Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какие слова мы употребляем в нашей речи ежедневно? Перформатив – это высказывание, которое является не только описанием действия, но и самим действием, изменяющим статус говорящего и систему социальных связей, в которые он включён. Любая клятва, проклятие, благословение представляют собой перформативы. Перформативы встречаются как в детской речи (дразнилки), так и во взрослой. Иногда, на вопрос " ты кто?" Люди отвечают "Конь в пальто". А теперь подумаем, почему именно конь? Почему в пальто? Пожалуй, исчерпывающего объяснения вы не найдете ни в одном словаре. Доподлинно неизвестно даже, олицетворяет ли в данном случае конь именно животное, а не, к примеру, часть строительной конструкции деревянного дома или специальное приспособление, когда-то применявшееся сапожниками.
Возможно, оно пошло от какого-нибудь созвучного слова, которое на сегодняшний день давно вышло из употребления, потомкам же остался «конь», решивший утеплить себя вполне человеческой верхней одеждой. И тем не менее оно передаётся из поколения в поколение и нашло широкое распространение в современном мире. А теперь представьте, какого иностранцам с такими нелогичными высказываниями учить наш язык. Функциональные характеристики таких выражений очень велики. Язык – это великая сила, могучее средство воздействия на разум и чувства людей. Мы это не сразу понимаем. А ведь в детской речи устойчивых выражений гораздо больше, чем кажется.
Целью нашей работы является – определение роли перформативов в детском дискурсе.
Задачи:1. Дать определение основным понятиям-перформатив и дискурс.
2. Исследовать и классифицировать перформативы в детской речи.
3.Рассмотреть детские перформативы в историческом аспекте.
Опираясь на словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило можно сказать, что перформативны это: "Глаголы, обозначающие речевые действия (обещать, просить, клясться, обвинять, предлагать, приглашать, требовать и др.) и равные этому действию при условии, если такие глаголы употребляются в 1-м л. ед. или мн. Числа настоящего времени изъявительного наклонения. Например: «Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем!» (М.Ю. Лермонтов) – это и слова клятвы, и сама клятва. Употребить в своей речи перформатив, означает совершить поступок.
Так же словарь лингвистических терминов под редакцией Т.В. Жеребило дает нам определение дискурса, а именно: "ДИСКУРС (нем. Diskurs, франц. discours, англ. discourse). Первоначальное значение – разумное размышление. Затем термин стал применяться в значении диалог.
Дискурс – это связная речь в устной и письменной форме. В данном случае анализ сосредоточен на взаимодействии отправителя и получателя речи.
Считается, что в данной теме можно говорить о двух основных типах высказываний:
Первый связан с обыкновенными ситуациями общения и представляет собой максимально краткую формулировку речевых актов.
Так ,например, высказывание «Я больше так не буду», знакомое каждому ребенку, является общеупотребительным актом извинения, и при этом оно присуще только детскому дискурсу и противопоставлено взрослому высказыванию: «Прошу прощения!»
Второй тип высказываний перформативного характера в детском дискурсе представлен устойчивыми речевыми формулами, многие из них зафиксированы в сборниках детского фольклора. И лишь некоторые из данных высказываний имеют в составе перформативный глагол, которые соотноситься с речевыми актами просьбы или отказа.
Распространенным в детской речи примером перформативного высказывания является фольклорная формула, зазывающая в игру: "Собирайся народ, кто в (название игры) играть идет". Произносящий формулу обычно выставляет вперед кулак с поднятым вверх большим пальцем дети, желающие играть, хватаются кистью за палец его руки.
Более узкую функциональную направленность имеют фразы-призывы, которые обычно побуждают как можно быстрее добежать до финиша: «Кто последний – тот дурак». Хорошо известно, что перформативные высказывания обладают признаком успешности/неуспешности (тогда как дескриптивные высказывания – признаком истинности/ложности). В частности, Дж. Остин указывал на то, что лицо, произносящее перформатив, должно обладать соответствующими полномочиями. Очевидно, что в детской среде такие полномочия говорящему обеспечивает сама принадлежность к коллективу, тем, «играют» ли с ним другие дети.
Иногда успешность высказывания обеспечивается статусом говорящего в коллективе. Акту угрозы соответствует форма, часто используемая в споре между детьми младшего школьного и дошкольного возраста: «А у меня брат/папа – самбист/боксёр/каратист/милиционер/ такого-то знает и т.д».
Фраза самоутверждения, либо как фактическая угроза. Для акта унижения часто используются формула стишок, например: "- Скажи клей - Клей.
- Выпей баночку соплей"
"-Скажи арбуз.
-Арбуз.
-Твой папа карапуз" и т.д.
Фразой-предупреждением, а также фразой-прелюдией, которая предшествует агрессии юных местных жителей в адрес "чужаков", является риторическая формула «Пацан/пацаны, ты/вы с какого района?». Если гости представлялись местными, следовала фраза: «Кого знаете?». В этом случае необходимо было назвать имена или клички пацанов данного района. Так же данное устойчивое словосочетание зафиксировано в художественной литературе. К примеру, в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» , Володя, главный герой произведения, сталкивается с подобными вопросами от сверстников, когда брат приводит его на поле, где все играют в так называемую «чику»: «-Этого зачем привёл? –Он свой, Вадик, свой!»
Речевая формула «Первое слово дороже второго» обычно указывает на то, что сказанное ранее собеседником значимее для адресата и является более веским аргументом в споре, чем последующие его высказывания в противовес этому выражению используется фраза: «Первое слово съела корова». В ответ на удар, толчок, с целью обесценивания агрессивного действия собеседника, а также в качестве иронии дети произносят обычно такую речевую формулу: «А мне не больно, курица довольна».
Самыми популярными речевыми формулами во все времена были фразы/стишки мирилки, например:
Мирись, мирись, мирись И больше не дерись.
А если будешь драться, То я буду кусаться.
А кусаться – ни при чем, Будем драться кирпичом.
А кирпич сломается, Дружба начинается!
Мирись, мирись, мирись И больше не дерись.
А если будешь драться, То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя, Потому что мы друзья.
Приходи ко мне домой – Будем драться колбасой
Эти короткие стихотворные строчки, приговаривают дети после ссоры. Своё название мирилки получили от слова «мир» — мириться, дружба. При этом дети сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.
В научных статьях тема детских перформативов мало исследована и не актуальна. То есть детские устойчивые речевые формулы, и высказывания не рассматривались учёными лингвистами, как акты перформативности. С большой вероятностью можно утверждать, что примеров перформативов в живом детском дискурсе намного больше, чем приведено выше в данной статье. Устойчивые, часто воспроизводимые формулы регулируют взаимоотношения детей, оформляют собой определённые действия, без которых невозможно взаимодействие в игре и повседневной жизни ребёнка.
Литература:
- Радзиевская Т. В. Прагматические противоречия при текстообразовании // Логический анализ языка: противоречивость и аномальность текста / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1990.
- Васильев Л. М. Системный семантический словарь русского языка. Предикатная лексика. – Уфа: Гилем, 2005. – 466 с.
- Вригт Г. Х. фон. Логико-философские исследования: Избр. труды. – М.: Прогресс, 1986. – 596 с.
- Зализняк А. А. Многозначность в языке и способы ее представления. – М.: Языки славянских культур, 2006. – 672 с.
- Лауфер Н. И. Уверен и убежден: два типа эпистемических состояний // Логический анализ языка. Избранное. 1988-1995. – М.: Индрик, 2003. –С. 478-485.
- Рябцева Н. К. Язык и естественный интеллект / РАН. Ин-т языкознания. – М.: Academia, 2005. –640 с.
- Шатуновский И. Б. Семантика предложения и нереферентные слова (значение, коммуникативная перспектива, прагматика). – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. – 400 с.