Некоторые вопросы правовой охраны ноу-хау | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 18.06.2017

Статья просмотрена: 1910 раз

Библиографическое описание:

Микрюков, Н. А. Некоторые вопросы правовой охраны ноу-хау / Н. А. Микрюков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44705/ (дата обращения: 20.04.2024).



Ноу-хау по-прежнему остается проблемным объектом с точки зрения правовой охраны. В связи с постоянно нарастающим объемом его применения и правоотношений, в частности международных, требует четкое правовое урегулирование правоотношений, связанных с интеллектуальной собственностью. В статье анализируются правовая природа института секретов производства, его отличительные черты, а также пробелы в правовом механизме охраны секретов производства.

Ключевые слова: ноу-хау, секрет производства, интеллектуальная собственность, коммерческая тайна

Среди всех объектов интеллектуальных прав к инновационной сфере наиболее близкое отношение имеют изобретения и ноу-хау, так как в этом качестве охраняется большинство инновационных разработок.

Секреты производства, хотя и являются признанным эффективным средством правовой защиты экономических интересов предпринимателей, а также применяются со времен римского права, при всем при том до сих пор лишены единого понимания и унифицированного правового регулирования. Секреты производства, или ноу-хау, обычно относят к категории «интеллектуальная собственность» наряду с объектами авторского, патентного права, товарными знаками, знаками обслуживания и т. д. Но условия правовой охраны ноу-хау существенно отличаются от условий охраны всех других объектов, составляющих интеллектуальную собственность. Секрет производства является специфическим объектом права, имеющий двойственную правовую природу, а именно объект интеллектуальной собственности и информация, права на которую возникают с момента установления в отношении нее режима коммерческой тайны.

Термин «ноу-хау» широко применяется во всем мире. Его дословный перевод с английского языка означает «знать, как это сделать». В некоторых странах вместо термина «ноу-хау» используются другие понятия. Так, например, в США применяется термин «trade secret», в Германии — «wissen wie», а в нашей стране — «секрет производства». В различных странах существует несколько терминов, которые используются для обозначения понятия «ноу-хау». В международных правовых документах кроме «ноу-хау» встречаются термины «торговые секреты», «закрытая информация», «конфиденциальная информация», «секреты производства» и др. [1]

Как отмечал Р. Б. Ситдиков, «На сегодняшний день в единственном универсальном международном соглашении, содержащем раздел, посвященный охране ноу-хау, в области интеллектуальной собственности закреплено определение, которое не выделяет ноу-хау среди прочих сведений коммерческого закрытого характер. Так, разд. 7 ТРИПС, в котором идет речь о рассматриваемом понятии, называется «Охрана закрытой информации». В п. 2 ст. 39 этого раздела говорится: «Физическим и юридическим лицам предоставляется возможность препятствовать тому, чтобы информация, правомерно находящаяся под их контролем, была раскрыта, получена или использована без их согласия другими лицами способом, противоречащим частной коммерческой практике, при условии, что такая информация: является секретной в том смысле, что она в целом или в определенной конфигурации и подборе ее компонентов не является общеизвестной и легкодоступной в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобной информацией; ввиду своей секретности имеет коммерческую ценность и является объектом надлежащих в данных обстоятельствах шагов, направленных на сохранение ее секретности со стороны лица, правомерно контролирующего эту информацию»«. [2]

Согласно статье 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации ноу-хау — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. [3]

Понимание необходимости охраны секретной информации, к которой относится и ноу-хау, возникло достаточно давно. В Древнем Риме был принят закон, предусматривавший наказание в виде штрафа за принуждение чужих рабов к выдаче тайн своего хозяина. В античном мире родилась идея вести торговые книги, тайна которых являлась разновидностью коммерческой тайны. Промышленники, торговцы и банкиры обязаны были вести такие книги, отражавшие их деятельность и материальное положение. Это гарантировало защиту тайны на законном основании. Данные торговых книг могли быть сообщены только для целей правосудия, по фискальным соображениям (для уточнения налогов), по делам о наследовании имущества, в случаях прекращения существования товарищества или наступления банкротства.

В области интеллектуальной деятельности целями правовой охраны являются обеспечение исключительных прав правообладателей и личных неимущественных прав авторов, а также их защита от незаконного использования. В отношении ноу-хау установлен режим коммерческой тайны. В законодательном порядке закреплены специальные критерии ноу-хау: необщеизвестность (закрытость информации), ценность ноу-хау, а также разнообразие информации и то, что ноу-хау является объектом определенных усилий по сохранению его конфиденциальности.

Закрепляя правовой режим ноу-хау, законодатель не определяет конкретный перечень сведений, которые могут получить охрану. В качестве секретов производства охраняются самые разнообразные сведения, которые дают их обладателю определенные преимущества перед конкурентами, позволяя экономить время, материальные средства, людские ресурсы:

На практике к информации, составляющей коммерческую тайну, а значит, и к ноу-хау, относят в том числе следующие сведения:

‒ сведения, раскрывающие стратегические и перспективные направления деятельности организации;

‒ сведения о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства фирмы по производственным, коммерческим, кадровым, организационным, научным и иным вопросам;

‒ сведения о планах структурных изменений и кадровых перестановок;

‒ сведения о планах получения кредитов, инвестиций, закупок и продаж;

‒ сведения о целях, рассматриваемых вопросах, результатах, фактах проведения совещаний и заседаний руководства организации;

‒ сведения о целях, задачах и тактике переговоров с клиентами и деловыми партнерами, а также полномочиях представителей;

‒ сведения о подготовке и результатах проведения переговоров с клиентами и деловыми партнерами фирмы;

‒ картотека заявителей и корреспондентов, содержащая данные о них;

‒ сведения о взаимоотношениях с конкурентами, их финансовом положении, планах, проводимых мероприятиях и т. д.;

‒ сведения о порядке и состоянии организации охраны, пропускного режима, системах сигнализации;

‒ сведения о сотрудниках фирмы, их личных и деловых качествах, связях и взаимоотношениях, их биографические данные, домашние адреса и телефоны;

‒ сведения об организации взаимодействия с правоохранительными органами и охранными структурами по вопросам охраны и безопасности фирмы;

‒ сведения о финансовом состоянии клиентов, их кредитоспособности, задолженности и неплатежах;

Все вышеуказанные сведения, относящиеся к экономическим и организационным, вполне могут обладать всеми признаками, необходимыми для правовой охраны ноу-хау, а именно конфиденциальностью, коммерческой ценностью, в силу их неизвестности третьим лицам. Этот перечень является наглядным примером сведений, не являющихся результатом интеллектуальной деятельности, т. е. носит информационный характер. Так, согласно ст. 1225 ГК РФ к результатам интеллектуальной деятельности прямо относятся и секреты производства (ноу-хау).

По смыслу ст. 1228 ГК РФ результат интеллектуальной деятельности должен быть результатом творческого труда. Такие результаты имеют большое значение для инновационного развития общества; для стимулирования создания именно результатов интеллектуальной деятельности прежде всего государством введена система охраны интеллектуальной собственности.

В связи с этим для целей определения правовой природы ноу-хау следует проводить классификацию не только по сферам применения этих сведений, поскольку как в технической, так и в экономической сфере возможно создание сведений, являющихся результатом интеллектуальной деятельности, и разделить эти сведения прежде всего на результаты интеллектуальной деятельности и на прочие конфиденциальные сведения, носящие информационный характер. [4]

На практике при передаче прав на ноу-хау возникает множество сложностей, обусловленных его особым статусом. При заключении договоров о передаче ноу-хау следует руководствоваться не только общими правилами о передаче интеллектуальной собственности, но и учитывать соблюдение режима конфиденциальности информации, отсутствие право удостоверяющих документов, а также сложность при подтверждении использования лицензиатом ноу-хау.

