В экзистенциональной психологической концепции переживание страха смерти оказывает значительное влияние на жизнь человека. Высокий уровень страха смерти приводит к повышению тревожности, выбору дезадаптивных, саморазрущающих форм поведения. Одной из форм дезадаптивного поведения является аддиктивное поведение.
Согласно Докладу Общественной Палаты РФ о Злоупотреблении алкоголем в Российской Федерации, потери государства, связанные с алкоголизмом, составляют около 1,7 триллиона рублей в год. В эту сумму входит содержание медицинских учреждений, направленных на лечение алкогольной зависимости, выплата пособий, расходы на обеспечение лиц, совершивших уголовные преступления в состоянии алкогольного опьянения, покрытие издержек ущерба чрезвычайных ситуаций (пожары, ДТП), причиной которых было употребление алкоголя [1].Другим аспектом, обуславливающим важность изучения данного феномена, является снижение здоровья населения, вызванное массовым употреблением алкоголя [2]. В связи с этим, исследования различных аспектов алкогольной аддикции являются одним из основных направлений современной научной медицины.
Социологические исследования указывают на то, что отношение к собственному здоровью, у большинства россиян, определяется представлением о низкой ценности человеческой жизни. Это проявляется через саморазрушающее поведение, например, алкоголизм и табакокурение [3].
Тема страха смерти мало изучена в отечественной психологии, особенно слабо в литературе освещена тема взаимосвязи употребления алкоголя и интенсивности переживания страха смерти. Результаты нашего исследования могут быть использованы для коррекции программ реабилитации зависимых.
Цель данной работы: изучить взаимосвязь между страхом смерти и алкоголизмом у мужчин трудоспособного возраста.
Объектом нашего исследования являются пациенты Архангельского ПНД, больные алкоголизмом. Предмет исследования — взаимосвязь страха смерти и алкоголизма.
В работе использовался опросник «Профиль аттитюдов по отношению к смерти — переработанный» (DAP-R), разработанный П. Т. П. Вонгом, Г. Т. Рикером и Дж. Гессер в адаптации Т. А. Гавриловой. Методика была разработана в середине 90-х годов [2]. Авторы полагают, что она имеет практическую значимость не только в исследованиях танато- и экзистенциальной психологии, но и для подготовки сотрудников хосписов и профессий, связанных с человеческим здоровьем.
Исследование проводилось на базе АПНД кабинет МСО в период с апреля по май 2017 года. Участие в исследовании приняли 12 пациентов. 12 мужчин, средний возраст опрощенных 47+/- 5 лет.
Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между интенсивностью страха смерти и алкоголизмом.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что, располагая данными, отражающими влияние страха смерти на формирование заболевания алкоголизм, мы могли бы скорректировать программы реабилитации зависимых.
В результате проведения методики «Профиль аттитьюдов по отношению к смерти — переработанный» было выявлено, что среди лиц, зависимых от алкоголя всего 17 % опрошенных имеют повышенный показатель по шкале «Страх смерти». Результаты проведения методики представлены на рис.1.
Рис. 1. Интенсивность страха смерти у обследуемых, %
После использования U-критерия Манна-Уитни, было выявлено статистически значимое различие в интенсивности страха смерти между лицами, зависимыми от алкоголя и не имеющими алкогольной зависимости, U=27. Критическое значение для двух выборок из 12 человек составляет U=37. 27
Исходя из рассматриваемой нами экзистенциональной концепции, мы можем предположить, что лица, имеющие диагноз алкоголизм, имманентно имели больший страх смерти, чем лица, не употребляющие алкоголь, что привело их к употреблению. Также возможна и обратная взаимосвязь, учитывая тот факт, что средний возраст наших обследуемых 47 лет, в случае употребления алкоголя, проблемы со здоровьем будут более выражены, чем у людей, не имеющих алкогольной зависимости в том же возрасте. Как было отмечено в первой главе, серьёзные заболевания могут быть причиной экзистенционального кризиса. В таком случае, более высокий уровень страха смерти будет являться не причиной, а следствием длительного употребления алкоголя.
Так как согласно МКБ-10 одним из главных критериев выставления диагноза алкоголизм является стойкое отрицание, мы так же провели анализ взаимосвязи наличия алкогольной зависимости и показателя по шкале «Избегание темы смерти». Интересно отметить, что 6 обследуемых из группы зависимых имеют высокий показатель по шкале «Избегание смерти», а 5 респондентов из той же группы демонстрируют повышенные результаты. Результаты по шкале «Избегание смерти» представлены на рис.2. После использования U-критерия Манна-Уитни, мы смогли выявить статистически значимую взаимосвязь между избеганием темы смерти и диагнозом алкоголизм. Стоит отметить, что критическое значение U-критерия для двух выборок из 12 человек составляет 37, нами было получено значение 3, что говорит о сильной взаимосвязи, p=0,36.
Рис. 2. Избегание темы смерти у обследуемых, %
Подобные показатели могут с ещё большей достоверностью подтвердить нашу гипотезу.
Литература:
- Гаврилова Т. А. Об адаптации опросника «Профиль аттитюдов по отношению к смерти — переработанный» (DAP-R), разработанного П. Т. П. Вонгом, Г. Т. Рикером и Дж. Гессер // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 1. С. 46–57.
- Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2009 годы» Постановление от 13.09.2005 г. № 561;
- Черепанова М. И., Эбелинг Э. О. Основные тенденции суицидального поведения молодежи Алтайского края//Современные исследования социальных проблем. -2011. -№ 4. -С. 90