Автор: Давыдов Алексей Владимирович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (162) июль 2017 г.

Дата публикации: 18.07.2017

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Давыдов А. В. Организация профильного обучения в МБОУ СШ № 3 имени В. П. Чкалова г. Арзамаса Нижегородской области // Молодой ученый. — 2017. — №28. — С. 79-82.



В статье рассмотрен пятилетний опыт реализации профильного обучения в МБОУ СШ № 3 города Арзамаса Нижегородской области.

Ключевые слова: профильное обучение, МБОУ СШ № 3 города Арзамаса естественно-математический профиль, опыт реализации профильного обучения

Необходимость перехода средней школы страны на профильное обучение была определена Концепцией модернизации Российского образования [1] и конкретизирована в Концепции профильного обучения [2]. Переход к профильному обучению ставил достижение таких целей, как:

– обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы среднего общего образования;

– создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников;

– способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

МБОУ СШ № 3 города Арзамаса Нижегородской области начала работу по организации профильного обучения с 2006 года. У нас был открыт естественно-математический профиль по 3 вариантам учебного плана (химико-биологическая специализация, физико-математическая специализация, без дополнительной специализации).

Введение профильного обучения в нашем образовательном учреждении было обусловлено рядом причин, наиболее важными среди которых оказались следующие:

– приток одарённых детей из близлежащих микрорайонов города;

– высокий уровень мотивации старшеклассников к обучению в профильных классах;

– укомплектованность школы высококвалифицированными кадрами и административным персоналом;

– высокий уровень оснащенности материально-технической базы.

Введение профильного обучения стало возможно благодаря имеющемуся на тот момент времени нормативному, кадровому, учебно-методическому обеспечению. Прием в профильные классы осуществлялся на основании Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области [4]. В настоящее время школа руководствуется Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.05.2014 г. № 321 «Об утверждении порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации Нижегородской области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения» [3]. На основании данных документов в школе были разработаны соответствующие локальные акты, регламентирующие реализацию профильного обучения. Было сформировано необходимое учебно-методическое обеспечение (приобретены учебные программы, школьные учебники, необходимая методическая литература). Кадровый состав педагогов школы, работающих в профильных классах, был представлен учителями высшей и первой квалификационной категорий. На сегодняшний день из 46 учителей, осуществляющих учебно-воспитательный процесс, 15 человек имеют высшую, 26 человек — первую квалификационную категорию.

Переход к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) общеобразовательными учреждениями страны подтвердил верность выбранной стратегии реализации профильного обучения.

С учетом требований ФГОС СОО МБОУ СШ № 3 продолжает реализацию профильного обучения в 10–11 классах, а в 9-х классах осуществляет предпрофильную подготовку. С целью создания ученику условий для реализации интереса к выбранному предмету, для освоения выбранного предмета на повышенном уровне 1 час факультативных занятий направлен на изучение предметно-ориентированных курсов. С этой целью в школе введены 3 предметно-ориентированных курса по выбору, длительностью 11–12 часов каждый. При этом группы, изучающих данные курсы, формируются из учащихся разных классов. Каждый ученик 9-х классов может осуществлять 3 пробы, занимаясь по выбору 1 час в неделю. За счет часов дополнительного образования также введен курс «Психология и выбор профессии», реализующий программу Г. В. Резапкиной [5], рассчитанный на изучение 1 часа в неделю.

Руководствуясь региональным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Нижегородской области [4], учитывая запросы девятиклассников, их родителей, школа ежегодно формирует классы естественно-математического профиля без дополнительной специализации (таблица 1).

