Развитие у учащихся восприятия объёмных художественных форм из пластического материала на уроках технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 04.06.2017

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Юдина, Г. В. Развитие у учащихся восприятия объёмных художественных форм из пластического материала на уроках технологии / Г. В. Юдина, А. С. Власкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44147/ (дата обращения: 05.03.2021).



{{{Развитие уучащихся восприятия объёмных художественных форм из пластического материала на уроках технологии

Юдина Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;

Власкин Александр Сергеевич, студент

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск)

В статье ставится задача описания педагогического эксперимента, направленного на изучение данной проблематики в рамках основного образования курса технологии. Проанализирована учебно–программной документации о наличии в тематическом планировании изучения скульптуры и применении ее в обучении детей.

Ключевые слова: декоративные скульптуры малых форм, технология, лепка из глины

Развитие художественного восприятия исследовалось многими учёными с древних времён. Данной проблемой занимались современные философы, психологи, искусствоведы, художники, а также педагоги. При этом решение данной проблемы, еще с начала III тысячелетия, так и не найдено.

Предметность художественного восприятия как способность опредмечивать человеческие эмоции, чувства, переживания, отношения характеризует процесс художественного восприятия как высоко эмоциональный. Изначально способность опредмечивать свои переживания определяется бессознательными процессами. Интересно заметить, что не только процесс восприятия, но и сам процесс творчества (воплощения идеальных образов в реальные) также во многом идет на бессознательном уровне. Причем как у ребенка, так и у профессионального художника. Но для того, чтобы у человека появилась возможность считывать эту информацию в предметах искусства или в образах природы, данное содержание образа должно быть осмыслено, в том числе и на уровне сознания. Именно отсутствие осознания особого предмета восприятия (чувств, переживаний, отношений) делает невозможным прочтение авторского замысла и невозможным прорыв из ремесленного творчества в художественное для человека с неразвитым художественным восприятием. Поэтому для формирования художественного восприятия необходимо: первое сохранение высокого уровня эмоциональности процесса восприятия; второе осознание особого содержания предмета восприятия: своих собственных переживаний и отношений при восприятии реального мира или произведения искусства [1, c. 162].

Исследование феномена развития художественного восприятия школьников, посредством лепки скульптуры малых форм, проводилось средней общеобразовательной школе Республике Мордовии.

Необходимо отметить, что лепка малых форм способствует не только формированию художественного восприятия, но и развивает у учащихся творческое воображение, а так же физические качества школьника. Разработанная и апробированная методика позволяет учителю добавить дополнительное время в программный материал для проведения уроков ручной лепке по предмету «Технология».

В течении всего времени изучения данного предмета, не предусматривает лепку из пластических материалов. Однако, освоение знаний художественно — прикладной обработки пластического материала можно осуществить в рамках 5-х классов. Для осуществления эксперимента, был выбран пятый класс, в плане изготовления изделия мелкой скульптуры.

Выбор данного класса основывался на том, что он граничит с начальной школой, где в свою очередь проводится лепка из пластилина и глины. Следовательно, учащиеся имеют навыки работы с пластическими пространственными формами.

Школьные занятия декоративно — прикладным искусством имеют высокий воспитательный потенциал, а также направлены на развитие трудовых умений и навыков. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, такие занятия формируют нравственную составляющую школьника, эстетический вкус и художественное восприятие [2, c. 2].

Осуществление таких занятий строится на основе трех уроков. Один из которых теоретический, а два других имеют практическую направленность.

Исходя из возможностей класса и целей, в качестве первого занятия, был выбран урок изучения новых знаний, который опирался на уже имеющиеся представления и навыки работы с пластическим материалом, а также содержал новый материал. Тема теоретического урока была: «Сувениры из пластических материалов. Филимоновская свистулька».

Можно выделить следующие основные этапы занятия:

  1. Актуализация знаний. На этом этапе проводился письменный опрос на тему: «Творческий проект». Данный вид деятельности осуществил проверку готовности класса, а также позволил плавно и логично реализовать переход к теме занятия и его цели.
  2. Изучение нового материала. Задачей этого этапа было организовать и направить познавательную деятельность обучающихся. Кроме этого также показать значимость изучения лепки в процессе обучения. Для этого, было выполнено формирование понятий «пластический материал», «сувенир», «свистулька», и ознакомление с историей появления изделия народного творчества — Филимоновская свистулька. В ходе изложения материала, осуществлялась также эвристическая беседа, где непосредственно было выявлена заинтересованность учащимися данной тематикой урока. Это показало активное участие школьников в процессе занятия.
  3. Закрепление изученного материала. Проведение данного этапа было необходимо для того чтобы закрепить и проверить усвоенные знания в ходе урока. Для этого был проведен фронтальный опрос, и сделаны выводы.

В качестве домашнего задания учащимися было необходимо принести глину, краски, кисточки, стаканы для воды.

Практические занятия являются неотъемлемой частью курса технологии. Они необходимы для трудового воспитания школьников, а также это влияет на развитие личности ребёнка в целом. Изготовление изделия, приобщает его к трудовой деятельности, раскрывает таланты и помогает в развитии моторики рук, внимания и аналитического мышления [2, c. 3].

Темой практических уроков является «Лепка скульптуры малых форм  Филимоновской свистульки».

Лепка — достаточно распространенный способ обработки пластического материала. Основой пластического материала служила глина, образцом являлась народная Филимоновская игрушка — свистулька.

Перед переходом к изготовлению самого изделия, проводился инструктаж по технике безопасности, так как в процессе используются колющие и режущие инструменты, а также лак.

В ходе двух практических занятий можно выделить следующие этапы:

− Подготовка глины.

− Лепка туловища.

− Формирование отверстия «свистульки».

− Оформление деталей.

− Сушка.

− Роспись.

− Глазурование.

Подготовка глины для работы как этап современного занятия почти не осуществляется, так как уже готовая глина продается в специализированных магазинах. Учащиеся заранее подготовили её, в связи с тем, что это было задано в ходе теоретического урока на дом.

Далее учащиеся приступили к непосредственной лепке изделия. Филимоновская свистулька не имеет проработки мелких деталей, чаще всего это собирательный образ животного или человека.

В отношении того, что создание образа человека достаточно сложный процесс, был выбран за основу композиции свистульки — птица.

Анималистический жанр такой скульптуры, который является достаточно популярным среди мелкой пластики, вместе свыше перечисленными возможностями, способствует в свою очередь и эстетически обогатить художественное восприятие школьников. В итоге, в значительной степени занятия лепки, формируют у детей начальные суждения, а также эстетическую оценку [1, c. 26].

В ходе этапа лепки туловища птицы проводилась работа в микрогруппах, при этом использовался метод «делай как я».

Первое, что учащиеся осуществили, придавали форму будущей игрушке свистульке. Для этого необходимо взять небольшой кусок глины и придать ему необходимую форму (шар).

Существуют несколько этапов исполнения свистульки, которые указаны выше. Данный вид занятия позволяет сформировать художественное восприятие у учащихся по определенным формам будущего вида сувенирного изделия.

Практическая деятельность выполнения будущего вида изделия свистульки знакомить учащихся не только с видом народного творчества, но и позволяет освоить профессиональные навыки народных мастеров.

На примере изготовления с учетом технологического процесса Филимоновской игрушки, учащиеся обогащают знания истории становления различных видов декоративно-прикладного искусства нашей страны.

В ходе проведенных уроков был реализован психологический принцип — принцип мотивации, то есть организация эмоционально–положительного отношения учащихся к самому процессу занятия, что нацелило учащихся на активизацию в ходе закрепления полученных знаний. Данный принцип был реализован путем показа заранее подготовленного изделия.

https://pp.userapi.com/c638325/v638325808/534c5/oOqOPiJoYeM.jpg

Рис. 1. Филимоновская свистулька «Петушок»

Прежде чем выполнить данный вид деятельности с учащимися учителю необходимо освоить вид технологии изготовления сувенирного изделия.

Литература:

  1. Скульптура как средство художественно-творческого развития детей // Библиофонд. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=784290 (дата обращения: 31.05.2017).
  2. Декоративно-прикладное и художественное искусство в системе трудового воспитания школьников // База знаний «Allbest». URL: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635b3ad69b4c43b88521216d26_1.html (дата обращения: 31.05.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): художественное восприятие, пластический материал, учащийся, III, вид деятельности, Лепка скульптуры малых форм, народное творчество, сувенирное изделие, теоретический урок, художественное восприятие школьников.


