Сланцевая подвеска-амулет из сборов на Сутырском IV поселении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №5 (16) май 2010 г.

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Шалахов Е. Г. Сланцевая подвеска-амулет из сборов на Сутырском IV поселении // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 113-115. — URL https://moluch.ru/archive/16/1490/ (дата обращения: 22.06.2018).

Каждый год в Республике Марий Эл проводятся раскопки памятников материальной культуры волжских древнефинских племен. Исследователи из отрядов Марийской археологической экспедиции находят в культурных слоях стоянок, поселений, селищ и городищ множество артефактов, изготовленных из камня, глины, кости и металла. Каждый предмет из прошлого представляет огромную ценность для археологии, каждая вещь несет определенную информацию о ремеслах, хозяйстве, эстетических и религиозных представлениях древних обитателей севера Средней Волги.

Первые украшения из камня появились на берегах Волги ещё в эпоху неолита – более шести тысяч лет тому назад. Население каменного века имело богатые наборы шейных украшений. Специалисты по изучению волосовской культуры, которая была распространена в Верхнем и Среднем Поволжье, отмечают, что на многих стоянках вместе с каменными орудиями и оружием встречаются украшения из кремня, кости и сланца. Изображения человека, крупных животных и птиц, вышедшие из-под резца волосовских мастеров, долгое время считались амулетами. Археолог И.К. Цветкова писала, что «амулетами служили и многочисленные привески из зубов животных с округлыми просверленными отверстиями для привешивания. Кроме того, встречаются сланцевые привески округлой или овальной формы с просверленными отверстиями для привешивания» [1, с. 44-45].

К числу наиболее редких поделок из камня, обнаруженных учеными-археологами на территории Марийского Поволжья, относятся янтарные подвески. Они встречены при раскопках стоянок каменного и медно-каменного веков в приустьевой части Ветлуги. Формы янтарных украшений различны: овальная с отверстием в верхней части найдена в культурном слое Майданской стоянки [2, с. 58]; каплевидные, на одной из которых нанесен вертикальный желобок для крепления, получены при изучении поселения «Галанкина Гора» [3, с. 155]; янтарная бусина найдена в культурном слое Сутырского V поселения [3, с. 116].

Гораздо чаще на берегах Средней Волги находят украшения-амулеты и обереги из более доступного и распространенного материала, например, из серого сланца. По мнению марийского археолога В.В. Никитина, который является одним из ведущих ученых-«каменщиков» России, «обычай ношения сланцевых и раковинных подвесок волосовским населением Средней Волги был заимствован от южных соседей» [4, с. 80].

В ноябре 2005 года автором этой статьи в размыве берега возле многослойного Сутырского IV поселения была найдена сланцевая овальная подвеска со сверлиной (см. фото). Первые масштабные сборы древних предметов с Сутырского IV поселения были осуществлены в июне – сентябре 2000 года. Кремневые орудия труда, отходы от их производства и фрагменты неолитической (ямочно-гребенчатой и накольчатой), энеолитической (волосовской) и средневековой лепной и круговой керамики зафиксированы как в обнажениях размытого берега, так и в воде. Сборы 2001-2004 годов вновь дали большое количество кремневых предметов (свыше 100 единиц). Коллекция, собранная на памятнике, состоит из ножевидных пластин, нуклеусов, скребков, проколок и ножей на отщепах и пластинах. Кроме того, в материалах сборов есть наконечники стрел листовидной формы и шлифованные тесла.

О находке 2005 года: длина полностью сохранившейся подвески – 4 см, максимальная ширина – 2,5 см, диаметр сквозного отверстия составляет 0,5 см. Все грани изделия до блеска отполированы древним мастером. 

Обнаруженный на Сутырском IV поселении артефакт можно датировать временем существования волосовской культуры (середина III – начало II тысячелетия до н. э.). Аналогии подобным изделиям известны в материалах Майданской стоянки, Мазарского I поселения и Сутырского II поселения [4, рис.63, 4, 6, 11]. По устной информации, полученной от ведущего научного сотрудника Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М. Васильева, кандидата исторических наук Б.С. Соловьева, подобных амулетов в Поволжье найдено чуть более тридцати экземпляров.

В июле 2006 года подвеска была передана в дар археологическому музею школы № 3 пос. Медведево Республики Марий Эл (руководитель – И.И. Панов) для экспозиции, посвященной каменному веку и энеолиту. 

Подвески медно-каменного века могли иметь определенное культовое значение. Вероятно, подобные предметы принадлежали выдающимся представителям первобытных племен – вождям или шаманам энеолитической поры.

В заключение важно отметить, что даже отдельная археологическая находка может пополнить источниковую базу по изучению древнейшей истории Марийского края. Целенаправленный научный поиск археологов-профессионалов и энтузиазм любителей археологии спасают для потомков множество бесценных раритетов, а значит, заслуживают всесторонней поддержки и поощрения.

 

 Литература:

  1. Цветкова И.К. Волосовские неолитические племена. Труды Государственного Исторического музея. Вып. XXV. М., 1953.
  2. Халиков А.Х. Материалы к изучению истории населения Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья в эпоху неолита и бронзы. Йошкар-Ола, 1960.
  3. Никитин В.В., Соловьев Б.С. Атлас археологических памятников Марийской ССР. Вып. 1. Эпоха камня и раннего металла. Йошкар-Ола, 1990.
  4. Никитин В.В. Медно-каменный век Марийского края (середина III – начало II тысячелетия до н. э.). Йошкар-Ола, 1991.

 

 

 

 

 

 

                                                                           

                                                    

Основные термины (генерируются автоматически): III, волосовская культура, каменный век, культурный слой, медно-каменный век, Поволжье, поселение.


Похожие статьи

Историография каменной индустрии хвалынской культуры

До последней трети прошлого века в Поволжье имелись лишь отдельные находки энеолитического времени: Криволучское погребение, скипетр из Куйбышевского

В публикации памятников хвалынской культуры разными учеными охарактеризован каменный инвентарь.

К истории изучения древностей Приветлужья | Статья в журнале...

На памятниках собран интереснейший вещевой материал – от каменных орудий до изделий из цветного металла [1, с. 14–17; 7, с. 28–32].

Основные термины (генерируются автоматически): Марийская археологическая экспедиция, III, волосовская культура, поселение, баз раскопок...

Археологические наблюдения и сборы на левом берегу...

Автором обследованы стоянки эпохи раннего металла на месте бывшего пос. Красный Выселок, стоянки и поселения каменного и медно-каменного веков, расположенные близ современного устья р. Ветлуги – Сутыри–IV, Cутыри–V, Сутыри–VII.

Археологическое прошлое в настоящем регионального...

Ключевые слова: Замок Шереметева, археологический микрорайон, эпоха бронзы, Юринская стоянка, Юринское поселение, популяризация. В XIX веке село Юрино на Волге (Архангельское — по престольному храму)...

Из истории этнокультурных связей Хорезма с территориями...

По нашему мнению, культурное влияние кельтеминарцев распространилось на нижней и средней

В бронзовом веке в Хорезме суёрганские и тазабагъябские племена занимаются

Население неолита, энеолита, эпохи бронзы и раннего железа Хорезма и Поволжья вели...

О находках в приустье Ветлуги и перспективах археологических...

Местами нарушен культурный слой. В отвалах траншей видны мелкие фрагменты волосовской посуды и кремневые сколы.

В размытых осыпях Красновысельской дюны собран подъемный материал: кремневый скребок и медная монета начала XX века (2 копейки).

История обско-угорских народов в контексте многообразия культур

Основной особенностью материальной и духовной культуры обских угров являются стойкость и постоянство этнических традиций, истоки которых лежат в глубокой древности.

Энеолит (IV тыс. лет до н. э.), или медно-каменный век.

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым...

К комплексу каменных архитектурных памятников добавлялся музей деревянного зодчества

ландшафтов, уникальных культурных и природных территорий, исторических поселений.

[3, с. 61], например, Славянская деревня X века в Любытино (Новгородская область).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Историография каменной индустрии хвалынской культуры

До последней трети прошлого века в Поволжье имелись лишь отдельные находки энеолитического времени: Криволучское погребение, скипетр из Куйбышевского

В публикации памятников хвалынской культуры разными учеными охарактеризован каменный инвентарь.

К истории изучения древностей Приветлужья | Статья в журнале...

На памятниках собран интереснейший вещевой материал – от каменных орудий до изделий из цветного металла [1, с. 14–17; 7, с. 28–32].

Основные термины (генерируются автоматически): Марийская археологическая экспедиция, III, волосовская культура, поселение, баз раскопок...

Археологические наблюдения и сборы на левом берегу...

Автором обследованы стоянки эпохи раннего металла на месте бывшего пос. Красный Выселок, стоянки и поселения каменного и медно-каменного веков, расположенные близ современного устья р. Ветлуги – Сутыри–IV, Cутыри–V, Сутыри–VII.

Археологическое прошлое в настоящем регионального...

Ключевые слова: Замок Шереметева, археологический микрорайон, эпоха бронзы, Юринская стоянка, Юринское поселение, популяризация. В XIX веке село Юрино на Волге (Архангельское — по престольному храму)...

Из истории этнокультурных связей Хорезма с территориями...

По нашему мнению, культурное влияние кельтеминарцев распространилось на нижней и средней

В бронзовом веке в Хорезме суёрганские и тазабагъябские племена занимаются

Население неолита, энеолита, эпохи бронзы и раннего железа Хорезма и Поволжья вели...

О находках в приустье Ветлуги и перспективах археологических...

Местами нарушен культурный слой. В отвалах траншей видны мелкие фрагменты волосовской посуды и кремневые сколы.

В размытых осыпях Красновысельской дюны собран подъемный материал: кремневый скребок и медная монета начала XX века (2 копейки).

История обско-угорских народов в контексте многообразия культур

Основной особенностью материальной и духовной культуры обских угров являются стойкость и постоянство этнических традиций, истоки которых лежат в глубокой древности.

Энеолит (IV тыс. лет до н. э.), или медно-каменный век.

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым...

К комплексу каменных архитектурных памятников добавлялся музей деревянного зодчества

ландшафтов, уникальных культурных и природных территорий, исторических поселений.

[3, с. 61], например, Славянская деревня X века в Любытино (Новгородская область).

Задать вопрос