Компетентностный подход как стратегическая основа организации военного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (163) июль 2017 г.

Дата публикации: 24.07.2017

Статья просмотрена: 505 раз

Библиографическое описание:

Тетерина, Т. Е. Компетентностный подход как стратегическая основа организации военного образования / Т. Е. Тетерина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 29 (163). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/archive/163/45227/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье рассматриваются отдельные вопросы компетентностного подхода в сфере высшего военного образования; причины, сдерживающие обновление высшего образования, а также направления формирования компетенций.

Ключевые слова: компетентностный подход, общекультурная компетентность, профессиональная компетенция, инновационные методы

В последнее десятилетие наблюдается значительное преобразование системы российского образования в связи с внедрением ФГОС третьего поколения — переход на уровневую систему подготовки (бакалавр, магистр) и внедрение компетентностного подхода в организацию образовательного процесса и систему оценки выпускников высших образовательных учреждений [2].

Смыслоопределяющими категориями компетентностного подхода выступают «компетенция» и «компетентность».

По определению ФГОС ВО и Федерального института развития образования компетенция — это способность и готовность применять знания, умения, навыки в решении профессиональные задач. Компетентность, в свою очередь, определяется как набор компетенций, знаний, которыми человек не просто обладает, но и способен применять их комплексно в профессиональной деятельности [4]. Особое значение при этом придается совокупности личностных качеств специалиста, которые обеспечивают успешность развития профессиональной карьеры.

В ФГОС ВО компетенции делятся на профессиональные (ПК) и общекультурные (ОК). Профессиональная компетенция в интерпретации ФГОС ВО — это способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задач профессиональной деятельности. Общекультурная компетенция — это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, независимо от выбранной профессиональной сферы [4]. Общекультурные компетенции формируются намного раньше профессиональных и являются базисными, основой для формирования профессиональных компетенций.

Анализ научных работ показал, что в настоящее время нет единых взглядов на природу феномена «общекультурная компетентность» — не дано универсального определения, нет общепризнанной структуры общекультурной компетентности. Практика свидетельствует о том, что несформированность общекультурной компетентности тормозит личностный рост курсантов и влияет на эффективность всего образовательного процесса. Поэтому формирование общекультурной компетентности как интегративного качества личности, определяющего личностный рост курсантов и способствующего совершенствованию образовательного процесса в вузе, приобретает особую значимость.

Компетентностный подход в сфере высшего военного образования — новое явление для военной педагогики. В отличие от профессиональной компетентности, имеющей нормированную сферу приложения, сложившиеся образцы результатов деятельности и требования к их качеству, ключевая (общекультурная) компетентность проявляется как определенный уровень функциональной грамотности. Эти два вида компетентности объединяют опыт, не сводимый к набору знаний и умений, целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к получению нового продукта [1].

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность курсанта, а умение разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной военной техники и технологии; 3) при выполнении профессиональных обязанностей в мирное и военное время; 4) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; 5) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя; 6) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках; 7) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов [5].

Одной из причин, сдерживающих обновление высшего образования, можно назвать его известную односторонность, дисгармоничность, когда вместо целостного профессионального опыта курсанты фактически осваивают лишь часть его, а именно знаниевый компонент.

Сегодня много говорится о необходимости изменения содержания образовательной среды для реализации компетентностной модели. В ней отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т. е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенции. Предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентировочную роль.

Следовательно, компетентностный подход является стратегической основой организации военного образования.

Продуманное содержание общекультурных компетенций должно сопровождаться эффективными условиями и путями успешного их формирования. Для этого необходимы подготовленные обучающиеся, квалифицированные педагоги, актуальное и адекватное содержание образования, учебно-методическое и другие виды обеспечения образовательной деятельности.

Важная роль в формировании общекультурных компетенций выпускников вузов силовых ведомств принадлежит профессионализации содержания дисциплин гуманитарного блока, что требует чтения профессионально ориентированных курсов и создания соответствующей учебной литературы.

Подготовка профессионально ориентированных учебников и учебных пособий по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам требует преодоления многих возникающих при этом проблем. Необходимо сотрудничество не только между преподавателями, но и между кафедрами и управлениями, между ведомствами.

Усвоение содержания предметов кафедры наиболее эффективно обеспечивается методами, при которых курсанты сами активно участвуют в процессе обучения, а преподаватели изыскивают новые методы и средства доведения учебного материала, закрепления его в сознании курсантов и формирования способностей и умений применять в будущей профессиональной деятельности. Говоря другими словами, большое значение имеет способность педагога использовать инновационные методы обучения.

По большому счёту, инновационные методы — это те, которые для обучающихся являются новыми, неожиданными и позволяющими лучше усваивать учебный материал. К их числу можно отнести любые методы, в которых обучаемый сам активно участвует в поиске и получении знания, понимает практическое значение этого знания, а в силу этого заинтересован в усвоении как можно большего количества информации. Кроме того, к числу инновационных можно отнести методы, в которых с помощью технических и других средств задействуется зрительное восприятие обучаемых, поскольку, по данным психологов, более 70 % информации человек получает и усваивает с помощью зрения [3].

