Нравственность — основа всех человеческих ценностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 06.06.2017

Статья просмотрена: 1581 раз

Библиографическое описание:

Карпенко, Т. А. Нравственность — основа всех человеческих ценностей / Т. А. Карпенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44158/ (дата обращения: 22.12.2024).



Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей

Д. И. Писарев

Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется

Януш Корчак

Часто ли в наше время можно встретить толерантного человека? Этим вопросом задаются люди, как мы говорим «старой закалки».

XXI век внес свои коррективы не только в современную жизнь во всем ее многообразии, но и в различные сферы жизнедеятельности человека. Не осталось в стороне и образование. С начала 90-х годов XX в. в школах России стали укрепляться новые тенденции и направления деятельности педагогических коллективов. Ориентация на механическое усвоение набора готовых знаний, умений и навыков сменилась ориентацией на развитие личности, сохранение индивидуальности ученика.

Какого человека ждет общество и государство после окончания образовательного учреждения? Человека, который является личностью, обладающей следующим набором качеств, необходимых для проявления собственной личностной позиции:

− самостоятельность в выборе и принятии решений;

− умение отвечать за свои поступки;

− способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их;

− готовность к действиям в нестандартных ситуациях;

− обладание набором ключевых учебных компетенций и способность к их применению;

− обладание приемами учения и готовность к постоянному совершенствованию;

− идентификация себя как носителя национальной культуры, как гражданина и патриота многонациональной страны, как человека — гражданина мира;

− способность к проявлению толерантности, пониманию своего мнения как имеющего право на существование, но не единственно верного и правильного.

Современному молодому поколению, с моей точки зрения, сейчас негде учиться нравственности. Телевидение пестрит безнравственными роликами, фильмы снятые в последние годы искажают даже представление о военном и послевоенном времени, тем самым рушатся стереотипы. Согласно законодательству, библиотекари должны ограничить выдачу литературы со сказками, так как в них стоит возрастное ограничение, а каждый поступок героев даже из русских народных сказок подлежит статьям уголовного кодекса.

Однажды, в своей работе, я столкнулась с темой, которую должна была подготовить и донести родителям. Тема звучала так: «Как научить ребёнка жить среди людей?» поначалу, мне показалось это странным и даже смешным ведь не в дремучих джунглях живут наши дети, но нет. Вникнув в проблему и ознакомившись с литературой, я узнала, что данная тема очень актуальна, и даже, поднимает проблему современного общества.

Молодое поколение подобно губке впитывает в себя информацию из окружающего мира. Если ребёнок будет видеть вокруг себя только цинизм, лицемерие и злобу, каким он вырастит? Именно поэтому необходимо позаботиться об окружающем детей. Поведение человека это его образ жизни. Иногда достаточно взгляда или пары слов, чтобы понять обладает ли этот человек нравственными качествами, а его действия и поступки говорят сами за себя.

Безусловно, сформировать нравственного человека уже в школьные годы, сложно, но зародить зерно нравственности можно и нужно. Немаловажную роль в осознанном проявлении качеств человека играет семья.

О современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социологических опросов 7,8 % педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит в конечном счете к безнравственности. В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья.

Многие родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Однако есть большая группа родителей, которые еще до рождения ребенка заранее определяют, каким он должен быть, как он должен учиться, какую профессию ему предопределено иметь. Такое проективное отношение к собственному ребенку тоже иногда приводит к большим разногласиям и непониманию между родителями и детьми.

Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и все-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает, к сожалению, уже слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации.

Какую бы информацию ни давали нам различные социологические опросы, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. А эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной человека.

На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка? На этот вопрос отвечает В./ Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовского «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, — всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения — это уродливое воспитание».

Многие взрослые часто повторяют известную фразу: «Все начинается с детства». И это в действительности так.

И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье — все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнит со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и неважно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце. Огромна роль классного руководителя — он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.

В чем состоит нравственность и духовность? Прежде всего в уважении к традициям и обычаям своего народа, в знании истории, музыки, искусства, архитектуры своей большой и малой Родины. Не зная своих истоков, своих корней мы растим людей без рода и племени. Как это сделать? Только ли говорить о своих корнях? А может быть, стоит вместо красивых картин и разного рода картинок повесить в доме свою родословную с указанием не только имен и фамилий. Но и заслуг, профессий, достижений членов своего рода, принесших славу своему Отечеству?

Нравственность любого ребенка начинается в семье, за порогом родного дома. Если родители знают, чем живет их ребенок, что любит и кого ненавидит, кому подчиняется и кого боится, кто для него авторитетен и кто не имеет на него влияния — все это ляжет в основу воспитательной системы семьи и позволит родителям ненавязчиво и уверенно выводить своего ребенка на дорогу нравственного созревания.

Нравственность ребенка возможна там, где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившемся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают, и поддержка эта правдивая, честная, справедливая и оптимистичная.

Основа нравственного воспитания — правдивость и объективность семьи, это отсутствие у ребенка боязни за то, что он сделал что-то не так. Ребенок должен не бояться, но он должен стыдиться за свой поступок, переживать из-за него, мучиться и страдать, чтобы больше никогда ничего подобного с ним не произошло. Для того чтобы прочувствовать — необходимо время. Сколько раз я сталкивалась с ситуацией: ребенок совершил безнравственный поступок. Мама стоит рядом и говорит ему: «Скажи, что ты так больше не будешь». Ребенок, маленький или подросток, повторяет сказанное матерью, мать еще сама при этом извиняется и с чувством исполненного долга семья отправляется восвояси. Проходит совсем немного времени, ситуация повторяется вновь. Почему такое происходит? Потому что сама просьба о прощении была безнравственна, так как она шла не от души и сердца ребенка, она была им не прочувствована, поэтому позволила ему еще раз войти в одну и ту же воду.

А если так будет всю жизнь?

Как сделать так, чтобы мы, родители, могли радоваться тому, что нива нравственности, засеянная нами, дала зрелые плоды?

Именно у детей младшего школьного возраста начинают активно проявляться те качества характера, которыми они как бы провоцируют взрослых. «Посмотри. Что я делаю! Тебе нравится или не нравится? Что ты на это скажешь?» Дети начинают приспосабливаться к школьной жизни, к детскому коллективу, к условиям жизни школьного сосуществования. Именно в этот период времени родителям стоит задуматься о том, насколько ребенок может уживаться в детском коллективе, каково ему в нем, какое значение он имеет для коллектива и может ли коллектив обходиться без него. Очень важно также присмотреться и прислушаться к своему ребенку: что он говорит о школе, своих сверстниках; переживает ли он, если совершил неблаговидный поступок; радуется ли, когда оказывает помощь другому человеку и т. д.

Два мира есть у человека:

Один, который мы творим,

Другой — который мы от века

Творим по мере наши сил.

(Н. Заболотский)

Литература:

  1. Бушелева Б. В. О культуре поведения. М., 1974.
  2. Волков С. А. Интеллект — технология — нравственность. СПб., 1995.
  3. Жучкова Г. Н. нравственные беседы с детьми 4–6 лет. М., 2000.
  4. Макаренко А. С. О воспитании. М., 1988.
  5. Сухомлинский В. С. Родительская педагогика // Избр. Пед. Соч.: ВЗ т. М., 1981. Т. З.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, том, взрослый, детский коллектив, проблема, родитель учащихся.


Задать вопрос