Автор: Молодцева Юлия Викторовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (16) май 2010 г.

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Молодцева Ю. В. О влиянии взаимодействия школы и семьи на становление ценностного отношения современного подростка к учению // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 177-180.

Ключевые слова: Взаимодействие; школа и семья; подросток, учение; межличностные отношения.

Одной из серьезных проблем практики отечественного общего образования является проблема продуктивного взаимодействия школы и семьи и его влияния на отношение подростков к учению. Представляется, что решение этой проблемы следует искать на путях анализа текущего состояния межличностных отношений педагогов и родителей и последующего создания и применения  различных форм развития этих отношений.

В нескольких сельских и городских школах Ленинградской области нами изучалось  состояние реальных межличностных отношений педагогов и родителей, которые развиваются во взаимодействии школы и семьи, а также влияние этого взаимодействия на становление ценностного отношения современного подростка к учению. В ходе изучения  применялась методика анализа детального состава взаимоотношений (на уровне взаимного уважения, интереса и эмпатии), инструментом анализа служил «Опросник межличностных отношений» - ОМО. Результаты анализа представлены диаграммой на рис.1.

Как видно из рассмотрения приведенной диаграммы:

·                     область «сотрудничества» (на диаграмме выделена темным цветом) занимает небольшую в процентном отношении площадь круговой диаграммы, что свидетельствует о серьезных нарушениях в целом во взаимоотношениях учителя и родителя.

·                     область «сотрудничества» вытянута вдоль вертикальной оси диаграммы (субъекты лишь интересуются друг другом не испытывая уважения и любви). Это согласуется с известным из психологии представлением о том, для возникновения уважения интерес является необходимым, но не достаточным условием. Продолжая рассуждать в этом ключе, заметим, что для возникновения эмпатии, необходимо наличие и уважения и интереса, т.е. показатель эмпатии вряд ли может быть в принципе больше показателей интереса и уважения.

·                     остальная область диаграммы (за вычетом малой по площади    области сотрудничества) не является однородной. В ней можно выделить существенную по площади область противоборства (обозначенную на диаграмме серым цветом), для которой характерно построение отношений педагогов и родителей на основе противоборства. Наиболее обширная область диаграммы – «область  пассивности» (белого цвета), для которой характерно отсутствие каких-либо отношений между учителями и родителями.

 

Рис.1. Диаграмма состояния межличностных отношений родителей и педагогов перед началом опытной работы.  

Отметим, что область «сотрудничества», которая, как мы уже отмечали выше, весьма невелика по абсолютным размерам в сравнении со всей площадью диаграммы, на 80% своей площади сосредоточена в правом полукруге (сельские школы) и лишь на 20% в левом (городские школы).

Отметим также, что область «сотрудничества», расположена симметрично относительно горизонтальной оси, т. е. в равной мере – в верхнем полукруге (педагогов) и нижнем - (родителей),  что указывает на приблизительно равный «удельный вес» педагогов и родителей, готовых к сотрудничеству.

Наконец, отметим, что в отличие от области сотрудничества, область «противоборства» (серого цвета), в приблизительно одинаковой степени находится как в правом полукруге (сельские школы), так и в левом (городские школы).  

Вместе с тем, площадь области «противоборства» в верхнем полукруге (педагоги) заметно больше, нежели в нижнем (родители), что указывает на то, что «удельный вес» педагогов, склонных к противоборству выше, нежели родителей.

Констатируя низкую степень межличностного взаимодействия (сотрудничества) педагогов и родителей, мы предположили, что именно она является одной из главных причин низкого уровня взаимодействия школы и семьи, и что усиление межличностного взаимодействия повлечет усиление и взаимодействия школы и семьи в целом.

Мы также предположили и экспериментально подтвердили, что преобладание тенденций пассивности и противоборства во взаимодействии школы и семьи будет оказывать специфическое влияние на становление ценностного отношения современного подростка к учению. Инструментом диагностики послужила анкета, заимствованная у Г.Н.Казанцевой (Методика изучения отношения к школьным предметам) и разработанная автором специально для этих целей[1].

Основными мотивировками, называемыми школьниками в качестве причин положительного отношения к любимому предмету, являются: интерес к содержанию самого предмета и осознания значимости этого предмета для личностного роста. Ни личность педагога, ни чужое мнение (в том числе родительское) не указывается в качестве причин вызывающих положительное отношение к любимому предмету. При характеристике отношения к нелюбимому  предмету, наблюдается принципиально иная картина. Доминирующей причиной отрицательного отношения к нелюбимому предмету, обозначается личность преподающего этот предмет педагога и опора на чужое мнение. В ряде случаев – отсутствие интереса к содержанию предмета. Вместе с тем, практически никогда в качестве причины  негативного отношения к нелюбимому предмету не используется тезис о его ненужности для личностного роста. Интересно отметить, что в результатах, полученных для сельских и городских школ существенных расхождений не выявлено.

Существенным для нашего исследования является обнаруженный факт серьезного влияния личности педагога на отрицательное отношение к нелюбимому предмету, при отсутствии заметного влияния личности педагога на выбор любимого предмета.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что причины предпочтительного отношения к процессу познания того или иного предмета, а, следовательно, и ценностного отношения к учению, зависят, кроме всего прочего, в существенной мере, от особенностей взаимоотношения ученика и педагога, педагога и родителя, от родительской установки.

Содержание последующей опытно-экспериментальной работы включало подготовку педагогического коллектива школы к установлению межличностного взаимодействия с родителями учащихся, к осознанию себя субъектами межличностных отношений. Основной формой подготовки явился тренинг [1-3], в ходе которого педагоги приобретали умения, необходимые для последующей групповой работы с родителями и учащимися. Как показала дальнейшая практика работы, существенным оказалось использование дневника «Успешность ученика в учении» в качестве инструмента развития межличностного взаимодействия педагогов, родителей и подростков, основной целью которого явилась систематизация влияния взаимодействия школы и семьи на становление ценностного отношения современного подростка к учению.

Повторный диагностический срез состояния межличностных отношений родителей и педагогов, проведенный в конце формирующего эксперимента, проводимого нами на сельской школе, позволил оценить  динамику происходящих изменений.

На диаграмме (рис. 2)  сведены результаты анализа состояния межличностных отношений родителей и педагогов базовой (сельской) школы до и после проведения двухлетнего формирующего эксперимента. Как видно,  в ходе опытно-экспериментальной работы существенно расширилась область “сотрудничества” учителей и родителей за счет сокращения областей “пассивности” и “противоборства”.

Заметим далее, что на представленной диаграмме (рис. 2) в сопоставлении с первой (рис. 1) существенно уменьшился процент «противоборствующих», причем как среди родителей, так и среди педагогов. Вместе с тем,  появились противоборствующие среди в прошлом пассивных, что также может рассматриваться как позитивный сдвиг, поскольку противоборство является показателем активности.

Расширение области сотрудничества говорит о правильно формирующемся восприятии субъектами друг друга, увеличении процента адекватно воспринимающих друг друга родителей и педагогов в показателях интереса, уважения и эмпатии.

 Рис.2. Динамика состояния межличностных отношений родителей и педагогов базовой (сельской) школы (до и после опытно-экспериментальной работы). Верхняя половина – педагоги; нижняя – родители. Правая половина – констатирующий эксперимент, левая половина – формирующий эксперимент.

 

Интересно отметить, что процент проявляющих эмпатию, возрос как среди родителей, так и среди педагогов. Но если среди педагогов это произошло за счет уменьшения числа как противоборствующих, так и пассивных, то у родителей – в основном – за счет противоборствующих. Процент пассивных среди родителей практически не изменился.  Этот результат требует дополнительного анализа. 

Результаты, полученные на этапе формирующего эксперимента также демонстрируют существенные изменения отношения к учению у сельских подростков. А именно, существенно снизился процент отрицательного отношения к предмету, связанный с личностью педагога при выборе нелюбимого предмета, а также процент  влияния мнения родителей (см. рис. 3).

Из выявленных показателей следует, что причины предпочтительного отношения к предмету, а, следовательно, и ценностного отношения к учению, могут зависеть не только от индивидуально-личностных особенностей учеников, но и от особенностей взаимоотношений ученика и педагога, педагога и родителя, от родительской установки.

 

Рис. 3. Динамика изменения отношения учащихся к учебным предметам (базовая сельская школа).

В целом, можно заключить, что работа, проведенная в ходе тренинга [1-3] привела к существенному позитивному сдвигу во  взаимодействии педагогов и родителей в сторону сотрудничества.

Таким образом, мы можем сказать, что правильная организация взаимодействия педагогов и родителей может оказывать влияние на становление ценностного отношения подростка к учению.

Литература:

  1. Бакли Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга – СПб: Питер, 2002.
  2. Практикум по возрастной психологии /под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко – СПб., 2001.
  3. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. — СПб.: Речь, 2003.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах.


[1] Практикум по возрастной психологии /под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко – СПб., 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): ценностного отношения, становление ценностного отношения, отношения современного подростка, ценностного отношения современного, межличностных отношений, состояния межличностных отношений, взаимодействия школы, межличностных отношений родителей, отношений педагогов, межличностных отношений педагогов, межличностного взаимодействия, область «сотрудничества», «удельный вес» педагогов, нелюбимому предмету, взаимодействия педагогов, причины предпочтительного отношения, педагогов базовой, отрицательного отношения, ·                     область «сотрудничества», влияния личности педагога.

Ключевые слова

Взаимодействие; школа и семья; подросток, учение; межличностные отношения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос