Библиографическое описание:

Тютенова Ж. А., Демисенова Б. С. Этапы становления системы управления качеством медицинской помощи в Казахстане // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 223-226.

Повышение качества медицинской помощи и создание систем управления качеством является одним из приоритетных направлений развития систем здравоохранения в мире. В этой связи,  одной из наиболее трудных задач является проблема оценки качества медицинской помощи. Изучение международного опыта  в области повышения  качества медицинской помощи показало, что нет какой либо готовой схемы, в полной мере удовлетворяющей обе стороны и во всех странах существуют свои собственные, примениемые  к системе здравоохранения подходы к проведению оценки  качества медицинской помощи.

Середина  90-х годов в Казахтане из-за  сложного социально-экономического положения сопровождалось неустойчивой демографической ситуацией, ухудшением показателей здоровья населения, что свидетельствовало о сложившихся негативных тенденциях в здравоохранении. Проводимые до тех пор  реформы в здравоохранении мало отразились на высокозатратном механизме функционирования системы здравоохранения и, особенно, на качестве медицинской помощи.

В 1996 году в Казахстане введена новая модель здравоохранения Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС),  сочетание государственной медицины с платными услугами и обязательным медицинским страхованием, явилась предпосылкой для создания новой нормативной правовой базы, которая способствовала адаптации отрасли к рыночным требованиям. С внедрением ФОМС было проведено реформирование финансирования здравоохранения - введение взаиморасчетов с лечебно-профилактическими организациями за предоставленный объем медицинских услуг населению и организована система вневедомственного контроля качества медицинской помощи с применением штрафных санкций, как за превышение объемов медицинской помощи, так и низкое качество лечения.

В 1999 году  Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) реорганизован в Центр по оплате медицинских услуг (ЦОМУ), вошедший в номенклатуру Министерства здравоохранения, образования и спорта Республики Казахстан, система вневедомственного контроля качества медицинской помощи была преобразована в ведомственную и штрафные санкции предъявлялись только к превышению (приписке) объемов медицинских услуг.

 В 2000 году постановлением Правительства Республики Казахстан от 10.09.1999 г. № 1364 ЦОМУ реорганизован в Республиканское государственное казенное предприятие «Денсаулык» (каз. «Здоровье»). При этом в корне изменились подходы к управлению качеством медицинской помощи. Основной целью стало выявление проблем, связанных с организацией лечебно-диагностического процесса в лечебно-профилактических организациях, независимо от формы собственности. Поставленная цель реализуется путем экспертизы, анализа и оценки качества медицинской помощи, с последующим внесением предложений в территориальные органы здравоохранения для принятия ими управленческих решений по улучшению организации и повышению качества медицинской помощи. Впервые сделана попытка бальной оценки качества медицинской помощи лечебно-профилактических организаций и  рейтинговая их оценка. В обиход медицинских работников прочно вошли понятия  уровень качества лечения (УКЛ), уровень качества медицинской помощи (УКМП), экспертиза качества медицинской помощи. В номенклатуре врачебных должностей введена должность врача-эксперта по основным профильным специальностям ( терапевт, хирург, акушер-гинеколог, педиатр).

В 2003г.  РГКП «Денсаулык» реорганизован в «Национальный центр анализа и оценки качества медицинских услуг». Объектом анализа и оценки  являлся  гарантированный объем  бесплатной медицинской помощи. Экспертизе подвергались  все случаи: материнской смертности, младенческой смертности, послеоперационной летальности, запущенных форм туберкулеза у детей, подростков и лиц трудоспособного возраста, запущенных форм онкозаболеваний у детей, подростков и лиц трудоспособного возраста, первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста,  смертности от сердечно-сосудистых заболеваний детей, подростков и лиц трудоспособного возраста, смертности от сахарного диабета, случаи внутрибольничных инфекций,  жалобы и обращения пациентов на некачественную медицинскую помощь и несоблюдение медицинской этики, деонтологии. Проводились плановые проверки деятельности лечебно-профилактических организаций, по результатам которых составлялся рейтинг медицинских организаций.  Однако эффективность проводимых мероприятий в плане кардинального улучшения качества медицинской помощи оказалась незначительной. Недостатки выявлялись, однако замечания по устранению недостатков и нарушений носили лишь рекомендательный характер. У врачей-экспертов отсутствовали реальные рычаги воздействия на администраторов бюджетных программ и медицинских работников, оказывающих некачественные медицинские услуги.

Необходимость совершенствования системы государственного управления здравоохранением и создания системы государственного контроля за качеством медицинских услуг при участии независимых экспертов была определена в послании Главы государства народу Казахстана 2004 года

В 2004г. в соответствии  с Указом Президента Республики Казахстан  от 29сентября 2004г. №1449 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления РК» постановлением Правительства №1327 т 15.12.2004г. был создан Комитет по контролю в сфере оказания медицинских услуг  МЗ РК.

 В отличие от прежних структур, на Комитет возложены  реализация государственной политики в области контроля за качеством и полнотой  оказываемых медицинских услуг, соблюдение стандартов в области здравоохранения, обеспечение гарантий доступности и качества медицинского обслуживания гражданам на всей территории РК, физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Вертикальная структура Комитета позволяет обеспечить единые подходы к оценке деятельности медицинских организаций во всех регионах. В соответствии с законодательством Комитет осуществляет:

1) контроль в сфере оказания медицинских услуг в т.ч. контроль объемов и качества оказания медицинской помощи в рамках ГОБМП и услуг на платной основе,  качество профилактических медицинских осмотров, эффективность бесплатного и льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения, эффективности использования медицинского оборудования и медицинских изделий, приобретаемых за счет средств республиканского бюджета;

2) рассмотрение обращений граждан, прочих государственных и общественных организаций по поводу некачественно оказанной медицинской помощи;

3) лицензирование медицинской деятельности;

4) аттестацию руководителей местных органов и республиканских организаций здравоохранения;

5) проведение квалификационного экзамена для медицинских работников;

6) аккредитацию независимых экспертов и субъектов здравоохранения.

По результатам контроля к медицинским работникам, допустившим нарушения в оказании медицинской помощи, применялись штрафные санкции,  предусмотренные административным кодексом:

-несоблюдение порядка, стандартов и некачественное оказание медицинской помощи;

-нарушение правил выдачи листа или справки о временной нетрудоспособности, к примеру, необоснованная выдача или отказ в выдаче листа о временной нетрудоспособности;

-занятие медицинской деятельностью лицом, не имеющим сертификата специалиста и (или) лицензии на данный вид деятельности, в том числе народной медициной (целительством);

-оказание на платной основе ГОБМП в организациях здравоохранения, ее оказывающих;

-рекламу медицинскими работниками лекарственных средств на рабочем  месте, лоббирование ими интересов отдельных фармацевтических компаний;

-распространение рекламы медицинских услуг без соответствующей лицензии или разрешения на его рекламу;

-предоставления субъектами здравоохранения заведомо ложных сведений и информации при получении разрешительных документов на занятие медицинской деятельностью;

-представление экспертами (в том числе независимыми экспертами) заведомо ложных сведений при проведении экспертизы медицинской деятельности;

-нарушения администраторами бюджетных программ правил возмещения затрат по оказанию ГОБМП.

Трехлетний анализ (2004-2007гг.) деятельности комитета по контролю за качеством медицинских услуг,   показал наличие проблем, мешающих обеспечению проведения  объективной экспертизы: - Устаревшие, без доказательной базы, противоречащие друг другу нормативные акты.

- Отсутствие стандартов.

- Презумпция виновности и поиск «дефектов» при проверках.

- Неясные критерии работы ЛПУ.

-Зависимость от мнения отдельных экспертов.

В целях реального обеспечения качества медицинских услуг,  возникла потребность стандартизации в медицинской деятельности  и создания системы независимой медицинской экспертизы.

Объектами  стандартизации в медицинской деятельности стали:

-стандартизация ресурсного обеспечения (стандарты оснащения, кадровые и пр.)----стандартизация технологических процессов медицинской деятельности (стандарты оказания медицинских услуг, протоколы диагностики и лечения заболеваний );

-стандартизация результатов деятельности (целевые индикаторы качества)

 

В 4 квартале 2007 г.  завершена  доработка и утверждены  все  протоколы диагностики и лечения для амбулаторно-поликлинической помощи и  стационара (Приказ МЗ РК № 764 от 12.12.2007).

2007-2008 годы: совершенствовалась  нормативно- правовая база по вопросам осуществления независимой экспертизы. Проведена процедура аккредитации независимых экспертов. Начато формирование банка данных независимых экспертов. Разработаны стандарты аккредитации. Проведено обучение и переподготовка специалистов, осуществляющих аккредитацию.

2010г.-2011гг. планируется передача ассоциациям независимых экспертов отдельных реализационных функций государственного органа: оценки профессиональной компетентности медицинских кадров, присвоения квалификационных категорий, аккредитации субъектов.

Современная модель управления качеством медицинской помощи в Казахстане выглядит  следующим образом ( табл. 1)

                                                                                                                                   Таблица 1

 

ВЫВОДЫ:

1.Повышение качества медицинской помощи путем создания систем управления качеством медицинской помощи – одно из приоритетных направлений развития системы  здравоохранения в Казахстане.

2. Цель системы управления качеством: максимально снизить субъективность при экспертизе т.е. разработка методов экспертизы и внедрение стандартов качества.

3. Выполнение стандартов, т.е. применение лучших медицинских технологий с наиболее доказанной клинической эффективностью и безопасностью - основа обеспечения качества медицинской помощи

 

Литература:

  1. Нормативно Правовая База,  регламентирующая экспертную деятельность в здравоохранении Республики Казахстан:
    1. - Закон о лицензировании
    2. - Закон о системе здравоохранения
    3. - Закон об охране здоровья граждан
    4. - Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам здравоохранения
    5. - Кодекс РК об административных правонарушениях
    6. -Государственные программы по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения
  2. Лекционный материал Профессора Оспановой  К.Б: «Основные направления реформы отрасли здравоохранения. Проблемы и перспективы развития в Республике Казахстан», «Система государственного контроля в сфере оказания медицинских услуг в Республике Казахстан».

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): медицинской помощи, качества медицинской помощи, качеством медицинской помощи, оценки качества медицинской, медицинских услуг, контроля качества медицинской, медицинской помощи лечебно-профилактических, медицинской деятельностью, Повышение качества медицинской, объемов медицинской помощи, качества медицинских, оказания медицинских, повышения  качества медицинской, управления качеством медицинской, качестве медицинской помощи, медицинской деятельности, уровень качества медицинской, экспертиза качества медицинской, бесплатной медицинской помощи, повышению качества медицинской.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос