Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Психологическая культура как условие развития профессионального самосознания студентов колледжа

Педагогика
27.06.2017
463
Поделиться
Библиографическое описание
Долгих, Е. И. Психологическая культура как условие развития профессионального самосознания студентов колледжа / Е. И. Долгих. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 26 (160). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/160/44937/.


Современное поколение студентов поставлено в условия повышенной конкурентности на рынке труда. Это связано с тем, что в последние годы в профессиональной образовательной среде усилилось внимание к оценкам уровня профессиональной квалификации обучающихся и выпускников педагогических колледжей. Свои коррективы вносит нестабильное состояние экономики в период кризиса, а так же, повышение требований к квалификации специалистов со стороны работодателей, в связи с необходимостью обеспечения конкурентоспособности в области образования. В связи с этим, современные учителя должны быть личностно готовы к самореализации в профессиональной деятельности.

Назрела необходимость такой общекультурной и профессиональной подготовки специалиста-выпускника образовательной организации среднего профессионального образования, на основе, которой он сам смог бы достичь высокого уровня развития духовно-нравственной сферы собственной личности, обладал бы готовностью к целенаправленному систематическому воспитанию подрастающего поколения. Подготовка такого специалиста должна учитывать социально-экономическую ситуацию в нашей стране и строиться на опережении [2]. Прежде всего, это касается педагогов начальных классов, поскольку именно от них зависит становление личностных качеств подрастающего поколения.

Социализация студента колледжа в его учебно-познавательной деятельности позволяет ему реализовывать себя как личность и как индивидуальность, так как, осознавая и оценивая себя в различных видах деятельности, он приобретает уверенность в собственной значимости и учится адекватно относиться к оценкам других, развивая направленную мотивацию на поиск своей социальной позиции [3].

В связи с этим, немаловажное значение имеет не только уровень профессиональной подготовки будущих специалистов, но и уровень развития психологической культуры студентов среднего профессионального образования. Это обусловлено тем, что будущие учителя должны быть готовы к самореализации в профессиональной деятельности.

Рассмотрим определения понятия «психологическая культура личности».

О. И. Мотков определяет «психологическую культуру» как интегральную характеристику личности, которая проявляется в культурных способах жизнедеятельности и взаимодействия с миром и включает содержание отношений к другому человеку и самому себе. «Выражается она, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития» [4].

А. А. Бодалёв выделяет основные значения психологической культуры личности. В его работах они сводятся к трём элементам: умение разбираться в других людях и верно оценивать их психологию, адекватно и эмоционально откликаться на их поведение и выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который наилучшим образом отвечал бы их индивидуальным особенностям [1]. Стоит отметить, что все три элемента имеют огромное значение для представителей педагогической профессии, что в сою очередь имеет отражение в Федеральных государственных стандартах нового поколения.

Можно расширить рассматриваемое понятие следующими важными компонентами психологической культуры будущего учителя начальных классов: принятие и выполнение культурных норм и ценностей, владение научно- теоретическими, практическими и обыденными психологическими знаниями; владение приемами и способами организации активной, творческой педагогической деятельности; культура общения, речи, поведения, внешнего вида и т. д.

Психологическая культуравразвитом виде это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни [6].

Очевидно, что уровень развитости психологической культуры студентов имеет ведущую роль в процессе становления его профессионального самосознания. Это подтверждается в исследованиях О. В. Пузиковой, которая утверждает, что «психологическая культура является комплексным свойством личности и тесно взаимосвязана с параметрами самоактуализации личности педагога» [5].

Для изучения психологической культуры студентов был использован опросник «Психологическая культура личности» О. И. Моткова [4]. В исследовании приняло участие 60 студентов Свердловского областного педагогического колледжа специальности «Преподавание в начальных классах».

