Приёмы обучения структуре и коммуникативным функциям сложноподчиненного предложения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 06.06.2017

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Алиева, М. С. Приёмы обучения структуре и коммуникативным функциям сложноподчиненного предложения / М. С. Алиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 464-466. — URL: https://moluch.ru/archive/156/43683/ (дата обращения: 16.12.2024).



В средней школе, как известно, мы не можем ставить целью усвоение учащимися всех типов сложноподчиненных предложений, тем более их разнообразных функций. Наиболее рациональной, по-видимому, является постановка такой цели: учащиеся должны усвоить те типы и функции сложноподчиненных предложений, которые необходимы в связной, аргументированной речи. Следуя этому принципу, мы отобрали для данного этапа обучения следующие речемыслительные действия и умения: 1) более полно охарактеризовывать субъект, объект, предикат и обстоятельства действия; 2) высказывать свое мнение по поводу фактов или отношение к ним; 3) обосновывать высказывание, объяснять причину цель и следствие поступков; 4) передавать сообщение другого лица; 5) делать заключение или вывод.

Ниже мы поясним причину отбора этих, а не других речемыслительных действий и опишем пути обладания ими.

  1. Умение более полно охарактеризовывать субъект, объект, предикат и обстоятельства очень важно для овладения связной монологической речью, так как последняя по своей природе является развернутой, а следовательно, требует владения более сложными структурами, чем диалогическая речь.

Вначале школьники обучаются умению полно охарактеризовывать субъект, объект, предикат и обстоятельства, усваивая однородные подлежащие, определения к ним, однородные сказуемые и разнообразные обстоятельственные слова, характеризующие способ, место, время совершения действия (на уровне простого предложения).

На последующем этапе развиваются более сложные умения: учащиеся усваивают определительные и обстоятельственные придаточные предложения. Как показывает практика, обучение этому виду придаточных предложений можно проводить уже в VI-VIII классах, в частности в связи с повторением ранее пройденных тем. Если в V-VI классах при прохождении темы «Семья» учащиеся пояснили субъект с помощью определений, например: My elder brother, Peter by name, works… или My elder brother , whose name is… works… .

На среднем этапе обучения появляется необходимость усвоения придаточных обстоятельственных предложений времени. Так, при закреплении времени Past Perfect решается также задача усвоения придаточных обстоятельственных предложений времени, действие которых предшествует действую в главном предложении.

Мы использовали для этой цели примерно такие речевые упражнения:

Сообщите, что вы сделали утром, прежде чем 1) сесть завтракать 2) уйти в школу 3) пойти гулять после обеда

Расскажите, что вы сделали, прежде чем пойти всем классом в театр (в кино, на каток, в поход, на лыжную прогулку в лес, в музей, на экскурсию на завод и т.п.).

  1. Необходимость овладением выражать свое мнение по поводу фактов, свое отношение к ним тем, что монологическое высказывание, как правило, исходит не из ситуации общения, а из внутренних побуждений говорящего. Данное умение предполагает успешное усвоение учащимися вводных модальных слов (perhaps, probably, to my mind, as for me, in my opinion), а также вводных предложений типа: I think, I suppose, I believe, I’m afraid, It seems to me that… . Работу над модальными словами и предложениями можно начинать уже в VI классе. Для этой цели при обсуждении прослушанного или прочитанного рассказа, звукового учебного фильма необходимо давать в качестве опор упомянутые выще модальные слова и предложения, а также напоминать учащимся, чтобы они столько пересказывали содержание, а выражали бы свое отношение к поступкам действующих лиц. Например: “We’re on duty”, Why don’t you like Ann? Высказали следующие мысли:

P.1: It seems to me Sasha doesn’t know her duties.

P.2: I think he doesn’t like to do anything.

P.3: I’m afraid he is a bad boy. He doesn’t like to help his friends.

3. Умение обосновывать высказывание является необходимым условием владения связной речью. Поскольку обосновать высказывание, по мнению психологов, – это значит ответить прямо или косвенно на вопрос «Почему?»

Обучение этим типам сложноподчиненных предложений можно осуществлять с помощью упражнений с речевой направленностью, таких, например, как обсуждение вопросов, непосредственно связанных с жизнью школьников. Для облегчения проблемы «как сказать?» как известно, даются образцы в качестве опоры.

В качестве упражнения мы предлагаем учащимся обсудить свой режим дня. В качестве опоры мы даем следующие образцы:

I get up at seven, because I must be at school at eight.

As I have an English lesson tomorrow, I have to do my homework.

I want to be strong, so I always do morning exercises.

Для этой же цели предлагаем еще некоторые варианты упражнений:

Сообщите, что делает дежурный до и после занятий, и объясните цель его действий.

Расскажите о режиме дня вашего младшего брата и докажите его целесообразность.

4.При обсуждении прослушанных рассказов, просмотренных кинофильмов учащиеся должны уметь комментировать высказывания своих товарищей, а также действующих лиц. Например: Прокомментируйте высказывания своих товарищей (по тексту, про слушанному рассказу).

Эти упражнения также выполняются с опорой на образцы, иллюстрирующие разнообразные способы превращения прямой речи в косвенную.

  1. Учащиеся должны уметь пользоваться сложными предложениями, в которых поясняющее предложение по своему значению является выводом из предыдущего, поясняемого. Эти предложения присоединяется союзами so, hence, причем первый из них является более употребительным в разговорной речи.

Учитель сообщает об изменении погоды. Например:

T: It’s going to rain.

P: So we shan’t go hiking tomorrow. Учащиеся делают сообщения на повседневные темы и соответствующие выводы после них.

Литература:

  1. Норк О.А. Милюкова Н.А. Фонетика немецкого языка. М. 1977
Основные термины (генерируются автоматически): предложение, учащийся, V-VI, VI-VIII, высказывание, качество опоры, обстоятельственное предложение времени, повод фактов, режим дня, умение, этап обучения.


Похожие статьи

Речевые условия употребления синтаксических единиц сложного предложения и их вариантность

Структурно-семантические особенности служебных частей речи с уступительным значением

Сложноподчиненные предложения с уступительной семантикой: общая характеристика, структура, особенности употребления в современной речи

Виды упражнений, способствующих правильному выбору и употреблению в речи транспозиционных временных форм русского глагола

Этапы формирования связной речи как залог результативного обучения

Познавательные стратегии и их роль в процессе обучения грамматической стороне говорения

Прагматическая семантика модальной рамки в сложноподчиненных предложениях с придаточными объектными

Виды сложных предложений с точки зрения функциональных отношений между его частями

Описательные контексты как компоненты неописательного стиха и их текстообразующая функция

Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной речи

Похожие статьи

Речевые условия употребления синтаксических единиц сложного предложения и их вариантность

Структурно-семантические особенности служебных частей речи с уступительным значением

Сложноподчиненные предложения с уступительной семантикой: общая характеристика, структура, особенности употребления в современной речи

Виды упражнений, способствующих правильному выбору и употреблению в речи транспозиционных временных форм русского глагола

Этапы формирования связной речи как залог результативного обучения

Познавательные стратегии и их роль в процессе обучения грамматической стороне говорения

Прагматическая семантика модальной рамки в сложноподчиненных предложениях с придаточными объектными

Виды сложных предложений с точки зрения функциональных отношений между его частями

Описательные контексты как компоненты неописательного стиха и их текстообразующая функция

Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной речи

Задать вопрос