Интерактивный подход к обучению решения задач двойственным симплекс-методом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 04.06.2017

Статья просмотрена: 565 раз

Библиографическое описание:

Гордеев, С. Н. Интерактивный подход к обучению решения задач двойственным симплекс-методом / С. Н. Гордеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44061/ (дата обращения: 17.12.2024).



Во многих университетах студенты изучают важную дисциплину «Теория принятия решений», которая использует методы математики, экономики, статистики и психологии с целью изучения закономерностей выбора людьми путей решения проблем и задач, а также способов достижения желаемого результата.

Одним из методов, которые изучают студенты, является двойственный симплекс-метод. Для того чтобы, помочь студентам быстро освоить данный метод была разработана обучающая программа, включающая теорию по данному методу, интерактивное решение задач и проверочный тест, включающая вопросы по теории и практике.

Несмотря на вычислительные ресурсы, которые доступны в современном мире, без оптимизированных методов для решения тех или иных задач не обойтись. В частности двойственный симплекс-метод способствует уменьшению количества ограничений, что существенно упрощает решение больших и ресурсоемких задач.

Перед интерактивным решением задач двойственным симплекс-методом необходимо изучить теорию по данному разделу и получить навыки решения задач линейного программирования симплекс-методом.

В двойственном симплекс-методе решение задачи линейного программирования начинается с недопустимого, но лучшего, чем оптимальное решения. Последовательные итерации этого метода приближают решение к области допустимости без нарушения оптимальности промежуточных решений. Когда будет достигнута область допустимых решений, процесс вычислений заканчивается, так как последнее решение будет оптимальным. В двойственном симплекс-методе начальная симплекс-таблица обязательно должна иметь в базисном решении недопустимую (т. е. отрицательную) переменную.

Реализация двойственного симплекс-метода предполагает наличие двух условий:

Двойственное условие допустимости. В качестве исключаемой переменной xr выбирается базисная переменная, имеющая наибольшее по абсолютной величине отрицательное значение.

Двойственное условие оптимальности. Вводимая в базис переменная определяется как переменная, на которой достигается следующий минимум:

где — коэффициент целевой функции, – коэффициент из симплекс-таблицы, расположенный на пересечении ведущей строки и столбца, соответствующего переменной xi. При наличии нескольких альтернативных переменных выбор делается произвольно. Коэффициент должен быть строго отрицательным.

Реализация программного средства для интерактивного решения задачи двойственным симплекс-методом выполнена на объектно-ориентированном языке программирования Java.

На рисунке 1 представлена постановка задачи и таблица для заполнения начальными значениями.

2016-12-26

Рис. 1. Постановка задачи

Далее переходим ко второму шагу (рисунок 2), где необходимо ввести номер исключаемого и включаемого в базис элемента.

2016-12-26 (16)

Рис. 2. Второй шаг интерактивного решения задачи

На третьем шаге (рисунок 3) необходимо пересчитать симплекс-таблицу и ввести полученные данные.

2016-12-26 (3)

Рис. 3. Третий шаг интерактивного решения задачи

Таким образом производится пересчет симплекс-таблицы пока не будет получено допустимое и оптимальное решение.

Всего для интерактивного решения представлено две задачи на нахождения минимума целевой функции и одна задача на нахождение максимума. Также программное обеспечение предоставляет возможность ознакомиться с теорией по двойственному симплекс-методу и решить тест из десяти вопросов для проверки полученных знаний.

Литература:

  1. Таха Х. А. Введение в исследование операций 6-е издание. Пер. с англ. — Москва: Издательский дом «Вильямс», 2005. — 912 с.
  2. Зайченко Ю. П. Исследование операций: Учеб. пособие для студентов вузов. — 2-е изд., перераб. и доп.— Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1979. 392 с.
  3. Герберт Шилдт. Java 8. Полное руководство. — 9-е изд. — Вильямс, 2017. — 1376 с.
Основные термины (генерируются автоматически): двойственный симплекс-метод, интерактивное решение задачи, задача, интерактивное решение задач, линейное программирование, оптимальное решение, переменная, постановка задачи, решение, целевая функция.


Похожие статьи

Интерактивный подход к решению транспортной задачи методом потенциалов

Причинно-следственный подход для анализа безопасности сложных систем

Практико-ориентированнный подход в обучении решению финансовых задач

Синтез логико-динамической системы оптимального управления нелинейным неголономным объектом типа «мобильный робот»

Совершенствование и модернизация алгоритмов решения метрических задач в начертательной геометрии

Решение практико-ориентированных задач методами математического анализа

Применение метода вспомогательных задач при анализе текста олимпиадной математической задачи

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Обработка данных геомониторинга на основе сингулярного спектрального анализа

Похожие статьи

Интерактивный подход к решению транспортной задачи методом потенциалов

Причинно-следственный подход для анализа безопасности сложных систем

Практико-ориентированнный подход в обучении решению финансовых задач

Синтез логико-динамической системы оптимального управления нелинейным неголономным объектом типа «мобильный робот»

Совершенствование и модернизация алгоритмов решения метрических задач в начертательной геометрии

Решение практико-ориентированных задач методами математического анализа

Применение метода вспомогательных задач при анализе текста олимпиадной математической задачи

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Обработка данных геомониторинга на основе сингулярного спектрального анализа

Задать вопрос