В настоящее время социум задает высокие требования и нормы к каждому члену его общества. Это связано с особенностью социально — психологических, информационных и экономико — политических ситуаций в мире и стране. И такая ситуация вскрывает проблему дезадаптации учащихся, которые не успевают приспособится к все новым условиям среды и постоянно меняющимся требованиям.
Одной из сред, которая должна подготавливать учащегося XXI века к реалиям сегодняшнего мира является школа. Она задает темп, обуславливает тот социально — психологический климат учащимся, который должен способствовать успешной адаптации. Социально психологический климат — это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. [1]:
− Социальный климат школы — характеризуется сформированностью учебного коллектива. Осознанием всех членов данного коллектива целей и задач, соблюдением тех норм, которые характерны для данного коллектива.
− Моральный климат — характеризуется тем, что все члены данного коллектива принимают определенные моральные нормы и негласные правила своего социума.
− Психологический климат, он включает в себя эмоциональный компонент группы, особенности взаимоотношений внутри группы. [2]
И данная работа является успешной только в том случае, когда это организованная деятельность всех членов учебного процесса. Однако, стоит отметить, что ведущую роль в данной ситуации берет на себя учитель. Именно он формирует начальный этап взаимоотношений учеников, образует данный коллектив. И основными действиями учителя по отношению к ученикам, для формирования благоприятного социально — психологического климата должны быть следующие действия:
- Объяснение каждому ученику его цели и задачи. Анализ понимания учащихся своих целей и задач.
- Осознанием учеником своих личных убеждений. Данное утверждение нужно, для того чтобы ученик понимал свои убеждения как в отношении себя, так и в отношении других членов группы для его гармоничного развития.
- Постоянно прослеживать динамику развития группы. Гармоничное развитие учащегося возможно только если группа царит открытость учащихся друг к другу, к преподавателю, доверие.
Макаренко писал, что яркими признаками благоприятного социально — психологического климата является то, что ученики чувство гордости, достоинства за свой коллектив, за себя, чувство защищенности. Так же, учащиеся соответствуют нормам данного коллектива. [3]
Из этого следует вывод, что, если создан неблагоприятный социально — психологический климат, учащийся характеризуется, закрытость, у него отсутствует доверие к учебному процессу, страдает учебная деятельность. Все это проявляется в том, что ученик выдает следующие реакции:
− Снижение успеваемости — учащийся начинает демонстрировать удовлетворительные и не удовлетворительные результаты по учебным дисциплинам.
− Нарушение взаимоотношений со сверстниками — отсутствие доверительной, доброжелательной атмосферы затрудняет способность устанавливать эмоциональные контакты, общение может носить только формальный характер.
− Эмоциональные нарушение — на этом уровне у учащихся проявляется неадекватная реакция на существующие условия.
− Поведенческие отклонения — данные отклонения проявляются в нарушении норм и правил данного социума, которые могут провялиться как на территории школы, так и вне ее. К таким можно отнести: прогулы, хулиганство, аддиктивное поведение, оппозиционное поведение. Дети, демонстрирующие данное отклонение могут стоять на ВШУ.
Поэтому мы решили провести исследование по уровню удовлетворенности психологических условий общеобразовательных школ г. Якутск. Объектом выступили учащиеся общеобразовательных школ в количестве 71 человек. Так же выборка была поделена на: занимающиеся спортом (33 учащихся) и не занимающиеся спортом (38 учащихся). Исследования проводилось с помощью диагностики психологических условий школьной образовательной среды. Автор данной диагностики к. п.н Бадьина Наталья Петровна. Данная методика выявляет следующие параметры удовлетворенности психологической среды школы:
− интенсивность образовательной среды — данная шкала отражает на сколько активно происходит процесс обучение по мнению учащихся;
− эмоционально-психологический климат — указывается удовлетворённость учащимися взаимоотношений с одноклассниками и преподавателями, уровень открытости и доверия к данной среде;
− удовлетворенность образовательной средой — данная шкала отражается на сколько удовлетворён учащихся образовательной деятельностью, проходящей в школе;
− демократичность образовательной среды — данная шкала отмечает уровень демократичности преподавателей и других представителей СОШ;
− содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов — на сколько учащиеся удовлетворены теми побудительными действиями школы, которые направлены на развитие мотивации учащихся;
− удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением — отражает на сколько учащиеся удовлетворены тем качеством преподавания предметов, а также иных услуг, предоставляемые школой.
Нами были получены следующие результаты:
- Группа учащихся, не занимающихся спортом продемонстрировала преимущественно средний и высокий уровень удовлетворения психологическим климатом школы. 39,3 % учащихся отметили, что высоко удовлетворены тем качеством услуг, которые оказывает школы. Однако 21 %, что составляет 1/5 учащихся отметили, что не удовлетворены содействием к развитию познавательной деятельности. Это значит, что преподаватели не заинтересовывают учащихся, упуская мотивационный компонент обучения.
- Группа учащихся, занимающихся спортом продемонстрировала преимущественно средний результат удовлетворения психологическим климатом школы. Данная группа продемонстрировала низкую удовлетворенность по таким показателям как: эмоционально-психологический климат (24,4 %) — Это выражается в ощущении некомфортного пребывания в данном коллективе, неудовлетворении коммуникации с одноклассниками или учителями. Демократичность (39,3 %) — учащиеся отмечают, что не могут принимать участие в тех аспектах жизни школы, к которым имеют личностный интерес. Содействие развитием познавательной мотивации (45,4 %). Интенсивность образовательной среды (48,4 %) — отсутствуют задания повышенной сложности как во время урока, так и в заданиях на дому.
По данным результатам можно сделать следующие выводы. Группа учащихся, занимающихся спортом имеют неудовлетворенность психологическим климатом школы. Уход в спорт можно рассматривать как вид замещения, которое необходимо для удовлетворения, тех аспектов, которых не удовлетворяются в школе. Так же стоит отметить, что обе группы продемонстрировали неудовлетворенность содействием к развитию познавательной деятельности, что говорит о том, что педагоги в ходе обучения забывают о мотивационном компоненте образования.
В итоге исследования можно говорить о том, что мы увидели, что учащийся в случае неудовлетворения определенных психологических аспектов, связанных с обучением в школе, готов к компенсирующему поведению. В данном исследовании была рассмотрена позитивная компенсация. Однако, в случае попадания ребенка в неблагоприятную среду, возможно развитие негативной компенсации, которое может привести к дезадаптивному и девиантному поведению.
Литература:
- Айгородский Д. Я. Хрестоматия по психологии [Текст] / Д. Я. Райгородский. — М.: Наука, 2002. — 698 с.
- А. И. Коротаева, С. А. Крот Сравнительный анализ социально-психологического климата класса на примере общеобразовательной и спортивных школ // Саратовский национальный исследовательский государственный университет им Н. Г. Чернышева — 05.03.2015.
- Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе// Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам IV студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2013 —№ 4 / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4.pdf
- Шепель В. М. Понятие психологического климата [Текст] / В. М. Шепель // Вопросы психологии. — 2002. — № 3. — С. 17–21.