Психология — наука будущего в Китае | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 29.05.2017

Статья просмотрена: 1789 раз

Библиографическое описание:

Се, Юаньлинь. Психология — наука будущего в Китае / Юаньлинь Се. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 390-393. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43894/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются особенности развития психологической науки от прошлых дней до нашего времени. Анализируется значение психологических знаний для современного человека и общества. Приводятся перспективы развития психологии как науки, а также ее значимость для китайского общества. Рассмотрены основные сферы и предпосылки, по которым можно судить о том, что психология является наукой будущего в Китае.

Ключевые слова: психология, наука, психологическая наука, психологические знания, психология человека, психология общества, будущее, Китай

В XXIвеке психология является прогрессивным научным направлением. Даже не будучи профессиональным психологом каждый современный человек так или иначе каждый день сталкивался с теоретическими и практическими аспектами данной науки. Всем известно, что человек — существо социальное, поэтому психологический аспект имеется во всем, с чем нам приходиться взаимодействовать.

Психология — это очень интересная и не до конца изученная наука. Она занимается изучением подсознания человека и тем, как ведет себя человеческий мозг в тех или иных ситуациях. Психологическое научное направление можно разделить на два вида — фундаментальную и прикладную психологию. В рамках фундаментальной психологии изучению подлежат все психические процессы, среди которых — ощущения, восприятия, внимание, представление, память, воображение, мышление и речь. Кроме того, фундаментальная психология занимается изучением психических свойств и психических состояний человека. Прикладное направление, прежде всего, предполагает использование фундаментальных знаний в реальной жизни, сюда относится непосредственно взаимодействие человека с другими людьми, его поведение в обществе и прочие социальные аспекты [3].

Психология — одновременно очень старая и вместе с этим очень молодая наука. Сегодня мы имеем возможность познакомиться с трудами великих отечественных и зарубежных психологов, которые трудились еще в те времена, когда лишь единицы владели психологическими знаниями. До определенного момента времени психологических знаний было вполне достаточно, они были актуальны и значимы, применимы для общества того времени [2].

На сегодняшний же день, наблюдается значительное возрастание роли психологических знаний в жизни каждого человека.

Во-первых, психология имеет особо значимое практическое значение, психологические знания во многом помогают решить реальные производственные проблемы, жизненные трудности, помогает человеку правильно выбрать профессию, адаптироваться и в производственном коллективе, и в семье. Она учит человека правильно взаимодействовать с людьми и направлять процесс общения на достижение положительного результата [1].

Во-вторых, психологические знания в жизни человека имеют особое развивающее значение. А именно, полученные психологические знания прежде всего человек примеряет на себе, это способствует его знакомству с самим собой, обуславливает лучшее понимание собственной личности. К примеру, когда человек узнает о своем темпераменте, он стремится подчеркнуть и использовать его основные составляющие, когда узнает о видах мышления — пытается понять особенности собственного мышления. При этом сегодня это возможно не только на основе информации, полученной с помощью самонаблюдения, но и с помощью использования специального психологического инструментария — тестов и других психодиагностических методов. В результате выявления собственных психологических особенностей, человек может понять, какие преимущества и трудности в деятельности, общении связаны с его темпераментом и мышлением, каким именно образом их следует учитывать в реальной жизни и профессиональной деятельности, как развивать собственную личность и заниматься самосовершенствованием. Так, развивающий аспект психологии обуславливает прежде всего практический эффект [1].

В-третьих, психология имеет огромное общекультурное значение, которое предполагает, что в результате овладения психологическими знаниями человек овладевает не только культурой своего народа, но и другими культурами [1].

Если рассматривать вопрос значимости психологических знаний на более глобальном уровне, то становится очевидным, что психология играет особую роль в жизни любого современного общества. Психологические знания способствуют регуляции поведения между людьми, обеспечивают эффективной взаимодействие. Особо важное значение психология представляет для активно развивающихся стран, в частности, для такой страны, как Китай.

Китай на сегодняшний день входит в число наиболее влиятельных стран мира. Не обладая психологическими знаниями современное китайское общество не стало бы по-настоящему «современным», поскольку «современность» в общем смысле этого слова, предполагает контакт с людьми, и довольно-таки цивилизованный, а контакт, в свою очередь, как известно, является психологически необходимым компонентом общения с людьми и анализа их личности.

Кроме того, в современном Китае, в связи с активным развитием инновационных и информационно-коммуникационных технологий, большое значение имеет обеспечение эффективности так называемого виртуального общения. Так, в рамках интернет-общения современные специалисты и обычные люди испытывают ряд сложностей, связанных с нахождением контакта с собеседником. Прежде всего это обусловлено тем, что отсутствует прямой контакт, невозможным представляется использованием мимики, жестов, элементарно выражения лица. Так или иначе, взаимодействуя с другим человеком в сети Интернет, человек определенными способами должен узнать настроение собеседника, наладить с ним контакт, не допустить виртуального конфликта. Поэтому в связи с переходом китайского общества на новый уровень развития, для которого характерно повсеместная информатизация и глобализация, использование психологических знаний для обеспечения эффективного дистанционного взаимодействия представляет особую значимость. Во многом, если бы не знания психологии современных китайских специалистов, не было бы заключено огромное количество многомилионных контрактов с зарубежными партнерами, не было бы достигнуто столь масштабных целей в деятельности государства в целом.

В связи со стремительным развитием китайского бизнеса активно развивается и сфера практической психологии, которая направлена теперь не только на помощь отдельным людям, но и на оказание помощи бизнес сегменту, его развитие, что определяется не только целями и ценностями специалистов, но и требованиями современного китайского рынка. В ближайшем будущем бизнес в Китае ожидает от практической психологии высокой эффективности, быстрых результатов.

Кроме того, нельзя не отметить всем известную закономерность, что чем более комфортной становится жизнь людей, тем чаще они начинают создавать и придумывать себе психологические проблемы. В результате того, что Китай сегодня стал одной из стран для комфортной жизни, мы можем говорить о наличии и активном распространении этой тенденции и в китайском обществе. Также нельзя не отметить, что современный темп жизни в Китае таков, что специалисты вынуждены трудиться каждый день практически без выходных, для обеспечения комфортных условий жизни, поэтому для них характерны частые неврозы, депрессии, разные негативные эмоциональные состояния. Как свидетельствует современная статистика в Китае, как в одной из наиболее прогрессивных на сегодняшний день стран, эта тенденция лишь возрастает. В связи с этим, для решения такого рода человеческих проблем в сегодня и в ближайшем будущем психологические знания и профессиональные специалисты в области психологии будут актуальны в китайском обществе как никогда.

Резюмируя вышеназванные аспекты развития психологического направления в китайском обществе, можно сформулировать основные предпосылки и тенденции, исходи из которых мы заявляем, что психология — наука будущего в Китае.

Так, в связи со всеобщим изменением социальной роли бизнеса, который интегрируется в общество и культурные практики, подвергается качественному изменению взаимодействие людей в нем. Сам человек сегодня выступает в качестве генератора смысла и стиля жизни. В связи с этим, в китайском обществе в будущем будет весьма востребована профессия бизнес–психолога, который будет заниматься формированием и обеспечением эффективных внутренних и внешних коммуникаций бизнеса. Кроме того, в связи с расширением коммуникаций, бизнес, как отрытая система, формирует новые правила конкуренции и партнерства, в связи с чем, для преуспевания в бизнесе, любой современный специалист должен будет обладать прогрессивными психологическими знаниями, умениями и навыками, которые позволят ему достичь успеха на китайском и международном рынке.

Нельзя не отметить, что в связи с расширением миграционных процессов в Китае, а также в связи с расширением государственных границ значительно изменяется организационная культура, подходы к отбору и развитию сотрудников, обостряется конкуренция и конфликты между специалистами. Увеличение разнообразия, столкновение представителей разных культур, взаимодействие с иностранцами, разные графики работы и трудности самоопределения при одновременной включенности в множество проектных групп — все это будет вызывать конфликты и растущую потребность в психологической поддержке. Для предотвращения подобных негативных тенденций, особо актуальным будет изучение изменений психологической составляющей социокультурной сферы китайского общества.

Кроме того, всеобщее ускорение бизнес-процессов в Китае, требующее от руководителей все больше гибкости, способности принимать нестандартные решения в условиях дефицита времени и стресса — будет способствовать увеличению потребности в психологических технологиях управления стрессом, принятия коллективных и индивидуальных решений. Не менее важное значение имеет увеличение спроса и интенсивности использования информационных технологий, что в свою очередь приводит к информационным перегрузкам, стрессу и эмоциональному выгоранию китайских специалистов. Все это в свою очередь актуализирует ценность психологически знаний и навыком в ближайшем будущем.

Таким образом, в связи с тем, что китайское общество является эпицентром развития новейших технологий, которые обеспечивают усовершенствование мира, психологические знания и в дальнейшем будут играть особо важную роль. Поскольку, вместе с развитием инновационных технологий, изменяться будет и психика человека, именно поэтому, мы осмелились заявить о том, что психология — является наукой будущего в Китае.

Литература:

  1. Журавлев А. Л., Нестик Т. А., Юревич А. В. Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 // Психологический журнал. — Т. 37. — № 5. — С. 55–74.
  2. Мазилов В. А. Психология академическая и практическая: актуальное сосуществование и перспективы // Психологический журнал. — 2015. — № 3. — Т.36. — С. 87–96.
  3. Мазилов В. А. Психология: будущее неизбежно // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2016. — № 4. — Т. 10. — С. 16–21.
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, китайское общество, знание, психология, связь, наука будущего, практическая психология, психологическая наука, реальная жизнь, собственная личность.


Похожие статьи

Публикация научных статей — Молодой ученый

«Психология в России и за рубежом» (IV) Санкт-Петербург.

«Образование: прошлое, настоящее и будущее» (V) Краснодар.

«Психологические науки: теория и практика» (VI) Краснодар.

Актуальность изучения гетеростереотипного восприятия...

В зарубежной социальной психологии последних десятилетий под влиянием идей

В белорусской психологической науке пока еще уделено недостаточно внимания

Анализ психолого-педагогических условий профессиональной подготовки будущих учителей...

Этнопсихологические особенности обучения китайских учащихся

«Китайское общество глубоко иерархично: к вышестоящему начальнику, отцу

Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 2000.

В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: Сб. ст. по матер.

Психология свободы личности: анализ научных трудов XX...

Психологиянаука будущего в Китае.

Психологиянаука будущего в Китае. Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ.

Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее...

Данную науку классифицируют как нематериальную, и потому речь в ней идет не о роли и значении «предметного» благополучия.

Общество должно создать такие условия жизни, при которых будет соблюдаться

Материалы Международной научно-практической конференции.

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

Также, психологически здоровая личность независима от окружения, она

Такая личность отличается вовлечённостью в процесс жизни, стабильностью, творческим потенциалом.

Дубровина, И. В. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной.

Исследования бессознательной сферы в современной психологии

Тем не менее, сегодня мир психологической науки делает целенаправленные и осмысленные шаги к той области знаний о механизмах бессознательного, что до XX столетия находилось за гранью представлений о человеческой психологии.

Идентичность как предмет психологического исследования

Предмет психологии, ее связь с другими науками. Гендерные различия в понимании психологического феномена лжи. Профессиональная идентичность работника искусства.

Личностные детерминанты склонности ко лжи | Статья в журнале...

И психологические исследования, и реальная жизнь показывают: прямой зависимости между пониманием

Бодалёв А. А. Личность и общение. — М., 1983. Введение в практическую социальную психологию. / Ред. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Соловьева О. В. — М., 2004.

Публикация научных статей — Молодой ученый

«Психология в России и за рубежом» (IV) Санкт-Петербург.

«Образование: прошлое, настоящее и будущее» (V) Краснодар.

«Психологические науки: теория и практика» (VI) Краснодар.

Актуальность изучения гетеростереотипного восприятия...

В зарубежной социальной психологии последних десятилетий под влиянием идей

В белорусской психологической науке пока еще уделено недостаточно внимания

Анализ психолого-педагогических условий профессиональной подготовки будущих учителей...

Этнопсихологические особенности обучения китайских учащихся

«Китайское общество глубоко иерархично: к вышестоящему начальнику, отцу

Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 2000.

В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: Сб. ст. по матер.

Психология свободы личности: анализ научных трудов XX...

Психологиянаука будущего в Китае.

Психологиянаука будущего в Китае. Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ.

Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее...

Данную науку классифицируют как нематериальную, и потому речь в ней идет не о роли и значении «предметного» благополучия.

Общество должно создать такие условия жизни, при которых будет соблюдаться

Материалы Международной научно-практической конференции.

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

Также, психологически здоровая личность независима от окружения, она

Такая личность отличается вовлечённостью в процесс жизни, стабильностью, творческим потенциалом.

Дубровина, И. В. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной.

Исследования бессознательной сферы в современной психологии

Тем не менее, сегодня мир психологической науки делает целенаправленные и осмысленные шаги к той области знаний о механизмах бессознательного, что до XX столетия находилось за гранью представлений о человеческой психологии.

Идентичность как предмет психологического исследования

Предмет психологии, ее связь с другими науками. Гендерные различия в понимании психологического феномена лжи. Профессиональная идентичность работника искусства.

Личностные детерминанты склонности ко лжи | Статья в журнале...

И психологические исследования, и реальная жизнь показывают: прямой зависимости между пониманием

Бодалёв А. А. Личность и общение. — М., 1983. Введение в практическую социальную психологию. / Ред. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Соловьева О. В. — М., 2004.

Похожие статьи

Публикация научных статей — Молодой ученый

«Психология в России и за рубежом» (IV) Санкт-Петербург.

«Образование: прошлое, настоящее и будущее» (V) Краснодар.

«Психологические науки: теория и практика» (VI) Краснодар.

Актуальность изучения гетеростереотипного восприятия...

В зарубежной социальной психологии последних десятилетий под влиянием идей

В белорусской психологической науке пока еще уделено недостаточно внимания

Анализ психолого-педагогических условий профессиональной подготовки будущих учителей...

Этнопсихологические особенности обучения китайских учащихся

«Китайское общество глубоко иерархично: к вышестоящему начальнику, отцу

Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 2000.

В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: Сб. ст. по матер.

Психология свободы личности: анализ научных трудов XX...

Психологиянаука будущего в Китае.

Психологиянаука будущего в Китае. Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ.

Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее...

Данную науку классифицируют как нематериальную, и потому речь в ней идет не о роли и значении «предметного» благополучия.

Общество должно создать такие условия жизни, при которых будет соблюдаться

Материалы Международной научно-практической конференции.

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

Также, психологически здоровая личность независима от окружения, она

Такая личность отличается вовлечённостью в процесс жизни, стабильностью, творческим потенциалом.

Дубровина, И. В. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной.

Исследования бессознательной сферы в современной психологии

Тем не менее, сегодня мир психологической науки делает целенаправленные и осмысленные шаги к той области знаний о механизмах бессознательного, что до XX столетия находилось за гранью представлений о человеческой психологии.

Идентичность как предмет психологического исследования

Предмет психологии, ее связь с другими науками. Гендерные различия в понимании психологического феномена лжи. Профессиональная идентичность работника искусства.

Личностные детерминанты склонности ко лжи | Статья в журнале...

И психологические исследования, и реальная жизнь показывают: прямой зависимости между пониманием

Бодалёв А. А. Личность и общение. — М., 1983. Введение в практическую социальную психологию. / Ред. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Соловьева О. В. — М., 2004.

Публикация научных статей — Молодой ученый

«Психология в России и за рубежом» (IV) Санкт-Петербург.

«Образование: прошлое, настоящее и будущее» (V) Краснодар.

«Психологические науки: теория и практика» (VI) Краснодар.

Актуальность изучения гетеростереотипного восприятия...

В зарубежной социальной психологии последних десятилетий под влиянием идей

В белорусской психологической науке пока еще уделено недостаточно внимания

Анализ психолого-педагогических условий профессиональной подготовки будущих учителей...

Этнопсихологические особенности обучения китайских учащихся

«Китайское общество глубоко иерархично: к вышестоящему начальнику, отцу

Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 2000.

В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: Сб. ст. по матер.

Психология свободы личности: анализ научных трудов XX...

Психологиянаука будущего в Китае.

Психологиянаука будущего в Китае. Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ.

Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее...

Данную науку классифицируют как нематериальную, и потому речь в ней идет не о роли и значении «предметного» благополучия.

Общество должно создать такие условия жизни, при которых будет соблюдаться

Материалы Международной научно-практической конференции.

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

Также, психологически здоровая личность независима от окружения, она

Такая личность отличается вовлечённостью в процесс жизни, стабильностью, творческим потенциалом.

Дубровина, И. В. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной.

Исследования бессознательной сферы в современной психологии

Тем не менее, сегодня мир психологической науки делает целенаправленные и осмысленные шаги к той области знаний о механизмах бессознательного, что до XX столетия находилось за гранью представлений о человеческой психологии.

Идентичность как предмет психологического исследования

Предмет психологии, ее связь с другими науками. Гендерные различия в понимании психологического феномена лжи. Профессиональная идентичность работника искусства.

Личностные детерминанты склонности ко лжи | Статья в журнале...

И психологические исследования, и реальная жизнь показывают: прямой зависимости между пониманием

Бодалёв А. А. Личность и общение. — М., 1983. Введение в практическую социальную психологию. / Ред. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Соловьева О. В. — М., 2004.

Задать вопрос