Нормативно-правовое регулирование банковских рисков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 22.06.2017

Статья просмотрена: 4064 раза

Библиографическое описание:

Берукашвили, Джаба. Нормативно-правовое регулирование банковских рисков / Джаба Берукашвили. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 139-142. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44867/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье представлены результаты работы Банка России по совершенствованию и развитию нормативно-правового регулирования банковских рисков.

Ключевые слова: банковские риски, регулирования рисков, управление кредитными рисками

В современных условиях глобализации мировой экономики все более острой становится проблема нормативно-правового регулирования банковских рисков. Регулирование банковской деятельности по управлению рисками в Российской Федерации осуществляется посредством разных Законов, Положений, Писем и Указаний Банка России, Заявлений и Постановлений правительства РФ.

В прошедшем 2016 г. Банком России была проведена значительная работа в области банковского регулирования. Наиболее существенными изменениями и достижениями в данной сфере были:

– изменение высшей оценки российского регулирования банковских рисков на соответствие стандартам Базельского комитета, которая была впервые получена по программе RCAP;

– в целом успешное прохождение очередной оценки на соответствие базельским принципам основополагающего банковского надзора по программе FSAP;

– подготовка российского банковского сектора к введению пропорционального регулирования;

– разработка пруденциальных подходов, которые направлены на недопущение схемного формирования капитала;

– подготовка к переходу на новый механизм финансового оздоровления;

– подготовка и внедрение норматива Н25 — максимального риска на лиц, связанных с банком.

Важными результатом проведенных изменений нормативной базы БР в области банковского регулирования, которые направлены на приведение его в соответствие с международными стандартами Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН), стало успешное прохождение Российской Федерацией оценки по программе RCAP (Regulatory Consistency Assessment Programme).

В марте 2016 г. были опубликованы отчеты БКБН о признании банковского регулирования в Российской Федерации соответствующим стандартам Базеля II, Базеля 2,5 и Базеля III [6]. Необходимо отметить тот факт, что на этом процесс оценки на соответствие базельским стандартам не завершается.

С июля 2016 г. по июнь 2017 г. БКБН проводит проверку соответствия Российской Федерации[1] условиям Базеля III, которые являются необходимыми для того, чтобы получить права использования альтернативных подходов к расчету числителя норматива краткосрочной ликвидности (НКЛ). Результаты данной проверки потенциально могут оказать влияние на параметры безотзывных кредитных линий и порядок их включения в расчет НКЛ, в той же степени, как и на порядок включения активов, номинированных в отдельных иностранных валютах, в части, превышающей потребности в данных валютах, в расчет данного норматива.

Итоги завершения программы Международного валютного фонда и Всемирного банка по оценке финансового сектора Российской Федерации (FSAP) в 2015–2016 гг., в том числе миссии по оценке соответствия базельским «Основополагающим принципам эффективного банковского надзора», также являются положительными. Эксперты отметили значительный прогресс в расширении полномочий Банка России по надзору за деятельностью банков и банковских групп, а также успешную реализацию ряда рекомендаций по итогам предшествующей оценки FSAP в 2011 г.

Эксперты высоко оценили то, что российское регулирование и надзорная практика соответствуют по 25 из 29 основным принципам. Кроме этого, в Российской Федерации не соответствует международным подходам реализация четырех принципов:

– «Крупные приобретения»,

– «Сделки со связанными сторонами»,

– «Страновой и трансфертный риски»,

– «Финансовая отчетность и внешний аудит».

Поэтому сегодня Банк России работает над устранением несоответствий, которые были выявлены. Особое внимание БР уделяет балансу регулятивных изменений, их общему влиянию на достаточность капитала кредитных организаций и возможности наращивать кредитование экономики. Ключевым аспектом текущей работы является внедрение принципа пропорциональности в банковском регулировании. В дополнение к существующей дифференциации пруденциального регулирования по видам кредитных организаций Банк России обсуждает с банковским сообществом возможность введения регулирования, пропорционального сложности и уровню риска совершаемых банковских операций.

Представляется целесообразным упростить регулирование для небольших банков с ограниченным перечнем операций, дав им возможность включать привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, размещать денежные средства физическим лицам, являющимся гражданами Российской Федерации, либо иностранными гражданами, или лицами без гражданства, пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, субъектам малого и среднего предпринимательства, российским кредитным организациям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, когда они соответствуют условиям отнесения к малым или средним предприятиям, а также в отдельных случаях — юридическим лицам, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Открытие счетов в иностранных организациях для таких банков предполагается ограничить необходимостью внесения гарантийных депозитов для участия в международных платежных системах. Банки с базовой лицензией смогут также осуществлять операции с ценными бумагами высокого качества. При этом предлагается установить для указанных банков всего два норматива достаточности капитала (основного и совокупного), норматив текущей ликвидности и два норматива, ограничивающих риски концентрации: на одного заемщика или группу связанных заемщиков и на связанных с банком лиц.

При этом банки с базовой лицензией не будут рассчитывать показатель финансового рычага и надбавки к нормативам достаточности капитала (буферы капитала). Для них также планируется упростить требования к раскрываемой информации и дать возможность совмещать должности руководителя службы внутреннего контроля и службы управления рисками. В отношении остальных банков (банки с универсальной лицензией) предполагается увеличение минимальных требований к размеру собственных средств (капитала) до 1 млрд руб. и последовательное внедрение международных стандартов регулирования банковских рисков, разработанных БКБН.

Введение пропорционального регулирования предусматривает переходный период до двух лет (предполагаемый график внедрения):

– вступление в силу закона в 2017 г.;

– вступление в силу норм о повышении размера уставного капитала с 1 января 2018 г.;

– проведение процедур, связанных с изменением размера капитала или получением другого вида банковской лицензии или статуса до 1 января 2019 года. Банки, получившие статус банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации, вправе продолжать осуществление банковских операций и сделок, не разрешенных для них, до прекращения действия договоров, заключенных до вступления в силу новых норм, но не более пяти лет. По кредитным договорам (договорам займа) осуществление операций может быть продолжено до истечения первоначально установленного срока действия договора. Законопроект о пропорциональном регулировании в банковской сфере, содержащий указанные выше предложения, внесен на рассмотрение в Государственную Думу 28 декабря 2016 года [5].

Совершенствование банковского законодательства

Банк России принимает активное участие в реализации мероприятий по совершенствованию законодательства, направленных, в том числе на выполнение рекомендаций, поступивших от международных экспертов по результатам программы оценки финансового сектора (FSAP). В частности, в 2017 г. будет продолжена работа по следующим направлениям:

– предполагается установить обязанность кредитных организаций осуществлять банковские операции и другие сделки со связанными с ней лицами (группой связанных лиц) на рыночных условиях, сопоставимых с условиями соответствующих банковских операций и сделок с лицами, не являющимися связанными с кредитной организацией;

– планируется расширить полномочия Банка России по использованию мотивированного суждения в банковском надзоре в соответствии с международными стандартами, а также определить меры воздействия, решение о применении которых может быть принято Банком России на основании обоснованного предположения о наличии рисков в деятельности кредитной организации;

– дальнейшее развитие получит законодательство, регулирующее вопросы потребительского кредитования. Банк России подготовит предложения по устранению недостатков, выявленных в ходе практики применения Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

В нормативных актах Банка России реализованы требования базельских стандартов, внедрение которых обусловлено исполнением Российской Федерацией своих обязательств, взятых в рамках членства в «Группе 20», а также членства Банка России в БКБН. Реализация Банком России стандартов БКБН осуществляется в рамках согласованного на международном уровне графика их внедрения в полном объеме.

В 2017 году Банк России планирует реализовать следующие базельские стандарты:

В части регулирования достаточности капитала:

– требования к достаточности капитала в части долевых инвестиций банков в инвестиционные фонды [1], предусматривающие применение нового подхода к оценке вложений в фонды с учетом информации, раскрываемой управляющей компанией о структуре конечных объектов вложений фонда;

– требования к достаточности капитала для покрытия риска на центральных контрагентов [2], предусматривающие применение нового порядка расчета риска по требованиям к центральному контрагенту;

– стандартизованный подход к оценке кредитного риска контрагента [3], предусматривающий применение нового порядка оценки кредитного риска по производным финансовым инструментам в целях расчета нормативов достаточности капитала и риска концентрации.

В части показателя финансового рычага:

Внедрение показателя финансового рычага (leverage) также осуществляется Банком России в соответствии с графиком, установленным БКБН. В течение 2017 г. БКБН планирует разработать и опубликовать итоговую версию порядка расчета показателя финансового рычага и ввести с 1 января 2018 г. его обязательное использование в пруденциальных целях. В настоящее время банки публично раскрывают информацию о значении показателя финансового рычага и его компонентов по форме, предусмотренной в данных целях БКБН.

В части регулирования ликвидности:

В дополнение к нормативу краткосрочной ликвидности (Liquidity Coverage Ratio), применяемому в России с 1 января 2016 г. к системно значимым кредитным организациям в качестве пруденциального норматива, с 2018 г. должен быть внедрен также норматив чистого стабильного фондирования [4] (Net Stable Funding Ratio, далее — НЧСФ), нацеленный на обеспечение здоровой структуры фондирования кредитной организации и предотвращающий чрезмерную трансформацию краткосрочных, менее стабильных источников ресурсной базы в долгосрочные активы. Банк России планирует издать методику расчета НЧСФ и внедрить его в режиме сбора отчетности в 2017 г., с 2018 г. — уже в качестве обязательного норматива для системно значимых банков.

Литература:

  1. Basel Committee on Banking Supervision. Basel III: the net stable funding ratio. 2014. October.
  2. Basel Committee on Banking Supervision. Capital requirements for equity investment in funds. 2013. December
  3. Basel Committee on Banking Supervision. The final capital requirements for CCP exposures. 2014. April
  4. Basel Committee on Banking Supervision. The standardised approach for measuring counterparty credit risk. 2014. March.
  5. Поздышев В. А. Банковское регулирование в 2016–2017 годах: основные изменения и перспективы развития //Деньги и кредит. 2017. № 1. С 17.
  6. Поздышев В. А. Результаты оценки банковского регулирования в России на соответствие базельским стандартам: итоги RCAP // Деньги и кредит. 2016. № 11. С. 3–7.

[1] Кроме России данную оценку пройдут все страны – участницы БКБН, принявшие решение о применении этих подходов, а именно: Австралия, Гонконг, Швейцария и ЮАР.

Основные термины (генерируются автоматически): банк России, FSAP, Российская Федерация, финансовый рычаг, III, RCAP, банковское регулирование, базовая лицензия, кредитная организация, пропорциональное регулирование.


Ключевые слова

банковские риски, регулирования рисков, управление кредитными рисками

Похожие статьи

Система управления банковскими рисками и их регулирования

В статье рассматриваются теоретические аспекты построения и функционирования системы управления банковскими рисками. Эффективность управления рисками, присущими банковской деятельности, оказывает непосредственное влияние на финансовый результат креди...

Актуальные вопросы теории и практики управления рисками в банковской деятельности на примере ПАО «Сбербанк России»

В статье рассматриваются актуальные вопросы практической стороны управления рисками в банковской деятельности на примере коммерческого банка ПАО «Сбербанк России».

Проблемы управления финансовыми рисками в банковской деятельности

Данная статья посвящена рассмотрению финансовых рисков и анализу управления финансовыми рисками в банковском секторе. Определены основные способы минимизации и нейтрализации финансовых рисков и события для эффективного управления финансовыми рисками ...

Направления совершенствования банковского надзора

Статья посвящена актуальной теме, связанной с совершенствованием системы структурной организации банковского надзора. Определены виды участия центрального банка в осуществлении банковского надзора в зарубежных странах и РФ. Аргументирована целесообра...

Принципы банковского надзора за деятельностью кредитных организаций

В статье рассмотрены принципы банковского надзора, которые являются основой надзорной деятельности за кредитными организациями. Рассмотрен процесс взаимодействия российского законодательства по банковскому надзору и применение Основных принципов эффе...

Анализ правового положения Банка России в финансовой системе РФ и пути его развития

В статье рассматриваются вопросы совершенствования правового положения Банка России, развитие правовой основы данной сферы.

Экономические нормативы в системе банковского регулирования и надзора

В настоящей статье определяется понятие экономических нормативов и их роль в системе банковского регулирования и надзора.

Управление хозяйственными рисками на предприятиях АПК

В данной статье рассмотрено влияние рисков на результаты сельскохозяйственного производства, обозначены этапы управления рисками, а также различные подходы к классификации рисков, проанализированы основные причины и последствия возникновения рисков н...

Методы оценки и анализа рисков

В статье изложены методологические подходы к изучению, анализу и оценке рисков, которые позволяют вырабатывать обоснованные решения по управлению экономическими рисками субъектов хозяйствования.

Особенности управления рисками во внешнеторговой деятельности

В статье дается описание ключевых положений управления рисками внешнеторговой деятельности, базирующегося на количественной и качественной оценке. Также определяется параметр, на основании значений которого могут приниматься различные управленческие ...

Похожие статьи

Система управления банковскими рисками и их регулирования

В статье рассматриваются теоретические аспекты построения и функционирования системы управления банковскими рисками. Эффективность управления рисками, присущими банковской деятельности, оказывает непосредственное влияние на финансовый результат креди...

Актуальные вопросы теории и практики управления рисками в банковской деятельности на примере ПАО «Сбербанк России»

В статье рассматриваются актуальные вопросы практической стороны управления рисками в банковской деятельности на примере коммерческого банка ПАО «Сбербанк России».

Проблемы управления финансовыми рисками в банковской деятельности

Данная статья посвящена рассмотрению финансовых рисков и анализу управления финансовыми рисками в банковском секторе. Определены основные способы минимизации и нейтрализации финансовых рисков и события для эффективного управления финансовыми рисками ...

Направления совершенствования банковского надзора

Статья посвящена актуальной теме, связанной с совершенствованием системы структурной организации банковского надзора. Определены виды участия центрального банка в осуществлении банковского надзора в зарубежных странах и РФ. Аргументирована целесообра...

Принципы банковского надзора за деятельностью кредитных организаций

В статье рассмотрены принципы банковского надзора, которые являются основой надзорной деятельности за кредитными организациями. Рассмотрен процесс взаимодействия российского законодательства по банковскому надзору и применение Основных принципов эффе...

Анализ правового положения Банка России в финансовой системе РФ и пути его развития

В статье рассматриваются вопросы совершенствования правового положения Банка России, развитие правовой основы данной сферы.

Экономические нормативы в системе банковского регулирования и надзора

В настоящей статье определяется понятие экономических нормативов и их роль в системе банковского регулирования и надзора.

Управление хозяйственными рисками на предприятиях АПК

В данной статье рассмотрено влияние рисков на результаты сельскохозяйственного производства, обозначены этапы управления рисками, а также различные подходы к классификации рисков, проанализированы основные причины и последствия возникновения рисков н...

Методы оценки и анализа рисков

В статье изложены методологические подходы к изучению, анализу и оценке рисков, которые позволяют вырабатывать обоснованные решения по управлению экономическими рисками субъектов хозяйствования.

Особенности управления рисками во внешнеторговой деятельности

В статье дается описание ключевых положений управления рисками внешнеторговой деятельности, базирующегося на количественной и качественной оценке. Также определяется параметр, на основании значений которого могут приниматься различные управленческие ...

Задать вопрос