Ключевые слова: автомобильная дорога, мост, тяжеловесная нагрузка, перевозка, транспортное средство
Автомобильные дороги Северо-Западного региона представляют собой разветвлённую сеть. От Санкт-Петербургского транспортного узла отходят пять автомагистралей федерального значения: в юго-восточном направлении — на Новгород — Москву, южном — на Псков- Невель — Витебск-Киев, западном — на Ивангород — Нарву — Таллинн-Ригу-Калининград, северном — на Выборг и в восточном направлении — на Новую Ладогу и алее Петрозаводск-Мурманск; а также федеральные автодороги: вдоль побережья Финского залива на запад до Ивангорода и северо-запад — на Приозерск (далее в Карелию) и Светогорск.
Так же две автомобильные дороги федерального значения отходят от Новой Ладоги на Кириши и на Тихвин — Пикалёво — Череповец-Вологду.
Протяженность автомобильных дорог Северо-Запада составляет более 109,5 тыс. км (рис. 1), а мостов на этих дорогах почти 5,5 тыс. шт.
Рис. 1. Транспортный комплекс Северо-Запада России
Мосты Северо-Западного региона построены в разные годы, а значит, были рассчитаны на разные нагрузки. Параметры нагрузок в зависимости от года действия того или иного нормативного документа на проектирование представлены в таблице 1, необходимо отметить, что изменялись они в сторону увеличения.
Таблица 1
Годы |
1944–1953 |
1953–1962 |
1962–1984 |
1984–2011 |
2011 пон.в. |
Нормативный документ |
ГОСТ 2775–44 |
Н 106–53 |
СН 200–62 |
СНиП 2.05.03–84* |
СП 35.13330.2011 |
Нормативные нагрузки для расчета |
Н-13, Н-10, Н-8 |
Н-18, Н-13, Н-10, Н-8 НК-80, НГ-60, НГ-30 |
Н-30 НК-80 |
A11 НК-80 |
А14 Н14 |
Тяжеловесной нагрузкой стоит считать ситуацию, когда масса транспортного средства (автопоезда) с грузом или без превышает несущую способность дорожных одежд, фактическую грузоподъемность искусственных дорожных сооружений, расположенных по маршруту транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза. Сверхнормативная тяжеловесная нагрузка в зависимости от массы и размеров подразделяется на две категории. При движении по мостовым сооружениям параметры автотранспортного средства (например, полная масса), при которых оно относится к категории 1, зависят от расстояния между крайними осями.
Большой интерес представляет нагрузка категории 2. При движении автотранспортных средств по мостовым сооружениям с массами и нагрузками на ось, указанными в таблице 2, они относятся к категории 2.
В настоящее время нормативными проектными нагрузками являются нагрузки А14, а также Н14, общая масса которого превышает 100 т, следовательно, а нагрузка на ось — 25 т.
Таблица 2
Проектная нормативная нагрузка на мостовое сооружение |
Параметры АТС |
||
Общая масса, т |
Нагрузка на ось, т |
База, м |
|
АК-11, Н-30, НК-80 |
более 80 |
более 20,0 |
менее 3,6 |
Н-18 иНК-80 |
более 80 |
более 20,0 |
менее 3,6 |
АК-8, Н-13, НГ-60 |
более 60 |
более 16,0 |
менее 5,0 |
Н-10 иНГ-60 |
более 60 |
более 9,5* более 12,0* |
менее 5,0 |
Н-8 иНГ-30 |
более 30 |
более 7,6* |
менее 4,0* |
* Значение осевой нагрузки относится к случаям движения по деревянным мостам
Для проведения тяжеловесной нагрузки по маршруту необходимо получить специальное разрешение. Для получения разрешения необходимо выбрать маршрут и рассмотреть все искусственные сооружения, расположенные на нем. Необходимо узнать на какую нагрузку были рассчитаны мосты во время проектирования, произвести обследования на наличие дефектов, влияющих на грузоподъёмность, и оценить фактическую грузоподъёмность сооружения. Должна быть оценена необходимость принятия иных мер по обеспечению безопасности движения на маршруте перевозки, в необходимых случаях возможность перевозки тяжеловесного груза по дорогам может определяться специальным проектом, предусматривающим проведение специальных мероприятий по усилению инженерных сооружений и обеспечению мер безопасности перевозок.
Так же необходимо установить каким транспортным средством будет осуществляться перевозка, предоставить схему автопоезда с изображением на ней всех участвующих в перевозке транспортных средств, количества осей и колес на них, взаимного расположения колес и осей, распределения нагрузки по осям и на отдельные колеса с учетом возможного неравномерного распределения нагрузки по длине оси.
Для транспортировки сверхтяжелых грузов с равномерным распределением нагрузки на все оси могут быть использованы, например, двойные колесные модули с различным количеством осей и связующим рычажно-подъемным ложем грузоподъемностью до 500 т (рис. 2).
Максимальная грузоподъемность 500 т достигается при использовании 11-ти, 12-ти и 14-тиосных колесных модулей. С увеличением числа осей модулей максимальная грузоподъемность ложа снижается. При применении 16-тиосных колесных модулей максимальная грузоподъемность ложа составляет 460 т. При использовании 18-тиосных колесных модулей — 400 т.
Рис. 2. Одинадцатиосные и восемнадцатиосные колесные модули
Для прохождения автопоезда с тяжелым грузим над транспортным сооружением, несущая способность которого недостаточна для пропуска нагрузки, может использоваться надмостовая модульная транспортная система (рис. 3), которая обеспечивает равномерное распределение осевых нагрузок транспортного средства и опирание только на устои моста пролетом до 26 м.
Рис. 3. Надмостовая модульная транспортная система
В настоящее время представляется возможным создания единых баз данных, которые помогут существенно ускорить подбор маршрута перевозки и транспортного средства для пропуска сверхнормативной тяжеловесной нагрузки, а соответственно ускорить и облегчить получение разрешения. Для этого необходимо пересчитать мосты на маршрутах следования на их проектную нагрузку с учетом выявленных в процессе специального осмотра дефектов, влияющих на грузоподъёмность, после чего каждое сооружение рассчитать под определенные типы автопоезда без учета груза. Это позволит ответить на вопросы каким маршрутом, каким транспортным средством, а главное, какой массы груз можно провезти из пункта А в пункт Б исходя из резервов грузоподъемности транспортных сооружений, расположенных на пути следования, или исключить возможность пропуска тяжелой нагрузки без предварительного усиления этих сооружений.
Литература:
- Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации. Москва 1996г.
- ГОСТ 2775–44. Нагрузки временные вертикальные для расчета искусственных сооружений на автомобильных дорогах.
- Н-106–53. Нормы подвижных вертикальных нагрузок для расчета искусственных сооружений на автомобильных дорогах.
- СН 200–62. Технические условия проектирования железнодорожных автодорожных и городских мостов и труб.
- СНиП 2.05.03–84*. Мосты и трубы.
- СП 35.13330.2011. Мосты и трубы.