Объекты строительства, промышленные или технологические комплексы, в процессе деятельности которых образуются опасные вещества, происходит выброс или размещение отходов, относятся к НВОС. В данную группу могут входить производства, здания, площадки, отдельные цеха и различные комплексы. Всего различают четыре группы НВОС, исходя из степени загрязняющего воздействия:
- I категория – объекты, которые оказывают значительное негативное влияние на окружающую среду. Это нефтехимические, металлургические и иные крупные предприятия.
- II категория – это комплексы с умеренным воздействием (отдельные площадки и средние производства).
- III категория – объекты с незначительным влиянием на экологическое равновесие и благополучие. К примеру, автосервисы, небольшие цеха.
- IV категория – не дающие серьезного воздействия. В данной группе складские площади без опасных технологических процессов, офисные помещения и подобное.
Для чего необходима и как происходит регистрация?
Постановка на учет НВОС – это прямая обязанность природопользователей. Она обеспечивает законное ведение деятельности предприятия, позволяет корректно исполнять экологические обязательства, а также необходима для:
- Составления необходимой документации и формирования отчетности.
- Расчета оплаты за НВОС.
- Отсутствия претензий со стороны контролирующих инстанций.
- Предупреждения штрафов за незаконную деятельность и нарушение экологического законодательства.
Процесс регистрации осуществляется в течение трех рабочих суток с момента предоставления заявки и пакета подтверждающей документации в регистрирующий орган.
Для постановки НВОС на госучет https://3091939.ru/nvos-object у заявителя есть срок в течение полугода с момента его фактического запуска. Точкой отсчета, как правило, считается ввод в эксплуатацию. При несвоевременной подаче заявки, сокрытии сведений предусмотрено наложение финансового взыскания.
Регистрировать объект необходимо, исходя из его типа и принадлежности:
- Федеральному надзору подлежат комплексы I–III категорий. Соответственно, заявка подается по месту региона деятельности в фед орган Росприроднадзора.
- Объекты II–III категорий контролируются регионально, поэтому запрос для регистрации направляют в местный госэкол надзор.
Важные нюансы
Специалисты Юг-ЭкоАудит подчеркивают, что с начала осени 2026 года введены обновленные правила, касающиеся постановки на учет объектов НВОС. Так, предусмотрены иные параметры для категорирования. К примеру, если:
- Строительный объект возводится в срок не более полугода, то его относят в IV группу с минимально вредным воздействием.
- Пищевое производство не сопряжено с химическими процессами, не связано с нагреванием выше ста тридцати градусов, то оно относится ко второй категории. Ранее подобный объект включался в первую группу.
Кроме того, научно-исследовательские институты, а также иные научные объекты, в работе которых образуются загрязняющие выбросы, включены в четвертую категорию. При этом класс опасности их выбросов может достигать I–II уровня.
Обратите внимание, что категорию НВОС определяет непосредственно природопользователь. Для этого предприятию надлежит сопоставить параметры своей деятельности с законодательно установленными критериями. И на основании объема выбросов, класса небезопасности, вида работы установить категорию. В случае ошибок, затянутся сроки регистрации, объект могут не поставить на учет, наложить предписания. И потому рациональнее воспользоваться помощью специалистов, которые помогут в корректной и легитимной постановке на учет.

