Абу Али ибн Сино и анализ философских проблем в его произведении «Ҳайй ибн Яқзон» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №27 (161) июль 2017 г.

Дата публикации: 10.07.2017

Статья просмотрена: 324 раза

Библиографическое описание:

Эгамбердиева, Н. М. Абу Али ибн Сино и анализ философских проблем в его произведении «Ҳайй ибн Яқзон» / Н. М. Эгамбердиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 27 (161). — С. 76-80. — URL: https://moluch.ru/archive/161/45085/ (дата обращения: 09.08.2020).



Ибн Сино, Абу Али ал-Хусайн ибн Абдуллох ибн ал-Хасан ибн-Али –великие учёные-энциклопедисты Средней Азии внёсших огромный вклад в развитие мировой науки. На западе наш знаменитый соотечественник, признанный во всём мире как “один из первых мудрецов человечества” и “Авиценна”, современники называли его “Шайх ар-раис” (предводитель мудрецов, руководитель учёных), “Шараф ал-мулк” (авторитет края, страны,честь); “Ҳужжат ал-ҳақ” (доказатель правды); “Ҳаким ал-вазир” (мудрец, предприимчивый визирь) [1]. Глубоко изучив все науки своего времени, став автором множества имевших большое научное значение произведений, особенно исследований по философии, логики и медицины, своими научными трудами и трактатами, оставил неизгладимый след не только в Центральной Азии, но и в развитии всей мировой науки. “Ибн Сино жил и творил в период правления Саманидов (819–1005), в основном в Бухаре и Хорезме, затем в столице местной династии Эрон Гурганже (1009), после в Исфахане, городе бувайхийцев Хамадане(1015–1023) и подвластном Султан Махмуд Газнавий Райде(1015–1015)” [2].“Ибн Сино родился в 370 году месяце сафар (август 980 года) в кишлаке Афшоне(на территории нынешнего Ромитанского района Бухарской области) Его отец Абдуллох был родом из Балха, в период правления Саманийского амира Нух ибн Мансура (967–997) переехал в Бухару, где был назначен финансистом кишлака Хурмайсан. В кишлаке Афшона он женился на девушке по имени Сетора (“Звезда”), став отцом двух сыновей. Старшим из сыновей был Хусайн (Ибн Сино), младший — Махмуд” [3]. Ибн Сино с детства тянулся к знаниям, был очень одарённым мальчиком. Большая роль в увлечении науками принадлежала его отцу. Ибн Сино в 10 лет в совершенстве знал коран и литературу (стилистика, грамматика, поэтика), в 16лет овладел знаниями по философии, фикху (право) и медицину. Ибн Сино своим первым учителем вспоминал одного торговца, научившего его “Индийскому счёту”. Также своими учителями он считал большого знатока фикха Исмоила Зохидий, философа Абу Абдуллох ибн Иброхим Нотилий и известного лекаря Мансур Хасан ибн Ал-Камарий. Но его основным учителем была книга и он с детства считал её своим другом. Ибн Сино особую любовь проявил именно медицине. Здесь он много использовал произведениями христианского медициноведа Исо ибн Яхё, потому что тот был лекарем, обращавшим большое внимание практической медицине. За короткое время Ибн Сино добился больших успехов в области медицины. Сам Ибн Сино пишет об этом следующее: “По сути медицине нетрудная наука, поэтому я за короткое время смог добиться в этой области таких успехов, что даже учёные лекари стали приходить ко мне и учиться у меня науке медицине. Я также посещал больных. В результате набранного для меня так широко открылись двери лечения, что это невозможно передать” [4].

Обладая глубокими медицинскими знаниями, авторитет ибн Сино в этой области рос день ото дня. Бухарский эмир Нух ибн Мансур (976–977) тяжело заболел. Ибн Сино в 17 лет вылечил эмира от тяжёлого недуга и в благодарность за это ему было дано право работать в богатой саманийской библиотеке, что стало знаковым событием. Проработав в библиотеке почти 10 лет (до отъезда в Хорезм), он ещё больше углубил свои знания. “В этой библиотеке я видел такие книги, — пишет в своей “Автобиографии” ибн Сино, — о названии которых многие даже не знают. Таких книг ни до, ни после я больше не видел. Я читал эти книги и из них взял для себя много полезного. Я осознал место каждого учёного в науке” [5].

