За последние несколько лет перемены во внешнеэкономических и внешнеполитических отношениях Российской Федерации, такие как девальвация национальной валюты, санкционный режим и внешнее давление, отразились на всех уровнях социально-экономической сферы. Антикризисные меры хоть и позволили смягчить удар, но негативных последствий полностью избежать не удалось, что сильно повлияло на социально-трудовую сферу. Конъюнктура рынка труда отражает уровень воздействия изменений на качество жизни граждан, сложившаяся нелегкая ситуация обнажила существовавшие проблемы: низкая цена труда, неравенство в доходах, структурные и межрегиональные диспропорции, неразвитость инфраструктуры, бессилие профсоюзов, депопуляция, недостатки институциональной среды. При этом каждому региону характерны свои сильные и слабые стороны.
Республика Саха (Якутия) в силу своей большой площади, суровым природно-климатическим условиям, низкой плотности населения и относительной отдаленности и соответственной изолированности имеет и свои особенности в формировании рынка труда, и характерные всем округам Российской Федерации. Площадь Якутии равна 3 083 523 км² и составляет 18 % площади России, это самая большая административно-территориальная единица в мире. Целесообразным является то, что пространственное развитие в Республике Саха (Якутия) ведется по четырем основным сегментам — сельские, арктические и промышленные районы и город Якутск. Каждая зона характеризуется определенными особенностями и проблемами развития. Такое разделение помогает более детально изучить своеобразие, специфику каждого региона и намного детальнее подойти к решению задач. Государственное содействие занятости населения также ведется соответственно вышеуказанным сегментам.
Сельская местность Якутии характеризуется недостаточно развитой инфраструктурой, что соответственно приводит к таким негативным последствиям, как нехватка рабочих мест, миграционный отток в города, старение населения. По данным Госкомстата России в 2016 году доля сельского населения в РС (Я) составляет 35 %. Глава Якутии в своем докладе о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти РС(Я) за 2016 год подчеркнул, что сельские территории всегда были и будут в приоритете. Успешно работают программы по развитию села — федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» и республиканский «План мероприятий пятилетки устойчивого развития села в РС(Я) на 2014–2018 годы».
В промышленных районах проживает более 200 тысяч человек. Средства инвестиционного бюджета вкладываются в обновление социальной инфраструктуры моногородов, где строятся поликлиники, спортивные и культурные объекты, реконструируются котельные. Приведены в порядок тепловые сети в Алданском районе, в Мирнинском — введены новые водоочистные сооружения. Ведется газификация населённых пунктов промышленных районов. С вводом в эксплуатацию газопровода «Сила Сибири» эти возможности будут расширяться.
Зона особого внимания руководства республики — Арктика, где проживает около 70 тысяч человек. «Мы повернулись лицом к нашим «северам», начали вкладывать средства в ЖКХ, в улучшение жилищных условий, в строительство школ, больниц. И потихоньку там снова начала теплиться надежда. Возрождение арктических и северных районов, поддержка коренных малочисленных народов Севера будет и впредь оставаться приоритетом государственной политики республики. Тем более что и на федеральном уровне в этом отношении мы находим поддержку. Когда мы говорим о развитии Арктики, то ориентироваться надо, прежде всего, на благополучие людей» — подчеркнул свою принципиальную позицию Егор Борисов [2]. С 2014 года, объявленного Годом Арктики, идет активное развитие арктического региона.
В городе Якутске сегодня проживает более 300 тысяч человек. Республиканское правительство оказывает сильную поддержку муниципальному округу города. В 2014 году Главой Якутии был подписан указ о социально-экономическом развитии Якутска, который предусматривает все направления, начиная со сноса ветхого жилья, обновления инженерной инфраструктуры, благоустройства и заканчивая современными инновационными проектами, попытками развивать и диверсифицировать экономику городского округа.
Cоздание благоприятных условий для снижения безработицы является основной целью государственной программы РС(Я) «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2012–2019 годы». Достижение этой цели означает формирование позитивной тенденции в области занятости населения и преодоление республикой состояния стагнации на рынке труда. По прогнозной оценке, к концу 2019 года реализация предусмотренных Программой мероприятий по интенсивному варианту в сравнении с 2011 годом обеспечит достижение следующих результатов, определяющих её социально-экономическую эффективность:
– среднегодовой уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) снизится до 6,6 %;
– показатель трудоустройства граждан, обратившихся за содействием в поисках работы, превысит 65 %;
– направление граждан на работу по оргнабору, вахтовым методом и на сезонные работы увеличится в 1,2 раза;
– численность безработных граждан, получающих социальные выплаты, уменьшится на 19 %. [1]
В Якутии, как в районе Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, трудоспособным считается возраст с 16 до 50 лет у женщин и до 55 у мужчин. По Дальневосточному федеральному округу в Якутии самый высокий уровень безработицы. По данным регионального органа федеральной службы государственной статистики уровень реальной безработицы в Республике Саха (Якутия) на конец 2016 года составил 7,5 %, регистрируемой — 2,6 %. Если сравнивать с данными 2015 года, то рост уровня безработицы в республике составил 26 %. Также на 6,3 % повысились темпы сокращений. Глава Якутии Егор Борисов в своём послании к депутатам регионального парламента назвал безработицу самой острой проблемой республики. По его мнению, актуальность этого вопроса для якутян является прямым отголоском нестабильности в экономике, которая «отражается на всех категориях населения, особенно больно бьёт по молодёжи и людям старшего возраста» [2]. Наиболее высокие показатели безработицы наблюдаются в Намском улусе — 14,8 %, Эвено — Бытантайском — 13,5 %, Верхневилюйском — 13,4 %, и в Горном — 13,4 %. За последние годы число безработных сократилось в Ленском районе в 2,6 раза, в Нюрбинском — в 1,7 раза, в Оймяконском — в 1,8 раза.
