«Когда живется дружно, что лучше может быть» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 13.06.2017

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Потапова, Г. Я. «Когда живется дружно, что лучше может быть» / Г. Я. Потапова, А. Г. Сорока. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44112/ (дата обращения: 18.04.2024).



Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица — с небом, как поле — с плугом,

Как ветер — с морем, трава — с дождями,

Как кружит солнце со всеми нами!..

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!..

Давайте будем беречь планету -

Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?..

Воспитывать толерантность детей нужно стремиться через произведения художественной литературы талантливых национальных поэтов и писателей. Читать детям сказки, пословицы, поговорки, знакомить с песнями лучших национальных композиторов. Знакомить с произведениями мастеров народных промыслов, творчеством национальных художников. При этом непременно обращать внимание на гуманность их содержания, своеобразные формы, талант и мастерство их авторов. [1, с.25]

Готовить детей к жизни, полной противоречий, мы обязаны дать им правильные ориентиры, подвести к осознанию того, что среди сверстников и взрослых любой национальности есть родные люди. Уважают того, кто с любовью и вниманием относится к своей матери, родным и близким, верен дружбе, трудолюбив, честен, находчив, у кого золотые руки и доброе сердце. Дети должны понять нет плохих народов, встречаются плохие люди. Об этом они узнают из народных и авторских сказок.

Чудесная сказка калмыкского поэта и писателя переведена на русский язык Маршаком. В ней добрая и трудолюбивая, живущая в бедности НАНА отказывается от денег, только бы подбитый голубь не достался котам злой женщины. Она выхаживает птицу из родительской солидарности к птенцам.

Может, где-нибудь на свете

У него есть тоже дети.

И в лесном гнезде своем

Беспокоится о нём.

Нана и её заботливые, ласковые дети и добрый справедливый голубок побеждают жестокую и завистливую Джоган. Так благодаря сказке дети узнают, что среди калмыков есть тоже разные люди. Но самостоятельно к такому выводу из-за скромного жизненного опыта дошкольники прийти не смогут. Нужна помощь взрослого, который, сравнив героев известных детям сказок разных народов, подведёт их к этой важной мысли.

Однако в жизни всё намного сложнее, чем в сказке, где образы контрастны, оттого и понятны детям. Ориентироваться в реальной действительности помогает творчество писателей и поэтов. Детей старшего возраста полезно познакомиться с рассказом К. Тангрыкулиева «Вязанка хвороста», который учит ребят разбираться в людях.

После неудачного похода за дровами Каюму не спалось, ему было стыдно оттого, что он показал себя трусом и ещё он всё время думал, хороший или плохой человек Джума. Поручил забраться в гнездо стервятника — стервятник ведь мог выклевать ему глаза, но когда Каюм остался один на съедение волкам, Джума не бросил его и даже проводил до самого дома. Думая всю ночь, так Каюм для себя ничего не решил.

Прочитав этот рассказ, дети задумываются над вопросом, каким человеком оказался Джума, объясняют, почему они так думают. Спросить, действительно ли волки гнались за ребятами. Если у детей возникает затруднение с ответом помочь им понять, что Джума прогнал вовсе не волка, а шар прошлогоднего перекати-поля, похожий на чёрную фигуру зверя. Каюму, конечно же, он не сказал. А сделал вид, будто действительно избавил его от смертельной опасности.

В конце беседы задать детям вопрос проблемного характера: «Если бы вам из двух ребят пришлось выбирать друга, кого бы вы предпочли? Почему? Важно, чтобы дети поняли переживания Каюма, который очень расстроился, не спал, стыдясь своей трусости. Дети, поняв переживания Каюма охотно соглашаются выбрать его себе в друзья и осуждают Джуму, недоброжелательного, даже злого, поступившего с другом нечестно. Учить детей видеть зло и противостоять ему, объяснять, что нужно прощать случайные промахи товарищам бескорыстно, не желающим зла другим. [3, с.54]

Глубокий смысл заложен в стихах В. Приходько «Оса» и сказке Ю. Кушака «Почтовая история». Однако у детей, познакомившихся с ними, вряд ли возникнут такие же ассоциации, как у нас взрослых. Поэтому приходится комментировать прочитанное: «Так же как оса, думают все люди (русские, чуваши, башкиры, украинцы и другие), которые хотят жить в мире и дружбе»

«Дружить со мной

И никогда

Не трогай нашего гнезда.

А разве у человека есть гнездо?

Конечно. И не одно. Дал, город, село, республика, в которой мы живём. И каждое гнездо человеку дорого, потому что в нём живут родные и близкие люди, дети и дети его друзей. Он хочет им счастья

«Почтовая история» — великолепная с тонким юмором написанная поэтическая сказка о доброте и чуткости.

«Как славно, что у дружбы

Есть верный почтальон!

Как славно, что на свете,

Невзгодам вопреки,

И бурые медведи,

И белые медведи,

И взрослые дети

Друг другу так близки!

Дети с удовольствием играют в эту сказку. Рисунки В. Насаева — хороший помощник в игре.

Сегодня говорить о дружбе народов очень непросто, поскольку наша неприглядная действительность полна совсем иными примерами, зачастую негативность характера. Вместе с тем избегать этой темы было бы в корне не верно, хотя бы потому что, дружба между людьми разных национальностей была и существует, она жива. Наша задача — поддерживать её в этих условиях создавать для неё благоприятный климат. Верный путь — это воспитание толерантности у детей через познание ребёнком духовного богатства разных народов. К человеку, которого уважаешь, испытываешь добрые и даже дружеские чувства. Проводить такую работу можно, прибегнув к материалам газетных и журнальных статей. До наших детей нужно довести такие понятия, не по цвету, кожи и волос мы судим о человеке, а по его делам и поступкам.

Две подруги, Гера с Ликой,

Посмотрите, так дружны!

Рядом с крошкой бледноликой

Дочь полуденной страны…

Роза Африки далекой

Как смугла и как черна!

Подле Лики синеокой

Страшной кажется она…

Губы толстые, большие,

На конце расплющен нос,

Кудри мелкозавитые,

Будто вовсе нет волос.

Странно выпучены глазки…

Но взгляните, что в них есть?

Сколько преданности, ласки

Можно ясно в них прочесть,

Сколько кротости покорной,

Что так в детях хороша…

О, под этой кожей черной,

Ясно, белая душа!

Добрые дела — значит, и человек добрый, хороший, достойный уважения.

Дружба возможна не только между отдельными людьми, но и между народами, государствами. Итальянский писатель Марко Москини надеется, что его сказка «Дорогой мир» сблизит детей и взрослых всей Земли.

В сказке король Синей планеты, вместо кнопки «кран с ароматизированной водой» ошибочно (забыл надеть очки) нажал кнопку «Злых ругательств». И они угодили прямо на Жёлтую планету. Король этой планеты ужасно оскорбился и послал в отместку ракету «самых злых ругательств». И в тот же день началась война ругательств и угроз. Самым злым ругательством было «Бр-Бр-Бр». И тогда Корлетто, добрый находчивый итальянский мальчик-фантазёр, придумал, как покончить с войной, нужна машина, которая превратила бы злые слова в добрые. Вместе со своим другом Компи он смастерил чудодейственные очки. У жителей обеих планет водрузив очки на нос, пропала всякая охота воевать. Оказалось, что гораздо интереснее «папам сходить на футбольный матч, мамам пойти погулять с папами, дедушкам поиграть с внуками, влюблённым обниматься и говорить друг другу нежные слова.

А ещё ребятишкам захотелось покататься на карусели и поесть торта. Все поняли, как хороша мирная жизнь. И грянул мир».

Рекомендуется родителям приобрести книгу итальянского писателя для детской домашней библиотеки.

Работа по воспитанию дружелюбия, уважения к людям разных национальностей рассчитана в большей степени на отдалённые, а не на сиюминутные результаты. Есть надежда, что дети, познакомившись со стихами, рассказами, сказками, будут лучше понимать ценность, всё живое на Земле проникнутся уважением к человеку, матери, другу.

Добрые чувства к людям иных национальностей надо воспитывать в сюжетно — ролевых, творческих играх, дети в роли украинцев, казахов, киргизов, проявляют радужное гостеприимство в соответствии с обычаями и традициями этих народов по отношению к «гостям России» стремятся сделать приятным их пребывание в «своих» государствах. А гости стараются оказать посильную помощь «хозяевам», принимают участие в сборе урожая, строительстве нового детского сада или школы, больницы. Выступают с ответной «концертной программой», устраивают чаепитие с блинами и бубликами, вручают изготовленные своими руками сувениры русских матрёшек, посуду хохломской росписи, дымковские игрушки.

В процессе воспитания симпатии, дружелюбия к взрослым людям разных национальностей решаются и другие важные задачи. Мы приближаем детей к осознанию самооценки дружбы, учим их жить в мире и согласии, формируем общую культуру ребёнка, способствуем воспитанию целого ряда нравственных, прежде всего гуманных чувств, относящихся к первозданным общечеловеческим ценностям.

Литература:

  1. «Детский сад и семья» под редакцией Т. А. Марковой, Москва «просвещение» 1986
  2. «Сценарий занятий по комплексному развитию дошкольников» Н. В. Алешина, Москва 2005.
  3. «Родителям о детях» А. Ф. Тура, 2000
  4. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Н. В. Алешина. Москва. 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Джума, друг, сказка, взрослый, дружба, итальянский писатель, народ, национальность.


Похожие статьи

Развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста...

Нам кажется, что именно в этот момент стали меняться отношения и детей, и взрослых разных национальностей друг к другу. В конце заседания клуба мы попросили родителей принести книги со сказками их народов, которые они читают детям в семье, понимая...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

Работа по воспитанию толерантности у детей предусматривала использование сказок разных народов мира, зарубежных и отечественных авторов и строилась с учетом

1. в гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей различных национальностей

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

Огромный интерес у детей вызывают игры народов разных национальностей. Особенно, когда совместно с детьми, играют их родители. Приходят в гости и бабушки, которые могут знакомить детей со сказками разных народностей.

В дружбе народов — единство России! | Статья в журнале...

Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Исторически сложилось так, что Россия — родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов.

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов...

Важно отметить, что после проведенной нами работы, дошкольники, стараться оценивать свои поступки, стали внимательнее относится друг к другу, к взрослым.

9) сочинение сказок и историй самими детьми, инсценировки сказок разных народов.

Формирование толерантности через поликультурное воспитание...

Дети нашей группы представлены двумя национальностями: русские и хакасы.

Во время знакомства со сказками обоих народов дети выяснили, что там и там добро побеждает зло

Заучивая пословицы и поговорки для викторины узнали, что они бывают, подобны друг другу.

Конспект организованной образовательной деятельности по...

Дети: Дружба. Воспитатель: — Правильно. Каждый день мы собираемся все вместе чтобы весело провести время.

Воспитатель: Издавна в народе дружба ценится и об этом нам говорят пословицы

Воспитатель: — А как много сказок, рассказов о дружбе и друзьях.

Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве

Национальные кодексы чести многих народов ни разу ни у кого не вызывали сомнений.

Дети плохо знают башкирские пословицы и поговорками, загадки, сказки, эпосы, традиции и обычаи.

Дети должны не обличать друг друга в ошибках и недоработках, а уметь видеть...

О мультикультурном воспитании старших дошкольников

Знания детей об играх, праздниках различных народов стали образнее и содержательнее. Дети стали различать друг друга по национальности, что привело к более сильному спрочению в группе.

Похожие статьи

Развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста...

Нам кажется, что именно в этот момент стали меняться отношения и детей, и взрослых разных национальностей друг к другу. В конце заседания клуба мы попросили родителей принести книги со сказками их народов, которые они читают детям в семье, понимая...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

Работа по воспитанию толерантности у детей предусматривала использование сказок разных народов мира, зарубежных и отечественных авторов и строилась с учетом

1. в гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей различных национальностей

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

Огромный интерес у детей вызывают игры народов разных национальностей. Особенно, когда совместно с детьми, играют их родители. Приходят в гости и бабушки, которые могут знакомить детей со сказками разных народностей.

В дружбе народов — единство России! | Статья в журнале...

Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Исторически сложилось так, что Россия — родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов.

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов...

Важно отметить, что после проведенной нами работы, дошкольники, стараться оценивать свои поступки, стали внимательнее относится друг к другу, к взрослым.

9) сочинение сказок и историй самими детьми, инсценировки сказок разных народов.

Формирование толерантности через поликультурное воспитание...

Дети нашей группы представлены двумя национальностями: русские и хакасы.

Во время знакомства со сказками обоих народов дети выяснили, что там и там добро побеждает зло

Заучивая пословицы и поговорки для викторины узнали, что они бывают, подобны друг другу.

Конспект организованной образовательной деятельности по...

Дети: Дружба. Воспитатель: — Правильно. Каждый день мы собираемся все вместе чтобы весело провести время.

Воспитатель: Издавна в народе дружба ценится и об этом нам говорят пословицы

Воспитатель: — А как много сказок, рассказов о дружбе и друзьях.

Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве

Национальные кодексы чести многих народов ни разу ни у кого не вызывали сомнений.

Дети плохо знают башкирские пословицы и поговорками, загадки, сказки, эпосы, традиции и обычаи.

Дети должны не обличать друг друга в ошибках и недоработках, а уметь видеть...

О мультикультурном воспитании старших дошкольников

Знания детей об играх, праздниках различных народов стали образнее и содержательнее. Дети стали различать друг друга по национальности, что привело к более сильному спрочению в группе.

Задать вопрос