Особенности реализации коммуникативной стратегии убеждения в китайском экологическом дискурсе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 06.06.2017

Статья просмотрена: 175 раз

Библиографическое описание:

Валекжанина, Е. В. Особенности реализации коммуникативной стратегии убеждения в китайском экологическом дискурсе / Е. В. Валекжанина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44325/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье проводится исследование особенностей реализации коммуникативной стратегии убеждения в китайском экологическом дискурсе, позволяющих выявить специфику коммуникации в сфере экологии и охраны окружающей среды в КНР. Выделяются главные и факультативные средства реализации стратегии убеждения. Материалом для исследования послужили научно-популярные статьи на темы экологии. Данное исследование может быть полезным студентам-лингвистам и переводчикам.

Ключевые слова: экологический дискурс, стратегия убеждения, коммуникативная стратегия, научно-популярный, статья

Key words: scientific discourse, strategy of persuasion, conversational strategy, popular science

Изучение особенностей коммуникативных стратегий в научном дискурсе является одним из актуальных направлений современной лингвистики. Исследованиями коммуникативных стратегий занимались такие ученые-лингвисты, как О. С. Иссрес, Е. В. Пильгуй. Особенностями реализации коммуникативной стратегии убеждения также отдают важное место в изучении коммуникативных стратегий, изучению данной стратегии посвящены труды таких ученых, как Н. Н. Пелевина, О. С. Иссерс, Е..В. Пильгуй, Н. Б. Варгина и другие. Ученые приводят ряд классификаций особенностей реализации данной стратегии в рамках научного текста, что создает многообразие подходов к изучению данной стратегии. Основой для исследования в данной статье послужила классификация средств реализации коммуникативной стратегии Н. Н. Пелевиной, которая выделяет главные и факультативные средства реализации стратегии убеждения. Материалом для исследования послужили тексты научных статей на темы экономики, природопользования и информационных систем, найденные на официальных сайтах публикаций научных работ. [3,4,5,6]

Актуальность исследования обуславливается возрастающей значимостью применения коммуникативной стратегии убеждения в условиях прагматического мира, который охватывает все сферы деятельности, включая и экологию, как сферу, представляющую интерес для современной общественности.

Цель работы заключается в выявлении особенностей реализации коммуникативной стратегии убеждения в экологическом дискурсе КНР.

Задачи работы:

При помощи метода контекстологического анализа выявить наличие средств реализации стратегии убеждения и на основе полученных результатов выявить специфические особенности коммуникации в сфере экологического дискурса КНР.

Объектом данной работы является коммуникативная стратегия убеждения в экологическом дискурсе.

Предметом работы является способы реализации коммуникативной стратегии убеждения в научно-популярной статье.

В условиях прагматичности современного мира и высокого информационного потока, доказательность и убедительность научных доводов и аргументов становится все более важной для авторов научных работ, поэтому для акцентуализации читательского внимания на содержании научного текста и успешного донесения информации до адресата авторы прибегают к стратегии убеждения. [2, с. 20]

В данном исследовании мы руководствуемся классификацией средств реализации коммуникативной стратегии убеждения, которые приводит Н.Н Пелевина. Лингвист выделяет главные и факультативные средства. Главные средства включают в себя модальности уверенности и противопоставления, противопоставление с элементом уступки, эмоционально-оценочную лексику и самоидентификацию автора. Факультативные средства включают в себя такие средства, которые могут внести оттенок авторской мысли в текст, такими средствами являются риторический вопрос, цитата, афоризм, анафора, лексический повтор, синтаксический параллелизм, реалии действительности, разговорная лексика, прямое обращение, предложение, рекомендация, вопросно-ответная форма, метафора, сравнение, аналогия. [1,с.2]

Н.Н Пелевина утверждает, что некоторые факультативные средства стратегии убеждения, такие как разговорная лексика, анафора, афоризмы и риторический вопрос, в текстах экологического дискурса применяются достаточно редко, так как данные средства далеко не всегда соответствуют содержательным критериям экологического дискурса, тогда как остальные средства, выделенные в классификации, применяются в китайских научно-популярных статьях. В результате проведенного исследования нами было выявлено, что в китайском экологическом дискурсе коммуникативная стратегия убеждения реализуется при помощи следующих средств:

1) описания реалий действительности: «在历史上,美国洛杉矶也出现过严重的污染问题。这座城市位于一小块盆地中,西面临海东面傍山。» (Исторически сложилось, что в городе Лос-Анджелес, США, возникала подобная ситуация с серьезным загрязнением воздуха. Этот город расположен во впадине, на западе город прилегает к морю, а восточная сторона города находится рядом с горной местностью.) [4],

北极海冰在2012年出现了历史低点,而同年西伯利亚的降雪则出现了历史高值。» (В 2012 году лед Северного Ледовитого океана достиг самого низкого в истории объема, в то время, как объем сибирских снеговых осадков являлся самым высоким за всю историю.) [2]

«在大约5400万年前,一种远古马的体型缩小了14 %,从17磅下降至14.6磅。» (Примерно 54 млн. лет назад размер тела одного из древних видов диких лошадей уменьшился на 14 %, объем тела сократился с 17 английских фунтов до 14.6.)

2) Эмоционально-оценочная лексика: «现在, 在人们生活水平快速提高时, 环境被污染这个严峻的事实已经真真切切地摆在我们的面前了。» (В настоящее время, наряду с улучшением качества жизни человечества, серьезная проблема загрязнения окружающей среды уже отчетливо и ясно предстала перед нами.)

«让清澈的湖面上漂着五颜六色的垃圾;幽静的小树林里,许多的塑料袋取代了翠绿的叶。» (Мы позволяем мусору всех цветов радуги плавать на поверхности некогда чистых озер, а многочисленные пластиковые пакеты уже изменили до неузнаваемости изумрудный цвет листвы безмолвных лесов.)

«真是祸害不浅!» (Это поистине огромная катастрофа!)

«伦敦一片死寂» (В Лондоне стоит мертвая тишина)

«因此,保护环境,是我们义不容辞的责任。» (Поэтому защита окружающей среды является нашим священным долгом.)

Помимо средств описания окружающей действительности и эмоционально-оценочной лексики, в текстах также найдены примеры употребления метафоры:

«在这个家园里,有许多可以供我们生存的资源。» ( Этот дом может предоставить нам множество жизненно важных ресурсов.)

«这一切的幕后功臣,都是南京工业大学膜科学团队展现的 “零排放”技术。» (Заслуженными деятелями, стоящими за кулисами, являются члены команды Нанкинского университета. Исследователи занимаются изучением мембраны.)

Также в текстах выявлены примеры, употребления сравнения и обращения к читателю:

1) Сравнение: «而北京所处的地理环境与洛杉矶有些许类似。» (Географическое положение Пекина как раз во многом схоже с географическим положением Лос-Анджелеса.)

2) Обращение к читателю:

«所以,我们每一人都应该要有保护环境的意识,更要用我们的行动为环境保护献一份力量。» (Поэтому каждый из нас обязан развивать в себе экологическую культуру, кроме того, нам всем необходимо приложить много сил для сохранения окружающей среды.)

«我们每一个人都有责任和义务为她做贡献。» (У каждого из нас есть долг и обязанность внести свой вклад в ее защиту.)

Других средств реализации стратегии убеждения в текстах китайских научно-популярных статей не выявлено.

В ходе проведенного исследования, мы пришли к выводу о том, что в КНР автор научно-популярной статьи на тему экологии реализует стратегию убеждения преимущественно при помощи описания окружающей обстановки, употребления эмоционально-оценочной лексики и метафор, что свидетельствует о том, что для китайского экологического дискурса большую роль имеют языковые средства, содержащие эмоциональный компонент.

Литература:

  1. Кубрякова Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике (обзор) // Сборник обзоров. Сер. "Теория и история языкознания" РАН. ИНИОН: Центр гуманитарных научно-информационных исследований. Отдел языкознания — М, 2000, 13 c.
  2. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. /Изд. 5-е., Издательство ЛКИ. — М.:, 2008. — 288 с.
  3. Пелевина Н.Н. Текстовая реализация авторской стратегии психологического убеждения в научном дискурсе// Вестник МГЛУ/Гуманитарные науки– М., 2008, № 81–С. 160-167
  4. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. /Изд. 5-е., Издательство ЛКИ. — М.:, 2008. — 288 с.
  5. 维尼。北京雾霾的另一个“帮凶”是它?(пер: Вэй Ни. Неужели это и является еще одной причиной смога? [Электронная версия статьи], URL: http://www.kepuchina.cn/qykj/zykx/201703/t20170317_156530.shtml , дата обращения: 04.03.17.
  6. 雾霾到底要害死多少人?(пер: Сколько же человеческих жизней может унести городской смог? [Электронная версия статьи], URL: http://www.zhengjia.com/zahui/news/41858_2.shtml , дата обращения: 04.03.17.
  7. 全球变暖将导致马儿变小!(пер: Глобальное потепление является причиной карликовости у лошади!) [Электронная версия статьи], URL: http://www.daluma.com/static/daluxinwen/c_6745.html дата обращения: 09.03.17.
  8. 造纸黑废水变成涓涓清流 中国团队搞定世界难题/科技日报. (Пер: отработанная вода с целлюлозно-бумажных производств на сегодняшний день является серьезной проблемой для Китая.) [Электронная версия статьи], URL: http://xly168.com/a/news/hyxw/2017/0317/913.html , дата обращения: 10.03.17.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная стратегия убеждения, окружающая среда, экологический дискурс, эмоционально-оценочная лексика, китайский экологический дискурс, средство, стратегия убеждения, коммуникативная стратегия, научный текст, разговорная лексика.


Ключевые слова

статья, коммуникативная стратегия, стратегия убеждения, экологический дискурс, научно-популярный

Похожие статьи

Особенности реализации текстовой стратегии убеждения...

коммуникативная стратегия убеждения, научный дискурс, авторская стратегия убеждения, средство, факультативное средство реализации стратегии убеждения, русский язык, научный текст, стратегия...

Проблемы реализации коммуникативных задач в юридическом...

Особенности реализации коммуникативной стратегии убеждения в китайском экологическом дискурсе.

Соотношение коммуникативных стратегий при реализации эксплицитной и имплицитной информации в рекламных слоганах на китайском языке.

Особенности коммуникативной стратегии воздействия на...

Особенности реализации текстовой стратегии убеждения в текстах научного дискурса на примере научных статей, написанных на русском языке. Компоненты устного билингвального дискурса (на материале китайского языка).

Убеждение как коммуникативная стратегия в письменном...

Убеждение как коммуникативная стратегия вписьменном научном тексте. Ергазина Алия Абдирамановна, кандидат педагогических наук, доцент; Есмуратова Гульмайра Нуртугановна, магистрант. Актюбинский университет имени С. Баишева (Казахстан).

Языковые средства воздействия в американском политическом...

политический дискурс, политический язык, эмоционально-окрашенная оценочная лексика, речевое воздействие, средство синтаксиса, речь политиков, категория модальности, DNC, политический деятель США...

Языковая специфика рекламного дискурса | Статья в журнале...

В рекламе для текста более актуальна не столько соединение элементов внутри текста, сколько смысловое и коммуникативное единство.

Печатный рекламный дискурс включает в себя разнообразные графические средства: набор шрифтов, выбор цветового фона, пунктуация.

Научный дискурс как специфическая разновидность...

Основные термины (генерируются автоматически): научный текст, институциональный дискурс, научный дискурс, научный стиль, дискурс, текст, иллокутивный акт

Анализ дискурсивной стратегии продвижения вуза: стилистический аспект (на примере сайтов ТПУ и ВКПУ).

Формирование коммуникативной компетентности

Особенности реализации коммуникативной стратегии убеждения в китайском экологическом дискурсе. Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов технического вуза.

Особенности использования юридических понятий в публицистике...

Особенности реализации текстовой стратегии убеждения в текстах научного дискурса на примере научных статей, написанных на русском языке. Лексические особенности научно-популярных статей на китайском языке (на примере сферы солнечных технологий).

Похожие статьи

Особенности реализации текстовой стратегии убеждения...

коммуникативная стратегия убеждения, научный дискурс, авторская стратегия убеждения, средство, факультативное средство реализации стратегии убеждения, русский язык, научный текст, стратегия...

Проблемы реализации коммуникативных задач в юридическом...

Особенности реализации коммуникативной стратегии убеждения в китайском экологическом дискурсе.

Соотношение коммуникативных стратегий при реализации эксплицитной и имплицитной информации в рекламных слоганах на китайском языке.

Особенности коммуникативной стратегии воздействия на...

Особенности реализации текстовой стратегии убеждения в текстах научного дискурса на примере научных статей, написанных на русском языке. Компоненты устного билингвального дискурса (на материале китайского языка).

Убеждение как коммуникативная стратегия в письменном...

Убеждение как коммуникативная стратегия вписьменном научном тексте. Ергазина Алия Абдирамановна, кандидат педагогических наук, доцент; Есмуратова Гульмайра Нуртугановна, магистрант. Актюбинский университет имени С. Баишева (Казахстан).

Языковые средства воздействия в американском политическом...

политический дискурс, политический язык, эмоционально-окрашенная оценочная лексика, речевое воздействие, средство синтаксиса, речь политиков, категория модальности, DNC, политический деятель США...

Языковая специфика рекламного дискурса | Статья в журнале...

В рекламе для текста более актуальна не столько соединение элементов внутри текста, сколько смысловое и коммуникативное единство.

Печатный рекламный дискурс включает в себя разнообразные графические средства: набор шрифтов, выбор цветового фона, пунктуация.

Научный дискурс как специфическая разновидность...

Основные термины (генерируются автоматически): научный текст, институциональный дискурс, научный дискурс, научный стиль, дискурс, текст, иллокутивный акт

Анализ дискурсивной стратегии продвижения вуза: стилистический аспект (на примере сайтов ТПУ и ВКПУ).

Формирование коммуникативной компетентности

Особенности реализации коммуникативной стратегии убеждения в китайском экологическом дискурсе. Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов технического вуза.

Особенности использования юридических понятий в публицистике...

Особенности реализации текстовой стратегии убеждения в текстах научного дискурса на примере научных статей, написанных на русском языке. Лексические особенности научно-популярных статей на китайском языке (на примере сферы солнечных технологий).

Задать вопрос