В настоящее время, в России секрет производства не является распространенным популярным предметом, на основании которого контрагенты выстраивают свои взаимоотношения. Тем не менее, непрерывное развитие технологий всегда сопровождается перечнем различных процессов, которые можно улучшать и оптимизировать. [5]

Одной из основных целей сегодня является определение современного состояния правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием и использованием секрета производства, выявления проблем существующей в области правовой охраны ноу-хау. Важным является и разработка практических рекомендаций для обладателей «ноу-хау» с целью более эффективной защиты их прав.

Важным является не только совершенствование законодательства, но и судебной системы. Специализация судей и юридических служб позволила бы добиться быстрого, объективного, беспристрастного, законного разрешения конфликтов, возникающих в сфере правовой охраны и защиты ноу-хау.

Правовой механизм секрета производства позволяет сохранить конфиденциальность информации, имеющую коммерческую ценность. Процедура установления режима коммерческой тайны, не требующая обращения в государственные органы, делает ноу-хау доступным и привлекательным инструментом правовой охраны информации. Однако, согласно ч. 1 ст. 5 Закона о коммерческой тайне, правообладатель по требованию «органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну», тем самым можно сделать вывод о слабой защищенности правообладателя секрета производства перед государством. Рассматривая предложения по разрешению данного вопрос Стародубова Л. В. предлагает в одной их своих статей определить конкретный исчерпывающий перечень государственных органов, которые будут иметь доступ к информации, составляющей коммерческую тайну: органы дознания, следствия, прокуратуры, судебные органы. Т. е. она предлагает указать точный перечь государственных органов и органов местного самоуправления, что в свою очередь исключает. [6]

С развитием информационного общества актуальность защиты секретов производства возрастает. Ноу-хау по-прежнему остается проблемным объектом с точки зрения правовой охраны, в особенности при защите средствами авторского или патентного права при раскрытии важных элементов программных продуктов. Кроме того, общепризнана легкость копирования и распространения любых документов электронном виде. Эффективная правовая охрана ноу-хау необходима всем участникам гражданского оборота.

Литература:

  1. Амелина К. Е. Понятие «ноу-хау» // Внешнеторговое право. — М.: Юрист, 2006. — № 2. — С. 13–20.
  2. Ситдиков Р. Б. Правовая охрана ноу-хау в России — Статут 2017.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4) от 18 декабря 2006 № 230-ФЗ (с изм. Внсенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.12.2016 № 28-П).
  4. Потрашкова О. А. Правовой режим секретов производства (ноу-хау): Информационно-правовые аспекты: автореф. Дис. Канд. Юрид. Наук — М., 2009.
  5. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2001.
  6. Стародубова Л. В. К вопросу о правовом механизме охраны секретов производства // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2012. № 2 (12).
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная деятельность, интеллектуальная собственность, сведение, секрет производства, правовая охрана, коммерческая тайна, правовая охрана ноу-хау, законное основание, информационный характер, местное самоуправление.


Похожие статьи

Режим коммерческой тайны в организации | Статья в журнале...

В отношении секрета производства(ноу-хау) действует имущественное исключительное право использования секрета производства. На данный момент термин «коммерческая тайна» является неотделимым от понятия «секрета производства.

Ноу-хау как предмет предпринимательской деятельности...

Ноу-хау, подобно интеллектуальной собственности, является результатом интеллектуальной деятельности, права на который охраняются государством. Во многих странах предусмотрены специальные правовые режимы охраны ноу-хау.

Проблемы правового режима трансграничной передачи...

Сходство определений коммерческой тайны и секрета производства (ноу-хау) наталкивает на мысль, что передача конфиденциальной информации должна соответствовать требованиям части четвертой ГК РФ о передаче секрета производства (ноу-хау).

Правовая охрана объектов модной индустрии | Статья в журнале...

В наши дни любой автор может столкнуться с проблемой незащищенности интеллектуальной собственности. Fashion-индустрия не стала исключением. Для защиты своих коллекций модные дома прибегают к различным способам защиты.

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая...

