В статье приводится значение разработок электронных пособий—не просто как технических средств, а как средств современных информационных технологий, применяемых в учебном процессе, основной задачей которого является улучшения теории и методики обучения физической культуре и спорту.
Ключевые слова: инновационные технологии, электронное пособие, средства телекоммуникаций, физическая культура и спорт
На сегодняшний день основным требованием качественного обучения стало правильное применение педагогических технологий, но при этом, чтобы в учебный процесс входили не просто новые технические средства, а новые образовательные технологии, направленные на решение образовательных задач, а значит, улучшения теории и методики обучения физического воспитания и спортивной тренировки.
В этой связи приобретает особую актуальность разработка дидактических и методических принципов использования современных информационных технологий в учебном процессе, педагогическом осмыслении накопленного в других областях опыта, проведения соответствующих научных и методических работ по созданию и изучению возможностей педагогических программных средств в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту.
Значительное место в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту могут занять глобальные телекоммуникационные сети. Определенный интерес в этом плане представляют электронное пособие, разработанное преподавателями определенного вида спорта, где предусмотрены средства телекоммуникаций. Так, например, весьма эффективны дидактические материалы, подготовленные на основе мультимедиа технологий в которую включены программы для контроля и самоконтроля знаний, обучающие мультимедиа системы по спортивно-педагогическим дисциплинам, справочно-информационные энциклопедии, видеоанимации и тесты для самоконтроля. Анимационная технология превращает компьютер не только в полноценного собеседника, но и позволяет студентам, не выходя из аудитории (спортзала, дома), присутствовать на лекциях выдающихся ученых и педагогов, занятиях ведущих тренеров, в соревнованиях различного ранга, стать свидетелями исторических событий прошлого и настоящего, посетить образовательные, культурные и спортивные центры мира. При этом необходимо особо подчеркнуть, что в этом случае происходит параллельная передача аудио- и визуальной информации на персональный компьютер в сочетании с использованием больших объемов информации и интерактивными возможностями работы: произвольный переход от одного места к другому, осуществление поиска разделов по содержанию, организация режима вопросов и ответов, использование разветвленных сюжетов, последовательность и правильное выполнение упражнений в схемах.
Информатизация физкультурного образования должна быть направлена на достижение двух основных целей, которая заключается в подготовке специалистов для последующей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества и повышение уровня подготовленности специалистов посредством совершенствования технологии обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий.
Информатизация физкультурного образования ставит перед собой задачу углубления теоретических знаний, обработки и передачи информации с применением компьютеров, изучение и освоение методов и способов применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности.
Содержание электронного пособия должно быть построено таким образом, чтобы они могли служить базой для формирования основ информационной культуры будущего специалиста по физической культуре и спорту. При этом специфика предметной области будущей профессиональной деятельности должна находить свое отражение в решении конкретных прикладных задач на лекционных и практических занятиях.
Анализ современного состояния области обучения на базе передовых информационных технологий показывает, что два фактора — технологии и теории обучения — действуют без должной связи между собой.
Современные коммуникационные технологии дают возможность восприятия видеоинформации на экране, не только визуально, но и в сопровождении стереозвучания. Они дают возможность перемещать объекты в виртуальном пространстве, применяют методы интерактивного манипулирования объектами, компьютерную имитацию зрительных, слуховых, осязательных, моторных (двигательных) ощущений, что в перспективе может решить многие проблемы моделирования учебно-тренировочного процесса (обучение сложно координационным спортивным двигательным действиям, решение тактических задач, создание различных проблемных ситуаций в постановке учебно-воспитательного процесса).
Преподаватели благодаря доступу к сетям телекоммуникаций при создании электронного пособия не только существенно повышают свою информационную вооруженность, но и получают уникальную возможность общения со своими студентами напрямую. Это создает идеальные условия и для профессионального общения, ведения совместной учебно-методической и научной работы, обмена учебными разработками, компьютерными программами, данными и т. п. Использование новых информационных технологий дает преподавателю возможность достигать дидактических целей, применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, т. е. преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ. Студент имеет возможность отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавателя, освобождая его от изложения учебного материала и от рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.
Одна из основных задач физического воспитания — формирование потребности в личном физическом совершенствовании. Чтобы достичь этой цели, надо воспитать интерес к физической культуре, формировать навыки и умения самостоятельных занятий, содействовать внедрению физической культуры в повседневный режим. Реализация этой задачи через просмотр подготовленного электронного пособия по определенному виду спорта помогает повышению физкультурно-спортивной деятельности.
Литература:
- Богданова Д. А. Телкоммуникации — в школе. // Информатика и образование. № 2. 1997.
- Азизходжаева Н. Н. Педагогическая технология и педагогические навыки. // T.: TГПУ. 2003.
- Зиямухамедова С., Зиямухамедов Б. Новая педагогическая технология. // T.: Абу Али Ибн Сино. 2002.