Таблица 1

Учебный план 10 класса естественно-математический профиля (без дополнительной специализации)

Образовательные области

Учебные предметы

Кол-во часов внеделю

Русский язык и литература

Русский язык

1

Литература

3

Русская словесность: от слова к словесности

2

Иностранный язык. Второй иностранный язык

Английский язык

3

Математика и информатика

Алгебра и начала математического анализа

4

Геометрия

2

Информатика и ИКТ

1

Общественно-научные предметы

История России

1

Всеобщая история

1

Обществознание

1

Право

1

География

1

Естественнонаучные предметы

Биология

3

Экология

1

Химия

3

Физика

5

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

3

Основы безопасности жизнедеятельности

1

Обязательная нагрузка

37

Факультативные занятия:

-

Максимальный объем учебной нагрузки

37

Профильные предметы: биология — 3 часа, химия — 3 часа, алгебра и начала математического анализа — 4 часа, геометрия — 2 часа, физика — 5 часов.

Компонент образовательной организации:

– география -1 час, русская словесность: от слова к словесности — 2 часа

– элективные курсы: экология — 1 час.

Федеральный компонент: русский язык — 1 час, литература — 1 час, иностранный язык — 3 часа, история — 2 часа, обществознание (включая экономику и право) — 2 часа, физическая культура -3 часа, информатика — 1 час, ОБЖ — 1 час

При этом ежегодно проводимая педагогом-психологом школы диагностика удовлетворения уровнем профильного обучениям среди учащихся показывает сокращение числа учащихся, испытывающих трудности обучения в профильном классе, и сокращение числа учащихся, которые хотели бы изменить профиль обучения.

Реализация задач профильного обучения требует от администрации и педагогов школы обеспечения вариативности профориентационной работы. С этой целью школа поддерживает тесную связь с вузами города, образовательными организациями среднего профессионального образования.

Одним из основных показателей результативности профильного обучения мы рассматриваем качество обученности учащихся профильных классов (таблицы 2, 3).

Таблица 2

Качество обученности учащихся 10 классов, осваивающих программы профильного обучения

Учебный год

Количество учащихся

Качество обученности (%)

2011–2012

25

72,0

2014–2015

26

73,1

2015–2016

25

60,0

Таблица 3

Качество обученности учащихся 11 классов, осваивающих программы профильного обучения

Учебный год

Количество учащихся

Качество обученности (%)

2011–2012

29

86,2

2012–2013

25

72,0

2015–2016

26

84,6

2016–2017

24

66,7

Как видно из данных таблиц, качество обученности учащихся за последние годы достаточно высокое. В среднем показатели в 10 классе составляют 69 %, в 11 классе — 80.

Не менее важным показателем эффективности реализации профильного обучения мы рассматриваем продолжение обучения выпускников профильных классов по профилю (таблица 4).

Таблица 4

Поступление учащихся профильных классов впрофильные вузы

Учебный год

Количество выпускников

% поступивших

% поступивших впрофильные вузы

2011–2012

29

100

65,5

2012–2013

25

100

80,0

2015–2016

27

100

74,1

2016–2017

24

96

65,2

Все это, по нашему мнению, свидетельствует о положительном опыте реализации профильного обучения в МБОУ СШ № 3 города Арзамаса.

Литература:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Модернизация российского образования.- М.: Просвещение, 2003. -С. 42–73.
  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ МО РФ № 2783 от 18.07.2002.
  3. Постановление Правительства Нижегородской области. № 321 от 12.05.2014 «Об утверждении порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации Нижегородской области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения»
  4. Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области. — Н.Новогород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005.
  5. Резапкина Г. В. Программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. / Г. В. Резапкина. — М.: Генезис, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): профильного обучения, Нижегородской области, реализации профильного обучения, Введение профильного обучения, реализацию профильного обучения, общего образования, среднего общего образования, Арзамаса Нижегородской области, общеобразовательных учреждений Нижегородской, профильного обучения», учреждений Нижегородской области, Организация профильного обучения, Концепции профильного обучения, организации профильного обучения, опыт реализации профильного, Концепция профильного обучения, Правительства Нижегородской области, стратегии реализации профильного, города Арзамаса Нижегородской, опыте реализации профильного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос