Индексовые значения антропометрии у детей с бронхиальной астмой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Ханкелдиева Х. К., Абдуллаева М. Э., Тожибоев Т. Т. Индексовые значения антропометрии у детей с бронхиальной астмой // Молодой ученый. — 2017. — №25. — С. 200-202. — URL https://moluch.ru/archive/159/44925/ (дата обращения: 25.05.2018).



Обследовано физическое развитие 124 детей с бронхиальной астмой. Изучены индексовые показатели антропометрии в основной и в сравниваемой группе. Сделан вывод о том, что оценка физического развития может проводиться с помощью индексовых показателей как дополнение к другим методам. В сравниваемых группах по индексовым показателям антропометрии выявляются различия с различным уровнем достоверности.

Ключевые слова: физическое развитие, индексовые значения антропометрии

Аллергические заболевания входят в число ведущих форм патологии по различным показателям: распространенность, заболеваемость, смертность, экономические затраты на лечение и т. д. [7]. Теперь эта патология человека рассматривается как глобальная, охватившая все континенты, как у взрослых, так и у детей. Немаловажно отметить, что на показатели физического развития влияют многие факторы. Так, по данным литературы, недостаточная прибавка массы тела наблюдается у 15 % детей с хронической патологией органов дыхания (хронический и рецидивирующий бронхит, бронхиальная астма) [2]. Негативное влияние БА на рост и развитие ребенка обусловливает актуальность этой проблемы и постановку, цели настоящего исследования.

Цель исследования — изучить индексовые показатели антропометрии у детей с бронхиальной астмой.

Материал иметоды исследования. Объектом исследования явились дети возрасте от 3 до 15 лет с бронхиальной астмой. Группу сравнения составили 50 практически здоровых детей. Был проведен сравнительный анализ показателей физического развития на основании основных и индексовых параметров антропометрии двух сравниваемых групп.

Результаты исследования. Нами проведен сравнительный анализ показателей антропометрии индексовых параметров.

Результаты исследований показали, что группа отобранного контингента детей основной группы соответствовал средне гармоничному развитию физических параметров. В этой группе равномерно распределены дети с долихо-, брахи- и мезоморфному типу развития (таб. 1).

Таблица 1

Распределение параметров физического развития по соматотипу

Тип развития

3–6 лет n=22

7–11 лет n=62

12–15 лет n=40

М (12)

Д(10)

М(42)

Д(20)

М(25)

Д(15)

Долихоморфный тип

56 %

38 %

42 %

38 %

44 %

47 %

Мезоморфный тип

54 %

62 %

58 %

64 %

54 %

48 %

Брахиморфный тип

-

-

2 %

5 %

Долихоморфный тип сконцентрирован в возрастном периоде у мальчиков 3–6 лет и составил 56 % от всей группы. Брахиморфный тип был свойственен возрасту 11–15 лет у девочек (5 %), Мезоморфный тип встречался у детей в возрасте 7–11 у девочек и составили 62 % от всей группы. Также были отмечены и распределения по половому признаку: у девочек и мальчиков в большинстве случаев был мезоморфный тип, и наиболее выражен в период 7–11 лет, а у мальчиков — мезоморфный тип в возрасте 3–6 лет.

Использование показатели центильных коридоров, ранее используемые в стандартах физического развития, которые на сегодняшний день в практической педиатрии с малым успехом применимы, но для научных исследованиях они все же не утеряли своей значимости. Для более глубокого анализа показателей мы использовали метод центильных коридоров (И. М. Воронцов, 1986). 97 центили данного показателя и выше свидетельствуют о выраженной долихоморфии или «вытягивании», от 97 до 75 центили — об его умеренной форме; интервалы 75-25 характеризуют о мезоморфии (равномерный рост в ширину и длину); 25–3 центили — об умеренной брахиморфии, 3 и менее о выраженной форме брахиморфии. Как видно из данных обследованные дети по количеству выраженной формы долихоморфии не различаются в зависимости от пола (pt>0,005), и случаи такого направления роста среди мальчиков и девочек 12–15 лет году жизни не превышают 3–5 %.

Изучены абсолютные показатели антропометрии массы тела, роста у мальчиков и девочек контрольной группы для сравнительного анализа данных измерений с основной группой (таб. 2).

Таблица 2

Значения абсолютных значений антропометрии удетей контрольной группы

Возраст

Масса тела

Рост

м

д

м

д

3–6 лет

17,9+0,3

17,5+0,4

105,5+0,7

95,5+0,2

7–11 лет

27,3+02

25,9+0,3

125,6+0,2

122,6+0,1

12–15 лет

46,3+0,6

41,8+0,3

151,1+0,4

144,01+0,8

Как свидетельствуют показания таблицы у мальчиков абсолютные показатели физического развития выше девочек, что подтверждается литературными источниками [2, 6].

Нами рассчитаны основные и индексовые показатели физического развития основной группы детей, распределенные по возрастному и половому параметрам. Изученные нами индексы, условно можно разделить на три группы:

1) индексы, характеризующие связь длины тела с обхватными размерами — индекс Чулицкой-1 (соотношение плеча, бедра и голени), Эрисмана и Бругша (с окружностью груди);

2) индексы, характеризующие связь длины и массы тела — индекс Ливи, Рорера, Кетле;

3) индексы, характеризующие связь массы, длины тела с окружностью груди — индекс Пинье. Таблицы 3. и 4.

Таблица 3

Индексовые показатели физического развития контрольной группы детей

Индексы/Возраст

Чулицкой см

Бругша

Эрисмана см

м

д

м

д

м

д

3–6

21,2+0,01

20,8+0,2

63.1+0,5

59+0,1

9,1+0,1

6,2+0,6

7–11

12,3+0,2

10,1+0,4

57,02+0,7

54+0,5

4,4+0,8

2,3+0,1

12–15

-

-

49,8+0,3

47+0,4

-1,1+0,5

-2,1+0,1

Таблица 4

Абсолютные ииндексовые показатели физического развития основной группы детей

Основные ииндексовые показатели

3–5 л

6–11 лет

12–15 лет

м

д

м

д

м

д

Масса тела, кг

16,4+1,1

15,4+2,3

26,31+2,1

22,7+2,4

45,1+2,2

43,8+2,4

Рост, см

97,5+2,7

92,5+1,6

118,4+1,8

114,1+1,1

124,3+2,4

124,01+3,5

Индексы

Чулицкой-1

19,1+0,0,2

21,1+0,3

11,3+0,1

9,1+0,7

-

-

Эрисмана

8,7+0,2

5,8+0,3

4,1+0,7

1,7+0,2

-1,0+0,7

-1,1+0,7

Бругша

62.2+0,4

57,4+0,7

51,02+0,2

52+0,1

46,1+0,1

43,8+0,2

Данные таблиц 3 и 4 показывают, что индекс Чулицкой-1 как у мальчиков, так и у девочек с возрастом увеличивается в связи с возрастающим увеличением окружностных размеров тела (окружностей плеча, бедра и голени). Этот индекс у детей зависимости от пола обследованных не имеет, а в дальнейшем он отстает у девочек (р<0,01, р<0,001) в связи с меньшей прибавкой в приросте окружности плеча, бедра и голени. В увеличении этого индекса основную роль играют обхватные размеры бедра и голени у девочек, чем у мальчиков.

Индексы Эрисмана и Бругша также имеют возрастные увеличения в связи с более интенсивным увеличением обхвата груди до 8 года жизни, а с 8 года жизни этот темп снижается (р<0,05–0,01) в связи с относительным отставанием роста обхвата груди от темпа роста в длину.

Таким образом, изучение индексовых показателей физического развития более наглядно показывает связь продольных и поперечных размеров тела, чем отдельно взятые параметры. При изучении индексов, необходимо обратить внимание на их составляющие — на обхватные размеры (индексы Бругша, Эрисмана, Чулицкой-1).

Сравнительный анализ показателей физического развития детей, обследованных центильным методом, показал, что масса тела детей с гармоничным физическим развитием (18,80±2,98 кг) достоверно значимо выше, чем масса тела дошкольников с дисгармоничным развитием, обусловленным сниженной массой тела (16,11±3,65 кг) в среднем на 2,69 кг. По таким показателям, как длина тела и окружность грудной клетки достоверных различий не выявлено (Р>0,05).

Дети с избыточной массой тела (23,46±3,87 кг) с высокой степенью достоверности по данному показателю превышали характеристики дошкольников с гармоничным физическим развитием (18,02±2,98 кг). Кроме того, они имели достоверно значимо большие значения окружности грудной клетки (60,81±4,28 см), чем гармоничные (55,94±2,81 см). По длине тела достоверных отличий не выявлено. Соотношение длины и массы тела обследованных детей оценивали с помощью индекса массы тела (ИМТ). Достоверное отличие по ИМТ наблюдалось среди детей с гармоничным физическим развитием (15,37±0,88 кг/м. кв) и дисгармоничным физическим развитием дошкольников с избыточной массой тела (18,24±0,97 кг/м2). Причем, последние имели нормальную массу тела, а гармоничные (по центильному методу) дети считались дисгармоничными за счет дефицита массы тела. Дети с низким развитием (13,14±0,61 кг/м2) не имели достоверных отличий.

Сравнение показателей по индексу Пинье выявило достоверное отличие между детьми с гармоничным физическим развитием (37,04±10,73) и с более высокими показателями физического развития (28,77±3,50). Поскольку индекс Пинье характеризует тип телосложения и чем меньше его показатель, тем крепче, плотнее телосложение ребенка. Но следует отметить, что показателями нормы по индексу Пинье являются значения от 10 до 25 единиц.

Морфометрические показатели детей, которые по центильным таблицам характеризуются, как дисгармоничные за счет дефицита массы тела, по индексу Рорера (12,05±1,36 кг/м³) укладывается в показатели 10,7–13,7 кг/м³. А дети с гармоничным физическим развитием (14,01±1,33 кг/м³) и дисгармоничным физическим развитием за счет избыточной массы тела (16,18±1,11 кг/м³) по данному индексу имеют высокое физическое развитие, связанное с избыточной массой тела. Все данные в сравниваемых группах имеют высокую степень достоверности.

Показатели расчетов 3–5 лет, полученные по индексу Бругша, выявили, что дети с высоким ФР (53,84±2,48 %) имели нормальную грудную клетку, а гармоничные (50,95±2,61 %) и дисгармоничные за счет дефицита массы тела (50,08±3,50 %) дошкольники по данному индексу считались узкогрудыми. Однако полученные показатели по коэффициенту Стьюдента были Р≥0,05, поэтому не имели достоверных различий. Дети с низкими значениями физического развития (1,27±0,04 ед.), имели достоверно значимо умеренную долихоморфию, то есть узкое туловище и длинные конечности. Также была сделана попытка расчета индексов при учете половых особенностей детей. Однако достоверных отличий не выявлено, мальчики и девочки данной группы не отличались.

Выводы. Оценка физического развития может проводиться с помощью индексовых показателей, как дополнение к другим методам, так как данная методика позволяет в полной мере выявить те или иные отклонения в росте и развитии детей, выявить их тип телосложения, конституцию, а в сравнительной анализе с такой патологией как бронхиальная астма дает преимущество в оценке параметров антропометрии. В сравниваемых группах по индексовым показателям антропометрии выявляются различиясразличным уровнем достоверности.

Литература:

  1. Безруких М. М., Фарбер Д. А. Физиология роста и развития детей и подростков. М., Союз педиатров России, 2000. С. 229–238.
  2. Вельтищев Ю. Е. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция // Лекции для врачей. М. 1998. 78 с.
  3. Иллек Я. Ю., Зайцева Г. А., Погудина Е. Н. Атопическая бронхиальная астма у детей. — Киров. – 2012.
  4. Княжеская Н. П. Бронхиальная астма: сложности диагностики //Атмосфера. Пульмонология и аллергология. – 2011. – № 1. – С. 30–32.
  5. Мониторинг роста и развития детей 5 лет. Руководство ВОЗ/ЮНИСЕФ. – Ташкент. 2013 г.
  6. Назарова Е. В., Кузмичев Ю. Г., Жукова Е. А. Динамика показателей длины и массы тела детей дошкольного возраста. // Педиатрия. – М. – 2014. – Т. 93. – № 1. – С 128–133.
  7. GINA. Global strategy for asthma management and prevention. 2015 г. (Карманный справочник врача. Электронная версия).
Основные термины (генерируются автоматически): массы тела, физического развития, гармоничным физическим развитием, дефицита массы тела, массой тела, избыточной массой тела, показателей физического развития, счет дефицита массы, бронхиальной астмой, показатели физического развития, тела детей, показатели антропометрии, индексовые показатели антропометрии, анализ показателей физического, длины тела, достоверных отличий, дисгармоничным физическим развитием, индексовых показателей, массы тела детей, антропометрии массы тела.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос