Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Царь пустыни на складном стуле, или Почему кровать кривоногая

Филология, лингвистика
03.06.2017
53
Поделиться
Библиографическое описание
Федоренко, В. В. Царь пустыни на складном стуле, или Почему кровать кривоногая / В. В. Федоренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 492-495. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44027/.


Детали в текстах встречаются столь часто, что читатель уже не обращает на них внимание, кажется, убери их, и фабульно-характеристическая цепь не изменится, представление о действующих лицах останется прежним. Однако цель и смысл у этих деталей есть. Художественная деталь (фр. detail — часть, подробность) — значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке. В отличие от подробности, которая действует всегда с другими подробностями, составляя полную и правдоподобную картину мира, деталь всегда самостоятельна. [1] Не бывает лишнего в настоящем искусстве. В дочеховской литературе использование вещи при изображении человека служит безотказным и целенаправленным средством характеристики человека. Его жилье, мебель, одежда, еда, способы обращения с этими вещами, внешний облик, жесты, движения — характерологическую значимость имеют многие подробности. Этот принцип изображения внешнего окружения человека лучше всего можно охарактеризовать словами И. Тэна: «Под внешним человеком скрывается внутренний, и первый проявляет лишь второго. Вы рассматриваете его дом, его мебель, его платье — все это для того, чтобы найти следы его привычек, вкусов, его глупости или ума <...> Все эти внешние признаки являются дорогами, пересекающимися в одном центре, и вы направляетесь по ним только для того, чтобы достигнуть до этого центра» [2].

Чехов сказал: «Без детали вещь не живёт». [3] Писатель целенаправленно и безотказно пользовался этим средством при создании произведений. Одной только деталью автор способен раскрыть особенность характера, отразить фон повествования, добиться художественной конкретизации.

Продолжительная работа в юмористических журналах помогла автору хорошо отточить мастерство рассказчика. Писатель научился в относительно небольшой объем произведения втискивать максимум содержания. А так как в маленьком рассказе отсутствует возможность устраивать обширные описания, уделять внимание внутренним диалогам, то основную смысловую нагрузку несет в себе художественная деталь.

По композиционной роли детали можно разделить на два основных вида: детали повествовательные (указывающие на движение, изменение картины, обстановки, характера) и детали описательные (изображающие, рисующие картину, обстановку, характер в данный момент). Деталь может возникать в тексте одноразово, а может повторяться для усиления эффекта, в зависимости от замысла автора. Детали могут касаться быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи. [4] Так же они могут различаться по значению: иметь прямое значение — означать то, о чем говорится; добавочное — помимо основного иметь еще одно значение в зависимости от контекста; и переносное — по желанию автора означать что-то совсем иное, отличное от прямого лексического значения слова.

Особое место в вещевом мире А. П. Чехова занимает мебель. Проанализировав сопоставление выявленных единиц мебели с образами действующих лиц повестей А. П. Чехова «Огни» и «Дуэль» и рассказа «Жена», мы пришли к выводу, что мир многих героев и персонажей писатель описывает с использованием какого-либо предмета мебели, и что мебель в качестве описательной художественной детали имеет значение в характеристике действующих лиц.

Так, например, происходит в повести А. П. Чехова «Огни». Герой произведения — инженер Ананьев Николай Анастасьевич — «мужчина в самом соку», плотный, широкий в плечах и начинающий полнеть. Полнота его объясняется возрастом, добродушием и порядочностью, как считает автор, а также тем, что инженер был «женат и нежно любим своей женой». Ананьев, по его же мнению, еще с поступления в институт очень много мыслил о смысле жизни, одиночестве, однако спустя 6 лет его жизнь переворачивает встреча с подругой-гимназисткой, и он осознает, что был не мыслителем и философом, которым себя считал, а лишь виртуозом, ловко комбинирующим свои высокие мысли с самой низменной прозой. Автор не случайно дает герою отчество Анастасьевич, имеющее этимологию «воскресение». Он словно перерождается и входит в мир совсем другим человеком. Инженер уверен, теперь он знает, что такое — быть настоящим мыслителем и иметь за спиной серьезный жизненный опыт.

Ананьеву принадлежит два предмета мебели — походная кровать и письменный стол. Походная кровать представлена как «кривоногая». Понятно, что ее тонкие ножки скривились от большого веса мужчины, однако кровать в данном контексте приобретает еще одно, добавочное значение. Эта кровать — словно место в жизни, которое он занял, и под тяжестью его жизненного опыта она скривилась. При встрече с рассказчиком инженер попадает в перепалку со своим коллегой, студентом фон Штенбергом, что заставляет его вспомнить о своей молодости и еще раз убедиться в том, насколько он тогда был глуп. По окончании рассказа Ананьев настаивает на том, чтобы зашедший переночевать крестьянин лег спать именно на его кровать. Можно провести параллель: инженер настойчиво пытается навязать студенту свое мировоззрение, заставить его отказаться от своего мышления, однако тот не сдается до последнего; кривоногая кровать выступает в роли насиженного места, накопленного опыта, который он стремится передать другому человеку.

Однако слова автора в начале повествования о том, что, несмотря на любовь к отвлеченным вопросам, Ананьев «трактовать их не умел и не привык», даже не сразу было понятно, чего он хочет, настораживают нас и заставляют задуматься о важности и серьезности его рассказа. За своим рабочим столом мужчина делает пометки в чертежах железной дороги, при этом разговаривая и выпивая вино. Пустую бутылку он кладет под кровать, и мы понимаем, что таких бутылок там уже много. Инженер восхищается своей работой, говорит о том, как вокруг раскинутся города, будут построены предприятия, но относится к ней безответственно, а ведь это может стоить жизней людей. Что уж тут говорить о раздумьях над смыслом жизни, к которым он, видимо, обращается как раз тогда, когда открывается очередная бутылка? Таким образом, кривоногая походная кровать, стоящая на пустых бутылках, дискредитирует его и его размышления.

В своем рассказе Ананьев вспоминает подругу молодости Наталье Степановне. Еще в гимназии ей дали прозвище Кисочка, потому что она бледненькой, хрупкой, словно нечто эфирное, похожее на лунный свет, была очень красива и ужасно походила на маленького пушистого котеночка.

Описывая дачный дом, в котором сейчас живет Наталья Степановна, инженер говорит о мебели, стоящей в нем: «на дачах русский человек любит мебель неудобную, тяжелую, тусклую, которую и выбросить жалко, и девать некуда», «посреди комнаты, которую кисочка называла столовой, стоял круглый стол почему-то на шести ножках, на нем самовар и чашки, а на краю стола лежали раскрытая книга, карандаш и тетрадка». И снова мебель приобретает добавочное значение, словно копируя отношения в семье Кисочки. Несмотря на замужество, она стремится поддерживать ясность ума, оставаясь при этом хорошей хозяйкой. Однако это не спасает её семью — муж поступает с ней почти как с мебелью, по-хозяйски: весь город в курсе, что мужчина живет с другой женщиной, более того, приходя домой, он, абсолютно не стесняясь, обсуждает с другом разных дам. Наталья Степановна при этом нисколько не заинтересовывает их внимание. Странный шестиножный стол как бы подтверждает нелепость семейного состояния женщины: жена — красивая образованная женщина и хорошая хозяйка, муж — состоятельный человек, офицер, богато убранный дом, но счастья в этом доме нет, а значит теряется и смысл этого достатка. По рассказу Ананьева, при встрече с Кисочкой после окончания института, он с трудом узнает подругу юности. Черты её потускнели и стали строже, она располнела и совсем утеряла сходство с маленьким пушистым котенком, на лице, выражавшем усталую покорность и доброжелательство, уцелела одна только кроткая улыбка. Муж Натальи Степановны давно не любит свою молодую жену, она стала для него лишним грузом, но и избавиться от неё тоже нельзя. [5]

В это же время была написана повесть «Дуэль». В ней Чехов также использует мебель в качестве художественной детали для характеристики действующих лиц. Один из персонажей — доктор Самойленко. Это толстый, обрюзглый, неуклюжий мужчина, с виду неприятный и грубый, однако уже через короткое время завоевывающий доверие своим благодушием, смирением и безграничной добротой. Всем он помогал, давал денег взаймы, лечил, за каждого хлопотал и искренне радовался. Безгрешность его порочилась лишь двумя слабостями: стыдился своей доброты и любил, когда его называют вашим превосходительством. Чаще всего доктор взаимодействует с таким предметом мебели, как обеденный стол. Обеденный стол — место сбора всех домашних и гостей, место принятия пищи и теплых откровенных обсуждений. Но здесь эта деталь приобретает добавочное описательное значение. Прочитав рассказ, мы уже не можем представить себе этого персонажа без накрытого им большого стола, вспоминается сразу и атмосфера: вокруг доктора все время собираются люди и греются, как возле доброго друга. Люди доверяют ему, большинство персонажей и герой произведения стремятся открыть свои тайны и обсудить их именно с этим грузным, устрашающим на первый взгляд человеком. [6]

Один из его друзей, офицер Лаевский, представляет собой самый сложный характер в произведении. Вначале это хилый, извращенный, лживый лицемер, любящий выпить да посквернословить. Как считает общий знакомый Лаевского и Самойленко зоолог фон Корен, он «мерзавец», «ничего не делает и не читает… мало культурен и мало знает», а «все существование его сводится к женщине». И сам офицер сознает свои недостатки, понимает, что он ничтожен, пуст, ненавидит и презирает себя, однако страстно жаждет своего обновления, хочет стать человеком. До самой дуэли Левский часто сидит, лежит, и даже спит на диване в своем кабинете, а не в постели с женой. Чувствует пустоту и слабость — идет в кабинет и ложится на диван, собирается бежать в другой город от жены — снова ложится на диван, ночью возвращается домой, в потемках находит диван и ложится на него спать. Место для сна и отдыха — это кровать. Диван — это мебельное изделие со спинкой для сидения нескольких человек. Автор не зря очень часто упоминает этот предмет мебели, он целенаправленно наводит взгляд читателя на диван, с которым постоянно взаимодействует герой. В его кабинете стоит еще письменный стол и кресло, с которыми офицер почти не взаимодействует. Благодаря этой часто повторяющейся детали, читатель ясно видит, что слова фон Корена правдивы. Лаевский запутался в своих чувствах и лжи от праздности и скуки, он не может собраться и поработать, поэтому не может нормально отдохнуть. Все это выливается в пренебрежительное отношение к жене. Однако в жизни Лаевского все-таки происходит события, заставляющие разобраться в себе и продвинуться в стремлении стать человеком: дуэль с фон Кореном и измена жены. Эти события сильно влияют на молодого человека. Теперь он видит жизнь иначе, прощает жену и извиняется перед ней сам, пересаживается за письменный стол и начинает работать, чтобы честным трудом мало-помалу выплатить долги. Письменный стол здесь — предмет, организующий умственный труд и способствующий ему. Офицер пересел с дивана за стол — перешел от бездействия к действию [7].

Недругом Лаевского является зоолог фон Корен. Он умен, самостоятелен, упрям и имеет твердую, сильную, деспотическую натуру. Сам офицер говорит, что из зоолога вышел бы превосходный, даже гениальный полководец. Однако и идеалы у него деспотические, а люди для него — щенки и ничтожества. Фон Корен любит вмешиваться в чужие дела и держать местных жителей «в ежах», поэтому все его боятся. Он мог сделать прекрасную карьеру в России, но «лучше быть первым на деревне, чем в городе вторым». О зоологе говорят: «…ему нужна пустыня, лунная ночь… как Стэнли, сидит на складном стуле и чувствует себя царем пустыни и хозяином этих людей (пустившихся с ним в экспедицию) …» Сравнение с великим биохимиком-вирусологом, именование царем пустыни и хозяином людей — какое возвеличивание! И тут появляется важная деталь: непонятно каким образом в такую величественную картину втиснулся маленький, легко уязвимый, затертый в бесконечных походах и остановках складной стульчик. Одномоментно возвеличивание разбивается об этот складной стул, словно хрустальный бокал об каменный пол. Значит, и в характере фон Корена не все так однозначно? Быть может, не такой уж он страшный деспот, невидящий достоинства в людях? В разговоре с Самойленко зоолог упоминает юную девушку Катю и говорит, что любит ее чистоту; постоянно упрекает офицера Лаевского за его блудливость. Значит сам стремится к чистоте. Перед уездом фон Корен идет прощаться с офицером, потому что начинает уважать его за работу над собой и душевную перемену. В одном из эпизодов упоминается большой стол, сколоченный зоологом из простых досок — несмотря на свою интеллектуальную специальность и принадлежность к знати, это довольно хозяйственный и трудолюбивый человек [8].

Героиней рассказа А. П. Чехова «Жена» является Наталья Гавриловна, жена камер-юнкера. Муж видит ее гордой, самолюбивой, холодной женщиной с несчастным характером. Сама же Наталья Гавриловна утверждает, что стала грубой, пугливой и недоверчивой из-за постоянных войн с мужем. Она обвиняет его в тщеславии, когда тот пытается организовать материальную помощь мужикам по анонимной просьбе какого-то фельдшера из деревни, однако сама видит в этом «способ, как оправдать свою жизнь», праздную и пустую. И здесь автор не удерживается от возможности описания характеров персонажей при помощи мебели, с которой они чаще всего взаимодействуют. Рабочее место Натальи Гавриловны — маленький столик с ящичками, за которым она, работая, даже не сидела и писала, сильно нагнувшись. Этот столик дает ей прекрасную характеристику: к работе Natalie подходит абсолютно безответственно. Это подтверждают и лежащие на столе документы, с помощью которых женщина осуществляет контроль над доходами и расходами. Ведомость представляет собой штук пять непрошнурованных тетрадок, в которых хозяйничает кто хочет, что не характеризует Наталью Гавриловну как ответственно подходящего к делу человека. Это больше походит на игру. Всякий раз, когда в разговоре с мужем что-то идет не так, она бросается на кушетку — маленький диванчик со спинкой на одном конце, стоящую в этой же комнате. В один из таких моментов камер-юнкер восклицает: «Какой же вы еще ребенок, Natalie!». Однако он очень любит и ценит ее, чувствует от нее веяние чего-то мягкого, домовитого, женственного и в высшей степени изящного. Все комнаты на ее этаже уставлены старинной мебелью, что вызывает у читателя представление чего-то теплого, аристократично-изящного. Старинная мебель наверняка была крепкой, раз выдержала свой век. За Натальей Гавриловной охотно идут люди, доверяют ей свои деньги и работу над оказанием помощи мужикам, значит считают ее человеком с крепким характером [9].

Иван Иванович, друг мужа Натальи Гавриловны, представляет собой неповоротливого распухшего мужчину с неряшливой фигурой и давно небритым подбородком. Когда-то он был стройным, интересным краснобаем, очень деятельным и болтливым. Однако теперь, как выразился герой рассказа, «с этой слюнявой развалиной каши не сваришь». К старости он расслабился и обрюзг, но это добрый, открытый, гостеприимный человек, умеющий говорить неприятные вещи человеку прямо в лицо. Мебель в его доме очень красива и дорога. Иван Иванович говорит о дешевизне замечательного по красоте комода из палисандрового дерева, но палисандр — тропическое дерево прочностью в два раза выше, чем у дуба. Письменный стол и шкапчик из красного дерева тоже стоят немало. Стоит отметить щедрость и любовь к красоте Ивана Ивановича. Почти вся мебель в его доме — ручная работа большого мастера своего дела, столяра-самоучки Бутыги. Из его работ было ясно, что «Бутыга любил людей и не допускал мысли, что они могут умирать и разрушаться, и потому, делая свою мебель, имел в виду бессмертного человека». А стояла эта мебель в доме у Ивана Ивановича, она окружала его и приучала к этой любви. Вся мебель в доме была широкой, длинной, крепкой и устойчивой. Друг камер-юнкера характером походил на свою мебель — его мировоззрение было крепким, устойчивым, он не испытывал страха перед людьми и позволял себе откровенно говорить об их недостатках [10].

Рассмотрев примеры, приведенные из повестей А. П. Чехова «Огни», «Дуэль», и рассказа «Жена», мы пришли к выводу, что мебель в качестве художественной детали имеет непосредственное отношение к характеристике действующих лиц, помогает читателю грамотно проанализировать характеры героев и персонажей. Выявлено, что в основном встречаются описательные художественные детали, изображающие, рисующие картину, обстановку, характер действующих лиц в данный момент. Выявлено, что деталь эта неслучайна, а встречается в разных произведениях А. П. Чехова, что, возможно, ведет к закономерности, и является одним из принципов чеховского творчества.

Выявлено, что художественная деталь, а именно мебель, в повестях «Дуэль», «Огни» и рассказе «Жена» встречается 122 раза, из них 50 имеет отношение к характеристике действующих лиц. Это диван (5), кресло (4), кровать (4), кушетка (4), комод (3), шкап (2), стул (1), и т. д., но чаще всего писатель использует письменный (19) и обеденный(8) столы.

Мы думаем, что это не случайность, и что, скорее всего, каждый вид мебели имеет свои характерные особенности в использовании писателем в его творчестве, что оставляет необходимость в дальнейшем изучении данной проблемы.

Литература:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Деталь_(литература).
  2. И. Тэн. О методе критики и об истории литературы. СПб., 1896, С. 9.
  3. Добин Е. Герой. Сюжет. Деталь. — М.: Советский писатель, 1962
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Деталь_(литература).
  5. А. П. Чехов. Дама с собачкой. М., 2010, С. 35–69.
  6. Там же. С. 45–61.
  7. А. П. Чехов. Дама с собачкой. М., 2010, С. 70–73.
  8. Там же. С. 84–91, 118, 171.
  9. Там же. С. 114–117, 125, 130.
  10. А. П. Чехов. Дама с собачкой. М., 2010, С. 178, 186, 194, 197–204, 210.
  11. Там же. С. 180, 208–214.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 492-495):
Часть 5 (стр. 409-499)
Расположение в файле:
стр. 409стр. 492-495стр. 499

Молодой учёный