Задача инновационных методов — активизировать работу сознания обучаемых таким образом, чтобы, с одной стороны, вызвать интерес у них к получаемой информации, а с другой — задействовать все сферы сознания, в которых воспринимается, перерабатывается и закрепляется информация.

На лекциях хороший результат дают элементы диалога, использование компьютерных презентаций, вопросно-ответный метод чтения и другие.

Большое значение на любых формах классно — групповых занятий имеет использование в процессе обучения компьютеров, организация деловых игр, дискуссий среди курсантов, вовлечение курсантов в процесс оценки выступлений своих сослуживцев, а самое главное — обоснование этих оценок.

К сожалению, с утверждением федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения, в рабочих учебных планах произошла значительная трансформация гуманитарного и социально-экономического цикла, что выразилось в сокращении общего бюджета учебного времени в целом. Объем аудиторного времени большинства дисциплин этого цикла сократился в 1,5 раза.

В этих непростых условиях преподавателями кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин предпринимаются дополнительные меры, направленные на формирование необходимых компетенций выпускников, заложенных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Современные принципы профессиональной подготовки курсантов основаны на сочетании традиционных и активных методов преподавания: они должны самостоятельно ориентироваться в массе фактов и сведений, работать с разными источниками информации, находить и уметь анализировать причинно-следственные связи, отделять факты от теории, а также приобретать навыки самостоятельного исследования и работы в группе. Какие именно методические формы, действия и конкретные шаги применяются на занятиях, зависит от внутренней направленности различных действий, их ориентированности на цели обучения, поставленные преподавателем, и цели действий курсантов.

Традиционный характер обучения, когда преподаватель передает курсантам учебный материал в проанализированном и обобщенном виде, а обучаемые лишь его запоминают и воспроизводят, перестает отвечать современным требованиям, предъявляемым к высшему образованию. При традиционном обучении курсанты лишены возможности развивать свои творческие способности, свои познавательные силы, проявлять умственную активность и самостоятельность.

Сегодня высшее образование должно обеспечивать формирование интеллектуально развитой, нравственной личности, способной к социальной адаптации в различных экономических и социальных условиях, к самореализации своих способностей, развитию духовных и природных творческих возможностей, готовой в короткие сроки принимать целесообразные решения в различных ситуациях.

Для того, чтобы достичь главной цели обучения и воспитания — формирования научного мировоззрения, креативной личности, способной творчески мыслить, принимать целесообразные решения, способной руководствоваться полученными знаниями на практике в различных жизненных ситуациях, необходимо использовать разнообразные формы интерактивного обучения. Интерактивность в обучении позволяет курсанту (слушателю) с помощью преподавателя достигать новых результатов в своем развитии. Такого рода обучение приводит к формированию личности с широким кругозором, значительными творческими возможностями, обеспечивает трансформацию знаний в убеждения, которые проявляются на практике. Все это в целом помогает формированию современного профессионала.

Современный научно-технический прогресс требует коренных качественных изменений в подготовке сотрудников силовых ведомств. На передний план в работе по повышению эффективности и качества формирования общекультурных компетенций выдвигаются следующие направления:

‒ ориентация на формирование общекультурных компетенций должна реализоваться в первую очередь путем усиления фундаментальности их знаний в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин и расширения научного кругозора;

‒ необходимо усиление логической и методологической подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений силовых ведомств России, принципиальная переориентация характера профессионального образования, особенно высшего, от информационного к логико-методологическому;

‒ необходимо более полное внедрение проблемного стиля (проблемной технологии) обучения, ориентированного на преимущественное развитие инновационного профессионального мышления, творческого потенциала профессионалов;

‒ важно значительно укрепить связи образовательных учреждений силовых ведомств с научными и техническими организациями, своевременно и полно отражать в учебном процессе современные научно-технические достижения, особенно в области теории организационно-технических систем, математики, информатики;

‒ важно повышение динамичности, гибкости планов и программ подготовки сотрудников силовых ведомств;

‒ необходимо усиление внимания к подготовке сотрудников всех профилей в области оргтехники, информационной техники, ЭВМ и связанных с этим наук (математики, информатики, автоматики и т. д.);

‒ первостепенное внимание следует уделять внедрению в учебный процесс по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам современных систем информационной поддержки учебной и исследовательской работы, обучение курсантов (слушателей) работе с ними;

‒ важна ориентация не принцип интегрированного обучения, более широкое внедрение коллективных форм выполнения выпускных квалификационных и курсовых работ (проектов) [5].

Таким образом, все указанные выше меры направлены на более полное согласование профессиональных качеств, общекультурных компетенций выпускников силовых вузов с изменяющимся в ходе научно-технической революции содержанием их практической деятельности по предназначению.

Литература:

  1. Гуляев В. Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: диcс.... д-ра пед. наук. — М., ВУ МО РФ. 2003. — 302 c.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ strategicplanning/concept/doc20081117_01. Дата обращения 15.12.2015.
  3. Основы разработки педагогических технологий и инноваций/ Под. ред. В. А. Пятина. — Астрахань: Изд-во Астрахан. гос. пед. ун-та, 1998. — 380 с.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 39 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071016. Дата обращения 15.12.2015. Дата обращения 15.12.2015.
  5. Тетерина Т. Е. Формирование личностно ориентированной образовательной среды военного вуза диcс.... канд. пед. наук. — М., ВУ МО РФ. 2012. — 235 c.
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, общекультурная компетентность, компетенция, образовательный процесс, учебный материал, формирование, высшее военное образование, высшее профессиональное образование, практический опыт, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Компетентностный подход и его значение на этапе получения...

