Современное поколение студентов поставлено в условия повышенной конкурентности на рынке труда. Это связано с тем, что в последние годы в профессиональной образовательной среде усилилось внимание к оценкам уровня профессиональной квалификации обучающихся и выпускников педагогических колледжей. Свои коррективы вносит нестабильное состояние экономики в период кризиса, а так же, повышение требований к квалификации специалистов со стороны работодателей, в связи с необходимостью обеспечения конкурентоспособности в области образования. В связи с этим, современные учителя должны быть личностно готовы к самореализации в профессиональной деятельности.
Назрела необходимость такой общекультурной и профессиональной подготовки специалиста-выпускника образовательной организации среднего профессионального образования, на основе, которой он сам смог бы достичь высокого уровня развития духовно-нравственной сферы собственной личности, обладал бы готовностью к целенаправленному систематическому воспитанию подрастающего поколения. Подготовка такого специалиста должна учитывать социально-экономическую ситуацию в нашей стране и строиться на опережении [2]. Прежде всего, это касается педагогов начальных классов, поскольку именно от них зависит становление личностных качеств подрастающего поколения.
Социализация студента колледжа в его учебно-познавательной деятельности позволяет ему реализовывать себя как личность и как индивидуальность, так как, осознавая и оценивая себя в различных видах деятельности, он приобретает уверенность в собственной значимости и учится адекватно относиться к оценкам других, развивая направленную мотивацию на поиск своей социальной позиции [3].
В связи с этим, немаловажное значение имеет не только уровень профессиональной подготовки будущих специалистов, но и уровень развития психологической культуры студентов среднего профессионального образования. Это обусловлено тем, что будущие учителя должны быть готовы к самореализации в профессиональной деятельности.
Рассмотрим определения понятия «психологическая культура личности».
О. И. Мотков определяет «психологическую культуру» как интегральную характеристику личности, которая проявляется в культурных способах жизнедеятельности и взаимодействия с миром и включает содержание отношений к другому человеку и самому себе. «Выражается она, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития» [4].
А. А. Бодалёв выделяет основные значения психологической культуры личности. В его работах они сводятся к трём элементам: умение разбираться в других людях и верно оценивать их психологию, адекватно и эмоционально откликаться на их поведение и выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который наилучшим образом отвечал бы их индивидуальным особенностям [1]. Стоит отметить, что все три элемента имеют огромное значение для представителей педагогической профессии, что в сою очередь имеет отражение в Федеральных государственных стандартах нового поколения.
Можно расширить рассматриваемое понятие следующими важными компонентами психологической культуры будущего учителя начальных классов: принятие и выполнение культурных норм и ценностей, владение научно- теоретическими, практическими и обыденными психологическими знаниями; владение приемами и способами организации активной, творческой педагогической деятельности; культура общения, речи, поведения, внешнего вида и т. д.
Психологическая культура— вразвитом виде это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни [6].
Очевидно, что уровень развитости психологической культуры студентов имеет ведущую роль в процессе становления его профессионального самосознания. Это подтверждается в исследованиях О. В. Пузиковой, которая утверждает, что «психологическая культура является комплексным свойством личности и тесно взаимосвязана с параметрами самоактуализации личности педагога» [5].
Для изучения психологической культуры студентов был использован опросник «Психологическая культура личности» О. И. Моткова [4]. В исследовании приняло участие 60 студентов Свердловского областного педагогического колледжа специальности «Преподавание в начальных классах».
Результаты по трем курсам представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели психологической культуры личности студентов
Показатели психологической культуры (низкий уровень) |
Сила реализации |
||||
1 курс (база 9, бюджет) |
2 курс (база 9, бюджет) |
2 курс (база 11, бюджет) |
2 курс (база 11, внебюджет) |
3 курс (база 9,11, внебюджет) |
|
к самопознанию |
16,6 % |
5,5 % |
35,7 % |
10 % |
22,2 % |
к конструктивному общению |
5,5 % |
22,2 % |
21,4 % |
10 % |
55,5% |
к психической саморегуляции |
22,2 % |
44,4% |
35,7 % |
30 % |
27,7 % |
к творческому поведению |
27,2 % |
44,4% |
35,7 % |
30 % |
50% |
к конструктивному ведению дел |
5,5 % |
16,6 % |
42,8% |
40% |
16,6 % |
к саморазвитию |
0 % |
0 % |
21,4 % |
20 % |
38,8 % |
общая психологическая культура |
16,6 % |
5,5 % |
21,4 % |
50% |
50% |
Таким образом, проведенное исследование показывает, что уровень психологической культуры ниже всего во внебюджетных группах, где средний балл аттестата об окончании школы составляет 3,0. Данные группы попадают в зону риска, так как именно высокий уровень развитости психологической культуры свидетельствует о профессиональном самосознании и успешном профессиональном становлении студентов. Стоит обратить внимание на формирование у всех студентов специальности «Преподавание в начальных классах» таких компонентов психологической культуры, как: психическая саморегуляция, творческое поведение и конструктивное ведение дел. Данные компоненты были оценены на низком уровне у 40 и более % опрашиваемых студентов.
Важно разработать программу психолого-педагогического сопровождения студентов колледжа, которая позволит, начиная с первых курсов сформировать достаточный уровень психологической культуры у будущих выпускников среднего профессионального образования. Что доказывают результаты анкетирования по трудоустройству выпускников в 2016 году. Так, одни из самых низких показателей готовности к трудовой деятельности оказались у специальности «Преподавание в начальных классах» (внебюджетная группа), что составило 41,1 %. В этой же группе показатель студентов, которые еще не определились со сферой своей будущей профессиональной деятельности составляет 35,2 %. Возможно, что причиной таких низких показателей профессиональной готовности студентов является недостаточное внимание в колледже к созданию психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения и самореализации, что указало 29,4 % респондентов. 47,0 % студентов данной группы считают, что не готовы к профессионально-трудовой самостоятельности и к профессиональной самореализации, что связано с разочарованием в выбранной специальности (32,5 %). Это еще раз доказывает, что именно внебюджетные группы, которые состоят из ранее смешенных групп студентов базы 9 и базы 11 классов, показывают самые низкие результаты сформированности психологической культуры личности. Поэтому важно усилить акцент в подготовке будущих специалистов, повышении уровня саморегуляции поведения и развития рефлексивности, как главных составляющих психологической культуры личности.
Таким образом, психологическая культура личности — это многомерное психологическое явление, это продукт социализации, образования, воспитания и самовоспитания, выступающий регулятором поведения человека. Именно в психологической культуре человека проявляются его индивидуально-личностные и профессиональные способности. Психологическая культура для студентов педагогических специальностей, является неотъемлемой частью профессионального самосознания. Уровень психологической культуры можно и нужно осознанно повышать с помощью специально на нее направленных процессов развития и саморазвития. Поэтому, психологическое сопровождение развития профессионального самосознания студентов возможно в специально организованной деятельности по формированию психологической культуры студентов через тренинги, индивидуальные и групповые консультации, профилактические мероприятия, круглые столы, семинары, конференции, а так же, через мониторинг изменений показателей сформированности общих и профессиональных компетенций студентов колледжа.
Литература:
- Бодалёв А. А. Психология общения. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2004. — 213 с.
- Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология личности: хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: ИД «Бахрах-М», 2002.
- Габидулин Т. К. Теоретические основы социализации студентов колледжа в условиях образовательных стандартов третьего поколения / Т. К. Габидулин. – Среднее профессиональное образование, 2015, № 5. – с. 31–34.
- Мотков О. И. Методика «Психологическая культура личности» [Текст] / О. И. Мотков // Школьный психолог: Прил. к газ. «Первое сент.». — 1999. — № 15. — С. 8–9.
- Пузикова О. В. Психологическая культура как фактор самореализации личности: автореф. дисс. канд. психол. наук. – СПб, Хабаровск, 2003. – 210 с.
- Образовательный портал uchena.ru http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost