Автор: Кылгыдай Ай-кыс Чамдаловна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (16) май 2010 г.

Библиографическое описание:

Кылгыдай А. Ч. К вопросу регулирования спроса и предложения на рынке труда Республики Тыва // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.1. — С. 188-190.

В России на современном этапе экономического роста поставлены такие долговременные стратегические общенациональные цели как социально-экономическое развитие страны, повышение уровня и качества жизни населения, создание потенциала для будущего развития. Однако за время реформ на большинстве территорий страны произошел длительный провал в инвестиционном обеспечении развития социальной сферы, вложений в человеческий капитал. Последствия переходного периода по-разному отразились на социально-экономическом развитии регионов страны. Дефицитность и дотационность бюджетов большинства субъектов РФ способствуют усилению региональных различий социального развития, особенно в регионах с проблемными экономико-географическими особенностями и накопленным за прошлые годы отставанием в социально-экономическом развитии. Регионы Сибири оказались в числе наиболее «уязвимых». Этому способствовали специфика народнохозяйственной структуры региона, также неразвитость рыночного сектора экономики, отставание развития социальной и рыночной инфраструктуры, низкое социальное качество рабочих мест, сложные природно-климатические условия и удаленность от Центра.[1, c.54]

Характер развития рынка труда Республики Тыва типичен для большинства регионов России:

·        устойчивая безработица;

·        низкие темпы создания новых рабочих мест;

·        несбалансированность рабочей силы и рабочих мест, обусловленная отставанием возможностей республиканской системы подготовки кадров от потребностей экономики и социальной сферы;

·        снижение показателей образовательного и квалификационного уровня работников за последние 10-15 лет;

·        сформировались устойчивые диспропорции между спросом и предложением рабочей силы, результатом чего стали:

а) с одной стороны, невозможность удовлетворить потребность работодателей в работниках определенных профессий, специальностей и квалификаций, что привело к возникновению незаполненных вакансий;

б) с другой стороны, появление на рынке труда невостребованных работников, формирование устойчивых групп населения, испытывающих трудности в поиске работы, снижение уровня жизни значительной части населения, не участвующей в общественном производстве.

Ситуация на рынке труда Республики Тыва относится к одной из самых напряженных в Сибири. На 1 января 2009 г. в отраслях экономики и социальной сферы республики занято 105,4 тыс. человек, около 24,2 тыс. жителей региона не имели работы, но активно ее искали. Уровень общей безработицы, рассчитанной по методологии Международной организации труда, составил 18,6 % экономически активного населения, что выше, чем в среднем по России в 2,7 раза и по СФО – в 2 раза [2, с.45]. Уровень регистрируемой безработицы выше среднероссийского в 3,5 раза, по СФО – в 2,7 раза. Так же для рынка труда республики характерен высокий удельный вес безработной молодежи в возрасте до 30 лет – 38,2% от численности безработных зарегистрированных в службе занятости республики.

Одним из основных показателей, характеризующих состояние рынка труда, является коэффициент его напряженности, т.е. численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию. Показатель напряженности рынка труда Тувы один из высоких в Сибирском федеральном округе – 35,5 человек. Напряженность ситуации на рынке труда, высокий уровень безработицы усугубляют отставание показателей уровня жизни населения региона от средних по Сибири и России.

В Туве рынок труда характеризуется довольно значительной разбалансированностью, которая проявляется в превышении предложения над спросом рабочей силы. Все это происходит на фоне значительного сокращения найма рабочей силы в отраслях экономики, требующих высококвалифицированного интеллектуального труда. Помимо отсутствия спроса на выпускаемых специалистов ряда профессий и специальностей, дисбаланс рынка труда и рынка образовательных услуг объясняется, с одной стороны, недостаточным квалифицированным уровнем начального профессионального образования, а с другой – нежеланием самих выпускников продолжить профессиональную деятельность на предприятиях республики, что обуславливается как низким уровнем оплаты труда, так и отсутствием на большинстве предприятий республики четкой политики по закреплению кадров.

Безработица в республике носит так же и структурный характер и основной ее причиной служит несоответствие спроса и предложения на рынке труда. В настоящее время в Республике Тыва совершенствуются подходы к решению проблемы сокращения безработицы на основе комплексного анализа, который позволяет рассматривать проблему рынка труда на уровне региона в ее многогранных связях с развитием экономики, отраслевой структурой хозяйства, особенностями населения, социальными аспектами.

В настоящее время в республике начали работу крупные инвесторы: «Объединенная промышленная корпорация», «Енисейская промышленная компания», «Норильский никель», «Лунсин» (КНР), целью которых является освоение месторождений полезных ископаемых. В связи с этим открываются новые возможности для незанятого населения республики, поскольку для возведения крупных объектов и дальнейшей эксплуатации нужны квалифицированные кадры. В сложившихся условиях дисбаланса между потребностями экономики в специалистах всех уровней и реальными предложениями кадрового рынка республики, местное население без специальной подготовки не сможет полностью обеспечить потребности в кадрах тех специальностей, которые востребованы (специалисты по геологии, энергетике, электронной технике, радиотехнике, связи, строительству и т.д.).

В перспективе в плане подготовки местных кадров по разным специальностям стоит задача модернизации профессионального образования в Туве. Хотя политехнический факультет Тывинского государственного университета (ТывГУ), Кызылский автодорожный техникум выпускают специалистов «технарей», одна из важных причин нехватки специалистов в производственной сфере – большинство выпускников ТывГУ и средних профессиональных учебных заведений – гуманитарии (до 70%). Устремления молодежи, их интересы приходят в явный конфликт с потребностями рынка труда и невостребованность молодых кадров вызвана несоответствием объемов, профилей и качества подготовки профессионального образования, скудность объективной информации о ситуации на рынке труда, востребованности специальностей, профессий. Положение осложняется нескоординированностью рынков образовательных услуг и труда. С одной стороны, большое количество молодых людей, окончивших профессиональные учебные заведения, остается без работы, с другой – многие вакансии хронически не заполняются. Хотя меняется структура, спектр специальностей, предлагаемых учреждениями образования, баланса между спросом на определенные профессии и предложением со стороны выпускников профессиональной школы нет.

На сегодняшний день при выборе специальности мотивом абитуриентов и их семей является, прежде всего, престижность профессии – отсюда переизбыток на рынке труда специалистов гуманитариев. Складывается тенденция потери интереса выпускников школ к начальному и среднему профессиональному образованию, поэтому одной из важнейших задач является повышение престижа рабочих профессий, который в реалиях сегодняшнего дня во многом определяется уровнем оплаты труда.

В «Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 г»[3, с.42] согласно потребности в квалифицированных специалистах определена потребность в подготовки кадров для региональной экономики. Предусматривается наращивать число специалистов с высшим образованием, особенно в сфере промышленного производства и на селе. С учетом перспективной потребности отраслей экономики и социальной сферы республики предстоит направлять на обучение в высшие и средние специальные учебные заведения до 1,5 тыс. человек ежегодно. В профессиональных училищах требуется обучить рабочим профессиям около 4 тыс. человек по 50 специальностям.

Интенсификация строительства, в частности жилищного, обуславливает рост числа занятых в строительном комплексе. Потребность в кадрах уже в ближайшие годы вырастет на 1,5-2,0 тыс. чел. Наряду с традиционными рабочими специальностями инженерно-технических работников потребуются, новые включая специалистов по стратегическому и оперативному планированию, вопросам планировки и застройки жилья, финансовому маркетингу и менеджменту.

В прогнозе востребованности кадров определенных специальностей предлагаем выделить те социальные слои населения, которые будут включены во все виды профессионального образования, это: молодежь 14-16 лет, вступающая в возраст приобретения профессии; взрослое население, имеющее профессию и зарегистрированное на бирже труда в качестве безработных; выпускники профессиональных образовательных учреждений, уже имеющие профессию, но стремящиеся к повышению квалификации или перемене вида деятельности. Определение этой потребности путем привлечения работодателей и затем реальных возможностей ее удовлетворения через организацию соответствующей системы профессионального образования, позволяет обоснованно определить структуру кадров, необходимых для социально-экономического развития региона, содержание профессиональной подготовки, типы и виды профессиональных образовательных учреждений, сроки и форму подготовки.

Для формирования сбалансированного рынка труда Тувы, ориентированного на перспективную кадровую потребность предприятий и организаций, необходимо решение следующих задач:

·               повышение экономической эффективности региональной системы профессионального образования

·               поэтапное проведение структурно-содержательной модернизации сети учреждений профессионального образования;

·               совершенствование механизмов социального партнерства.

Выполнение этих задач позволит внедрить рыночные регуляторы в систему образования, повысить ее гибкость, согласовать спрос и предложение на образовательные услуги, сократить зоны неэффективности и устранить структурные диспропорции на рынке труда, оптимизировать использование имеющихся средств и создать инновационный задел для обеспечения высоких темпов экономического роста в республике в долгосрочной перспективе.

 

Литература:

1.    Социальная многоликость Сибири в период общественных перемен / Под ред. З.И. Калугиной. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2003. – 180 с.

2.    Социально-экономическое положение субъектов РФ Сибирского федерального округа. Статистич. бюллетень. – Кызыл: Тывастат, 2009. 69 с.

3.    Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 г. Кызыл. –2007 – 147 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): рынке труда, рынка труда, труда Республики Тыва, профессионального образования, рынке труда Республики, рынка труда Тувы, уровнем оплаты труда, социальной сферы, рабочей силы, рынка труда республики, социальной сферы республики, развития Республики Тыва, рынка труда Республики, рынке труда невостребованных, рынке труда специалистов, напряженности рынка труда, дисбаланс рынка труда, состояние рынка труда, проблему рынка труда, потребностями рынка труда.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос