: «сбор штрафов, других платежей, выдача разрешений, а также контроль со стороны государственных служб» [5]. Безусловно, более других, от этого страдает малый российский бизнес.
Если говорить о противодействии коррупции на муниципальном уровне, то в данном случае нужно иметь в виду самоуправление как важнейшее основание муниципальной власти, необходимо вовлекать общественность, граждан в антикоррупционную работу.
В ст. 7 ФЗ «О противодействии коррупции» [1] обозначены полномочия исполнительной власти и области противодействия коррупции. В частности, обозначено, что в области проведения единой государственной антикоррупционной политики это касается деятельности всех ветвей власти. А также выделено, то, что исполнительная власть наделена компетенцией осуществления полномочий в сфере принятия мер, которые имеют целью привлечение публичных служащих к участию в антикоррупционной деятельности, а также к формированию в обществе негативной оценки подобных проявлений. Важно отметить и то, что непосредственно исполнительной власти касается задача разработки механизма взаимодействия правоохранительных и государственных органов с парламентскими и общественными комиссиями, гражданскими институтами и гражданами.
В указанной ст. 7, областью компетенции исполнительной власти являются следующие задачи:
‒ обеспечение открытости и добросовестности при осуществлении закупок для нужд публичной службы,
‒ осуществление совершенствования порядка прохождения публичной службы,
‒ необходимость совершенствования порядка использования государственных ресурсов, а также передачи таких прав и их отчуждение,
‒ устранение необоснованных ограничений, особенно, в области экономической деятельности,
‒ укрепление международного сотрудничества, развитие сотрудничества с компетентными органами иностранных государств в области борьбы с коррупцией, а также в области розыска имущества, которое находится за рубежом, полученного преступным путем,
‒ повышение размера оплаты труда публичных служащих,
‒ сокращение общей численности публичных служащих, привлечение квалифицированных специалистов,
‒ усиление контроля касательно решения вопросов граждан и юридических лиц,
‒ увеличение ответственности органов власти за непринятие мер, по ликвидации причин коррупции.
Характерным для нашей страны способом противокоррупционной работы является расследование и раскрытие правонарушений. Нельзя не отметить тот факт, что в последнее время, все чаще стали привлекаться к ответственности высокопоставленные чиновники за преступления коррупционной направленности. Хотелось бы привести один из ярких примеров: в конце 2016 года был задержан министр экономического развития А. Улюкаев на получении крупной взятки в размере двух млн. долл. [3]. А также завершено дело в отношении В. Силюкова, бывшего министра транспорта и дорожного строительства Камчатского края (злоупотребление должностными полномочиями и незаконное участие в предпринимательской деятельности, был причинен ущерб бюджету на сумму более 109 млн. руб.). Вынесли приговор Е. Юдину, бывшему директору департамента здравоохранения Тульской области (растрата). Перечень можно продолжить, к сожалению.
Закончить хотелось бы словами В. Путина, который неоднократно подчеркивал то, что «эффективная борьба с коррупцией невозможна без гражданского общества, невозможна априори. Поэтому задача органов власти всех уровней не просто прислушиваться к информации небезразличных граждан, но и активно привлекать к антикоррупционным действиям патриотично и конструктивно настроенных активистов. И, как показывает практика, даже расточительство, а не коррупция, часто шагает нога в ногу именно с коррупцией. Примеров таких не счесть. Поэтому деятельность гражданского общества здесь очень важна» [2].
Литература:
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ред. 03.04.2017, с изм. и доп., вступ. в силу 28.06.2017 // Справочно-правовая система «Консультант плюс» (дата обращения 05.09.2017).
- Заседание Совета по противодействию коррупции за 2016 год [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/51207 (дата обращения 05.09.2017).
- Официальный сайт газеты «Аргументы и факты» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.aif.ru/money/corruption/ministr_zaderzhan_glava_minekonomrazvitiya_ulyukaev_popalsya_na_vzyatke (дата обращения 05.09.2017).
- Казанцев Н. М. Институциональные причины российской коррупции и приоритеты политики противодействия ей // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: материалы Всероссийской научной конференции. — М.: 2007. — 436 с.
- Сулакшин С. С., Максимов С. В., Ахметзянова И. Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: монография в 2-х т. Т. 1. — М.: Научный эксперт, 2008. — 774 с.