Ключевые слова

технология, декоративные скульптуры малых форм, лепка из глины

Похожие статьи

Художественно-эстетическое развитие в начальной школе

Ключевые слова: начальная школа, учебная деятельность, художественно-эстетическое развитие.

Поставленная перед нами цель, заключавшаяся в теоретическом обосновании и

Художественно-эстетическое развитие младших школьников на уроках литературного чтения.

Использование народных художественных промыслов России...

Они способны через творческое восприятие обычных предметов или явлений заложить основы нравственной культуры, сформировать

‒ практический, то есть непосредственно занятия художественно-эстетическим творчеством — рисование, лепка, аппликация в разных формах.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Посредством создания, восприятия, и интерпретации произведений искусства

Данный вид искусства, кроме художественного смысла, непосредственно связан с бытом и

Психолог О. М. Дьяченко считает, что «развитие художественных способностей школьников зависит от...

Теоретические основы художественно-творческого развития...

Теоретические основы художественно-творческого развития дошкольников средствами народной пластики.

Народная культура близка восприятию детей, особенностям их воображения, мышления.

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

Организация художественно-эстетического восприятия, как способ обогащения детского творчества.

Учитывая, что игра является основным видом деятельности, широкое применение нашли игры на развитие кинестетического, тактильного, зрительного, слухового...

Критерии для оценки сформированности живописного восприятия...

Развитие у учащихся восприятия объёмных художественных форм из пластического материала на уроках технологии. Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках английского языка в начальной школе.

Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной...

Особенности художественного мышления народного мастера соприкасаются с областью эстетических представлений детей младшего возраста. Декоративность предметов народного творчества, их яркость, красочность, «нарядность» близки детскому восприятию...

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

По толковому словарю русского языка С. И. Ожегова лепкавид пластики — создание скульптурных произведений из пластических материалов [1]. В современной литературе по художественному творчеству лепка определяется как придание формы пластическому...

Методика изучения народных художественных промыслов...

Сегодня народное искусство существует в двух основных формах. С одной стороны, еще живо

С другой — развиваются народные художественные промыслы, многие из которых имеют богатую историю.

Обучающиеся при этом должны учиться в ходе восприятия...

Похожие статьи

Художественно-эстетическое развитие в начальной школе

Ключевые слова: начальная школа, учебная деятельность, художественно-эстетическое развитие.

Поставленная перед нами цель, заключавшаяся в теоретическом обосновании и

Художественно-эстетическое развитие младших школьников на уроках литературного чтения.

Использование народных художественных промыслов России...

Они способны через творческое восприятие обычных предметов или явлений заложить основы нравственной культуры, сформировать

‒ практический, то есть непосредственно занятия художественно-эстетическим творчеством — рисование, лепка, аппликация в разных формах.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Посредством создания, восприятия, и интерпретации произведений искусства

Данный вид искусства, кроме художественного смысла, непосредственно связан с бытом и

Психолог О. М. Дьяченко считает, что «развитие художественных способностей школьников зависит от...

Теоретические основы художественно-творческого развития...

Теоретические основы художественно-творческого развития дошкольников средствами народной пластики.

Народная культура близка восприятию детей, особенностям их воображения, мышления.

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

Организация художественно-эстетического восприятия, как способ обогащения детского творчества.

Учитывая, что игра является основным видом деятельности, широкое применение нашли игры на развитие кинестетического, тактильного, зрительного, слухового...

Критерии для оценки сформированности живописного восприятия...

Развитие у учащихся восприятия объёмных художественных форм из пластического материала на уроках технологии. Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках английского языка в начальной школе.

Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной...

Особенности художественного мышления народного мастера соприкасаются с областью эстетических представлений детей младшего возраста. Декоративность предметов народного творчества, их яркость, красочность, «нарядность» близки детскому восприятию...

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

По толковому словарю русского языка С. И. Ожегова лепкавид пластики — создание скульптурных произведений из пластических материалов [1]. В современной литературе по художественному творчеству лепка определяется как придание формы пластическому...

Методика изучения народных художественных промыслов...

Сегодня народное искусство существует в двух основных формах. С одной стороны, еще живо

С другой — развиваются народные художественные промыслы, многие из которых имеют богатую историю.

Обучающиеся при этом должны учиться в ходе восприятия...

Задать вопрос