Результаты по трем курсам представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели психологической культуры личности студентов

Показатели психологической культуры (низкий уровень)

Сила реализации

1 курс (база 9, бюджет)

2 курс (база 9, бюджет)

2 курс (база 11, бюджет)

2 курс (база 11, внебюджет)

3 курс (база 9,11, внебюджет)

к самопознанию

16,6 %

5,5 %

35,7 %

10 %

22,2 %

к конструктивному общению

5,5 %

22,2 %

21,4 %

10 %

55,5%

к психической саморегуляции

22,2 %

44,4%

35,7 %

30 %

27,7 %

к творческому поведению

27,2 %

44,4%

35,7 %

30 %

50%

к конструктивному ведению дел

5,5 %

16,6 %

42,8%

40%

16,6 %

к саморазвитию

0 %

0 %

21,4 %

20 %

38,8 %

общая психологическая культура

16,6 %

5,5 %

21,4 %

50%

50%

Таким образом, проведенное исследование показывает, что уровень психологической культуры ниже всего во внебюджетных группах, где средний балл аттестата об окончании школы составляет 3,0. Данные группы попадают в зону риска, так как именно высокий уровень развитости психологической культуры свидетельствует о профессиональном самосознании и успешном профессиональном становлении студентов. Стоит обратить внимание на формирование у всех студентов специальности «Преподавание в начальных классах» таких компонентов психологической культуры, как: психическая саморегуляция, творческое поведение и конструктивное ведение дел. Данные компоненты были оценены на низком уровне у 40 и более % опрашиваемых студентов.

Важно разработать программу психолого-педагогического сопровождения студентов колледжа, которая позволит, начиная с первых курсов сформировать достаточный уровень психологической культуры у будущих выпускников среднего профессионального образования. Что доказывают результаты анкетирования по трудоустройству выпускников в 2016 году. Так, одни из самых низких показателей готовности к трудовой деятельности оказались у специальности «Преподавание в начальных классах» (внебюджетная группа), что составило 41,1 %. В этой же группе показатель студентов, которые еще не определились со сферой своей будущей профессиональной деятельности составляет 35,2 %. Возможно, что причиной таких низких показателей профессиональной готовности студентов является недостаточное внимание в колледже к созданию психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения и самореализации, что указало 29,4 % респондентов. 47,0 % студентов данной группы считают, что не готовы к профессионально-трудовой самостоятельности и к профессиональной самореализации, что связано с разочарованием в выбранной специальности (32,5 %). Это еще раз доказывает, что именно внебюджетные группы, которые состоят из ранее смешенных групп студентов базы 9 и базы 11 классов, показывают самые низкие результаты сформированности психологической культуры личности. Поэтому важно усилить акцент в подготовке будущих специалистов, повышении уровня саморегуляции поведения и развития рефлексивности, как главных составляющих психологической культуры личности.

Таким образом, психологическая культура личности — это многомерное психологическое явление, это продукт социализации, образования, воспитания и самовоспитания, выступающий регулятором поведения человека. Именно в психологической культуре человека проявляются его индивидуально-личностные и профессиональные способности. Психологическая культура для студентов педагогических специальностей, является неотъемлемой частью профессионального самосознания. Уровень психологической культуры можно и нужно осознанно повышать с помощью специально на нее направленных процессов развития и саморазвития. Поэтому, психологическое сопровождение развития профессионального самосознания студентов возможно в специально организованной деятельности по формированию психологической культуры студентов через тренинги, индивидуальные и групповые консультации, профилактические мероприятия, круглые столы, семинары, конференции, а так же, через мониторинг изменений показателей сформированности общих и профессиональных компетенций студентов колледжа.

Литература:

  1. Бодалёв А. А. Психология общения. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2004. — 213 с.
  2. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология личности: хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: ИД «Бахрах-М», 2002.
  3. Габидулин Т. К. Теоретические основы социализации студентов колледжа в условиях образовательных стандартов третьего поколения / Т. К. Габидулин. – Среднее профессиональное образование, 2015, № 5. – с. 31–34.
  4. Мотков О. И. Методика «Психологическая культура личности» [Текст] / О. И. Мотков // Школьный психолог: Прил. к газ. «Первое сент.». — 1999. — № 15. — С. 8–9.
  5. Пузикова О. В. Психологическая культура как фактор самореализации личности: автореф. дисс. канд. психол. наук. – СПб, Хабаровск, 2003. – 210 с.
  6. Образовательный портал uchena.ru http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
медиапедагогика
медиаобразование
семья
медиатехнологии
образовательные учреждения

Молодой учёный