В статье описываются основные механизмы развития мясной отрасли, как составной части российского агропродовольственного рынка. Проблемы развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия вообще и мясного рынка в частности.
Ключевые слова: сельское хозяйство, сырьевая база, мировая экономика, управление изменениями, организация, принципы управления изменениями
Завоевание и сохранение конкурентных преимуществ является основой стратегического управления на предприятии. Рынок, на котором множество поставщиков готовы предложить аналогичную продукцию давит рамками и не позволяет выбиться в лидеры, а для того чтобы стать во главе списка таких же предприятий требует слаженная работа коллектива и строгое следование разработанной стратегии.
Если предприятие способно доказывать в течении длительного времени свои конкурентные преимущества как поставщика сырья, удерживает позиции лидера рынка в качестве производителя товара, значит компания сформировала стратегию имеет большое преимущество.
Мясная промышленность, одна из наиболее крупных отраслей пищевой промышленности, осуществляющая комплексную переработку скота [1]. Выбирая мясо и мясные продукты, человечество получает на свой стол натуральный источник белка.
Ежегодно возводятся новые и реконструируются старые мясоперерабатывающие предприятия, с целью увеличение мяса и мясопродуктов. Техническая база претерпевает постоянную модернизацию, новейшая техника и оборудование настроены на автоматизацию производства, агропромышленный комплекс страны переходит на роботизированный принцип работы. Параллельно с модернизацией технической базы заметно растет ассортимент мясных продуктов, появляются новые линейки деликатесов, а на повышение качества продукции выделяются большие ресурсы.
Производство качественных мясных продуктов зависит от совершенствования комплексной и безотходной технологий переработки сырья, дальнейшей автоматизации и механизации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей, снижение сырьевых, энергетических и трудовых затрат, повышение трудовой и производственной дисциплины, профессионального роста кадров.
Свою нишу в агропромышленном рынке России занимает мясо и мясные продукты. Развитие мясного рынка во многом зависит от концентрации усилий производителей сельскохозяйственных продуктов и государства. Основываясь на применении технологий разумного расходования сырья для мясной продукции и повышения конкурентоспособности отечественного производителя, путем отказа от импортного поставщика, отечественный производитель имеет шансы на рост. Замещение импорта необходимо, так как удельный вес импорта мяса и мясопродуктов в общем объеме их отечественных ресурсов составляет около 25 %, что создает угрозу продовольственного обеспечения страны [3].
В этой связи тема развития мясной отрасли в России, становится все более и более актуальной. Множество исследований и статей посвящены данной теме.
Мясо является основным продуктом питания населения нашей страны. Существуют тысячи разных рецептов приготовления мяса, благодаря чему мясо обладает важным свойством — оно не приедается. Мясные продукты являются источниками: полноценного белка; жиров и фосфатидов; комплекса минеральных веществ; вкусовых и экстрактивных веществ, а также некоторых витаминов, в основном группы В, D и А. [4, с. 256].
Конкуренцию на рынке мясной промышленности рождает растущая потребность человека в пище быстрого приготовления, удобного употребления и в то же время богатой витаминами. Исследования показывают, что субъективно воспринимаемые индивидом преимущества, являются базой для стратегических факторов конкурентного рынка. Таким образом, в лучших, с точки зрения покупателя потребительских свойствах данного товара по сравнению с конкурирующими и заключается основа успеха. Значит на столе у потребителя будет товар, наиболее полезный и обладающий наилучшими вкусовыми свойствами. В основном стратегические факторы успешных продаж того или иного продукта определяются сбытовой политикой предприятия, или иначе говоря, стратегию продаж определяют отдел сбыта и отдел рекламы, маркетинга. Многие показатели касаются ресурсов и возможностей предприятия, но не имеют прямого влияния на успех или не востребованность товарной марки, поскольку часто бывает так, что товар с наибольшим набором полезных качеств менее востребован на рынке только по причине не известности марки, бренда и самого продукта. Факторы конкурентоспособности должны ориентироваться непосредственно на нужды потребителя и способствовать укреплению позиции торговой марки на рынке, продвигая товар на полках торговых магазинов, уделяя большое внимание рекламе.
Перед производством стоит комплексная задача — конкурентоспособные качественные мясные продукты. Решение данной задачи зависит от уровня модернизации технологий комплексной и безотходной переработки сырья, общей автоматизации и механизации отраслей переработки сельского хозяйства, максимальное снижение затрат энергии, разумное расходование сырья и грамотное использование трудовых ресурсов, для эффективности работы с кадрами предусмотрены повышение трудовой и производственной дисциплины, а также возможность профессионального роста сотрудников, что благоприятно влияет на климат в коллективе и как следствие повышение производительности труда.
Производитель должен постоянно думать о привлекательности продукта, ибо это и есть ключевой момент продвижения товара на рынке. В связи с постоянно меняющимся рынком потребителя, производителю необходимо быть в тренде, идти в ногу с новыми тенденциями, уметь удовлетворять запросы масс. Яркая запоминающаяся упаковка должна вызывать желание приобрести товар, привлекать внимание, вызывать положительные эмоции, давать представление о товаре. Для того чтобы быть в ногу с прогрессом, производство должно непрерывно совершенствоваться, ассортимент необходимо дополнять новыми линейками, вводить новые виды продуктов. Доводить до населения о появившихся новинках, путем проведения дегустаций в местах массового скопления людей, проведением различных акций, направленных на раскручивание новой линейки продукта. Нужны новые технологии, новации, которые способные повысить качество продукции. Важен момент использования или не применения в производстве соевых продуктов. Отказ от усилителей вкуса, консервантов и отбор сырья. Несомненно, большую выгоду приносит производство высокомаржинальных продуктов. Линейка продуктов высокого спроса представлена продуктами быстрого приготовления из натурального мяса и с различными добавками, например — грибы, сыры, овощи. Подобная продукция помещается в вакуумные и газовые упаковки, что подразумевает длительное хранение без заморозки.
Помимо высокой рентабельности такие продукты отличает высокая степень инноваций. Линию таких продуктов предприятия составляют охлажденная пицца, ветчинные стейки и мясные медальоны [2].
Таким образом, процессы производства в мясной отрасли и животноводстве происходят следующим образом: взаимодействия рыночных субъектов производства продукции, грамотное распределение, взаимообмен и конечное потребление готовой продукции. Имея тесную связь с мировым рынком, Российский рынок мяса представляется как крупный независимый агропродовольственный сегмент. Но вместе с тем, тесная связь с мировым рынком демонстрирует отличительные особенности Российской мясной отрасли с позиции организации сырьевой базы, управления затратами и ценами, умением приспосабливаться к изменениям вкусовых пристрастий и спроса потребителя. Известно, что виды мяса имеют массу отличий по содержанию жиров, полезных веществ, а также не мало важно различаются по качеству волокон и вкусу.
Рынок мяса обладает характерными особенностями, которые специфичны для сельскохозяйственного производства:
– на рынке мясопродуктов действует высокая конкуренция, а в отрасли производства средств для сельского хозяйства, характерная монополия или олигополия, как следствие образуется несоответствие цен сельскохозяйственной и промышленной продукции;
– розничные покупатели выбирают отечественную продукцию, а оптовые отдают предпочтение импортным поставщикам;
– земля используется наряду с рабочей силой и промышленными средствами производства, так как животноводство и земледелие есть основа сырьевой базы мясной отрасли;
– спрос на сельскохозяйственную продукцию относительно стабилен, как на пищевые продукты в целом, ситуация с намеренным стихийным наращивание рынка мясной гастрономии может оказаться невыгодным;
– климатические условия, сезонность, особенности природы региона;
– медленное изменение предложение по сравнению с изменением спроса обусловлено отсутствием мобильности ресурсов продовольствия, так как одними средствами труда, как правило осуществляется работа на нескольких видах производства;
– относительно низкая доходность производителей сельскохозяйственных товаров формируется за счет неэластичного спроса на пищевые продукты, и как следствие отставание роста цен на сельскохозяйственные товары относительно роста доходов населения.
Сегодня компании, чтобы выживать, надо принимать решения быстрее, чем конкуренты, именно поэтому надо оперативно реагировать на новые вводные данные от рынка и собственных подразделений, и управлять изменениями, придерживаясь единой стратегии фирмы [5].
Мясное скотоводство в Челябинской области является одной из важнейших составляющих АПК региона для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом.
Ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы и является проблемой государственного значения, решение которой позволит удовлетворить спрос населения на говядину отечественного производства
Литература:
- Барбашин, М.К., Русаков В. Н., статья «Мясная промышленность» в Большой Советской Энциклопедии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article079534.html
- Кудрявцев В. В., Инновационное развитие мясоперабатывающих предприятий [Электронный ресурс] ООО «Либра» Пищевая промышленность № 12, 2006 г Режим доступа: http://www.meatbranch.com/publ/view/35.html
- Пожидаева Е. С., статья «Развитие рынка мяса и мясной продукции в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Москва 2012 Диссертационная работа выполнена в НОУ ВПО «Московский финансово-правовой институт» на кафедре «Финансы и кредит». Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/028/96811.php
- Воробьева Л. С., Гигиена, санология, экология: учебное пособие. [Электронный ресурс] Стр.256 Издательство СпецЛит, 2011г. Режим доступа: http://www.studmedlib.kz/kk/doc/ISBN9785299004410–0009.html
- Латфуллин Г. Р., Организационное поведение: Учебник для вузов [Электронный ресурс] Под редакцией Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. ЗАО Издательский дом «Питер»; Санкт-Петербург; 2004. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4593340/