Приоритетные направления обеспечения интересов пользователей ИРЦ (на примере ИРЦ ТУИТ) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №26 (160) июнь 2017 г.

Дата публикации: 03.07.2017

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Ануфриева, Ю. Г. Приоритетные направления обеспечения интересов пользователей ИРЦ (на примере ИРЦ ТУИТ) / Ю. Г. Ануфриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 26 (160). — С. 187-190. — URL: https://moluch.ru/archive/160/45027/ (дата обращения: 19.10.2024).



Главная миссия современной вузовской библиотеки — поддержка обучения и исследований в университете путем создания необходимых условий для доступа к информации и библиотечным услугам. Можно говорить об информационной концепции развития библиотеки, когда приоритет отдается информационной функции и библиотека рассматривается как «информационное учреждение, которое, по мере распространения новейших технических средств обработки информации, становится библиотекой автоматизированной, предлагающей свои услуги в сетевом режиме» [1].

Сегодня в библиотечных учреждениях создана и активно действует инновационная модель процесса информационно-библиотечного обслуживания пользователей, в основу которого положен принцип, сформулированный так: как можно больше источников информации для пользователя, в любое время, в любом месте и в любом формате. Другими словами, основой библиотечного информационного пространства является свободный доступ как к современным коллекциям печатных документов, так и к информационным ресурсам, бесплатный доступ к научно-образовательным удаленным базам данных, единообразные сетевые сервисы и услуги со всех автоматизированных рабочих мест в библиотеке и университете. [2].

Для изучения деятельности информационно-библиотечного обслуживания пользователей было проведено социологическое исследование путем анкетирования пользователей Информационно-ресурсного центра ТУИТ им. М.Аль-Хорезмий (далее ИРЦ ТУИТ).

Информационно-ресурсный цент ТУИТ имеет огромную материально-техническую базу — традиционная библиотека имеет 4 абонемента: научной, учебной, художественной и иностранной литературы, 2 читальных зала, отдел комплектования и каталогизации литературы и справочно-библиографический отдел. Электронная библиотека включает в себя — 3 зала: 2 зала для студентов (70 компьютеров) и 1 зал для преподавателей и сотрудников. На пунктах выдачи обслуживается около 12 тысяч пользователей. Ежедневно ИРЦ в среднем посещает более 500 читателей, выдача за год составляет более 200 тысяч единиц. Фонд ИРЦ на сегодняшний день превышает 300 тысяч экземпляров книг, брошюр, журналов, CD. 61 % фонда составляет учебная литература, 32 % — научная, 5 % — художественная, остальная — прочая литература.

Основная цель исследования — получение ценной информации о библиотечной среде в том виде, в каком она отражается в сознании пользователей ИРЦ ТУИТ, изучение мнения об эффективности предоставляемых услуг, о совершенствовании их дальнейшего развития; об уровне и перспективах развития информационно — библиотечного обслуживания.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

‒ Проанализировать степень удовлетворенности читателей организацией работы ресурсного центра, качеством библиотечного обслуживания.

‒ Получить сведения прогностического характера по совершенствованию библиотечного обслуживания пользователей.

‒ Определить тенденции развития информационных потребностей пользователей.

‒ Определить приоритеты деятельности ресурсного центра на перспективу.

Количество опрошенных пользователей информационно — ресурсного центра ТУИТ — 95 (в основном студенты). Больший процент респондентов составляют мужчины, так как вуз имеет техническое направление.

На первый вопрос ответы разделились следующим образом: (Рис 1.)

Рис. 1. Диаграмма «Первая ассоциация со словом библиотека»

Основным увлечением кроме чтения пользователи выбрали «активный досуг» — 52 %. Пользователи ИРЦ ТУИТ, также посещают Национальную библиотеку Узбекистана им. Алишера Навои — 92 % и Республиканский информационно-библиотечный центр — 5 %. На вопрос «Удовлетворяет ли ваши потребности фонд ИРЦ» пользователи ответили: 36 % — да, полностью, 57 % — частично, 7 % — не удовлетворяет.

Также при опросе было выявлено что, 43 % пользователей привлекает в ИРЦ возможность брать издания домой, 23 % — бесплатный интернет, 16 % респондентов нравится возможность общения.

48 % пользователей считают, что в ресурсном центре нужно изменить качество обслуживания и техническое обеспечение, т. е. улучшить материально-техническую базу.

