Роль медико-биологических факторов риска в формировании осанки у детей и подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Саломова Ф. И., Садуллаева Х. А. Роль медико-биологических факторов риска в формировании осанки у детей и подростков // Молодой ученый. — 2017. — №23.2. — С. 33-36. — URL https://moluch.ru/archive/157/44479/ (дата обращения: 16.06.2019).



Из медико-биологических факторов наиболее сопряженными с риском развития нарушения осанки оказались рождение ребенка матерью старше 40 лет, рождение от 4 и большей по счету беременности, патология беременности и родовой деятельности, частые заболевания ребенка в возрасте до 3-х лет и дисгармоничность физического развития.

Ключевые слова: дети, подростки, опорно-двигательный аппарат, нарушение осанки, медико-биологические факторы.

Of the biomedical factors, the birth of a child by a mother over 40, the birth from 4 and more pregnancy, the pathology of pregnancy and labor, the frequent illnesses of a child under the age of 3, and the disharmonicity of physical development were the most associated with the risk of developing posture disorder.

Keywords: children, adolescents, locomotor system, posture disorder, medical and biological factors.

Нарушения осанки (НО) являются наиболее распространенными отклонениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей и подростков. Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Ранее проведенные научные исследования позволили выявить роль основных медико-биологических причин, ведущих к возникновению и прогрессированию заболеваний ОДА: наследственность; недостаточная чувствительность рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленность мышц, удерживающих это положение; различные деформации позвонков; соматические и инфекционные заболевания, интоксикации, травмы, эндокринные сдвиги; нарушения обмена веществ, акселерация современных детей и др. [1, 2, 5]. Целью нашего исследования явилось изучение и гигиеническая оценка роли медико-биологических факторов риска возникновения НО у учащихся 1-9 классов средних общеобразовательных школ №24 и №249 г. Ташкента.

Материалы и методы исследования

Программа исследования предполагала использование гигиенических и статистических методов исследований. Учащиеся были распределены на 2 группы: основная (с НО) и контрольная (без НО). Учитывая возможную роль ряда пре- и перинатальных факторов в возникновении НО, выяснялось наличие этих факторов риска в анамнезе учащихся с помощью анкет «Состояние здоровья учащегося и его родителей». Анкета включала вопросы по оценке состояния здоровья родителей до рождения ребенка, особенности материнского акушерского анамнеза, характеристику раннего постнатального периода развития учащихся сравниваемых групп и распространенность среди них заболеваний.

Результаты и обсуждение

При оценке роли медико-биологических факторов риска в формировании осанки было обращено внимание на тип семьи по родственным связям. Оказалось, что 79,7% родителей детей основной группы не являются родственниками (контрольная группа – 80,2%). 14,0% родителей основной группы и 13,5% родителей контрольной группы являются далекими родственниками, а остальные – близкими родственниками (по 6,3%).

Медико-биологические характеристики здоровья родителей, особенно матери, до рождения ребенка во многом определяют состояние здоровья ребенка [3, 4]. По ответам родителей на вопросы анкеты установлено, что показатели здоровья родителей до рождения детей практически мало отличаются (табл.1).

Таблица 1

Некоторые медико-биологические показатели дородового здоровья

родителей учащихся сравниваемых групп (на 100 детей)

Показатели

Контрольная группа

Основная

группа

1.

Возраст матери при рождении ребенка менее 40 лет

98,1±0,9

97,5±1,1

2.

Возраст отца при рождении ребенка менее 40 лет

95,2±1,1

95,2±0,9

3.

Ребенок родился от 1-ой беременности

31,1±0,8

27,5±1,2*

4.

Ребенок родился от 2-ой беременности

37,1±1,0

35,7±0,5

5.

Ребенок родился от 3-ей беременности

19,3±0,7

21,4±1,7

6.

Ребенок родился от 4-ой и более беременности

12,5±0,3

15,4±0,5***

7.

Распространенность хронических заболеваний у матерей (на 100)

39,6±3,1

42,2±3,5

8.

