Формирование профессионально значимых ценностей среднего медицинского работника как способ совершенствования профессиональной компетенции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (16) май 2010 г.

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Вишневская Н. В. Формирование профессионально значимых ценностей среднего медицинского работника как способ совершенствования профессиональной компетенции // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 123-124. — URL https://moluch.ru/archive/16/1507/ (дата обращения: 23.10.2018).

Современное развитие здравоохранения предъявляет к работнику со средним  медицинским образованием высокие требования. Поэтому медицинская сестра в процессе самосовершенствования должна ориентироваться на модель личности современного специалиста-медика, в которой обобщены не только необходимые знания, умения и навыки, но и актуальные профессионально значимые ценности.

При формировании профессионально  значимых ценностей среднего медицинского работника следует усилить аксиологическую составляющую образовательной системы, стимулировать тщательную работу в информационном пространстве, максимально использовать эмоционально-мотивационный и деятельностный компоненты.

При формировании профессионально  значимых ценностей среднего медицинского работника следует определить приоритетные задачи, направленные на:

·         формирование интереса к профессионально значимым ценностям в профессиональной деятельности;

·         развитие аксиосферы личности;

·         формирование профессиональных компетенций;

·         определение основ профессионально значимых качеств как ценностной сферы личностного самовыражения;

·         расширение знаний о себе и об особенностях своей профессии с целью построения адекватного образа «Я» и образа профессии [1, с. 4-5].

В процессе работы предполагается использование таких приемов и техник, как кластер, «ИНСЕРТ», ключевые слова, мозговая атака и др.

Например, кластер (гроздь) – выделение смысловых единиц в информации и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. В центре листа изображаем круг, в нем пишем ключевое слово это наша тема, вокруг которой будут размещаться крупные смысловые единицы. Соединяем их линиями с центром. Далее конкретизируем крупные смысловые единицы – дополняем «гроздь». В качестве малых смысловых единиц вносим важные идеи, детали и фиксируем возникшие связи. Студенты озвучивают свои «грозди», проводят презентацию своих записей.

Главная идея приема «ИНСЕРТ» – ранжирование информации. Участнику предлагается текст, работа с которым требует выделения смысловых единиц. Например, если читающему известна информация, он ставит знак «v» (я знал это), если узнал новое" «+» (я узнал), если не согласен с автором – «-» (не согласен), если не понял – «?» (не понял). Далее в тетради составляется таблица, включающая четыре колонки, в которую соответственно заносятся выделенные в тексте цитаты. Далее следует работа в микрогруппах (парах), обсуждение информации. Прием помогает систематизировать информацию, формирует содержательную рефлексию, создает основу для проблематизации на будущее [2, с. 6-7].

Выделение ключевых слов также рассматривается как очень ценный прием, позволяющий расставить акценты на главном, определить доминанты для размышлений.

Работа с информацией требует корректности и деликатности, поскольку это один из путей развития ценностных ориентаций. Следует помнить, что процесс интериоризации профессионально значимых качеств, осуществляясь в свободном развитии с опорой на позитивно значимые ценности, переходит от способности к осознанию вербально выраженной ценности к внутреннему ее принятию на фоне положительного эмоционального восприятия, далее к возможности ее реализации, закрепления, и к способности актуализировать значимые для деятельности и поведения ценностные качества.

Специально создаваемые ситуации (игра, диалог, коммуникативный тренинг и т.п.) обязательно должны строиться на основе свободы выбора, возможности полноценного обсуждения предлагаемых вариантов, отсутствия давления и авторитарности. Это обязательные условия, при которых возможно развитие ценностного взгляда на окружающий мир с выделением главных опорных его координат в жизненном континууме.

Игры, тренинги, упражнения – это яркие, эмоционально насыщенные виды деятельности, направленные на изменение, гармонизацию стиля общения личности, развитие ценностных представлений, привитие желаемых умений и навыков и разрешение противоречий, проявляющихся во взаимодействии с другими людьми или же имеющих внутриличностный характер.

Одним из важнейших компонентов занятия является рефлексия, поскольку на этом этапе осуществляется целостное осмысление и обобщение полученной информации и своего вклада в итог работы. Каждый присутствующий кратко оценивает работу, свое участие и самочувствие. Преподаватель может поощрять активность участников, задавая резюмирующие вопросы: Что вам дало сегодняшнее общение? Как вам работалось? Что изменилось в ваших представлениях о ... ?

Для этого процесса принципиальное значение имеет наличие коллективной и личностной рефлексии, для чего создаются особые условия (работа в малых группах, групповая мозговая атака, стратегия «3игзаг», письменный «круглый стол» и т.п.) [2, с. 8-9].

Процесс подготовки и переподготовки среднего медицинского работника является предпосылкой профессионального самовоспитания,  стимулирующий сознательную работу по развитию личности как профессионала: адаптация индивидуально неповторимых особенностей к  требованиям медицинской деятельности, постоянное повышение профессиональной компетенции и непрерывное развитие морально – этических и профессионально значимых качеств медицинского работника.

Очевидно, что для достижения профессионального успеха в настоящее время недостаточно обладать знаниями и умениями в какой-либо профессии, надо уметь «подать» себя, «предъявить» свою компетентность. Это предполагает необходимость развития социальных навыков взаимодействия, коммуникативных способностей, навыков самопрезентации, способностей к самопознанию.

Литература:

1.    Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования – М., 1996.

2.    Ценности профессионально – трудовой сферы. Учебно-методическое пособие /Под общей ред. Н.А. Асташовой.– Брянск: Изд–во БИПКРО, 2007. – С. 248.

3.    Леонтьев Д.А. Психология смысла – М: «Смысл», 1999.

4.    Змеев С.И. Технология обучения.- М: «Академия», 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): медицинский работник, работа, единица, значимая ценность среднего.


Похожие статьи

Общение как ценность в работе среднего медицинского...

4. Хетагурова А.К. проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры/ В помощь практикующей медицинской сестре, 2008. №1 С. 5-8,14-16.

Формирование профессионально значимых ценностей среднего медицинского работника как способ совершенствования...

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных...

Проанализированы данные опроса 60 средних медицинских работников женского пола.

Одной из профессиональных ценностей медицинской сестры общей практики является умение слушать и навыки

Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала.

Трудовая мотивация медицинских сестер: проблемы...

Средний медицинский персонал несет значительную долю нагрузки при решении задач ухода, лечения и профилактики.

Но особую значимость в данной ситуации приобретает проблема деформации ценностно-мотивационной системы медицинских работников.

Принципы условий труда медицинских сестер | Статья в журнале...

В данной публикации раскрываются основные понятия качества трудовой жизни медицинских работников.

Для полноценного использования потенциала среднего медработника необходимо создание им условий на производстве для полноценной работы на своем участке...

Психическое выгорание и трудовая мотивация среднего...

Приведены данные о структуре и типах трудовой мотивации среднего медицинского персонала.

Работники с профессиональной мотивацией ориентированы на процесс работы, их отличает развитое профессиональное достоинство.

Анализ путей по повышению качества трудовой деятельности...

Основные термины (генерируются автоматически): сестринский персонал, работник здравоохранения, медицинский персонал, экстренная медицинская помощь, пациент, положительный результат

Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала.

Модель практико-ориентированного обучения в системе...

В современных условиях эффективность труда медицинского работника во многом зависит от его

— способности к работе с различными источниками информации (ее поиск, обработка

Диагностика профессионально значимых компетенций среднего медицинского персонала...

Изучение мнения пациентов об оказании помощи детям в условия...

И не обязательно от того, что ему нагрубили, а просто от недостатка внимания и сердечности медицинских работников.

Удовлетворённость пациентов качеством работы среднего медицинского персонала стационара (в%).

Анализ эффективности непрерывного профессионального...

Работа врача общей практики первичного звена напрямую зависит от качества подготовки и профессионализма работы среднего медицинского персонала

Клиническая компетентность медицинских работников первичного звена здравоохранения включает следующие критерии

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Общение как ценность в работе среднего медицинского...

4. Хетагурова А.К. проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры/ В помощь практикующей медицинской сестре, 2008. №1 С. 5-8,14-16.

Формирование профессионально значимых ценностей среднего медицинского работника как способ совершенствования...

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных...

Проанализированы данные опроса 60 средних медицинских работников женского пола.

Одной из профессиональных ценностей медицинской сестры общей практики является умение слушать и навыки

Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала.

Трудовая мотивация медицинских сестер: проблемы...

Средний медицинский персонал несет значительную долю нагрузки при решении задач ухода, лечения и профилактики.

Но особую значимость в данной ситуации приобретает проблема деформации ценностно-мотивационной системы медицинских работников.

Принципы условий труда медицинских сестер | Статья в журнале...

В данной публикации раскрываются основные понятия качества трудовой жизни медицинских работников.

Для полноценного использования потенциала среднего медработника необходимо создание им условий на производстве для полноценной работы на своем участке...

Психическое выгорание и трудовая мотивация среднего...

Приведены данные о структуре и типах трудовой мотивации среднего медицинского персонала.

Работники с профессиональной мотивацией ориентированы на процесс работы, их отличает развитое профессиональное достоинство.

Анализ путей по повышению качества трудовой деятельности...

Основные термины (генерируются автоматически): сестринский персонал, работник здравоохранения, медицинский персонал, экстренная медицинская помощь, пациент, положительный результат

Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала.

Модель практико-ориентированного обучения в системе...

В современных условиях эффективность труда медицинского работника во многом зависит от его

— способности к работе с различными источниками информации (ее поиск, обработка

Диагностика профессионально значимых компетенций среднего медицинского персонала...

Изучение мнения пациентов об оказании помощи детям в условия...

И не обязательно от того, что ему нагрубили, а просто от недостатка внимания и сердечности медицинских работников.

Удовлетворённость пациентов качеством работы среднего медицинского персонала стационара (в%).

Анализ эффективности непрерывного профессионального...

Работа врача общей практики первичного звена напрямую зависит от качества подготовки и профессионализма работы среднего медицинского персонала

Клиническая компетентность медицинских работников первичного звена здравоохранения включает следующие критерии

Задать вопрос