25 % опрошенных столкнулись с неквалифицированным персоналом, и на открытый вопрос «Что нужно изменить в ИРЦ?» они ответили «улучшение отношений между библиотекарем и пользователем», «дружелюбный персонал», эта проблема может быть в любой библиотеке, так как конфликтные ситуации могут возникать по разным причинам.

18 % ответили, что в ресурсном центре их отталкивает «отсутствие комфорта» — это в основном отсутствие кондиционера (не во всех отделах установлены кондиционеры), кулеров с водой и медленный интернет. Удобство и комфорт являются немаловажным показателем в работе любой современной библиотеки.

Рис. 2. Диаграмма «Что Вас может оттолкнуть от библиотеки?»

Оценивая качества которые должны быть свойственны библиотекарю, пользователи выделили доброжелательность, быстроту ориентировки и умение вести беседу.

Рис. 3. Диаграмма «Нужна ли будет библиотека в будущем?»

Среди опрошенных было определено — посещаемость пользователей ИРЦ имеет различные показатели, так как посещаемость пользователей может зависеть от различных факторов (Рис.4). Удовлетворение фондом ИРЦ представлено на рис.5.

Рис. 4. Как часто вы посещаете ИРЦ?

Рис. 5. Удовлетворяет ли вас фонд ИРЦ?

Среди опрошенных пользователей 94 % считают, что библиотечные учреждения в будущем не утратят свою значимость, потому что библиотека является источником знаний. Отношение пользователей к специалистам ИРЦ имеет немаловажное значение. Информационно-ресурсный центр не останавливается на достигнутых результатах и продолжает активно внедрять в практику новые формы обслуживания и методы оказания работы с пользователями.

Литература:

  1. Российское библиотековедение: ХХ век: Направления развития, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования / сост. и предисл. Ю. П. Мелентьевой.- М.: РГБ, 2003.- 428 с.
  2. Е. А. Осипова. Библиотека университета — новая парадигма информационно-библиотечного обслуживания пользователей. // Вестник томского государственного университета.- 2011.- С. 98–106.
  3. https://tuit.uz/ru/axborot-resurs-markazi2 — сайт Ташкентского университета информационных технологий им. М.Ал-Хорезмий.
Основные термины (генерируются автоматически): ресурсный центр, пользователь, библиотека, библиотечное обслуживание, информационно-библиотечное обслуживание пользователей, информационно-ресурсный центр, посещаемость пользователей.


Похожие статьи

Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети)

Реализация проектной деятельности в учреждениях социальной защиты Москвы (на примере проекта «Времена года»)

Оценка эффективности реализации программы маркетинга для повышения конкурентоспособности бренда (на примере компании AIESEC)

Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли (на примере ОАО «Автотор»)

Оценка бюджетной эффективности проекта на примере ПАО «МАГНИТ»

Практические аспекты реализации текущего контроля на примере дисциплины «Управление человеческими ресурсами»

Анализ бренда некоммерческой организации (на примере компании AIESEC)

Разработка маркетинговой программы для повышения конкурентоспособности бренда (на примере компании AIESEC)

Предпосылки изменений потребностей образовательных библиотек в Гонконге (на примере библиотеки Городского университета Гонконга)

Бизнес-план как инструмент привлечения инвестиций в ресторанном бизнесе (на примере предприятий быстрого обслуживания)

Похожие статьи

Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети)

Реализация проектной деятельности в учреждениях социальной защиты Москвы (на примере проекта «Времена года»)

Оценка эффективности реализации программы маркетинга для повышения конкурентоспособности бренда (на примере компании AIESEC)

Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли (на примере ОАО «Автотор»)

Оценка бюджетной эффективности проекта на примере ПАО «МАГНИТ»

Практические аспекты реализации текущего контроля на примере дисциплины «Управление человеческими ресурсами»

Анализ бренда некоммерческой организации (на примере компании AIESEC)

Разработка маркетинговой программы для повышения конкурентоспособности бренда (на примере компании AIESEC)

Предпосылки изменений потребностей образовательных библиотек в Гонконге (на примере библиотеки Городского университета Гонконга)

Бизнес-план как инструмент привлечения инвестиций в ресторанном бизнесе (на примере предприятий быстрого обслуживания)

Задать вопрос