Участие коллегиальных органов в управлении дошкольной образовательной организацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (160) июнь 2017 г.

Дата публикации: 28.06.2017

Статья просмотрена: 268 раз

Библиографическое описание:

Слепова М. А. Участие коллегиальных органов в управлении дошкольной образовательной организацией // Молодой ученый. — 2017. — №26. — С. 172-175. — URL https://moluch.ru/archive/160/44943/ (дата обращения: 18.11.2019).



В статье раскрываются особенности деятельности органов коллегиального управления в дошкольной образовательной организации. Также автор рассматривает классификацию и структуру коллегиальных органов управления.

Ключевые слова: управления, дошкольная образовательная организация, коллегиальные органы управления

На сегодняшний момент в российской науке понятие «управление» определяется с различных позиций. О. С. Анисимов, А. А. Деркач определяют управление «как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу» [1. с, 26].

Л. Л. Майер дает определение управлению «как взаимодействие субъектов» [5, с. 31].

М. М. Поташник, В. С. Лазарев определяют управление как «направленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению ожидаемого результата (цели); целенаправленная деятельность всех субъектов, ориентированная на обеспечение, становление, стабилизацию, эффективное функционирование и неприемлемое развитие объекта управления в целом» [7, с. 22].

Исследователи П. И. Третьяков и К. Ю. Белая, отмечают, что «социальные системы характерны тем, что подчиненные, работники и их руководители являются субъектами своей деятельности в одинаковой степени. Они испытывают одинаковые потребности, так же оценивают ситуацию, прогнозируют, определяют цели, реализуют деятельность для их достижения. Каждый из участников данного взаимодействия старается достичь и достигает личной цели, каждая из которых может рассматриваться в качестве цели управления» [8, с. 56].

И. В. Кощиенко определяет дошкольную образовательную организацию как «открытую, социальную, педагогическую систему, тот или другой обладает свои особенности, свою организационную структуру» [2, с. 91].

Под управлением дошкольной образовательной организацией Л. А. Поздняк, Н. Н. Лященко разбирает «целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность общего труда сотрудников в заключении целей и задач воспитания на уровне современных требований» [6, с. 63].

А. Н. Троян утверждает, что «особенность труда дошкольной образовательной организации подразумевает реализацию установленных функций управления, которые объединены с видами управленческой деятельности, которые в свою очередь зависят от специфики управляемых объектов (управление образовательным процессом, кадрами). Они составляют основу для выделения структурных подразделений, структурных связей» [9, с. 20].

Управление развитием образовательной организации — часть реализуемой в организации управленческой деятельности, в которой путем планирования, организации, руководства и контроля процесса становления и постижения новшеств обеспечивается целенаправленность и организации деятельности коллектива по наращиванию его образовательных возможностей, поднятие уровня его реализации и, в следствии этого, приобретение качественно новых результатов образования [9, с. 106].

Рис. 1.

В последнее время существенно изменилась система управления дошкольной образовательной организацией в связи с тем, что существенные изменения произошли в самой системе дошкольного образования. Современные исследователи В.С Лазарев, М. М. Поташник выделяют следующие требования к развитию ДОО:

– выявление соответствия социального заказа родителей на развитие, воспитание и обучение детей возможностям дошкольной организации;

– адаптивность модели развития ДОО к быстро меняющимся социально-экономическим и педагогическим условиям, ее открытость, позволяющая субъектам управления своевременно интегрировать в её систему управления новые структуры и содержание;

– исключение имитационного характера управления ДОО, создание атмосферы творчества, устранение жесткой регламентации. Коллектив детского сада должен быть ориентирован на постоянное обновление, обеспечивающее развитие организации;

– выявление механизмов управления качеством, влияющих на согласование целей всех субъектов образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации) с его результатами (они должны быть сформулированы в одинаковых единицах) [4, с. 123].

Эти требования могут быть по-разному воплощены в жизнь дошкольной образовательной организации. Доктор педагогических наук А. А. Майер, характеризуя такую специфику, описывает «два основных режима жизнедеятельности дошкольной образовательной организации: режим функционирования и режим развития» [5, с. 127].

По мнению М. М. Поташника и В. С. Лазарева, специфика реализации данных стратегий зависит от:

1) установок на развитие организации в глазах коллегиального органа (общее собрание, конференция работников организации, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие) предусмотренного уставом соответствующей образовательной организации ч. 4 ст. 26 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) избранной администрацией и педагогическим коллективом стратегии функционирования или стратегии развития [7, с. 124].

Как отмечает Т. П. Колодяжная руководитель должен объединить усилия для коллективной творческой работы. А такая организаторская работа предполагает три взаимосвязанных между собой этапа (рисунок 2).

Рис. 2.

Современная система управления осуществляется на основе двух принципов: Коллегиальности и единоначалия. К коллегиальным органам управления закон относит общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации). Педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также попечительские советы, управляющие советы, наблюдательные советы и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Педагогические сотрудники имеют право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации [2, с. 93].

Как отмечает И. В. Кощиенко «управление образовательной организацией исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления дошкольной образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени дошкольной образовательной организации определены уставом дошкольной образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации» [3, с. 94].

В управлении ДОО единоначалие и коллективность выступают как противоположности единого процесса. Наиболее значительные вопросы жизни и деятельности дошкольной образовательной организации рассматриваются на коллегиальном уровне. В управлении ДОО соотношение единоначалия и коллегиальности проявляются в решении вопросов на педагогическом совете, общем собрании и т. д. Коллегиальность разыскивает наибольшее выражение в процессе обсуждения и выработки решения, а единоначалие — в распоряжениях руководителя [3, с. 95].

Таким типом, управление ДОО реализовывается на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В управлении дошкольной образовательной организацией единоначалие и коллективность играют как противоположности единого процесса. Наиболее значительные вопросы жизни и деятельности ДОО рассматриваются на коллегиальном уровне. В управлении дошкольной образовательной организацией соотношение единоначалия и коллегиальности проявляются в заключении вопросов на педагогическом совете, общем собрании и т. д. Коллегиальность разыскивает наибольшее выражение в процессе обсуждения и выработки решения, а единоначалие — в распоряжениях руководителя.

Литература:

1. Анисимов О. С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. — М.: Новгород, — 2015. — 272 с.

2. Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Практ. пособие. — Ч. 1. — М.: Перспектива, 2008. — 264с.

3. Кощиенко И. В. Управление дошкольной образовательной организацией на основе стратегии ее развития // Образование и наука: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О. Н. Широков. — Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2016. — С. 91–98

4. Лазарев В. С. Как разработать программу развития школы: Метод. пособие для руководителей образовательных учреждений / В. С. Лазарев, М. М. Поташник. — М.: АСТ, 2013. — 271с

5. Майер Л. Л. Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации: Метод. пособие. — М.: ТЦ Сфера. 2012. — 178с.

6. Поздняк Л. В., Лященко Н. Н. Управление дошкольным образованием. — М.: Академия, 2014. — 315с.

7. Поташник М. М., Моисеев А. К. Управление современной школой. — М.: Новая школа, 2016. — 342с.

8. Третьяков, П. И., Белая, К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение. Управление образованием по результатам. — М.: Новая школа, 2015. — 364с.

9. Троян А. Н. Управление дошкольным образованием. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 160.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная образовательная организация, образовательная организация, общее собрание, коллегиальный орган управления, управление, педагогический совет, Российская Федерация, высшее образование, единый процесс, коллегиальный уровень.


Похожие статьи

Государственно-общественное управление образовательной...

Формой управляющего совета является Совет Гимназии (выборный коллегиальный орган управления), который осуществляет общее руководство. Деятельность Совета регламентируется Уставом.

Попечительский совет как орган управления образовательной...

попечительский совет, развитие университета, наблюдательный совет, образовательная организация, имя, Кант, коллегиальный орган управления университета, орган, высшее образование, Российская...

Заведующий в системе управления дошкольным учреждением

Цель управления дошкольной организацией

Координационная конструкция управления в дошкольной организации предполагает

Согласованная работа абсолютно всех ступеней административного управления, их взаимосвязь с органами коллегиального управления...

Управление образовательным учреждением в условиях...

Управление образовательным учреждением в условиях изменения законодательства Российской Федерации в сфере образования.

1) Согласно закону дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования.

Сущностные особенности управления современной...

Объектом школьного управления выступает сама образовательная организация.

Вместе с тем в соответствии с уставом школы утверждается коллегиальный орган самоуправления, так называемый управляющий совет школы.

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Система управления современной образовательной организацией - это сложный и разноаспектный процесс, основанный на принципах научного управления, ориентированный на современные потребности в сфере образования.

Коллегиальное обсуждение.

Организация деятельности средней общеобразовательной школы...

Коллегиальные органы управления образовательной организацией: наблюдательный совет, педагогический совет, управляющий совет, общее собрание работников. Порядок выборов органов управления образовательной организацией, их компетенция...

Составляющие имиджа руководителя дошкольной...

Участие коллегиальных органов в управлении дошкольной образовательной организацией.

Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности.

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного...

Сетевое взаимодействие семей воспитанников МБДОУ д/с № 100 с социальными институтами детства представляет собой коллегиальный орган общественного управления дошкольным образовательным учреждением...

Государственно-общественное управление образовательной...

Формой управляющего совета является Совет Гимназии (выборный коллегиальный орган управления), который осуществляет общее руководство. Деятельность Совета регламентируется Уставом.

Попечительский совет как орган управления образовательной...

попечительский совет, развитие университета, наблюдательный совет, образовательная организация, имя, Кант, коллегиальный орган управления университета, орган, высшее образование, Российская...

Заведующий в системе управления дошкольным учреждением

Цель управления дошкольной организацией

Координационная конструкция управления в дошкольной организации предполагает

Согласованная работа абсолютно всех ступеней административного управления, их взаимосвязь с органами коллегиального управления...

Управление образовательным учреждением в условиях...

Управление образовательным учреждением в условиях изменения законодательства Российской Федерации в сфере образования.

1) Согласно закону дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования.

Сущностные особенности управления современной...

Объектом школьного управления выступает сама образовательная организация.

Вместе с тем в соответствии с уставом школы утверждается коллегиальный орган самоуправления, так называемый управляющий совет школы.

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Система управления современной образовательной организацией - это сложный и разноаспектный процесс, основанный на принципах научного управления, ориентированный на современные потребности в сфере образования.

Коллегиальное обсуждение.

Организация деятельности средней общеобразовательной школы...

Коллегиальные органы управления образовательной организацией: наблюдательный совет, педагогический совет, управляющий совет, общее собрание работников. Порядок выборов органов управления образовательной организацией, их компетенция...

Составляющие имиджа руководителя дошкольной...

Участие коллегиальных органов в управлении дошкольной образовательной организацией.

Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности.

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного...

Сетевое взаимодействие семей воспитанников МБДОУ д/с № 100 с социальными институтами детства представляет собой коллегиальный орган общественного управления дошкольным образовательным учреждением...

Похожие статьи

Государственно-общественное управление образовательной...

Формой управляющего совета является Совет Гимназии (выборный коллегиальный орган управления), который осуществляет общее руководство. Деятельность Совета регламентируется Уставом.

Попечительский совет как орган управления образовательной...

попечительский совет, развитие университета, наблюдательный совет, образовательная организация, имя, Кант, коллегиальный орган управления университета, орган, высшее образование, Российская...

Заведующий в системе управления дошкольным учреждением

Цель управления дошкольной организацией

Координационная конструкция управления в дошкольной организации предполагает

Согласованная работа абсолютно всех ступеней административного управления, их взаимосвязь с органами коллегиального управления...

Управление образовательным учреждением в условиях...

Управление образовательным учреждением в условиях изменения законодательства Российской Федерации в сфере образования.

1) Согласно закону дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования.

Сущностные особенности управления современной...

Объектом школьного управления выступает сама образовательная организация.

Вместе с тем в соответствии с уставом школы утверждается коллегиальный орган самоуправления, так называемый управляющий совет школы.

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Система управления современной образовательной организацией - это сложный и разноаспектный процесс, основанный на принципах научного управления, ориентированный на современные потребности в сфере образования.

Коллегиальное обсуждение.

Организация деятельности средней общеобразовательной школы...

Коллегиальные органы управления образовательной организацией: наблюдательный совет, педагогический совет, управляющий совет, общее собрание работников. Порядок выборов органов управления образовательной организацией, их компетенция...

Составляющие имиджа руководителя дошкольной...

Участие коллегиальных органов в управлении дошкольной образовательной организацией.

Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности.

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного...

Сетевое взаимодействие семей воспитанников МБДОУ д/с № 100 с социальными институтами детства представляет собой коллегиальный орган общественного управления дошкольным образовательным учреждением...

Государственно-общественное управление образовательной...

Формой управляющего совета является Совет Гимназии (выборный коллегиальный орган управления), который осуществляет общее руководство. Деятельность Совета регламентируется Уставом.

Попечительский совет как орган управления образовательной...

попечительский совет, развитие университета, наблюдательный совет, образовательная организация, имя, Кант, коллегиальный орган управления университета, орган, высшее образование, Российская...

Заведующий в системе управления дошкольным учреждением

Цель управления дошкольной организацией

Координационная конструкция управления в дошкольной организации предполагает

Согласованная работа абсолютно всех ступеней административного управления, их взаимосвязь с органами коллегиального управления...

Управление образовательным учреждением в условиях...

Управление образовательным учреждением в условиях изменения законодательства Российской Федерации в сфере образования.

1) Согласно закону дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования.

Сущностные особенности управления современной...

Объектом школьного управления выступает сама образовательная организация.

Вместе с тем в соответствии с уставом школы утверждается коллегиальный орган самоуправления, так называемый управляющий совет школы.

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Система управления современной образовательной организацией - это сложный и разноаспектный процесс, основанный на принципах научного управления, ориентированный на современные потребности в сфере образования.

Коллегиальное обсуждение.

Организация деятельности средней общеобразовательной школы...

Коллегиальные органы управления образовательной организацией: наблюдательный совет, педагогический совет, управляющий совет, общее собрание работников. Порядок выборов органов управления образовательной организацией, их компетенция...

Составляющие имиджа руководителя дошкольной...

Участие коллегиальных органов в управлении дошкольной образовательной организацией.

Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности.

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного...

Сетевое взаимодействие семей воспитанников МБДОУ д/с № 100 с социальными институтами детства представляет собой коллегиальный орган общественного управления дошкольным образовательным учреждением...

Задать вопрос