Автор: Максимишина Светлана Андреевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 05.06.2017

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Максимишина С. А. Логопедическая работа по коррекции оптической дисграфии у младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №22. — С. 182-183.



Современное образование предъявляет достаточно большие требования к качеству обучения школьников, но, между тем, в настоящее время отмечается увеличение количества детей, которые не усваивают программу начальной и средней школы. Одной из причин, препятствующих усвоению школьной программы, является несформированность навыка письма и, как следствие, невозможность кодировать и декодировать информацию по ряду учебных дисциплин. Вот почему проблема коррекции дисграфии, у учащихся общеобразовательной школы, остается одной из наиболее актуальных в современной педагогике и логопедии.

Трудности в обучении письму могут наблюдаться, как у детей с общим недоразвитием речи, так и у детей не имеющих ярко выраженных нарушений. Обнаруженные у младших школьников специфические нарушения письма определяют необходимость дифференцированного и комплексного подхода к коррекционной работе по преодолению дисграфии, а также устранению нарушений устной речи.

Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: логопедическом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом, такими специалистами как: Т. В. Ахутина, Л. Н. Ефименкова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова, М. Е. Хватцев, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова, Ж. М. Глозман и др. Но процесс письма представляет собой достаточно сложную форму речевой деятельности и имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя большое количество различных анализаторов. Такие как речеслуховой, речедвигательный, зрительный и двигательный. Между этими анализаторами в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность, благодаря которой процесс письма осуществляется автоматизировано и протекает под двойным контролем: кинестетическим и зрительным. Расстройство какого-либо из этих анализаторов приводит к нарушению процесса овладения письмом, то есть к дисграфии.

Оптическая дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в специфических повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленных несформированность высших психических функций, участвующих в процессе письма. Оптическая дисграфия, тесно связанна с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, а так же моторных координаций проявляющихся в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего на письме дети путают буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам.

Выделяют литеральную форму оптической дисграфии при которой наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения изолированных букв. При вербальной форме оптической дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слов наблюдаются искажения или замены букв оптического характера.

В логопедии разработаны методы, позволяющие изучить дисграфию с точки зрения нейропсихологического подхода: методика для детей с тяжелыми дефектами речи З. А. Репиной; методика Р. И. Лалаевой и Л. В. Венедиктовой; комплексная методика А. П. Вороновой; методика Т. В. Ахутиной и О. Б. Иншаковой; программа обследования письма Н. Н. Баль и И. А. Захарченя.

Изучив эти методики, мы выделили основные трудности с которыми чаще всего встречаются младшие школьники.

Признаки слабости кинестетической организации движений выражаются в следующих трудностях:

  1. Моторика (отставание в развитии крупной и мелкой моторики, отставание в развитии речевой моторики);
  2. Артикуляция (смешение или нечеткое произнесение звуков);
  3. Письмо (смешение на письме звуков, близких по произношению или букв, близких по написанию).

Признаки слабости переработки слуховой информации прослеживаются при проверке фонематического слуха (замена звуков близких по звучанию в устной и письменной речи).

Признаки слабости переработки зрительно-пространственной информации прослеживаются на письме как:

  1. Трудности ориентировки на листе бумаги, в нахождении начала строки (левостороннее игнорирование/отсутствие отступа);
  2. Трудности удержания строки: колебания наклона, ширины и высоты букв, раздельное написание букв внутри слова;
  3. Устойчивая зеркальность при написании букв и трудности актуализации графического/ двигательного образа;
  4. Замена рукописных букв печатными, необычный способ написания букв;
  5. Трудности овладения словарными словами; пропуск и замена гласных в том числе и ударных;
  6. Нарушение порядка букв в словах, слитное написание двух и более слов.

Все эти трудности мешают младшим школьникам свободно овладеть навыком письма. И зачастую недостаточная сформированность данных факторов проявляться как изолированно, так и в сочетании, что еще больше снижает возможность обучения. Н. М. Пылаева выстраивает следующую иерархию несформированности психических функций (факторов), приводящих к оптической дисграфии и школьной неуспеваемости в целом [2]:

  1. Сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость мнестических процессов, недостаточная сформированность речи;
  2. Недостаточность развития функций программирования и контроля;
  3. Зрительно-пространственные и квазипространственные трудности;
  4. Трудности переработки слуховой информации.
  5. Трудности переработки зрительной информации.

Коррекционная работа по преодолению оптической дисграфии ведется в несколько этапов и включает в себя следующие направления:

1 этап. Организационный (проведение первичного обследования)

2 этап. Подготовительный (развитие зрительного гнозиса, буквенного гнозиса, анализа и синтеза, расширение объема зрительной памяти, кинетической и кинестической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций, формирование пространственного восприятия, пространственного представления и формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений).

3 этап. Основной (формирование навыков самоконтроля и планирования деятельности, сукцессивных функций — закрепление, автоматизация и дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв)

4 этап. Заключительный (закрепление полученных навыков и перенос полученных знаний на другие виды деятельности).

Наличие дисграфии у детей приводит к печальным последствиям, серьезность которых зависит от степени выраженности дефекта. Дети страдающие оптической дисграфией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными педагогическими методами.

Завершая исследование, следует отметить, что предложенная программа коррекционной работы позволит своевременно выявить симптоматику оптической дисграфии и своевременно начать коррекционную работу.

Литература:

  1. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников». — 2008 г.
  2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход» — 2015 г.
  3. Безруких М. М. «Трудности обучения в начальной школе». — 2009 г.
  4. Глозман Ж. И., Соболева. А.Е. «Комплексная коррекция трудностей обучения в школе». — 2016 г.
  5. Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей». — 2003 г.
  6. Семенович А. В.. «Введение в нейропсихологию детского возраста». -2005 г.
Основные термины (генерируются автоматически): оптической дисграфии, Признаки слабости, Признаки слабости переработки, процесс письма, процессе письма, обследования письма Н, коррекции оптической дисграфии, процесса овладения, оптической дисграфии изолированные, букв оптического характера, воспроизведения изолированных букв, раздельное написание букв, рукописных букв печатными, несформированность навыка письма, специфические нарушения письма, Нарушение порядка букв, преодолению оптической дисграфии, форму оптической дисграфии, младших школьников, способ написания букв.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос