Библиографическое описание:

Вишневская Н. В. Формирование профессионально значимых ценностей среднего медицинского работника как способ совершенствования профессиональной компетенции // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 123-124.

Современное развитие здравоохранения предъявляет к работнику со средним  медицинским образованием высокие требования. Поэтому медицинская сестра в процессе самосовершенствования должна ориентироваться на модель личности современного специалиста-медика, в которой обобщены не только необходимые знания, умения и навыки, но и актуальные профессионально значимые ценности.

При формировании профессионально  значимых ценностей среднего медицинского работника следует усилить аксиологическую составляющую образовательной системы, стимулировать тщательную работу в информационном пространстве, максимально использовать эмоционально-мотивационный и деятельностный компоненты.

При формировании профессионально  значимых ценностей среднего медицинского работника следует определить приоритетные задачи, направленные на:

·         формирование интереса к профессионально значимым ценностям в профессиональной деятельности;

·         развитие аксиосферы личности;

·         формирование профессиональных компетенций;

·         определение основ профессионально значимых качеств как ценностной сферы личностного самовыражения;

·         расширение знаний о себе и об особенностях своей профессии с целью построения адекватного образа «Я» и образа профессии [1, с. 4-5].

В процессе работы предполагается использование таких приемов и техник, как кластер, «ИНСЕРТ», ключевые слова, мозговая атака и др.

Например, кластер (гроздь) – выделение смысловых единиц в информации и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. В центре листа изображаем круг, в нем пишем ключевое слово это наша тема, вокруг которой будут размещаться крупные смысловые единицы. Соединяем их линиями с центром. Далее конкретизируем крупные смысловые единицы – дополняем «гроздь». В качестве малых смысловых единиц вносим важные идеи, детали и фиксируем возникшие связи. Студенты озвучивают свои «грозди», проводят презентацию своих записей.

Главная идея приема «ИНСЕРТ» – ранжирование информации. Участнику предлагается текст, работа с которым требует выделения смысловых единиц. Например, если читающему известна информация, он ставит знак «v» (я знал это), если узнал новое" «+» (я узнал), если не согласен с автором – «-» (не согласен), если не понял – «?» (не понял). Далее в тетради составляется таблица, включающая четыре колонки, в которую соответственно заносятся выделенные в тексте цитаты. Далее следует работа в микрогруппах (парах), обсуждение информации. Прием помогает систематизировать информацию, формирует содержательную рефлексию, создает основу для проблематизации на будущее [2, с. 6-7].

Выделение ключевых слов также рассматривается как очень ценный прием, позволяющий расставить акценты на главном, определить доминанты для размышлений.

Работа с информацией требует корректности и деликатности, поскольку это один из путей развития ценностных ориентаций. Следует помнить, что процесс интериоризации профессионально значимых качеств, осуществляясь в свободном развитии с опорой на позитивно значимые ценности, переходит от способности к осознанию вербально выраженной ценности к внутреннему ее принятию на фоне положительного эмоционального восприятия, далее к возможности ее реализации, закрепления, и к способности актуализировать значимые для деятельности и поведения ценностные качества.

Специально создаваемые ситуации (игра, диалог, коммуникативный тренинг и т.п.) обязательно должны строиться на основе свободы выбора, возможности полноценного обсуждения предлагаемых вариантов, отсутствия давления и авторитарности. Это обязательные условия, при которых возможно развитие ценностного взгляда на окружающий мир с выделением главных опорных его координат в жизненном континууме.

Игры, тренинги, упражнения – это яркие, эмоционально насыщенные виды деятельности, направленные на изменение, гармонизацию стиля общения личности, развитие ценностных представлений, привитие желаемых умений и навыков и разрешение противоречий, проявляющихся во взаимодействии с другими людьми или же имеющих внутриличностный характер.

Одним из важнейших компонентов занятия является рефлексия, поскольку на этом этапе осуществляется целостное осмысление и обобщение полученной информации и своего вклада в итог работы. Каждый присутствующий кратко оценивает работу, свое участие и самочувствие. Преподаватель может поощрять активность участников, задавая резюмирующие вопросы: Что вам дало сегодняшнее общение? Как вам работалось? Что изменилось в ваших представлениях о ... ?

Для этого процесса принципиальное значение имеет наличие коллективной и личностной рефлексии, для чего создаются особые условия (работа в малых группах, групповая мозговая атака, стратегия «3игзаг», письменный «круглый стол» и т.п.) [2, с. 8-9].

Процесс подготовки и переподготовки среднего медицинского работника является предпосылкой профессионального самовоспитания,  стимулирующий сознательную работу по развитию личности как профессионала: адаптация индивидуально неповторимых особенностей к  требованиям медицинской деятельности, постоянное повышение профессиональной компетенции и непрерывное развитие морально – этических и профессионально значимых качеств медицинского работника.

Очевидно, что для достижения профессионального успеха в настоящее время недостаточно обладать знаниями и умениями в какой-либо профессии, надо уметь «подать» себя, «предъявить» свою компетентность. Это предполагает необходимость развития социальных навыков взаимодействия, коммуникативных способностей, навыков самопрезентации, способностей к самопознанию.

Литература:

1.    Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования – М., 1996.

2.    Ценности профессионально – трудовой сферы. Учебно-методическое пособие /Под общей ред. Н.А. Асташовой.– Брянск: Изд–во БИПКРО, 2007. – С. 248.

3.    Леонтьев Д.А. Психология смысла – М: «Смысл», 1999.

4.    Змеев С.И. Технология обучения.- М: «Академия», 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): среднего медицинского работника, значимых ценностей среднего, смысловых единиц, ценностей среднего медицинского, крупные смысловые единицы, значимые ценности, значимых качеств, мозговая атака, профессиональной компетенции, профессионально значимым ценностям, значимых качеств медицинского, профессионально  значимых ценностей, профессии социального работника, совершенствования профессиональной компетенции, групповая мозговая атака, выделение смысловых единиц, выделения смысловых единиц, развитие ценностных представлений, малых смысловых единиц, переподготовки среднего медицинского.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос