Проблемы правового регулирования памятников природы регионального и местного значения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Захарова А. Э., Абдуллина Р. Р., Николаева А. А. Проблемы правового регулирования памятников природы регионального и местного значения // Молодой ученый. — 2017. — №21. — С. 312-314. — URL https://moluch.ru/archive/155/43700/ (дата обращения: 18.11.2019).



Памятники природы — безусловно значимые природные объекты, которым необходима серьезная законодательно урегулированная правовая охрана. Данная тема является актуальной особенно в контексте памятников природы регионального и местного значения, которым ввиду удаленности не предоставляется значительная охрана.

Ключевые слова: природа, экология, памятники природы, окружающая природная среда

Природа — очень ранимый материал, который «с легкой руки» человека достаточно легко загрязнить или вовсе уничтожить, но вернуть все в прежнее состояние очень трудно.

2017 год в России объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий. Цель данного решения является необходимость привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние природной среды в России.

Необходимо отметить, что в последнее время происходит значительное ухудшение состояния как окружающей природной среды в целом, так и отдельных ее объектов, являющихся памятниками природы. Такие объекты подлежат более тщательной охране со стороны государства.

Термин «Памятники природы», который в переводе с германского означает — кусочек девственной природы, пришел к нам из Германии, основателем которого стал Гуго Конвенц. Однако в России «памятники природы» — это всего лишь юридическая категория, которая придает особый смысл данной территории земли или какому-либо объекту [1].

Так, в статье 25 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», памятниками природы признаются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения [2]

Правовой статус памятников природы сегодня регламентируется лишь на федеральном уровне в Федеральном законе от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [2] специального закона, который бы регулировал правовую охрану памятников природы на данный момент нет, в связи с чем, на практике часто возникают споры по правильному применению таких объектов природного мира. Поэтому считаем, что для начала необходимо решить вопрос о правовом положении памятников природы на законодательном уровне путем принятия отдельного закона о памятниках природы, в котором будет указаны правовой режим памятников природы, цели, которым служат такие памятники, их количество, а также ответственность за нарушение их правового режима. Принятие такого закона послужит, прежде всего, воспитательным элементом для тех граждан, умышленно причиняющих вред окружающей природе и ее объектам.

На региональном уровне так же существуют проблемы законодательного закрепления такой категории как памятники природы. Так, в Оренбургской области существует закон Оренбургской области от 7 декабря 1999 года N 394/82-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Оренбургской области» [3] а так же Постановление Правительства Оренбургской области от 25 февраля 2015 года «О памятниках природы областного значения Оренбургской области» [4] однако данные нормативно-правовые акты в полной мере не закрепляют правовой статус памятников природы, а также в таких актах отсутствуют нормы об охране памятников природы на местном уровне. На наш взгляд, это является значительным недостатком, так как к сожалению, сегодня многие памятники природы на местном уровне никак не охраняются, а некоторые и вовсе больше не входят в состав памятников природы. Возникает вопрос — существуют ли объективные причины исключения таких природных объектов из категории памятников природы или же это нежелание властей принимать меры к должной охране значимых природных объектов?

Считается, что должная охрана осуществляется лишь за наиболее значимыми памятниками природы, представляющими коммерческий или иной интерес прежде всего для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а памятники природы, находящиеся в отдаленных местах и не представляющие интерес для государства, остаются без необходимой правовой защиты с его стороны. Но в большинстве случаев, к памятникам природы, относящимся к категории особо охраняемых, также не применяются должные меры защиты.

Так, в Кувандыкском районе Оренбургской области к категории памятников природы в 2012 году был отнесен горный хребет «Шайтан-Тау» (Чертова гора), расположенный в междуречье реки Сакмары и Куруила. Площадь хребта составляет 41 километр в длину и 13 километров в ширину. Основная местность на этой территории — горно-лесостепная.

Создание такого заповедника как «Шайтан-Тау» было, прежде всего, направлено на увеличение объектов культурного достояния России путем изъятия из рук людей, занимающихся хозяйством в таких природных зонах, так как они являются культурным, национальным, эстетическим наследием России.

Следует отметить, что большее число жителей территории Кувандыкского района были против инициативы создания такой заповедной зоны. Так, прежде чем построить заповедник «Шайтан-Тау» в Оренбургской области, проводился опрос. В день опроса произошел конфликт между населением Оренбурга и местными властями, и абсолютно все население проголосовало против проекта. Органы власти сочли нецелесообразным соглашаться с мнением народа, проживающего на данной территории и ответили на это письмом, в котором написали, что создание природного объекта «Шайтан — Тау» подтверждено, и сейчас «Шайтан-Тау» — заповедник, который входит в список особо охраняемых природных объектов в РФ [4].

Однако, как было отмечено выше, не всегда отнесение природных объектов к категории особо охраняемых, порождает осуществление должной защиты за такими объектами со стороны органов власти. Сегодня множество людей вредят заповеднику «Шайтан-Тау» своей хозяйственной деятельностью, занимаясь охотой и собирая редкие растения на территории заповедника с целью их дальнейшей продажи. Такое безответственное отношение населения к заповеднику «Шайтан-Тау» впоследствии может привести к тому, что будут исчерпаны все полезные свойства данного объекта, что приведет к гибели флоры и фауны на данном хребте.

Следующим объектом природы является Чукаринская реликтовая сосна, расположенная в Кувандыкском районе Оренбургской области. Сосна произрастает на левобережье ручья Чукари в 500 м от его впадения в реку Суру, ее возраст составляет более 200 лет.

К сожалению, присвоение статуса «памятник природы» Чукаринской реликтовой сосне не предусматривает применение специальных мер для ее охраны. Как и много лет назад, основной угрозой для нее остается расположенный неподалеку дачный поселок Чукари-Ивановка, куда летом съезжается большое число отдыхающих и туристов со всей Оренбургской области, в результате чего ежегодно происходит механическое повреждение стволов и коры дерева, замусоривание территории памятника, а также в период лесных пожаров, значительная часть сосны подвергается возгоранию. Следует однозначный вывод о том, что органами власти местного значения сегодня не предприняты необходимые меры, обеспечивающие должную охрану такого памятника природы на местном уровне.

Поэтому наиболее правильным решением видим перевод Чукаринской реликтовой сосны из разряда памятников природы местного значения, в разряд памятников регионального значения путем включения ее в список памятников природы, утвержденных Постановлением Правительства Оренбургской области от 25 февраля 2015 года «О памятниках природы областного значения Оренбургской области» [4].

Исходя из вышеизложенного, предлагаем ряд мероприятий, направленных на поддержание правового статуса памятников природы на территории Оренбургской области и сохранения их уникальности.

Так, прежде всего необходимо:

‒ принять Закон, который бы регулировал правовой статус памятников природы как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

‒ осуществлять экологический мониторинг памятников природы;

‒ осуществлять экологическое образование и повышать экологическую культуру населения;

‒ осуществлять охрану таких памятников в естественном состоянии охраняемого природного объекта;

Помимо выше представленного, считаем необходимым усилить режим общественной охраны. Из-за загруженности государственных органов, охрану памятников природы могут осуществлять и общественные организации, а также сами граждане, ведь это производится в первую очередь в их интересах.

Однако следует учитывать, что в нашей стране, достаточно слабая гражданская позиция, и поэтому лица проживающие в данной территории, являются не заинтересованными в таких достаточно важных вопросах, связанных с экологией. Поэтому необходимо прививать чувство справедливости и заботы о культурных ценностях еще со школьной скамьи. Для этого следует проводить занятия и семинары, на которых бы гражданам рассказывалось об их экологических правах, а также о культурных ценностях, которые имеются в нашей стране и требуют отдельной охраны.

Литература:

  1. Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Черноморец А. Е. Экологическое право России: Учебник для вузов. — Волгоград, 2005.
  2. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ // Правовая система «Консультант Плюс» (последняя редакция от 28.12.2016 года).
  3. Закон Оренбургской области от 7 декабря 1999 года N 394/82-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Оренбургской области» (с изм. на 06.03.2015 г.)
  4. Постановление Правительства Оренбургской области от 25 февраля 2015 года N 121-п «О памятниках природы областного значения Оренбургской области» (с изм. на 24.03.2017 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): Оренбургская область, памятник природы, местный уровень, территория, Россия, правовой статус памятников природы, реликтовая сосна, должная охрана, Кувандыкский район, местное значение.


Похожие статьи

Особо охраняемые природные территории России

территория, федеральное значение, региональное значение, Российская Федерация, комплекс, памятник природы, охраняемая природная территория, местное значение, культурная ценность.

Проблемы охраны и учёта объектов культурного наследия...

На территории Оренбургской области и также на территории самого города Оренбурга располагаются множество объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Федерального, регионального и местного значения.

Особо охраняемые природные территории юга Тюменской...

Тюменская область, региональное значение, заказник, памятник природы, территория, территория заказника, экологический мониторинг, федеральное значение, Российская Федерация, Западно-Сибирская низменность.

Памятник природы «гора Большая Ичка» как уникальный объект...

Государственный памятник природы — особо охраняемая природная территория, включающая отдельные уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном

В Казахстане на сегодняшний день имеется 26 памятников природы республиканского значения.

Состояние и перспективы сохранения биоразнообразия...

В их числе 3 объекта федерального значения: национальный парк «Валдайский»; государственный природный заповедник «Рдейский» и ботанический памятник природы «Роща академика Железнова»; 124 ООПТ регионального значения...

Обобщенный SWOT-анализ муниципальных районов...

В Оренбургской области практика трансформации муниципальных районов в городские округа может продолжится, наиболее очевидными преемниками могут стать Ясненский, Кувандыкский и Соль-Илецкий районы.

Разработка кадастра особо охраняемых природных территорий

- 28 памятников природы общей площадью 0,04 млн. га.

Государственный кадастр ООПТ — это системный свод документационной информации об особо охраняемых территориях федерального, регионального и местного значения [3].

Основные проблемы применения земельного законодательства...

К землям ООПТ относят земли государственных природных заповедников, в том числе государственных природных, биосферных заповедников, природных парков, памятников природы, национальных парков, ботанических садов, дендрологических парков, территорий...

Использование памятников археологии в организации...

К сожалению, памятники археологии недостаточно используются в практике местного школьного краеведения.

Важно обсудить также вопрос о непосредственном участии детей в деле охраны природы и памятников древних культур.

Особо охраняемые природные территории России

территория, федеральное значение, региональное значение, Российская Федерация, комплекс, памятник природы, охраняемая природная территория, местное значение, культурная ценность.

Проблемы охраны и учёта объектов культурного наследия...

На территории Оренбургской области и также на территории самого города Оренбурга располагаются множество объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Федерального, регионального и местного значения.

Особо охраняемые природные территории юга Тюменской...

Тюменская область, региональное значение, заказник, памятник природы, территория, территория заказника, экологический мониторинг, федеральное значение, Российская Федерация, Западно-Сибирская низменность.

Памятник природы «гора Большая Ичка» как уникальный объект...

Государственный памятник природы — особо охраняемая природная территория, включающая отдельные уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном

В Казахстане на сегодняшний день имеется 26 памятников природы республиканского значения.

Состояние и перспективы сохранения биоразнообразия...

В их числе 3 объекта федерального значения: национальный парк «Валдайский»; государственный природный заповедник «Рдейский» и ботанический памятник природы «Роща академика Железнова»; 124 ООПТ регионального значения...

Обобщенный SWOT-анализ муниципальных районов...

В Оренбургской области практика трансформации муниципальных районов в городские округа может продолжится, наиболее очевидными преемниками могут стать Ясненский, Кувандыкский и Соль-Илецкий районы.

Разработка кадастра особо охраняемых природных территорий

- 28 памятников природы общей площадью 0,04 млн. га.

Государственный кадастр ООПТ — это системный свод документационной информации об особо охраняемых территориях федерального, регионального и местного значения [3].

Основные проблемы применения земельного законодательства...

К землям ООПТ относят земли государственных природных заповедников, в том числе государственных природных, биосферных заповедников, природных парков, памятников природы, национальных парков, ботанических садов, дендрологических парков, территорий...

Использование памятников археологии в организации...

К сожалению, памятники археологии недостаточно используются в практике местного школьного краеведения.