Военное образование — вид профессиональной педагогической деятельности

Высшее профессиональное образование.

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства...

Компетентностный подход в высшем образовании

Рубрика: Высшее профессиональное образование.

В процессе профессиональной подготовки формируются следующие компетенции:  компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на освоении способов самостоятельного приобретения знаний из...

Формирование профессиональной компетентности...

Формирование профессиональной компетентности обучающихся. Автор: Некрасова Светлана Викторовна.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, обучающийся, будущая профессиональная деятельность, выполнение работ...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность.

Исследования показывают, что профессионализм, формирование профессиональной личности включает в себя не только усвоение определенного объема знаний, умений и навыков...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессионально-педагогическая компетентность учителя, высшее профессиональное образование.

Формирование профессиональных компетенций...

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательный стандарт, компетенция, профессиональные компетенции, бакалавр, специалист.

Система формирования профессиональной компетентности...

профессиональная деятельность, компетенция, задача, обучение, принцип, подход, система, высшее профессиональное образование, учебный процесс, профессиональная компетентность выпускников.

Формирование общих и профессиональных компетенций...

ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, компетенция...

Компетентностный подход и его значение на этапе получения...

Военное образование — вид профессиональной педагогической деятельности

Высшее профессиональное образование.

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства...

Компетентностный подход в высшем образовании

Рубрика: Высшее профессиональное образование.

В процессе профессиональной подготовки формируются следующие компетенции:  компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на освоении способов самостоятельного приобретения знаний из...

Формирование профессиональной компетентности...

Формирование профессиональной компетентности обучающихся. Автор: Некрасова Светлана Викторовна.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, обучающийся, будущая профессиональная деятельность, выполнение работ...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность.

Исследования показывают, что профессионализм, формирование профессиональной личности включает в себя не только усвоение определенного объема знаний, умений и навыков...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессионально-педагогическая компетентность учителя, высшее профессиональное образование.

Формирование профессиональных компетенций...

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательный стандарт, компетенция, профессиональные компетенции, бакалавр, специалист.

Система формирования профессиональной компетентности...

профессиональная деятельность, компетенция, задача, обучение, принцип, подход, система, высшее профессиональное образование, учебный процесс, профессиональная компетентность выпускников.

Формирование общих и профессиональных компетенций...

ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, компетенция...

Похожие статьи

Компетентностный подход и его значение на этапе получения...

Военное образование — вид профессиональной педагогической деятельности

Высшее профессиональное образование.

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства...

Компетентностный подход в высшем образовании

Рубрика: Высшее профессиональное образование.

В процессе профессиональной подготовки формируются следующие компетенции:  компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на освоении способов самостоятельного приобретения знаний из...

Формирование профессиональной компетентности...

Формирование профессиональной компетентности обучающихся. Автор: Некрасова Светлана Викторовна.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, обучающийся, будущая профессиональная деятельность, выполнение работ...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность.

Исследования показывают, что профессионализм, формирование профессиональной личности включает в себя не только усвоение определенного объема знаний, умений и навыков...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессионально-педагогическая компетентность учителя, высшее профессиональное образование.

Формирование профессиональных компетенций...

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательный стандарт, компетенция, профессиональные компетенции, бакалавр, специалист.

Система формирования профессиональной компетентности...

профессиональная деятельность, компетенция, задача, обучение, принцип, подход, система, высшее профессиональное образование, учебный процесс, профессиональная компетентность выпускников.

Формирование общих и профессиональных компетенций...

ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, компетенция...

Компетентностный подход и его значение на этапе получения...

Военное образование — вид профессиональной педагогической деятельности

Высшее профессиональное образование.

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства...

Компетентностный подход в высшем образовании

Рубрика: Высшее профессиональное образование.

В процессе профессиональной подготовки формируются следующие компетенции:  компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на освоении способов самостоятельного приобретения знаний из...

Формирование профессиональной компетентности...

Формирование профессиональной компетентности обучающихся. Автор: Некрасова Светлана Викторовна.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, обучающийся, будущая профессиональная деятельность, выполнение работ...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность.

Исследования показывают, что профессионализм, формирование профессиональной личности включает в себя не только усвоение определенного объема знаний, умений и навыков...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессионально-педагогическая компетентность учителя, высшее профессиональное образование.

Формирование профессиональных компетенций...

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательный стандарт, компетенция, профессиональные компетенции, бакалавр, специалист.

Система формирования профессиональной компетентности...

профессиональная деятельность, компетенция, задача, обучение, принцип, подход, система, высшее профессиональное образование, учебный процесс, профессиональная компетентность выпускников.

Формирование общих и профессиональных компетенций...

ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, компетенция...

Задать вопрос