Воспитание в учениках младших классов общеобразовательных школ навыков бережного отношения к окружающей среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 06.06.2017

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Иномиддинов А. В. Воспитание в учениках младших классов общеобразовательных школ навыков бережного отношения к окружающей среде // Молодой ученый. — 2017. — №23. — С. 310-312. — URL https://moluch.ru/archive/157/44202/ (дата обращения: 18.10.2019).



Окружающая нас природа — главная и наиважнейшая среда обитания всего человечества. Человек может посредством своего ума достичь очень многого: построить удивительные по красоте здания, собрать очень сложную технику, спуститься на дно самого глубокого океана, пробурить скважину в земле глубиной в несколько километров.

Человек называет себя царем планеты, забывая, что, по сути, на Земле властвует природа.

И именно она задает ток в отношениях между ней и человечеством. Как бы ученые не старались укротить, переделать творения природы, им почти ничего не удается.

Человек до сих пор страдает от природных катаклизмов, не зная, как с ними бороться. Но надо признать, что люди во многом сами бывают виноваты в экологических катастрофах, от которых страдают не только они, но и животные, и окружающая нас среда. В результате этого создаются ситуации, когда природа как бы мстит нам за это и насылает стихийные бедствия, от которых гибнут люди и старые, и молодые.

Землетрясения, наводнения, цунами, торнадо — ученые научились предсказывать их, но не предотвращать. Загрязнение окружающий нас среды достигла таких пределов, что пора уже бить тревогу.

В свете всего этого стоит задача охраны природы и его объектов. В людях нужно пробудить чувства ответственности за сохранность чистоты природы.

Лучше всего эти качества прививать людям в младшем школьном возрасте. Уроки природоведения предусматривают положения, при которых ученики в младших классы общеобразовательной школы учатся знакомится с природой и ее объектами, с живностью, населяющей ее.

Учебники природоведения содержат в себе информацию об живой и неживой части окружающей нас среды. Они построены по принципу других учебников по разным предметным дисциплинам материал в них преподан ученикам переходам от простого к сложному.

Прививать ученикам чувство бережного отношения к окружающей нас среде целесообразно проводить по тому же принципу.

Чаще всего ребенок бессознательно повторяет то, что видит вокруг себя, подражая в этом взрослым или старшим по возрасту детям, чье поведение по его мнению является приоритетным.

В дошкольном возрасте такими людьми для детей являются родители. Ребенок повторяет все то, что он видит дома или то, что ему говорят родители. Надо признать, что в это время в сознании ребенка вопросы охраны окружающей среды и бережное отношение к природе занимает минимальное место.

По достижении школьного возраста ребенок переходит на следующий этап обучения — у него начинаются школьные занятия. Теперь в его жизни появляется новый авторитет — преподаватель. К этому времени ученик уже знает некоторые сведения, имеющие отношения к природе. Он знает названия многих животных, знаком с природными явлениями и имеет представление о временах года.

На уроках природоведения преподаватель ставит перед собой задачу закрепления этих знаний и усвоения в новых элементов, без которых понимание данного предмета в полной мере не представляется возможным.

Данная дисциплина уникальна тем, что ее преподавание можно продолжить и вне уроков.

В младших классах общей образовательной школы программное обучение предусматривает прогулку. Преподаватель выводит учеников на игровую площадку. В это время у него имеется возможность понаблюдать за детьми, за тем, как они ведут себя на улице, как относятся к окружающей их среде. Наблюдения эти дают ему возможность составить план его дальнейших действий. Младший школьный возраст очень восприимчив к играм. Преподавателю нужно учесть это обстоятельство в составлении содержания своих уроков. Прежде всего надо начинать с элементарного. Учитель обращает внимание в учебном классе: он просит детей оглядеться и посмотреть, в каком состоянии находится комната. Ученики, прежде не обращавшие на это особого внимания, теперь оглядываются, чтобы понять разницу между грязными и чистыми классами: для этого учитель демонстрирует картинки с изображениями чистых и грязных классов. После этого предлагает им сравнить картинки с их классной комнатой и определить степень его чистоты. То же самое можно проделать и во время прогулки. Преподаватель задает вопросы касающийся чистоты игровой площадки. Когда ученики определяют степень беспорядка, учитель предлагает ученикам немного прибраться. Важно при этом преподнести свои действия в виде игры или некого соревнования — разбить учеников по группам или по парам, реже поодиночке.

Первый вариант выглядит более предпочтительно, так как этот способ пробуждает в детях дух некого братства, собранного для достижения определенной цели. После разделения нужно определить условия состязания и правила, можно им дать задание собрать как можно больше мусора или очистить максимально большую территорию.

После окончания состязания и определения победителей, раздачи наград, внимание учеников обращается на то, как площадка изменилась после очистки мусора. Преподаватель при этом может в доступной для учеников форме рассказать о вреде, наносимой природе разбросанным мусором.

В последующих прогулках можно будет подойти всем классом к зеленым насаждениям, присутствующим школьном дворе. Учитель обращает внимание детей на деревья и предлагает ученикам вспомнить свои знания о них. Целесообразно доступным языком рассказать детям о значении деревьев в жизни людей. Это занятие тоже можно провести в форме соревнования. При этом можно возродить созданные на прежнем занятии группы для проведения данной игры в нужном ключе.

Ученикам можно задать следующие вопросы:

− какие названия деревьев вы знаете?

− назовите предметы, которые можно сделать из дерева?

Если на предыдущих занятиях делается упор на скорость действий, то на этом предусматривается наклон в сторону эрудиции.

Устанавливается ограничение во времени, по истечении которого заслушиваются подготовленные ответы и определяются победители. Преподаватель после подведения итогов предлагает представить жизнь без перечисленных учениками деревянных вещей, и возможность нахождения им альтернативы. Это создает возможность донести до учеников значение окружающих их деревьев в повседневной жизни.

В последующих занятиях можно коснуться темы фауна, окружающей нас. Преподаватель на уроках рисования предлагает нарисовать рисунок любимого животного. После выполнения задания учитель предлагает ученикам составить небольшой рассказ о нарисованном животном, о том, какую пользу он может принести человеку. Когда ученики выполняют это задание, преподаватель предлагает уничтожить рисунок. Как правило, в этой ситуации ученики теряются, не в силах выполнить данное требования. Именно в этот момент преподаватель может рассказать, к чему может привести уничтожение видов животных и в доступной этому возрасту форме рассказать о международной и республиканской «Красной книге», продемонстрировать картинки включенных в нее зверей. Учитель говорит об необходимости их защиты для блага самих же людей, постепенно приводя мысли учеников к осознанию важности охраны дикой природы.

Для объяснения значения воздуха ученикам дается задание задержать дыхание на некоторое время. После того как дети убедятся в трудности выполнения данного задания, преподаватель рассказывает им сведения, касающиеся воздуха и атмосферы. Данный рассказ можно сопроводить соответствующими наглядными пособиями при помощи технических средств обучения. Можно продемонстрировать рисунки, показывающие дымящиеся трубы заводов и фабрик, изображенных в негативном ключе.

Для объяснения необходимости защиты чистоты воды преподаватель выставляет на обозрения детей стакан чистой питьевой воды и такую же емкость с водой непригодной для употребления в питьевых целях. Преподаватель при помощи наглядных пособий рассказать о существующих в природе запасов чистой питьевой воды и его процентное соотношение с непригодной для питья водой. После всего этого ученикам предлагается поразмыслить над необходимостью сохранения чистой воды для последующей нормальной жизни. Можно при этом в качестве вспомогательного материала использовать сказку о живой и мертвой воде.

Литература:

  1. «Современное освещение школ». Федюкина Г. В.
  2. http://www.undp.ru/, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, преподаватель, ребенок, время, урок природоведения, чистая питьевая вода, младший школьный возраст, игровая площадка, бережное отношение, класс.


Похожие статьи

Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего...

Перед преподавателями начальной школы стоят важные задачи: формирование у младших школьников ценностного отношения к

Как известно, дети младшего школьного возраста зачастую склонны к подражанию и повторению за взрослыми, в особенности за педагогом.

Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной школе

Смирнова О. М. Дифференцированный подход в обучении природоведению.

Использование информационных технологий на уроках окружающего мира (на материале 4 класса «Мы — дети родной земли»).

Развитие идей экологического образования у детей младшего...

К важнейшим из них относятся: формирование бережного отношения к окружающей среде; пробуждение у учащихся интереса к предмету, к

Проблемы вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного музыкального образования.

Игровые методы как средство развития познавательных...

Ребенок в младшем школьном возрасте весь поглощен предметом и способами действий с ним, его функциональным значением.

Обобщенность и сокращенность игровых действий являются симптомом того, что такое выделение человеческих отношений происходит, и что...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Учитель должен знать особенности памяти младших школьников, чтобы лучше строить процесс урока [5].

В младшем школьном возрасте игра занимает не так много времени, как в дошкольном периоде, но, все же, играет немалую роль в психическом развитии ребенка.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Для учащихся начальных классов особенно актуальна игровая деятельность, поскольку потребность в игре в этом возрасте остаётся

На уроках и во внеурочное время создаю проблемные ситуации, которые одному решить нельзя, что способствует сплочению детей.

Учебник как средство организации самостоятельной работы...

Самостоятельность в процессе обучения на уроках окружающего мира в младшем школьном возрасте может проявляться в умении ребёнка вступать в инициативные отношения с учителем.

Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших...

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

Сначала нужно обсудить с детьми, что представляет собой этот персонаж, каковы его игровые действия, что он может рассказать про себя.

Организация домашней учебной работы младших школьников

Чем младше возраст учащихся, тем

При этом следует строго придерживаться правила: научить на уроке ребенка хорошо выполнять ту работу, которая поручается на дом. А в III-м классе выполнение домашней работы должно отнимать у детей не больше до 2 часов времени.

Похожие статьи

Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего...

Перед преподавателями начальной школы стоят важные задачи: формирование у младших школьников ценностного отношения к

Как известно, дети младшего школьного возраста зачастую склонны к подражанию и повторению за взрослыми, в особенности за педагогом.

Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной школе

Смирнова О. М. Дифференцированный подход в обучении природоведению.

Использование информационных технологий на уроках окружающего мира (на материале 4 класса «Мы — дети родной земли»).

Развитие идей экологического образования у детей младшего...

К важнейшим из них относятся: формирование бережного отношения к окружающей среде; пробуждение у учащихся интереса к предмету, к

Проблемы вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного музыкального образования.

Игровые методы как средство развития познавательных...

Ребенок в младшем школьном возрасте весь поглощен предметом и способами действий с ним, его функциональным значением.

Обобщенность и сокращенность игровых действий являются симптомом того, что такое выделение человеческих отношений происходит, и что...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Учитель должен знать особенности памяти младших школьников, чтобы лучше строить процесс урока [5].

В младшем школьном возрасте игра занимает не так много времени, как в дошкольном периоде, но, все же, играет немалую роль в психическом развитии ребенка.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Для учащихся начальных классов особенно актуальна игровая деятельность, поскольку потребность в игре в этом возрасте остаётся

На уроках и во внеурочное время создаю проблемные ситуации, которые одному решить нельзя, что способствует сплочению детей.

Учебник как средство организации самостоятельной работы...

Самостоятельность в процессе обучения на уроках окружающего мира в младшем школьном возрасте может проявляться в умении ребёнка вступать в инициативные отношения с учителем.

Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших...

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

Сначала нужно обсудить с детьми, что представляет собой этот персонаж, каковы его игровые действия, что он может рассказать про себя.

Организация домашней учебной работы младших школьников

Чем младше возраст учащихся, тем

При этом следует строго придерживаться правила: научить на уроке ребенка хорошо выполнять ту работу, которая поручается на дом. А в III-м классе выполнение домашней работы должно отнимать у детей не больше до 2 часов времени.

Задать вопрос