В органах службы занятости населения зарегистрировано 11,9 тыс. безработных граждан. Это на 18 % больше, чем год назад (9,8 тыс. человек). Уровень регистрируемой безработицы в течение 2016 года уменьшился с 2 % до 1,5 %, однако к маю 2017 года резко повысилась до 2,6 %. В целом, она формируется ростом численности зарегистрированных безработных на 5,0 %, а также уменьшением количества вакансий на 9,9 % по отношению к соответствующему периоду прошлого года.
Основные проблемы в формировании рынка труда вызваны в основном географическим своеобразием республики. Большая доля населения проживает в сельской местности. Учитывая, что ведение сельского хозяйства сильно затруднено по причине резко-континентальных климатических условий, очевидным результатом является дефицит рабочих мест и высокая безработица в данном сегменте. Недостаточно развитая по этой же причине транспортная отрасль обусловливает низкую территориальную и профессиональную мобильность трудовых ресурсов, отрицательное сальдо миграции трудоспособного населения, нехватку специалистов в организациях социальной сферы в северных улусах. Это в свою очередь ведет к количественному и качественному дисбалансу между спросом и предложением рабочей силы, поддерживающемуся несоответствием профилей профессиональной подготовки специалистов потребностям экономики. Осенью 2016 года для урегулирования этой проблемы было решено ввести в программу новое мероприятие содействия занятости по стимулированию мобильности граждан, включающее трудоустройство на постоянную работу в другой местности, организацию мероприятий по направлению незанятых граждан на производственные предприятия для сезонных работ и работ вахтовым методом, а также организацию стажировок молодых специалистов в производственных предприятиях. Территориальное перераспределение трудовых ресурсов из районов с напряжённой ситуацией на рынке труда может стать ответом, но при этом требуется параллельное решение вопросов о доступности некоторых промышленных регионов и нежелательной масштабной миграции иностранной рабочей силы.
Всеобщими для всей Росси являются проблемы, связанные с кризисом последних лет, ведь на рынок труда влияют не только демографические и социально-экономические факторы, но и политические. Сокращение работников в муниципальных учреждениях в связи с оптимизацией бюджетных расходов стало острой проблемой и в Якутии. По данным оперативного мониторинга высвобождения и неполной занятости работников организаций Республики Саха (Якутия) с начала 2017 года сведения о планируемом высвобождении 1 991 работника предоставили 330 организаций. В аналогичном периоде прошлого года о предстоящем высвобождении 3 741 работника заявили 601 организация. Решением проблемы может выступить только усиление антикризисных мер.
Несмотря на целый ряд трудностей в формировании рынка труда, у республики есть и свои сильные стороны, и возможности улучшения конъюнктуры. Во-первых, это сравнительно молодой возраст экономически активного населения, например, средний возраст жителя города Якутска — 34 года. Высокая концентрация занятых в крупных и средних организациях определяет сравнительно стабильную ситуацию в сфере занятости населения. Во-вторых, перспектива реализации инвестиционных проектов и развитие сферы малого предпринимательства с привлечением рабочей силы. В-третьих, сохраняется относительно высокая доля регулируемого сегмента на рынке труда с помощью развитой инфраструктуры рынка труда.
Улучшение ситуации на рынке труда невозможно без устойчивого развития всей социально-экономической сферы. Устойчивое развитие экономики на базе создания достойных рабочих мест, развитие человеческого капитала, наращивание его качества, улучшение уровня жизни населения невозможно без активного и ответственного участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в реализации эффективной политики развития экономики регионов, обеспечивающей их стабильное социально-экономическое развитие. Ситуация на рынке труда в Якутии отражает негативное влияние последствий кризиса, но также можно увидеть, что меры, предпринятые правительством республики, смогли предотвратить резкое ухудшение на рынке труда: повальную безработицу, дефицит рабочих мест, миграционные диспропорции. Это не только меры содействия занятости, но и различные программы по устойчивому развитию региона.
Литература:
- Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] URL: http://www.sakha.gov.ru (дата обращения: 25.05.2017)
- Доклад Главы Республики Саха (Якутия) Е. А. Борисова о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за 2016 год [Персональный сайт Главы РС(Я) Егора Борисова] URL: http://egorborisov.ru/
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РС(Я) [Электронный ресурс] URL: http://sakha.gks.ru/ (дата обращения: 25.05.2017)