Анализ результатов экспериментальной работы по формированию готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (169) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 02.09.2017

Статья просмотрена: 243 раза

Библиографическое описание:

Попов, А. А. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе / А. А. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 35 (169). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/archive/169/45537/ (дата обращения: 05.10.2024).



В данной статье определена сущность понятия «готовность выпускников школ к продолжению образования в вузе», определены её уровни и показатели; выделены этапы экспериментальной работы и раскрыто их содержание; дан анализ результатов экспериментальной работы по формированию готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе.

Ключевые слова: готовность выпускников школ к продолжению образования в вузе, уровень готовности, формирование готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе

В современных условиях подготовленность школьников к продолжению образования в вузе отличается значительной неоднородностью, связанной с психологическими, социальными и другими общественными преобразованиями. С этой особенностью связан ряд трудностей в организации учебного процесса в вузе и управлении им, снижающих показатели образовательной деятельности.

Переход на новую форму обучения, различия в образовательных программах школы и вуза, увеличение объёма усваиваемого материала при недостаточной сформированности у учащихся навыков самостоятельной работы порождают серьёзные трудности при обучении на первом курсе вуза. Перед будущими специалистами ставятся задачи не только освоить программный материал, но и усовершенствовать навыки логического мышления, создать теоретическую базу профессиональных знаний и, в целом, овладеть методологией научного познания. Именно поэтому выпускник школы должен быть готов к получению образования в вузе.

По мнению О. А. Табиновой, готовность к определенной деятельности является показателем образовательного уровня личности и главным условием её продуктивной активности, так как предполагает содержательно-инструментальное овладение структурой деятельности — принятие цели, владение умениями и навыками, наличие мотивации и т. п. [2, с. 63].

Е. Е. Волкова определяет готовность как «пусковой механизм», приобщающий личность к деятельности, создающий определённый настрой на нее. Автор полагает, что в совершении любого действия человек должен пройти две стадии: подготовку и непосредственное исполнение [1, с. 44–47].

В нашем исследовании готовность выпускников школ к продолжению образования в вузе есть интегральное личностное образование, являющее собой расположенность к приобретению, совершенствованию и использованию полученных предметных и метапредметных знаний, умений и навыков при дальнейшем обучении.

Выбор экспериментальной базы был определён потребностями педагогической практики в выпускниках школы, готовых к продолжению образования в вузе. Эксперимент проводился на базе ГБНОУ «Самарский региональный центр для одарённых детей» с 2013 по 2017 гг. В педагогическом эксперименте, описанном в трех взаимосвязанных этапах, приняли участие 106 человек, из которых 54 ученика составили экспериментальную группу, 52 — контрольную.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент с целью выявления исходного уровня готовности выпускников к продолжению образования в вузе. На данном этапе ведущими методами были: педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование учащихся Самарского регионального центра для одарённых детей.

На втором этапе разрабатывалась и апробировалась методика экспериментальной работы; отслеживались результаты, определялись промежуточные уровни сформированности готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе. В задачу формирующего эксперимента входило доказательство необходимости и достаточности выделенных организационно-педагогических условий, их влияние на результативность подготовки выпускников школы к продолжению образования в вузе. На основании полученных данных была уточнена гипотеза исследования. Основные методы данного этапа: формирующий эксперимент, качественный и количественный анализ результатов, математико-статистический метод (t-критерий Стьюдента).

На третьем (обобщающем) этапе проводились анализ, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, уточнялись выводы.

Констатирующий эксперимент проводился с целью выяснения отличий между контрольной и экспериментальной группами по исходному уровню готовности. Исходя из анализа результатов научной литературы, практической деятельности, основываясь на выявленных критериях, компонентах и уровнях готовности выпускников к продолжению образования в вузе, мы установили, что процесс формирования готовности конкретизируется рядом показателей:

  1. Наличие у учащихся мотивации и эмоционального отношения к учению, что подразумевает: личностную осмысленность учения, способность к целеполаганию; внешнюю и внутреннюю мотивацию, стремление к достижению успехов и к недопущению неудачи.
  2. Предметные знания, способы, методы, приёмы, необходимые для обучения в вузе (учащийся знает): базовые понятия основных разделов школьного курса и их свойства; систему функциональных понятий, функциональный язык и символику; средства наглядности для интерпретации, аргументации, иллюстрации; изученные понятия, результаты, методы для решения практических задач и задач из смежных дисциплин.
  3. Регулятивные и познавательные универсальные учебные действия (УУД), необходимые для обучения в вузе (учащийся умеет): ставить перед собой новую учебную задачу (целеполагание); определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий (планирование); сопоставлять способ и результат действия с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий (контроль); вносить необходимые коррективы и дополнения в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; выделять и осознавать то, что уже усвоено, и то, что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения материала (оценка); формулировать познавательные цели; искать и выделять информацию; выделять в анализируемом понятии существенные и несущественные признаки; отбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений, доказательств; выдвигать и обосновывать гипотезы; решать проблемы творческого и поискового характера.

Контрольная группа (КГ), в отличие от экспериментальной группы (ЭГ), обучалась по традиционной программе, без целенаправленного использования выделенных организационно-педагогических условий. Сравнительный анализ полученных экспериментальных данных позволил выделить уровни готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень готовности определяется невыраженной потребностью учащихся к продолжению образования в вузе, отсутствием четкой мотивации достижения и познавательной активности, слабой сформированностью УУД.

Средний уровень готовности характеризуется устойчивой мотивацией учения, базовым уровнем овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в вузе, частичным овладением регулятивными и познавательными УУД.

Высокий уровень характеризуется выраженной потребностью учащихся к продолжению образования в вузе, положительным эмоциональным отношением к учению, мотивацией достижения и познавательной активностью, уверенным владением знаниями, умениями и навыками, необходимыми для освоения программ высшей школы, сформированностью регулятивных и познавательных УУД, необходимых для обучения в вузе.

Результаты контрольного этапа эксперимента показали наличие количественных и качественных преобразований в развитии готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе: это проявилось в отсутствии учащихся с низким уровнем готовности, а также сокращении количества учеников, демонстрирующих средний уровень и увеличение количества школьников с высоким уровнем готовности.

Следует отметить, что в ходе экспериментальной работы по формированию готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе возможен их переход с одного уровня готовности на другой, более высокий. Для выявления динамики процесса формирования готовности использовался метод сравнительного анализа результатов диагностических исследований испытуемых в ходе формирующего эксперимента. Динамика процесса формирования готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе определяется взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами: мотивационным, когнитивным и деятельностным.

Таблица

Динамика готовности выпускников школ к продолжению образования ввузе (контрольный этап)

Уровни

Компоненты готовности (%)

Когнитивный

Мотивационный

Деятельностный

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Низкий

20

0

40

0

35

0

Средний

50

9

40

6

45

11

Высокий

30

91

20

94

20

89

Как следует из полученных экспериментальных данных, динамика уровней готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе учащихся экспериментальной группы выше по отношению к динамике уровневых показателей учащихся контрольной группы. Полученного результаты помогли достичь специально созданные организационно-педагогические условия: профориентационная работа со школьниками, обеспечивающая осознание учащимися требований к качествам студента, к нормам и правилам обучения в вузе; стимулирование учебной мотивации школьников; формирование у учащихся навыков самостоятельной учебной работы и способов рациональной организации самоподготовки; вовлечение учащихся в систему школьного самоуправления; взаимодействие педагогов-предметников в рамках методического объединения с целью обеспечения качества образовательных результатов.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что экспериментальная работа по формированию готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе результативна: она способствует формированию системных знаний, общих учебных умений и способов учебной деятельности, повышает мотивацию учения.

Литература:

  1. Волкова, Е. Е. Система формирования готовности выпускников средних учебных заведений к обучению математике в вузе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Волкова Елена Евгеньевна. — Тобольск, 1998. — 209 с.
  2. Табинова, О. А. Готовность выпускников школы к продолжению математического образования в вузе / О. А. Табинова // Молодежь и наука XXI: XV Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых (Красноярск, 19–26 мая 2014 г.) / ред. кол.; отв. ред. С. В. Бортновский. — Красноярск, 2014. — С. 63–66.
Основные термины (генерируются автоматически): продолжение образования, вуз, экспериментальная работа, уровень готовности, готовность выпускников школ, формирование готовности выпускников школ, экспериментальная группа, формирующий эксперимент, контрольная группа, Самарский региональный центр.


Ключевые слова

уровень готовности, готовность выпускников школ к продолжению образования в вузе, формирование готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе

Похожие статьи

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Изучение готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе

В статье раскрывается понятие готовность к обучению, выделяются основные компоненты готовности младших школьников к обучению в основной школе. Для изучения готовности младших школьников проведены методики, представлен анализ полученных результатов.

Формирование информационно-технической компетенции у студентов в системе среднего профессионального образования

В статье представлены основные аспекты и особенности формирования информационно-технической компетенции у студентов в системе среднего профессионального образования. Определены критерии и показатели сформированности данной компетенции у обучающихся.

Критериально-диагностический аппарат и результаты эксперимента оценивания эффективности технологии формирования у учащихся готовности к творческой профессионально ориентированной проектной деятельности

В статье рассмотрены критерии оценки эффективности организации проектной деятельности в учреждении дополнительного образования детей, на примере Центра детского творчества «Радуга успеха» городского округа Самара. Проектная деятельность способствует ...

Личностная готовность младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения

Сложилось определенное противоречие между требованиями основной школы и готовностью младших школьников их принять. Это обуславливает постановку следующей проблемы исследования, какое значение имеет личностная готовность младших школьников для переход...

Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

В статье рассматривается вопрос изучения особенностей подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Проанализированы подходы известных авторов к определению понятия «готовность к школьному обучению», рассмотрены особенности подготовки дет...

Принципы формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа

В данной статье обоснована актуальность формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа, уточнено понятие «художественно-эстетическая компетенция», рассмотрены принципы формирования художественно-эстетической ...

Готовность студентов к сдаче норм комплекса ГТО

В статье рассмотрены основные позиции подготовки студентов 18–24 лет к выполнению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)». При этом установлено, что степень готовности у студентов спортивных и гуманитарных об...

Похожие статьи

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Изучение готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе

В статье раскрывается понятие готовность к обучению, выделяются основные компоненты готовности младших школьников к обучению в основной школе. Для изучения готовности младших школьников проведены методики, представлен анализ полученных результатов.

Формирование информационно-технической компетенции у студентов в системе среднего профессионального образования

В статье представлены основные аспекты и особенности формирования информационно-технической компетенции у студентов в системе среднего профессионального образования. Определены критерии и показатели сформированности данной компетенции у обучающихся.

Критериально-диагностический аппарат и результаты эксперимента оценивания эффективности технологии формирования у учащихся готовности к творческой профессионально ориентированной проектной деятельности

В статье рассмотрены критерии оценки эффективности организации проектной деятельности в учреждении дополнительного образования детей, на примере Центра детского творчества «Радуга успеха» городского округа Самара. Проектная деятельность способствует ...

Личностная готовность младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения

Сложилось определенное противоречие между требованиями основной школы и готовностью младших школьников их принять. Это обуславливает постановку следующей проблемы исследования, какое значение имеет личностная готовность младших школьников для переход...

Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

В статье рассматривается вопрос изучения особенностей подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Проанализированы подходы известных авторов к определению понятия «готовность к школьному обучению», рассмотрены особенности подготовки дет...

Принципы формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа

В данной статье обоснована актуальность формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа, уточнено понятие «художественно-эстетическая компетенция», рассмотрены принципы формирования художественно-эстетической ...

Готовность студентов к сдаче норм комплекса ГТО

В статье рассмотрены основные позиции подготовки студентов 18–24 лет к выполнению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)». При этом установлено, что степень готовности у студентов спортивных и гуманитарных об...

Задать вопрос