В связи с тем, что государство Саманидов оказалось в жесточайших тисках экономичекого и политического кризиса, ибн Сино вынужден был прекратить свои научные изыскания и в 1005 году он уезжает в столицу Хорезма Гурганж. Там он работает в академии Маъмуна. В находившемся под властью Абул Хасан Али ибн Маъмуна (997–1009) городе Гурганж ибн Сино прожил 7 лет. После того, как Султан Махмуд Газневий захватил Хорезм, согласно существовавшим средневековым традициям, Махмуд Газнавий потребовал от хорезмшаха Абул Хасан ибн Маъмуна отправить всех учёных страны, в том числе и ибн Сино, в Газну и направил в Гурганж специальную группу во главе с послом Абу Абдуллох ал-Хусаин ибн Али Микола. Перед тем как принять посла газневийцев, Хорезмшах собрал у себя всех учёных и объявил им о цели визита посла. Ибн Сино категорически отказался от этого предложения и бежал из Хорезма. “Основной целью направления посла Махмуда Газневий,- пишет Низоми Арузи Самаркандий,- было вызвать ибн Сино к себе. Поэтому он предпринял все меры найти и любыми способами привезти учёного. Он приказал художнику по имени Абу Наср Арок нарисовать на бумаге лицо ибн Сино, а также потребовал с других художников сделать с рисунка 40 копий и разослать во все области для розыска ибн Сино”. Но ибн Сино сумел хорошо спрятаться и в течении 25 лет он жил в Гурганже, Райде, Хамадане, Исфахане.В Хамадане он жил в заточении в крепости Фаражон. Несмотря на все трудности, он беспрерывно работает, лечит болезни, занимается с учениками. Собранные за всю свою жизнь материалы он собрал и создал величественные труды “Врачебные канони”, “Донишнаме”, “Рисолаи тадбири манзил”, “Китобан-нажот”, восемнадцатитомный “Китоб аш-шифо”, “Хайй ибн якзон” (Сын пробуждённого Живой). В течении всей его деятельности “... в других отраслях науки создано более 450 трудов. К сожаленью,до нас дошли только 242 труда ибн Сино, из них: 80 по философии, богословию и суфизму, 43-по врачеванию,19-по логике,26-по психологии,23- по научной медицине, 7- по астрономии, 1-по математике, 1-по музыке, 2- по химии, 9-по воспитанию,4- по литературе, 8-переписке с другими учёными” [6]. Ряд трудов ибн Сино по философии до настоящего времени привлекает к себе внимание исследователей. В этой связи его анализ таких значимых философских проблем как: человек и его духовное совершенство, разум, наука и овладение ею, просвещение, сущность науки логика, система космоса, степень знаний человека, основы мира, четыре элемента, вопросы субстанции охвачен в труде “Хайй ибн Якзон” (Сын пробуждённого живой) также имеет особое значение. Потому что в труде раскрытие философских вопросов идёт по своеобразному пути.

Повествование в произведении “Хайй ибн Якзон” написано учёным способом достаточно сложном для понимания. Это связано с тем, что Ибн Сино в своём труде при анализе философских проблем использовал символические обозначения. Для правильного постижения философских взглядов произведения, от изучаемого данный труд требуется особая внимательность. Мы посчитали нужным, по мере возможности, дать нижеследующим образом разъяснение, как в повести “Хайй ибн Якзон” сделан анализ философских вопросов.

В вышеуказанной повести философские взгляды приведены языком Акл-Хайй ибн Якзона, то есть раскрыта в форме интересной беседы с человеком, которого “Хайй ибн Якзон” встретил во время прогулки. Беседа начинается со спорных вопросов об актуальной теме философии по мнениям о человеке и его поведении. В труде Ибн Сино пытается раскрыть характер человека, присущие личности творческой энергии и степени: подчёркивает, наряду с духовностью, знаниями, пониманием, разумом, мышлением, нравственностью имеются и недостатки, оказывающие воздействие на человека, не дающие ему раскрыть свои таланты: жадность, насилие, зависть, воровство и обман. Характер человека в произведении взят в образе “приятелей”. В этих мыслях можно увидеть ответы на вопросы, заданные “Хайй ибн Якзон”ом самому себе: “Вокруг неотделимые от тебя эти факторы плохи (негативные привычки, недостатки человека). Ты не сможешь от них легко отделаться, они собьют тебя с пути. От их заговора ты сможешь сохранить свою честность и целомудренность” [7]. Под “приятелями” Ибн Сино понимает негативный характер человека и подчёркивает необходимость человеку отказаться от таких неприемлемых “приятелей”. Действительно, человек и его духовное совершенство считается самой древней философией. Существующая в определённом месте и времени в каждом обществе, стремящемся к совершенству, соответствующая своему времени самой актуальной темой считалась тема, духовно-социальных, просветительских норм, отвечающих вопросам воспитания человека. Конечно же это не было исключением и для времени Ибн Сино. Формирование характера в человеке, положительных качеств или недостатков связано с факторами социальной среды при достижении им совершеннолетия, степени образования и воспитания и др. Исходя из указанных норм у кого-то преобладают положительные качества, у кого-то — отрицательные. Человек своим разумом превосходит животных, не дожидаясь пока недостатки не привели его к катастрофе, необходимо бороться против своих пороков. Эта борьба требует от человека терпения и выдержки. В произведении, со слов “Хайй ибн Якзон”а, борьба Человека своими недостатками, трактуется следующим образом: “Теперь ты держи себя выше их (то есть “приятелей”). Твой приговор должен быть выше их приговора, не давай им повода, не дай им быть вожатым тебе. Тогда ты сможешь направить их на правильный путь” [8]. Значит, по мнению учёного, попав в водоворот негативных нравов, человек обязательно должен своим разумом, всеми силами и усердием спасти себя от них. Во время беседы “Хайй ибн Якзон” призывает человека к знанию правды мира, а также для глубокого понимания характера, природы научиться логически мыслить: “Польза науки сообразительности (имеется в виду научная логика) является одной из наук. Если изучишь эту науку, она тебе явит скрытый характер людей. Наука сообразительности представит пред твоими очами твои же бессознательный действия. Если ты воспользуешься ею, то станешь проницательным человеком”. По мнению Ибн Сино наука логика расширяет сферу мышления человека, открывает дорогу к глубокому постижению бытия, спасает человека от невежества и необразованности. Когда темой беседы становится климат, “Хайй ибн Якзон” говорит: “ У земли три границы (имеется ввиду материя, форма и полученные из них вещи): одна из них Хофикон (между Востоком и Западом;животные и растения здесь выражают природу), кроме неё есть ещё две прекрасные границы: одна запад, другая восток. Существует одна граница, разделяющая эти два периода и мир людей. Эту границу не всякий пройдёт; пройти могут только ловкие люди. Переход этой границы даёт такую пользу, какую даёт омовение в родниковом источнике” [9]. В вышеуказанных мыслях бытие и его виды, границы между ними, ведутся споры сквозь призму своеобразных символических знаков о материи и форме. Когда говорится граница, понимается скрытость от нас сущности внутренних событий бытия, утверждается, что чтобы перейти эту границу необходимо обладать знаниями.

В частности, произведение — это субстанция, использующая важные философские вопросы- основные элементы, лежащие в сущности мира: вода, воздух, земля и огонь, вещество и его вхождение в форму, в результате действий элементов (вода, земля, земля и огонь) вещество переходит из одного состояния в другое — раскрываются мысли об этом и о прекрасных символах. Также в произведении выражаются ценные мысли о системе космоса и о их расположении относительно друг друга. В свою очередь следует отметить то, что важное значение имеет осознания приведённых выше мыслей Ибн Сино, понять их и удостовериться тому, сто мысли учёного намного опережают своё время. Наука является основной ценностью и критерием, ведущим человечество к прогрессу. “Если говорить точнее, то есть все основания считать, что великий учёный своей научной деятельностью оказал существенное влияние на развитие духа человеколюбия, то есть развития основ духовности” [10]. Собранные с огромным трудом океане науки жемчужины знаний, соединив их своим мышлением в систему, Абу Али ибн Сино своими передовыми взглядами помогает нам вновь и вновь переосмысливать и глубже изучать научно-духовное наследие учёного, а также делать из него правильные выводы.

Литература:

  1. Шамсутдинов Р. Мўминов Х. История Узбекистана (Учебное пособие для неисторических факультетов ВУЗов) –Т. Шарқ. 2013г. –с.90.
  2. Аҳмедов Б. Уроки истории –Т. Ўқитувчи. 1994 г. –с. 37
  3. Шамсутдинов Р. Мўминов Х. История Узбекистана (Учебное пособие для неисторических факультетов ВУЗов) –Т. Шарқ. 2013 г. –с. 136
  4. Ирисов А. Врач ибн Сино. –Т. Ўзбекистон. 1992 г. –с. 9.
  5. Аҳмедов Б. Уроки истории. –Т. Ўқитувчи. 1994 г. –с. 48
  6. Ибн Сино. Канон врачебной науки. I том: –Т. Абдулла Қодирий. 1992 г. –с.5
  7. Ибн Сино. Философские повествования.–Т.Художественной литературы. 1963 г. –с. 32
  8. Ибн Сино. Философские повествования.–Т.Художественной литературы. 1963 г. –с.34
  9. Ибн Сино. Философские повествования.–Т.Художественной литературы. 1963 г.–с. 35.
  10. Каримов И. А. “Высокая духовность — непобедимая сила” –Т. Маънавият. 2008 г.–с. 43.
Основные термины (генерируются автоматически): Хорезм, граница, труд, эта, духовное совершенство, короткое время, мировая наука, Бухара, Исфахан, наука логика.


Похожие статьи

Вопросы духовности и просвещения в философской мысли...

Культурное наследие Центральной Азии считается неделимой частью мировой культуры и просвещения. В настоящее время в Узбекистане

В этот период Центральная Азия, Иран, Ирак и Сирия превратились в очаги науки и культуры. В Хорезме, Бухаре, Герате были образованы...

Медицина в жизни Абу Али ибн Сины | Статья в журнале...

А медицинская наука не из трудных наук, и, конечно, я преуспел в ней в кратчайшее время так, что

Основные термины (генерируются автоматически): врачебная наука, Бухарская библиотека, медицина, Бухара, медицинская наука, Китаб, Канон, Исфахан, Европа, научная...

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки...

Обширны были также научные труды, созданные арабскими учеными.

Ибн Сина, несмотря на свое короткое 5-летнее пребывание в Хорезме (1005–1010), написал очень важные статьи по

В настоящее время в Хорезмской Академии Маъмуна действует музей истории науки.

Восстановление наследия средневековых учёных Востока в годы...

Узбекистан, X-XI, Средневековый Восток, Президент Узбекистана, Президент Республики, молодое поколение, мировая наука, Бухара, бесценное наследие, Центральная Азия.

Авиценна: врач-экономист | Статья в журнале «Молодой ученый»

Тем временем, правитель Исфахана захватил Хамадан и подчинил себе этот регион. Так ибн-Сина обрёл нового коронованного

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, Бухара, том, время, врач, Хорезм, Ургенч, врачебная наука, Багдад, Восток.

Из истории военного дела в Бухарском эмирате

Посол добавил, что этот обычай соблюдают не только солдаты Бухары, но и Коканда, и Хорезма.

Деятеля науки УзССР С. В. Бахрушина и кандидатов исторических наук В. Я. Непомнина и В. А

Проблемы изучения истории Казахстана в контексте мировой истории.

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков

В XVI—XIX вв. определенное развитие получила географическая наука.

Бухары, Ташкента, Хисара. Герата и Кабула. Кроме того, в этом труде сообщаются географические сведения и о других странах — Аравии, Иране, Ираке

Подробно автором описывается география Хорезма.

Аль-Хорезми — великий математик и основатель классической...

Уже в очень отдаленные времена хорезмийцы владели письменностью.

Начали складываться условия для нового подъема духовной жизни народа.

Поэтому можно не сомневаться в том, что уже в древности в Хорезме сформировались основы точных наук.

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Абу али ибн...»