Важно обсудить также вопрос о непосредственном участии детей в деле охраны природы и памятников древних культур.

Похожие статьи

Особо охраняемые природные территории России

территория, федеральное значение, региональное значение, Российская Федерация, комплекс, памятник природы, охраняемая природная территория, местное значение, культурная ценность.

Проблемы охраны и учёта объектов культурного наследия...

На территории Оренбургской области и также на территории самого города Оренбурга располагаются множество объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Федерального, регионального и местного значения.

Особо охраняемые природные территории юга Тюменской...

Тюменская область, региональное значение, заказник, памятник природы, территория, территория заказника, экологический мониторинг, федеральное значение, Российская Федерация, Западно-Сибирская низменность.

Памятник природы «гора Большая Ичка» как уникальный объект...

Государственный памятник природы — особо охраняемая природная территория, включающая отдельные уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном

В Казахстане на сегодняшний день имеется 26 памятников природы республиканского значения.

Состояние и перспективы сохранения биоразнообразия...

В их числе 3 объекта федерального значения: национальный парк «Валдайский»; государственный природный заповедник «Рдейский» и ботанический памятник природы «Роща академика Железнова»; 124 ООПТ регионального значения...

Обобщенный SWOT-анализ муниципальных районов...

В Оренбургской области практика трансформации муниципальных районов в городские округа может продолжится, наиболее очевидными преемниками могут стать Ясненский, Кувандыкский и Соль-Илецкий районы.

Разработка кадастра особо охраняемых природных территорий

- 28 памятников природы общей площадью 0,04 млн. га.

Государственный кадастр ООПТ — это системный свод документационной информации об особо охраняемых территориях федерального, регионального и местного значения [3].

Основные проблемы применения земельного законодательства...

К землям ООПТ относят земли государственных природных заповедников, в том числе государственных природных, биосферных заповедников, природных парков, памятников природы, национальных парков, ботанических садов, дендрологических парков, территорий...

Использование памятников археологии в организации...

К сожалению, памятники археологии недостаточно используются в практике местного школьного краеведения.

Важно обсудить также вопрос о непосредственном участии детей в деле охраны природы и памятников древних культур.

Особо охраняемые природные территории России

территория, федеральное значение, региональное значение, Российская Федерация, комплекс, памятник природы, охраняемая природная территория, местное значение, культурная ценность.

Проблемы охраны и учёта объектов культурного наследия...

На территории Оренбургской области и также на территории самого города Оренбурга располагаются множество объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Федерального, регионального и местного значения.

Особо охраняемые природные территории юга Тюменской...

Тюменская область, региональное значение, заказник, памятник природы, территория, территория заказника, экологический мониторинг, федеральное значение, Российская Федерация, Западно-Сибирская низменность.

Памятник природы «гора Большая Ичка» как уникальный объект...

Государственный памятник природы — особо охраняемая природная территория, включающая отдельные уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном

В Казахстане на сегодняшний день имеется 26 памятников природы республиканского значения.

Состояние и перспективы сохранения биоразнообразия...

В их числе 3 объекта федерального значения: национальный парк «Валдайский»; государственный природный заповедник «Рдейский» и ботанический памятник природы «Роща академика Железнова»; 124 ООПТ регионального значения...

Обобщенный SWOT-анализ муниципальных районов...

В Оренбургской области практика трансформации муниципальных районов в городские округа может продолжится, наиболее очевидными преемниками могут стать Ясненский, Кувандыкский и Соль-Илецкий районы.

Разработка кадастра особо охраняемых природных территорий

- 28 памятников природы общей площадью 0,04 млн. га.

Государственный кадастр ООПТ — это системный свод документационной информации об особо охраняемых территориях федерального, регионального и местного значения [3].

Основные проблемы применения земельного законодательства...

К землям ООПТ относят земли государственных природных заповедников, в том числе государственных природных, биосферных заповедников, природных парков, памятников природы, национальных парков, ботанических садов, дендрологических парков, территорий...

Использование памятников археологии в организации...

К сожалению, памятники археологии недостаточно используются в практике местного школьного краеведения.

Важно обсудить также вопрос о непосредственном участии детей в деле охраны природы и памятников древних культур.

Задать вопрос