В последнее десятилетие изучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) приобретает все более широкие масштабы, из-за наметившейся тенденции роста числа таких детей. Уже в младших классах число учащихся, которые не могут освоить учебную программу, составляет 20-30 % (С.Г. Шевченко).
В настоящее время в России количество школьников с отклонениями в состоянии здоровья не уменьшается, а постоянно возрастает.
Современная система образования ориентирована на тех, кто отвечает определённым требованиям, на детей, способных обучаться по общей для всех программе. В результате получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса. Эту проблему в современной школе призвано решить инклюзивное образование. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения — это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. Такой подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья вызван к жизни множеством причин различного характера.
Такое объединение способствует социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, а для нормально развивающихся детей создает среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой «единое сообщество людей, включающее людей с проблемами».
Физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из эффективных форм их социализации, предоставляющей широкие возможности для развития способностей и интересов таких детей, коррекции нарушений их развития. Физическая культура направлена на развитие двигательных способностей, приобретение необходимых знаний, понимание необходимости систематических занятий физическими упражнениями, что служит основой для повышения уверенности в себе, самооценки, формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни.
Анализируются условия предоставления доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривается вопрос зарождения и развития специального образования в России, его положения на данном этапе развития отечественного специального образования. В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях.
Российское законодательство в развитие основополагающих международных документов в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для всех категорий граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья.
Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ОВЗ и инвалидов.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 г. Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».
Игра в футбол и мини — футбол позволяет без больших материальных затрат достигать высокой степени физической подготовленности, развивать такие важные физические качества, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, быстрота мышления и многие другие двигательные способности. Все это способствовало продвижению в жизнь такого значимого общероссийского проекта, как «Мини-футбол в школу», инициатором которого стал Российский футбольный союз. Включение футбола и мини-футбола в распорядок дня общеобразовательных учреждений различной направленности помогает решать следующие задачи: а) всестороннее развитие физических качеств; б) ознакомление и дальнейшее совершенствование основных технических и тактических приемов игры в футбол и мини-футбола; в) формирование активного отношения к занятиям физической культурой и футболом и мини-футболом, в частности; г) освоение и дальнейшее совершенствование навыков коллективной игры; д) изучение основных правил игры в футбол и мини-футбол; е) освоение простых специальных знаний, поведения во время игры, творческого подхода к ней; ж) контроль за выполнением своих обязанностей.
Формы организации занятий по футболу и мини-футболу в образовательных учреждениях могут быть различными. Это, прежде всего урок — как основная форма занятий. Их выбор всецело зависит от конкретных задач урока, имеющихся условий, возраста, степени подготовленности и количества учащихся. Систематическое их применение расширяет двигательные возможности, способствует развитию физических качеств, совершенствует восприятие к реагированию, развивает способности к анализу, принятию решений и имеет большое оздоровительное значение. В целях более эффективного освоения учебного материала рекомендуем планировать проведение игр в мини-футбол и учебные игры с элементами футбола. При этом целесообразно преследовать конкретную цель. Для успешного освоения учебного материала можно использовать систему индивидуальных заданий для подтягивания отстающих и дальнейшего совершенствования занимающихся.
Рекомендованные игровые упражнения включают элементы соревновательных действий, их варианты, а также действия и движения, сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей. Они определяются самой спецификой и в то же время отличаются от самой игры и направлены на воспитание необходимых качеств и навыков. Применение комплексов специальных упражнений по мини-футболу на занятиях будет способствовать наиболее эффективному развитию социальной адаптации детей младшего школьного возраста.
Литература:
- Андреев С. Н. Играй в футбол. М., «Поматур», 1999, 142 с. Айрапетьянц Л. Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх.
- Бубеева Б. Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Б. Н. Бубеева. — (Организация учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы) // Вестник Бурятского государственного университета. — 2010. — Вып. 1. -С. 221-225. — Библиогр.: с. 225 (10 назв. ). — ISSN 1994-0866
- Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. — СПб.: Специальная литература, 1997.
- Григорьева Г. Ф. Дети должны учиться вместе / Г. Ф. Григорьева. — (Качественное образование). — (Стандарты и пути) // Национальные проекты. — 2009. — N 12. -С. 70-71.