Когда ему было 5 лет, семья переехала в Бухару. Учиться он начал в 6 лет, к 10 годам закончил курс словесных наук, а к 15 годам постиг ‘индийский счет’ — арифметику, геометрию, алгебру, осваивал юридические науки, логику.

Вопросы духовности и просвещения в философской мысли...

Культурное наследие Центральной Азии считается неделимой частью мировой культуры и просвещения. В настоящее время в Узбекистане

В этот период Центральная Азия, Иран, Ирак и Сирия превратились в очаги науки и культуры. В Хорезме, Бухаре, Герате были образованы...

Медицина в жизни Абу Али ибн Сины | Статья в журнале...

А медицинская наука не из трудных наук, и, конечно, я преуспел в ней в кратчайшее время так, что

Основные термины (генерируются автоматически): врачебная наука, Бухарская библиотека, медицина, Бухара, медицинская наука, Китаб, Канон, Исфахан, Европа, научная...

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки...

Обширны были также научные труды, созданные арабскими учеными.

Ибн Сина, несмотря на свое короткое 5-летнее пребывание в Хорезме (1005–1010), написал очень важные статьи по

В настоящее время в Хорезмской Академии Маъмуна действует музей истории науки.

Восстановление наследия средневековых учёных Востока в годы...

Узбекистан, X-XI, Средневековый Восток, Президент Узбекистана, Президент Республики, молодое поколение, мировая наука, Бухара, бесценное наследие, Центральная Азия.

Авиценна: врач-экономист | Статья в журнале «Молодой ученый»

Тем временем, правитель Исфахана захватил Хамадан и подчинил себе этот регион. Так ибн-Сина обрёл нового коронованного

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, Бухара, том, время, врач, Хорезм, Ургенч, врачебная наука, Багдад, Восток.

Из истории военного дела в Бухарском эмирате

Посол добавил, что этот обычай соблюдают не только солдаты Бухары, но и Коканда, и Хорезма.

Деятеля науки УзССР С. В. Бахрушина и кандидатов исторических наук В. Я. Непомнина и В. А

Проблемы изучения истории Казахстана в контексте мировой истории.

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков

В XVI—XIX вв. определенное развитие получила географическая наука.

Бухары, Ташкента, Хисара. Герата и Кабула. Кроме того, в этом труде сообщаются географические сведения и о других странах — Аравии, Иране, Ираке

Подробно автором описывается география Хорезма.

Аль-Хорезми — великий математик и основатель классической...

Уже в очень отдаленные времена хорезмийцы владели письменностью.

Начали складываться условия для нового подъема духовной жизни народа.

Поэтому можно не сомневаться в том, что уже в древности в Хорезме сформировались основы точных наук.

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Абу али ибн...»

Когда ему было 5 лет, семья переехала в Бухару. Учиться он начал в 6 лет, к 10 годам закончил курс словесных наук, а к 15 годам постиг ‘индийский счет’ — арифметику, геометрию, алгебру, осваивал юридические науки, логику.

Похожие статьи

Вопросы духовности и просвещения в философской мысли...

Культурное наследие Центральной Азии считается неделимой частью мировой культуры и просвещения. В настоящее время в Узбекистане

В этот период Центральная Азия, Иран, Ирак и Сирия превратились в очаги науки и культуры. В Хорезме, Бухаре, Герате были образованы...

Медицина в жизни Абу Али ибн Сины | Статья в журнале...

А медицинская наука не из трудных наук, и, конечно, я преуспел в ней в кратчайшее время так, что

Основные термины (генерируются автоматически): врачебная наука, Бухарская библиотека, медицина, Бухара, медицинская наука, Китаб, Канон, Исфахан, Европа, научная...

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки...

Обширны были также научные труды, созданные арабскими учеными.

Ибн Сина, несмотря на свое короткое 5-летнее пребывание в Хорезме (1005–1010), написал очень важные статьи по

В настоящее время в Хорезмской Академии Маъмуна действует музей истории науки.

Восстановление наследия средневековых учёных Востока в годы...

Узбекистан, X-XI, Средневековый Восток, Президент Узбекистана, Президент Республики, молодое поколение, мировая наука, Бухара, бесценное наследие, Центральная Азия.

Авиценна: врач-экономист | Статья в журнале «Молодой ученый»

Тем временем, правитель Исфахана захватил Хамадан и подчинил себе этот регион. Так ибн-Сина обрёл нового коронованного

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, Бухара, том, время, врач, Хорезм, Ургенч, врачебная наука, Багдад, Восток.

Из истории военного дела в Бухарском эмирате

Посол добавил, что этот обычай соблюдают не только солдаты Бухары, но и Коканда, и Хорезма.

Деятеля науки УзССР С. В. Бахрушина и кандидатов исторических наук В. Я. Непомнина и В. А

Проблемы изучения истории Казахстана в контексте мировой истории.

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков

В XVI—XIX вв. определенное развитие получила географическая наука.

Бухары, Ташкента, Хисара. Герата и Кабула. Кроме того, в этом труде сообщаются географические сведения и о других странах — Аравии, Иране, Ираке

Подробно автором описывается география Хорезма.

Аль-Хорезми — великий математик и основатель классической...

Уже в очень отдаленные времена хорезмийцы владели письменностью.

Начали складываться условия для нового подъема духовной жизни народа.

Поэтому можно не сомневаться в том, что уже в древности в Хорезме сформировались основы точных наук.

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Абу али ибн...»

Когда ему было 5 лет, семья переехала в Бухару. Учиться он начал в 6 лет, к 10 годам закончил курс словесных наук, а к 15 годам постиг ‘индийский счет’ — арифметику, геометрию, алгебру, осваивал юридические науки, логику.

Вопросы духовности и просвещения в философской мысли...

Культурное наследие Центральной Азии считается неделимой частью мировой культуры и просвещения. В настоящее время в Узбекистане

В этот период Центральная Азия, Иран, Ирак и Сирия превратились в очаги науки и культуры. В Хорезме, Бухаре, Герате были образованы...

Медицина в жизни Абу Али ибн Сины | Статья в журнале...

А медицинская наука не из трудных наук, и, конечно, я преуспел в ней в кратчайшее время так, что

Основные термины (генерируются автоматически): врачебная наука, Бухарская библиотека, медицина, Бухара, медицинская наука, Китаб, Канон, Исфахан, Европа, научная...

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки...

Обширны были также научные труды, созданные арабскими учеными.

Ибн Сина, несмотря на свое короткое 5-летнее пребывание в Хорезме (1005–1010), написал очень важные статьи по

В настоящее время в Хорезмской Академии Маъмуна действует музей истории науки.

Восстановление наследия средневековых учёных Востока в годы...

Узбекистан, X-XI, Средневековый Восток, Президент Узбекистана, Президент Республики, молодое поколение, мировая наука, Бухара, бесценное наследие, Центральная Азия.

Авиценна: врач-экономист | Статья в журнале «Молодой ученый»

Тем временем, правитель Исфахана захватил Хамадан и подчинил себе этот регион. Так ибн-Сина обрёл нового коронованного

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, Бухара, том, время, врач, Хорезм, Ургенч, врачебная наука, Багдад, Восток.

Из истории военного дела в Бухарском эмирате

Посол добавил, что этот обычай соблюдают не только солдаты Бухары, но и Коканда, и Хорезма.

Деятеля науки УзССР С. В. Бахрушина и кандидатов исторических наук В. Я. Непомнина и В. А

Проблемы изучения истории Казахстана в контексте мировой истории.

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков

В XVI—XIX вв. определенное развитие получила географическая наука.

Бухары, Ташкента, Хисара. Герата и Кабула. Кроме того, в этом труде сообщаются географические сведения и о других странах — Аравии, Иране, Ираке

Подробно автором описывается география Хорезма.

Аль-Хорезми — великий математик и основатель классической...

Уже в очень отдаленные времена хорезмийцы владели письменностью.

Начали складываться условия для нового подъема духовной жизни народа.

Поэтому можно не сомневаться в том, что уже в древности в Хорезме сформировались основы точных наук.

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Абу али ибн...»

Когда ему было 5 лет, семья переехала в Бухару. Учиться он начал в 6 лет, к 10 годам закончил курс словесных наук, а к 15 годам постиг ‘индийский счет’ — арифметику, геометрию, алгебру, осваивал юридические науки, логику.

Задать вопрос