В статье описываются наиболее важные вопросы правовой охраны и использования интеллектуальной собственности в сфере рекламы. Описываются проблемы недобросовестной конкуренции на рынке рекламных услуг.

Правовой режим программы для ЭВМ как объекта...

Программы для электронных вычислительных машин (далее — программы для ЭВМ) можно отнести к одним из самых молодых объектов интеллектуальных прав. В процессе их использования и реализации возникает острый вопрос в правовой охране.Началом развития...

Проблемы распространения объектов интеллектуальной...

интеллектуальная деятельность, интеллектуальная собственность, сеть, Интернет, полезная модель, охрана авторских, правовая охрана, Российская Федерация, оказание услуг, средство индивидуализации.

Актуальные проблемы управления интеллектуальной...

интеллектуальная собственность, интеллектуальная деятельность, РФ, IAS, правовая охрана, первоначальная стоимость, Российская Федерация, положительный результат, Россия, средство индивидуализации.

Правовые основы использования интеллектуальной...

В 2006 г. в российское избирательное законодательство введен запрет агитации, нарушающей законодательство об интеллектуальной собственности. Нарушение данного запрета стало одним из оснований отказа в регистрации кандидата или списка кандидатов...

Режим коммерческой тайны в организации | Статья в журнале...

В отношении секрета производства(ноу-хау) действует имущественное исключительное право использования секрета производства. На данный момент термин «коммерческая тайна» является неотделимым от понятия «секрета производства.

Ноу-хау как предмет предпринимательской деятельности...

Ноу-хау, подобно интеллектуальной собственности, является результатом интеллектуальной деятельности, права на который охраняются государством. Во многих странах предусмотрены специальные правовые режимы охраны ноу-хау.

Проблемы правового режима трансграничной передачи...

Сходство определений коммерческой тайны и секрета производства (ноу-хау) наталкивает на мысль, что передача конфиденциальной информации должна соответствовать требованиям части четвертой ГК РФ о передаче секрета производства (ноу-хау).

Правовая охрана объектов модной индустрии | Статья в журнале...

В наши дни любой автор может столкнуться с проблемой незащищенности интеллектуальной собственности. Fashion-индустрия не стала исключением. Для защиты своих коллекций модные дома прибегают к различным способам защиты.

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая...

В статье описываются наиболее важные вопросы правовой охраны и использования интеллектуальной собственности в сфере рекламы. Описываются проблемы недобросовестной конкуренции на рынке рекламных услуг.

Правовой режим программы для ЭВМ как объекта...

Программы для электронных вычислительных машин (далее — программы для ЭВМ) можно отнести к одним из самых молодых объектов интеллектуальных прав. В процессе их использования и реализации возникает острый вопрос в правовой охране.Началом развития...

Проблемы распространения объектов интеллектуальной...

интеллектуальная деятельность, интеллектуальная собственность, сеть, Интернет, полезная модель, охрана авторских, правовая охрана, Российская Федерация, оказание услуг, средство индивидуализации.

Актуальные проблемы управления интеллектуальной...

интеллектуальная собственность, интеллектуальная деятельность, РФ, IAS, правовая охрана, первоначальная стоимость, Российская Федерация, положительный результат, Россия, средство индивидуализации.

Правовые основы использования интеллектуальной...

В 2006 г. в российское избирательное законодательство введен запрет агитации, нарушающей законодательство об интеллектуальной собственности. Нарушение данного запрета стало одним из оснований отказа в регистрации кандидата или списка кандидатов...

Похожие статьи

Режим коммерческой тайны в организации | Статья в журнале...

В отношении секрета производства(ноу-хау) действует имущественное исключительное право использования секрета производства. На данный момент термин «коммерческая тайна» является неотделимым от понятия «секрета производства.

Ноу-хау как предмет предпринимательской деятельности...

Ноу-хау, подобно интеллектуальной собственности, является результатом интеллектуальной деятельности, права на который охраняются государством. Во многих странах предусмотрены специальные правовые режимы охраны ноу-хау.

Проблемы правового режима трансграничной передачи...

Сходство определений коммерческой тайны и секрета производства (ноу-хау) наталкивает на мысль, что передача конфиденциальной информации должна соответствовать требованиям части четвертой ГК РФ о передаче секрета производства (ноу-хау).

Правовая охрана объектов модной индустрии | Статья в журнале...

В наши дни любой автор может столкнуться с проблемой незащищенности интеллектуальной собственности. Fashion-индустрия не стала исключением. Для защиты своих коллекций модные дома прибегают к различным способам защиты.

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая...

В статье описываются наиболее важные вопросы правовой охраны и использования интеллектуальной собственности в сфере рекламы. Описываются проблемы недобросовестной конкуренции на рынке рекламных услуг.

Правовой режим программы для ЭВМ как объекта...

Программы для электронных вычислительных машин (далее — программы для ЭВМ) можно отнести к одним из самых молодых объектов интеллектуальных прав. В процессе их использования и реализации возникает острый вопрос в правовой охране.Началом развития...

Проблемы распространения объектов интеллектуальной...

интеллектуальная деятельность, интеллектуальная собственность, сеть, Интернет, полезная модель, охрана авторских, правовая охрана, Российская Федерация, оказание услуг, средство индивидуализации.

Актуальные проблемы управления интеллектуальной...

интеллектуальная собственность, интеллектуальная деятельность, РФ, IAS, правовая охрана, первоначальная стоимость, Российская Федерация, положительный результат, Россия, средство индивидуализации.

Правовые основы использования интеллектуальной...

В 2006 г. в российское избирательное законодательство введен запрет агитации, нарушающей законодательство об интеллектуальной собственности. Нарушение данного запрета стало одним из оснований отказа в регистрации кандидата или списка кандидатов...

Режим коммерческой тайны в организации | Статья в журнале...

В отношении секрета производства(ноу-хау) действует имущественное исключительное право использования секрета производства. На данный момент термин «коммерческая тайна» является неотделимым от понятия «секрета производства.

Ноу-хау как предмет предпринимательской деятельности...

Ноу-хау, подобно интеллектуальной собственности, является результатом интеллектуальной деятельности, права на который охраняются государством. Во многих странах предусмотрены специальные правовые режимы охраны ноу-хау.

Проблемы правового режима трансграничной передачи...

Сходство определений коммерческой тайны и секрета производства (ноу-хау) наталкивает на мысль, что передача конфиденциальной информации должна соответствовать требованиям части четвертой ГК РФ о передаче секрета производства (ноу-хау).

Правовая охрана объектов модной индустрии | Статья в журнале...

В наши дни любой автор может столкнуться с проблемой незащищенности интеллектуальной собственности. Fashion-индустрия не стала исключением. Для защиты своих коллекций модные дома прибегают к различным способам защиты.

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая...

В статье описываются наиболее важные вопросы правовой охраны и использования интеллектуальной собственности в сфере рекламы. Описываются проблемы недобросовестной конкуренции на рынке рекламных услуг.

Правовой режим программы для ЭВМ как объекта...

Программы для электронных вычислительных машин (далее — программы для ЭВМ) можно отнести к одним из самых молодых объектов интеллектуальных прав. В процессе их использования и реализации возникает острый вопрос в правовой охране.Началом развития...

Проблемы распространения объектов интеллектуальной...

интеллектуальная деятельность, интеллектуальная собственность, сеть, Интернет, полезная модель, охрана авторских, правовая охрана, Российская Федерация, оказание услуг, средство индивидуализации.

Актуальные проблемы управления интеллектуальной...

интеллектуальная собственность, интеллектуальная деятельность, РФ, IAS, правовая охрана, первоначальная стоимость, Российская Федерация, положительный результат, Россия, средство индивидуализации.

Правовые основы использования интеллектуальной...

В 2006 г. в российское избирательное законодательство введен запрет агитации, нарушающей законодательство об интеллектуальной собственности. Нарушение данного запрета стало одним из оснований отказа в регистрации кандидата или списка кандидатов...

Задать вопрос