Роль перформативов в детском дискурсе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горбачева, Е. Ю. Роль перформативов в детском дискурсе / Е. Ю. Горбачева, А. О. Семенюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22.1 (156.1). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44302/ (дата обращения: 27.02.2021).



Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какие слова мы употребляем в нашей речи ежедневно? Перформатив – это высказывание, которое является не только описанием действия, но и самим действием, изменяющим статус говорящего и систему социальных связей, в которые он включён. Любая клятва, проклятие, благословение представляют собой перформативы. Перформативы встречаются как в детской речи (дразнилки), так и во взрослой. Иногда, на вопрос " ты кто?" Люди отвечают "Конь в пальто". А теперь подумаем, почему именно конь? Почему в пальто? Пожалуй, исчерпывающего объяснения вы не найдете ни в одном словаре. Доподлинно неизвестно даже, олицетворяет ли в данном случае конь именно животное, а не, к примеру, часть строительной конструкции деревянного дома или специальное приспособление, когда-то применявшееся сапожниками.

Возможно, оно пошло от какого-нибудь созвучного слова, которое на сегодняшний день давно вышло из употребления, потомкам же остался «конь», решивший утеплить себя вполне человеческой верхней одеждой. И тем не менее оно передаётся из поколения в поколение и нашло широкое распространение в современном мире. А теперь представьте, какого иностранцам с такими нелогичными высказываниями учить наш язык. Функциональные характеристики таких выражений очень велики. Язык – это великая сила, могучее средство воздействия на разум и чувства людей. Мы это не сразу понимаем. А ведь в детской речи устойчивых выражений гораздо больше, чем кажется.
Целью нашей работы является – определение роли перформативов в детском дискурсе.
Задачи:1. Дать определение основным понятиям-перформатив и дискурс.

2. Исследовать и классифицировать перформативы в детской речи.

3.Рассмотреть детские перформативы в историческом аспекте.

Опираясь на словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило можно сказать, что перформативны это: "Глаголы, обозначающие речевые действия (обещать, просить, клясться, обвинять, предлагать, приглашать, требовать и др.) и равные этому действию при условии, если такие глаголы употребляются в 1-м л. ед. или мн. Числа настоящего времени изъявительного наклонения. Например: «Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем!» (М.Ю. Лермонтов) – это и слова клятвы, и сама клятва. Употребить в своей речи перформатив, означает совершить поступок.
Так же словарь лингвистических терминов под редакцией Т.В. Жеребило дает нам определение дискурса, а именно: "ДИСКУРС (нем. Diskurs, франц. discours, англ. discourse). Первоначальное значение – разумное размышление. Затем термин стал применяться в значении диалог.

Дискурс – это связная речь в устной и письменной форме. В данном случае анализ сосредоточен на взаимодействии отправителя и получателя речи.
Считается, что в данной теме можно говорить о двух основных типах высказываний:
Первый связан с обыкновенными ситуациями общения и представляет собой максимально краткую формулировку речевых актов.
Так ,например, высказывание «Я больше так не буду», знакомое каждому ребенку, является общеупотребительным актом извинения, и при этом оно присуще только детскому дискурсу и противопоставлено взрослому высказыванию: «Прошу прощения!»
Второй тип высказываний перформативного характера в детском дискурсе представлен устойчивыми речевыми формулами, многие из них зафиксированы в сборниках детского фольклора. И лишь некоторые из данных высказываний имеют в составе перформативный глагол, которые соотноситься с речевыми актами просьбы или отказа.
Распространенным в детской речи примером перформативного высказывания является фольклорная формула, зазывающая в игру: "Собирайся народ, кто в (название игры) играть идет". Произносящий формулу обычно выставляет вперед кулак с поднятым вверх большим пальцем дети, желающие играть, хватаются кистью за палец его руки.

Более узкую функциональную направленность имеют фразы-призывы, которые обычно побуждают как можно быстрее добежать до финиша: «Кто последний – тот дурак». Хорошо известно, что перформативные высказывания обладают признаком успешности/неуспешности (тогда как дескриптивные высказывания – признаком истинности/ложности). В частности, Дж. Остин указывал на то, что лицо, произносящее перформатив, должно обладать соответствующими полномочиями. Очевидно, что в детской среде такие полномочия говорящему обеспечивает сама принадлежность к коллективу, тем, «играют» ли с ним другие дети.

Иногда успешность высказывания обеспечивается статусом говорящего в коллективе. Акту угрозы соответствует форма, часто используемая в споре между детьми младшего школьного и дошкольного возраста: «А у меня брат/папа – самбист/боксёр/каратист/милиционер/ такого-то знает и т.д».

Фраза самоутверждения, либо как фактическая угроза. Для акта унижения часто используются формула стишок, например: "- Скажи клей - Клей.
- Выпей баночку соплей"

"-Скажи арбуз.

-Арбуз.
-Твой папа карапуз" и т.д.

Фразой-предупреждением, а также фразой-прелюдией, которая предшествует агрессии юных местных жителей в адрес "чужаков", является риторическая формула «Пацан/пацаны, ты/вы с какого района?». Если гости представлялись местными, следовала фраза: «Кого знаете?». В этом случае необходимо было назвать имена или клички пацанов данного района. Так же данное устойчивое словосочетание зафиксировано в художественной литературе. К примеру, в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» , Володя, главный герой произведения, сталкивается с подобными вопросами от сверстников, когда брат приводит его на поле, где все играют в так называемую «чику»: «-Этого зачем привёл? –Он свой, Вадик, свой!»

Речевая формула «Первое слово дороже второго» обычно указывает на то, что сказанное ранее собеседником значимее для адресата и является более веским аргументом в споре, чем последующие его высказывания в противовес этому выражению используется фраза: «Первое слово съела корова». В ответ на удар, толчок, с целью обесценивания агрессивного действия собеседника, а также в качестве иронии дети произносят обычно такую речевую формулу: «А мне не больно, курица довольна».

Самыми популярными речевыми формулами во все времена были фразы/стишки мирилки, например:


Мирись, мирись, мирись И больше не дерись.

А если будешь драться, То я буду кусаться.

А кусаться – ни при чем, Будем драться кирпичом.

А кирпич сломается, Дружба начинается!

Мирись, мирись, мирись И больше не дерись.

А если будешь драться, То я буду кусаться.

А кусаться нам нельзя, Потому что мы друзья.

Приходи ко мне домой – Будем драться колбасой

Эти короткие стихотворные строчки, приговаривают дети после ссоры. Своё название мирилки получили от слова «мир» — мириться, дружба. При этом дети сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

В научных статьях тема детских перформативов мало исследована и не актуальна. То есть детские устойчивые речевые формулы, и высказывания не рассматривались учёными лингвистами, как акты перформативности. С большой вероятностью можно утверждать, что примеров перформативов в живом детском дискурсе намного больше, чем приведено выше в данной статье. Устойчивые, часто воспроизводимые формулы регулируют взаимоотношения детей, оформляют собой определённые действия, без которых невозможно взаимодействие в игре и повседневной жизни ребёнка.

Литература:

  1. Радзиевская Т. В. Прагматические противоречия при текстообразовании // Логический анализ языка: противоречивость и аномальность текста / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1990.
  2. Васильев Л. М. Системный семантический словарь русского языка. Предикатная лексика. – Уфа: Гилем, 2005. – 466 с.
  3. Вригт Г. Х. фон. Логико-философские исследования: Избр. труды. – М.: Прогресс, 1986. – 596 с.
  4. Зализняк А. А. Многозначность в языке и способы ее представления. – М.: Языки славянских культур, 2006. – 672 с.
  5. Лауфер Н. И. Уверен и убежден: два типа эпистемических состояний // Логический анализ языка. Избранное. 1988-1995. – М.: Индрик, 2003. –С. 478-485.
  6. Рябцева Н. К. Язык и естественный интеллект / РАН. Ин-т языкознания. – М.: Academia, 2005. –640 с.
  7. Шатуновский И. Б. Семантика предложения и нереферентные слова (значение, коммуникативная перспектива, прагматика). – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. – 400 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детская речь, высказывание, детский дискурс, ребенок, речевая формула, формула.


Похожие статьи

Формулы приветствия в речи учителей начальных классов как...

Речевые клише в педагогическом дискурсеречи учителя) – это дискурсивные маркеры, которые, выполняя метакоммуникативную функцию

Единственной формулой приветствия владеют дети, учителя которых ограничиваются одной речевой схемой при встрече с учениками.

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при...

Многократное восприятие детьми формул речевого этикета происходит, прежде всего, в повседневной жизни.

Он робеет, стесняется, не знает, как себя вести:«В детский сад пришел Молчок — очень робкий новичок.

Аксиологические стереотипы в педагогическом дискурсе

лёгкая воспроизводимость готовых речевых формул

Стереотипизация оценочных высказываний в педагогическом дискурсе ведёт к появлению аксиологических штампов – выражений потенциально оценочного характера, но со стёртой экспрессивностью, что...

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

Речь дошкольника носит ситуативных характер, у детей нет навыков и умений связно излагать свои мысли, для них характерны односложные высказывания.

— 420 с. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи: монография/ А. Н. Гвоздев.

К вопросу о развитии диалогической речи | Статья в журнале...

 использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения [5]. Процесс развития диалогической речи происходит на протяжении всего периода дошкольного детства.

Высказывания детей не развернуты.

Педагогический дискурс как объект исследования каузальности...

Педагогический диалог, осуществляемый по коммуникативной формуле «один (учитель)

Диалог как форма речи и как одна из ярких репрезентаций разговорной речи избирательно

Для анализа педагогического дискурса речевые акты с каузальной семантикой выступают как...

Речевая формула обращения в русском языке | Статья в журнале...

Обращение — важная часть речевого этикета, наряду с другими формулами его относят к специализированным средствам речевого этикета [4, с. 156].

Вып. 40. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2004. Крюкова И. В. Высказывания проклятия с...

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного...

Ключевые слова: игра, ребенок, речь, правила игры, детская игра, диалогическая речь, игровая деятельность.

Исследователями установлена тесная связь между развитием игровой деятельности и речевым развитием ребенка; сама игра развивается под влиянием речи.

Монологическая речь детей с дизартрическими расстройствами

монологическая речь, коммуникативно-прагматическая направленность, монологическое высказывание, речевая коммуникация, монологическая речь детей, ребенок, устная монологическая речь...

Похожие статьи

Формулы приветствия в речи учителей начальных классов как...

Речевые клише в педагогическом дискурсеречи учителя) – это дискурсивные маркеры, которые, выполняя метакоммуникативную функцию

Единственной формулой приветствия владеют дети, учителя которых ограничиваются одной речевой схемой при встрече с учениками.

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при...

Многократное восприятие детьми формул речевого этикета происходит, прежде всего, в повседневной жизни.

Он робеет, стесняется, не знает, как себя вести:«В детский сад пришел Молчок — очень робкий новичок.

Аксиологические стереотипы в педагогическом дискурсе

лёгкая воспроизводимость готовых речевых формул

Стереотипизация оценочных высказываний в педагогическом дискурсе ведёт к появлению аксиологических штампов – выражений потенциально оценочного характера, но со стёртой экспрессивностью, что...

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

Речь дошкольника носит ситуативных характер, у детей нет навыков и умений связно излагать свои мысли, для них характерны односложные высказывания.

— 420 с. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи: монография/ А. Н. Гвоздев.

К вопросу о развитии диалогической речи | Статья в журнале...

 использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения [5]. Процесс развития диалогической речи происходит на протяжении всего периода дошкольного детства.

Высказывания детей не развернуты.

Педагогический дискурс как объект исследования каузальности...

Педагогический диалог, осуществляемый по коммуникативной формуле «один (учитель)

Диалог как форма речи и как одна из ярких репрезентаций разговорной речи избирательно

Для анализа педагогического дискурса речевые акты с каузальной семантикой выступают как...

Речевая формула обращения в русском языке | Статья в журнале...

Обращение — важная часть речевого этикета, наряду с другими формулами его относят к специализированным средствам речевого этикета [4, с. 156].

Вып. 40. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2004. Крюкова И. В. Высказывания проклятия с...

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного...

Ключевые слова: игра, ребенок, речь, правила игры, детская игра, диалогическая речь, игровая деятельность.

Исследователями установлена тесная связь между развитием игровой деятельности и речевым развитием ребенка; сама игра развивается под влиянием речи.

Монологическая речь детей с дизартрическими расстройствами

монологическая речь, коммуникативно-прагматическая направленность, монологическое высказывание, речевая коммуникация, монологическая речь детей, ребенок, устная монологическая речь...

Задать вопрос