В статье представлены результаты работы Банка России по совершенствованию и развитию нормативно-правового регулирования банковских рисков.
Ключевые слова: банковские риски, регулирования рисков, управление кредитными рисками
В современных условиях глобализации мировой экономики все более острой становится проблема нормативно-правового регулирования банковских рисков. Регулирование банковской деятельности по управлению рисками в Российской Федерации осуществляется посредством разных Законов, Положений, Писем и Указаний Банка России, Заявлений и Постановлений правительства РФ.
В прошедшем 2016 г. Банком России была проведена значительная работа в области банковского регулирования. Наиболее существенными изменениями и достижениями в данной сфере были:
– изменение высшей оценки российского регулирования банковских рисков на соответствие стандартам Базельского комитета, которая была впервые получена по программе RCAP;
– в целом успешное прохождение очередной оценки на соответствие базельским принципам основополагающего банковского надзора по программе FSAP;
– подготовка российского банковского сектора к введению пропорционального регулирования;
– разработка пруденциальных подходов, которые направлены на недопущение схемного формирования капитала;
– подготовка к переходу на новый механизм финансового оздоровления;
– подготовка и внедрение норматива Н25 — максимального риска на лиц, связанных с банком.
Важными результатом проведенных изменений нормативной базы БР в области банковского регулирования, которые направлены на приведение его в соответствие с международными стандартами Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН), стало успешное прохождение Российской Федерацией оценки по программе RCAP (Regulatory Consistency Assessment Programme).
В марте 2016 г. были опубликованы отчеты БКБН о признании банковского регулирования в Российской Федерации соответствующим стандартам Базеля II, Базеля 2,5 и Базеля III [6]. Необходимо отметить тот факт, что на этом процесс оценки на соответствие базельским стандартам не завершается.
С июля 2016 г. по июнь 2017 г. БКБН проводит проверку соответствия Российской Федерации[1] условиям Базеля III, которые являются необходимыми для того, чтобы получить права использования альтернативных подходов к расчету числителя норматива краткосрочной ликвидности (НКЛ). Результаты данной проверки потенциально могут оказать влияние на параметры безотзывных кредитных линий и порядок их включения в расчет НКЛ, в той же степени, как и на порядок включения активов, номинированных в отдельных иностранных валютах, в части, превышающей потребности в данных валютах, в расчет данного норматива.
Итоги завершения программы Международного валютного фонда и Всемирного банка по оценке финансового сектора Российской Федерации (FSAP) в 2015–2016 гг., в том числе миссии по оценке соответствия базельским «Основополагающим принципам эффективного банковского надзора», также являются положительными. Эксперты отметили значительный прогресс в расширении полномочий Банка России по надзору за деятельностью банков и банковских групп, а также успешную реализацию ряда рекомендаций по итогам предшествующей оценки FSAP в 2011 г.
Эксперты высоко оценили то, что российское регулирование и надзорная практика соответствуют по 25 из 29 основным принципам. Кроме этого, в Российской Федерации не соответствует международным подходам реализация четырех принципов:
– «Крупные приобретения»,
– «Сделки со связанными сторонами»,
– «Страновой и трансфертный риски»,
– «Финансовая отчетность и внешний аудит».
Поэтому сегодня Банк России работает над устранением несоответствий, которые были выявлены. Особое внимание БР уделяет балансу регулятивных изменений, их общему влиянию на достаточность капитала кредитных организаций и возможности наращивать кредитование экономики. Ключевым аспектом текущей работы является внедрение принципа пропорциональности в банковском регулировании. В дополнение к существующей дифференциации пруденциального регулирования по видам кредитных организаций Банк России обсуждает с банковским сообществом возможность введения регулирования, пропорционального сложности и уровню риска совершаемых банковских операций.
Представляется целесообразным упростить регулирование для небольших банков с ограниченным перечнем операций, дав им возможность включать привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, размещать денежные средства физическим лицам, являющимся гражданами Российской Федерации, либо иностранными гражданами, или лицами без гражданства, пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, субъектам малого и среднего предпринимательства, российским кредитным организациям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, когда они соответствуют условиям отнесения к малым или средним предприятиям, а также в отдельных случаях — юридическим лицам, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Открытие счетов в иностранных организациях для таких банков предполагается ограничить необходимостью внесения гарантийных депозитов для участия в международных платежных системах. Банки с базовой лицензией смогут также осуществлять операции с ценными бумагами высокого качества. При этом предлагается установить для указанных банков всего два норматива достаточности капитала (основного и совокупного), норматив текущей ликвидности и два норматива, ограничивающих риски концентрации: на одного заемщика или группу связанных заемщиков и на связанных с банком лиц.
При этом банки с базовой лицензией не будут рассчитывать показатель финансового рычага и надбавки к нормативам достаточности капитала (буферы капитала). Для них также планируется упростить требования к раскрываемой информации и дать возможность совмещать должности руководителя службы внутреннего контроля и службы управления рисками. В отношении остальных банков (банки с универсальной лицензией) предполагается увеличение минимальных требований к размеру собственных средств (капитала) до 1 млрд руб. и последовательное внедрение международных стандартов регулирования банковских рисков, разработанных БКБН.
Введение пропорционального регулирования предусматривает переходный период до двух лет (предполагаемый график внедрения):
– вступление в силу закона в 2017 г.;
– вступление в силу норм о повышении размера уставного капитала с 1 января 2018 г.;
– проведение процедур, связанных с изменением размера капитала или получением другого вида банковской лицензии или статуса до 1 января 2019 года. Банки, получившие статус банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации, вправе продолжать осуществление банковских операций и сделок, не разрешенных для них, до прекращения действия договоров, заключенных до вступления в силу новых норм, но не более пяти лет. По кредитным договорам (договорам займа) осуществление операций может быть продолжено до истечения первоначально установленного срока действия договора. Законопроект о пропорциональном регулировании в банковской сфере, содержащий указанные выше предложения, внесен на рассмотрение в Государственную Думу 28 декабря 2016 года [5].
Совершенствование банковского законодательства
Банк России принимает активное участие в реализации мероприятий по совершенствованию законодательства, направленных, в том числе на выполнение рекомендаций, поступивших от международных экспертов по результатам программы оценки финансового сектора (FSAP). В частности, в 2017 г. будет продолжена работа по следующим направлениям:
– предполагается установить обязанность кредитных организаций осуществлять банковские операции и другие сделки со связанными с ней лицами (группой связанных лиц) на рыночных условиях, сопоставимых с условиями соответствующих банковских операций и сделок с лицами, не являющимися связанными с кредитной организацией;
– планируется расширить полномочия Банка России по использованию мотивированного суждения в банковском надзоре в соответствии с международными стандартами, а также определить меры воздействия, решение о применении которых может быть принято Банком России на основании обоснованного предположения о наличии рисков в деятельности кредитной организации;
– дальнейшее развитие получит законодательство, регулирующее вопросы потребительского кредитования. Банк России подготовит предложения по устранению недостатков, выявленных в ходе практики применения Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».
В нормативных актах Банка России реализованы требования базельских стандартов, внедрение которых обусловлено исполнением Российской Федерацией своих обязательств, взятых в рамках членства в «Группе 20», а также членства Банка России в БКБН. Реализация Банком России стандартов БКБН осуществляется в рамках согласованного на международном уровне графика их внедрения в полном объеме.
В 2017 году Банк России планирует реализовать следующие базельские стандарты:
В части регулирования достаточности капитала:
– требования к достаточности капитала в части долевых инвестиций банков в инвестиционные фонды [1], предусматривающие применение нового подхода к оценке вложений в фонды с учетом информации, раскрываемой управляющей компанией о структуре конечных объектов вложений фонда;
– требования к достаточности капитала для покрытия риска на центральных контрагентов [2], предусматривающие применение нового порядка расчета риска по требованиям к центральному контрагенту;
– стандартизованный подход к оценке кредитного риска контрагента [3], предусматривающий применение нового порядка оценки кредитного риска по производным финансовым инструментам в целях расчета нормативов достаточности капитала и риска концентрации.
В части показателя финансового рычага:
Внедрение показателя финансового рычага (leverage) также осуществляется Банком России в соответствии с графиком, установленным БКБН. В течение 2017 г. БКБН планирует разработать и опубликовать итоговую версию порядка расчета показателя финансового рычага и ввести с 1 января 2018 г. его обязательное использование в пруденциальных целях. В настоящее время банки публично раскрывают информацию о значении показателя финансового рычага и его компонентов по форме, предусмотренной в данных целях БКБН.
В части регулирования ликвидности:
В дополнение к нормативу краткосрочной ликвидности (Liquidity Coverage Ratio), применяемому в России с 1 января 2016 г. к системно значимым кредитным организациям в качестве пруденциального норматива, с 2018 г. должен быть внедрен также норматив чистого стабильного фондирования [4] (Net Stable Funding Ratio, далее — НЧСФ), нацеленный на обеспечение здоровой структуры фондирования кредитной организации и предотвращающий чрезмерную трансформацию краткосрочных, менее стабильных источников ресурсной базы в долгосрочные активы. Банк России планирует издать методику расчета НЧСФ и внедрить его в режиме сбора отчетности в 2017 г., с 2018 г. — уже в качестве обязательного норматива для системно значимых банков.
Литература:
- Basel Committee on Banking Supervision. Basel III: the net stable funding ratio. 2014. October.
- Basel Committee on Banking Supervision. Capital requirements for equity investment in funds. 2013. December
- Basel Committee on Banking Supervision. The final capital requirements for CCP exposures. 2014. April
- Basel Committee on Banking Supervision. The standardised approach for measuring counterparty credit risk. 2014. March.
- Поздышев В. А. Банковское регулирование в 2016–2017 годах: основные изменения и перспективы развития //Деньги и кредит. 2017. № 1. С 17.
- Поздышев В. А. Результаты оценки банковского регулирования в России на соответствие базельским стандартам: итоги RCAP // Деньги и кредит. 2016. № 11. С. 3–7.
[1] Кроме России данную оценку пройдут все страны – участницы БКБН, принявшие решение о применении этих подходов, а именно: Австралия, Гонконг, Швейцария и ЮАР.