Каждый человек определяет для себя собственную модель поведения в обществе, руководствуясь своими принципами и взглядами. Под влиянием окружающих обстоятельств его поведение может изменяться и при этом совпадать с действиями других людей, позволяя говорить о массовом поведении.
Для того, чтобы разобраться в причинах появления такого явления как массовое поведение, необходимо установить, что такое масса. Для наглядности воспользуемся сравнением с близким понятием в социологии — толпа, при этом разделение понятий является важным моментом, ведь массовое поведение отличается от поведения толпы. Последняя представляет собой группу людей, находящихся вместе в ограниченном физическом пространстве, в то время как массы людей разбросаны, для их формирования не обязателен контакт участников [1].
Г. Блумер считал главными характеристиками массы как аудитории анонимность и изолированность ее членов, слабое взаимодействие между ними, случайность их социального происхождения и положения, отсутствие организованности [2]. Так как участники массы практически не взаимодействуют между собой, то каждый из них самостоятельно выбирает модель поведения. Таким образом, термином «массовое поведение» обозначается совокупность неорганизованных, некоординированных, произвольных индивидуальный действий людей.
Хотя отличием массового поведения и является факт, что большое количество людей действует индивидуально, а не в составе группы, но тем не менее их действия однонаправлены и способны создавать значительные социальные изменения [1]. Примерами массового поведения могут стать мода, увлечение музыкальным направлением, поддержка спортивной команды.
Несмотря на то, что каждый входящий в массу человек при выборе поведения руководствуется исключительно своими принципами и осознанно делает выбор своего поведения, масса стирает границы между ними, подчиняет себе индивидуальное сознание и меняет человека. Французский психолог и социолог Г. Лебон отмечал, что в массе человек утрачивает свою индивидуальность, теряет своеобразие. Лебон писал: «В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятие, их характер и степень интеллектуальности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у индивидов, соединенных в массы» [2]. Следовательно, поведение человека в массе следует рассматривать в отрыве от его индивидуального поведения.
Изменение поведения человека происходит в следствие «заразительности» действий других участников массы. Ольшанский так писал об этом явлении: «Масса заражает индивида. Индивид же, заражаясь массовыми мыслями, чувствами и переживаниями, начинает подражать тому, что делает масса» [2].
Кроме того, были выделены следующие характеристики изменения поведения человека в массе:
1) повышение эмоциональности восприятия всего, что он видит и слышит;
2) снижение способности рациональной переработки воспринимаемой информации;
3) усиление внушаемости и уменьшение критичности по отношению к себе;
4) подавление массой чувства ответственности за поведение индивида;
5) появление чувства своей силы;
6) возникновение ощущения анонимности и безнаказанности своих действий [2].
Так как человек, становясь частью массы, относится к себе уже менее критично и чувствует больше силы, то он считает, что он ни при каких обстоятельствах не будет нести индивидуальной ответственности за свои действия [2].
Индивидуальное поведение человека в массе сильно меняется, практически «обезличивая» его. «Избавляясь от индивидуальных проблем и обретая в массе анонимность, растворяясь в ее эмоциональных состояниях, индивид избавляется и от личной ответственности за свои поступки. За счет этого снижается порог его сознания, падает интеллектуальный уровень, исчезает осознанный самоконтроль. В массе человек стремится быть «как все», жить общими переживаниями, действовать «здесь и сейчас». Пребывание в массе дает ощущение всемогущества и вседозволенности, значительно возвышает самооценку и резко снижает критичность по отношению к себе и своим действиям», — пишет Ольшанский [3].
Наглядным примером массового поведения является так называемая «теория разбитых окон». Описана она была американскими социологами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом в журнале «The Atlantic» в марте 1982 года. Суть теории состоит в том, что мелкие отклонения от норм поведения влекут за собой повторение этих действий от других людей.
Например, если в здании было разбито окно и не было предпринято никаких действий по устранению этой поломки, то в скором времени разбиты будут все окна, так как это является сигналом о безразличии хозяина здания к происходящему. Так как человек видит, что это деяние осталось без соответствующей реакции, то он чувствует безнаказанность, уровень его чувства ответственности снижается и он становится участником массового поведения.
М. Ливайн в своей книге приводит пример применения этой теории на практике мэром Нью-Йорка Рудольфом Джулиани в 1994 году. Вместе с новым комиссаром полиции ими была объявлена политика нулевой терпимости к мелким нарушениям порядка, таким как рисунки на вагонах в метро и городских стенах, безбилетный проезд, попрошайничество и другим. На примере безбилетного проезда видно, что это настоящее проявление массового поведения: вслед за первым человеком, перепрыгнувшим турникет, остальные люди из массы «заражаются» его поведением и тоже совершают правонарушение. А так как в массе понижается уровень ответственности и люди начинают чувствовать большую силу и безнаказанность, то такая атмосфера толкает людей на совершение более тяжких преступлений [6].
Но у теории находилось много критиков, которые говорили о недостаточной ее объективности. Спорным было утверждение о том, что совершение одних правонарушений, даже самых незначительных, может побуждать к совершению более тяжелых. Но правильность этого принципа была доказана экспериментальным путем социологами Гронингенского университета (Нидерланды) и описана в статье «The spreading of disorder» в журнале «Science» в 2008 году. Ими было проведено шесть экспериментов на улицах города, целью которых было проверить поведение людей в разных обстоятельствах. Один из экспериментов заключался в том, что к велосипедам на велопарковке у одной из стен магазина прикрепляли рекламные объявления и отслеживали поведение их хозяев в двух ситуациях: когда эта стена была разрисована прямо у знака, который делать это запрещал, и когда запрет рисовать на стенах был выполнен. Так как по близости не было урн, то велосипедисты могли либо нарушить правило не мусорить на улице и выбросить рекламную листовку под ноги, или забрать ее с собой, чтобы выбросить в положенном месте. Так как в ситуации с разрисованной стеной велосипедисты воспринимали информацию об уже совершенном нарушении порядка, то многие из них попадали в массу и, чувствуя большую безнаказанность, бросали листовку под ноги в два раза чаще, чем в случае с соблюдением правила не рисовать на стенах. В остальных пяти экспериментах также был получен положительный результат [5].
Таким образом, особенностью массового поведения является индивидуальность действий каждого человека. Но при этом во время нахождения в массе его сознание может быть подвержено ее влиянию и побудить к действиям, которые он бы не совершал при других обстоятельствах.
Литература:
- Фролов С. С. Социология. — Издание 3-е, дополненное. — М.: Гардарики, 2002. — 344 с.
- Ольшанский Д. В. Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 496 с.
- Ольшанский Д. В. Психология масс. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с. — (Серия «Мастера психологии»).
- Wilson J., Kelling G. Broken windows // The Atlantic Monthly. — 1982. — №. — С.
- Keizer K. The Spreading of Disorder // Science. — 2008. — № 322. — С. 1681–1685.
- Ливайн М. Разбитые окна, разбитый бизнес: как мельчайшие детали влияют на большие достижения = Broken windows, broken business. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 151 с.