распространенность хронических заболеваний у отцов (на 100)

23,8±1,8

28,7±2,3

*- р<0,05, ** – р<0,01, *** – р<0,001

Так, возраст матерей и отцов в момент рождения ребенка был почти одинаков. Несмотря на то, что количество хронических заболеваний среди родителей школьников из основной группы было больше, чем у родителей школьников из контрольной группы, отмеченные различия также были статистически недостоверны. Выявлено, что у детей, рожденных от 4 и более по счету беременности чаще встречаются случаи нарушений осанки (р<0,001). Несколько большая склонность матерей к заболеваниям у детей с НО прослеживается при анализе особенностей их акушерского анамнеза (табл. 2). Матери детей из основной группы чаще упоминали о случаях угрозы (искусственные роды), о рождении недоношенного ребенка, однако в сравнении с контрольной группой различия в частоте этих состояний были недостоверны. Среди осложнений течения родов можно отметить достоверность различий случаев рождения детей с асфиксией (среди школьников основной группы 13,3% против 8,3% случаев в контроле, р<0,001).

Таблица 2

Распространенность осложнений акушерского анамнеза среди матерей учащихся сравниваемых групп (на 100 детей)

Показатели

Контрольная группа

Основная группа

1.

Токсикоз I половины

30,1±0,4

29,3±0,4

2.

Токсикоз II половины

3,8±0,9

2,5±0,7

3.

Угроза выкидыша при беременности

3,1±1,3

5,2±0,6

4.

Искусственные роды

5,1±1,1

6,0±1,0

5.

Недоношенный ребенок

2,3±1,7

2,8±1,3

6.

Рождение в асфиксии

8,3±0,6

13,3±0,4*

* – р<0,001

Возможная роль биологических нарушений косвенно проявляется при сравнении некоторых показателей раннего постнатального развития учащихся из сравниваемых групп (табл. 3).

Таблица 3

Отдельные медико-биологические показатели здоровья учащихся сравниваемых групп (на 100 детей)

Показатели

Контрольная группа

Основная группа

1.

Масса тела при рождении (2500 – 4000 г)

85,4±0,7

85,3±0,8

2.

Длина тела при рождении (48 – 56 см)

86,2±0,5

85,8±0,5

3.

Дети, имеющие хронические заболевания

51,6±3,9

55,9±4,2

4.

Дети, состоящие на диспансерном учете

3,8±1,2

5,2±1,4

5.

Дети, перенесшие острые заболевания за последний год

62,7±4,5

60,5±4,3

6.

Дети, перенесшие инфекционные и паразитарные заболевания

55,5±4,0

57,4±4,4

7.

Частые заболевания до 3-х летнего возраста

11,7±0,9

14,6±0,5*

8.

Дисгармоничное развитие

13,6±8,6

15,5±4,7

* – р<0,01

При практически одинаковых средних величинах массы и длины тела при рождении, у учащихся из основной группы чаще, чем в контрольной группе регистрировались хронические заболевания и дисгармоничность физического развития. Судя по ответам матерей за последний год, у учащихся контрольной группы чаще отмечались острые заболевания. Частые заболевания в возрасте до 3-х лет, а также случаи инфекционных и паразитарных заболеваний чаще наблюдались среди детей из основной группы (р<0,01). Повышенная частота случаев выявления частых заболеваний, а также случаев выявления инфекционных и паразитарных заболеваний указывает на нарушение иммунитета у детей с НО.

Формирование осанки – процесс длительный и зависит как от эндогенных, так и экзогенных факторов. Существует мнение, что «индивидуальная» осанка передается по наследству, но исследования ряда авторов убеждают, что доминирующую роль играют воспитание и систематическое воздействие физических упражнений [1, 2, 5]. Данные О.М. Барладяна, Н.П. Гребняка, С.В. Вытрищака и др. свидетельствуют о том, что факторами, наиболее сопряженными с процессами формирования осанки, являются течение беременности и родов у матери, психомоторное развитие и неврологический статус ребенка на первом году жизни, гармоничность физического развития и уровень двигательной активности в дошкольном и младшем школьном возрастах [1, 2].

Результаты наших исследований не противоречат с данными литературы, и доказывают, что рождение ребенка матерью старше 40 лет, рождение от 4 и большей по счету беременности, патология беременности и родовой деятельности, частые заболевания ребенка в возрасте до 3-х лет и дисгармоничность физического развития повышает риск возникновения НО у детей.

Выводы

1.Из медико-биологических факторов наиболее сопряженными с риском развития НО оказались рождение ребенка матерью старше 40 лет, рождение от 4 и большей по счету беременности, патология беременности и родовой деятельности, частые заболевания ребенка в возрасте до 3-х лет и дисгармоничность физического развития.

2. Практически все приведенные факторы относятся к числу регулируемых, поэтому учет этих факторов, их устранение или, по крайней мере, смягчение их действия может рассматриваться как важный резерв в профилактике НО у детей и подростков.

Литература:

  1. Барладян О.М. Гигиеническая оценка условий обучения в образовательных учреждениях, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Автореф. дисс… канд.мед.наук.- Ростов-на-Дону, 2010. – 20 с.
  2. Гребняк Н.П., Вытрищак С.В. Состояние здоровья детского населения мегаполиса // Гигиена и санитария. – М., 2011. – №2.- С.50-53.
  3. Онищенко Г.Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений // Гигиена и санитария. – М., 2005. – №3.- С.40-43
  4. Шайхова Г.И., Эрматов Н.Ж., Азизова Ф.Л., Алимухамедов Д.Ш. Гигиена детей и подростков / Учебное пособие. – Ташкент, 2004. – 323 с.
  5. Weiss H.R., Weiss G., Petermann F. Incidence of curvature progression in idiopathic scoliosis patients treated with scoliosis in-patient rehabilitation (SIR): an age- and sex- matched controlled study // Pediatr Rehabil. – 2010. -Vol. 6, № 1. – P. 23-35.
Основные термины (генерируются автоматически): рождение ребенка, контрольная группа, нарушение осанки, ребенок, опорно-двигательный аппарат, основная группа, родитель до.


Похожие статьи

Предупреждение развития приобретенной патологии...

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение осанки, опорно-двигательный аппарат, ребенок, соединительная ткань, формирование осанки, заболевание, должная величина, дошкольный возраст, детский организм, грудная клетка.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат...

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, грудная клетка, опорно-двигательный аппарат, нарушение осанки, внешняя среда, гимнастическая палка, гимнастическая стенка, исходное положение, правильная осанка...

Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики.

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного...

Причинами нарушения осанки часто становятся: недостаточная двигательная активность детей или гипокинезия, акселерация детей

Не все упражнения можно провести в школе, поэтому следует порекомендовать родителям заниматься с детьми дома дополнительно.

Физические упражнения как основное средство предупреждения...

Особую озабоченность врачей и учителей физической культуры вызывают постоянные прогрессирующие заболевания у детей: сердечно-сосудистой, дыхательной системы нарушение опорно-двигательного аппарата.

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими...

Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение осанки, плоскостопие, кривошея, сколиоз) ответственна.

Значение социально-гигиенических факторов риска...

Основные термины (генерируются автоматически): контрольная группа, ребенок, основная группа, возникновение нарушений осанки, гигиеническая оценка роли, отдельная комната, риск, социальное положение.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, исходное положение, опорно-двигательный аппарат, мяч, брюшной пресс, рука, речевое сопровождение, ребенок, правильная осанка, упражнение.

Некоторые особенности коррекции сколиоза 1-й степени у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): сколиоз, ребенок, лечебное плавание, позвоночный столб, занятие, функциональное состояние, высокая эффективность, опорно-двигательный аппарат, экспериментальная группа, полное утомление мышц.

Предупреждение развития приобретенной патологии...

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение осанки, опорно-двигательный аппарат, ребенок, соединительная ткань, формирование осанки, заболевание, должная величина, дошкольный возраст, детский организм, грудная клетка.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат...

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, грудная клетка, опорно-двигательный аппарат, нарушение осанки, внешняя среда, гимнастическая палка, гимнастическая стенка, исходное положение, правильная осанка...

Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики.

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного...

Причинами нарушения осанки часто становятся: недостаточная двигательная активность детей или гипокинезия, акселерация детей

Не все упражнения можно провести в школе, поэтому следует порекомендовать родителям заниматься с детьми дома дополнительно.

Физические упражнения как основное средство предупреждения...

Особую озабоченность врачей и учителей физической культуры вызывают постоянные прогрессирующие заболевания у детей: сердечно-сосудистой, дыхательной системы нарушение опорно-двигательного аппарата.

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими...

Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение осанки, плоскостопие, кривошея, сколиоз) ответственна.

Значение социально-гигиенических факторов риска...

Основные термины (генерируются автоматически): контрольная группа, ребенок, основная группа, возникновение нарушений осанки, гигиеническая оценка роли, отдельная комната, риск, социальное положение.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, исходное положение, опорно-двигательный аппарат, мяч, брюшной пресс, рука, речевое сопровождение, ребенок, правильная осанка, упражнение.

Некоторые особенности коррекции сколиоза 1-й степени у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): сколиоз, ребенок, лечебное плавание, позвоночный столб, занятие, функциональное состояние, высокая эффективность, опорно-двигательный аппарат, экспериментальная группа, полное утомление мышц.

Похожие статьи

Предупреждение развития приобретенной патологии...

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение осанки, опорно-двигательный аппарат, ребенок, соединительная ткань, формирование осанки, заболевание, должная величина, дошкольный возраст, детский организм, грудная клетка.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат...

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, грудная клетка, опорно-двигательный аппарат, нарушение осанки, внешняя среда, гимнастическая палка, гимнастическая стенка, исходное положение, правильная осанка...

Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики.

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного...

Причинами нарушения осанки часто становятся: недостаточная двигательная активность детей или гипокинезия, акселерация детей

Не все упражнения можно провести в школе, поэтому следует порекомендовать родителям заниматься с детьми дома дополнительно.

Физические упражнения как основное средство предупреждения...

Особую озабоченность врачей и учителей физической культуры вызывают постоянные прогрессирующие заболевания у детей: сердечно-сосудистой, дыхательной системы нарушение опорно-двигательного аппарата.

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими...

Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение осанки, плоскостопие, кривошея, сколиоз) ответственна.

Значение социально-гигиенических факторов риска...

Основные термины (генерируются автоматически): контрольная группа, ребенок, основная группа, возникновение нарушений осанки, гигиеническая оценка роли, отдельная комната, риск, социальное положение.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, исходное положение, опорно-двигательный аппарат, мяч, брюшной пресс, рука, речевое сопровождение, ребенок, правильная осанка, упражнение.

Некоторые особенности коррекции сколиоза 1-й степени у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): сколиоз, ребенок, лечебное плавание, позвоночный столб, занятие, функциональное состояние, высокая эффективность, опорно-двигательный аппарат, экспериментальная группа, полное утомление мышц.

Предупреждение развития приобретенной патологии...

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение осанки, опорно-двигательный аппарат, ребенок, соединительная ткань, формирование осанки, заболевание, должная величина, дошкольный возраст, детский организм, грудная клетка.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат...

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, грудная клетка, опорно-двигательный аппарат, нарушение осанки, внешняя среда, гимнастическая палка, гимнастическая стенка, исходное положение, правильная осанка...

Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики.

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного...

Причинами нарушения осанки часто становятся: недостаточная двигательная активность детей или гипокинезия, акселерация детей

Не все упражнения можно провести в школе, поэтому следует порекомендовать родителям заниматься с детьми дома дополнительно.

Физические упражнения как основное средство предупреждения...

Особую озабоченность врачей и учителей физической культуры вызывают постоянные прогрессирующие заболевания у детей: сердечно-сосудистой, дыхательной системы нарушение опорно-двигательного аппарата.

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими...

Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение осанки, плоскостопие, кривошея, сколиоз) ответственна.

Значение социально-гигиенических факторов риска...

Основные термины (генерируются автоматически): контрольная группа, ребенок, основная группа, возникновение нарушений осанки, гигиеническая оценка роли, отдельная комната, риск, социальное положение.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, исходное положение, опорно-двигательный аппарат, мяч, брюшной пресс, рука, речевое сопровождение, ребенок, правильная осанка, упражнение.

Некоторые особенности коррекции сколиоза 1-й степени у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): сколиоз, ребенок, лечебное плавание, позвоночный столб, занятие, функциональное состояние, высокая эффективность, опорно-двигательный аппарат, экспериментальная группа, полное утомление мышц.

Задать вопрос