«Стратегические коммуникации» в практике публичной дипломатии Европейского Союза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 23.05.2017

Статья просмотрена: 1102 раза

Библиографическое описание:

Зиновьев, С. Н. «Стратегические коммуникации» в практике публичной дипломатии Европейского Союза / С. Н. Зиновьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 375-377. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43685/ (дата обращения: 19.12.2024).



В данной статье рассматриваются инструменты стратегической коммуникации Европейского Союза. Дано краткое описание каждого из них. Рассматриваются стратегические направления, на которых данные инструменты задействованы.

Ключевые слова: стратегические коммуникации, Европейский Союз, East StratCom Task Force, Arab StratCom Task Force, контрпропаганда, ИГИЛ, терроризм, арабский мир

Instruments of strategic communication of European Union are considered. Gives an overview of each of them. Strategic directions on which this instruments involved.

Keywords: strategic communications, European Union, East StratCom Task Force, Arab StratCom Task Force, counter propaganda, ISIS, terrorism, Arab world

Стратегические коммуникации- это вид информационного взаимодействия, который предполагает точечное донесение международной позиции государства до специфических групп и контрпропаганду в ответ на выступления оппонентов [6]. Созданное американцами оно быстро распространилось по свету и было принято на вооружение ведущими государствами.

Присоединение Крыма, операция в Сирии и другие спорные вопросы, по которым у России и Запада имелись расхождения привели к информационному противостоянию России с Европейским Союзом и США. В ходе данного противостояния активно использовались стратегические коммуникации. В этой борьбе ЕС главным образом копировал действия США. Стоило Конгрессу США утвердить законопроект, который предписывал активизировать борьбу с иностранной пропагандой [2], как спустя некоторое время Европейский Союз принял аналогичный проект — утвердил резолюцию по противодействию пропаганде третьих стран. Резолюция предписывает эффективнее бороться с пропагандой иностранных государств, не нарушая свободу слова [3].

Такое копирование характерно и для отдельных стран- членов ЕС. По инициативе МВД Чехии с 1 января этого года в стране начало действовать специальное подразделение по борьбе с ложными новостями и дезинформацией, исходящей со стороны иностранных государств. Его задача предотвращать угрозы внутренней безопасности страны — от угроз экстремистов до кампаний по дезинформации страны [1].

По пути Чехии пошла Великобритания. В этой стране создано целое министерство по борьбе с подрывной деятельностью. Во главе министерства станет депутат парламента Бен Гаммер [5].

ЕС копирует методы борьбы не только у США, но и НАТО. По аналогии с натовским центром стратегических коммуникаций (StratCom CoE) была создана «Оперативная группа по стратегическим коммуникациям на Востоке (East StratCom Task Force)». Группа имеет свой сайт, Данная организация была создана в марте 2015 года и призвана решать следующие задачи:

– Эффективная коммуникация и продвижение политики ЕС в отношении Восточного партнерства.

– Укрепление медийного пространства в странах Восточного партнерства, содействие свободе СМИ и их укреплению.

– Совершенствование механизмов, позволяющих предвидеть, давать оценку и реагировать на информацию [4].

Однако, главным предназначением данной группы является противодействие российской пропаганде. В состав группы входят 11 русскоязычных сотрудников. Они занимаются составлением еженедельных бюллетеней «Обзор дезинформации», «Дайджест дезинформации». В обзоре присутствуют примеры репортажей и заметок из российских провластных СМИ, в дайджесте анализ информации [3].

Аналогичный проект был запущен Центром Европейского Анализа Политики (CEPA) под названием «Инициатива информационной войны». Цель этого проекта с помощью экспертов анализировать и опровергать дезинформацию, поступающую из российских и восточноевропейских СМИ [7, c. 16].

Как и США, Европейский Союз создает некоммерческие организации, цель которых защита и продвижение стратегических интересов в информационной сфере за рубежом.

Так в Польше в 2012 году был создан Европейский фонд за демократию (European Endowment For Democracy), чьей главной целью является поддержка демократических активистов и организаций в Восточной Европе. Помимо поддержки демократии в его обязанности входит информационное противостояние России, проведение дискуссий по различным вопросам [9].

Главным театром противостояния является информационное поле Украины. Под эгидой Европейского фонда функционирует сайт Европейская Правда, который предоставляет информацию об актуальных событиях на двух языках украинском и русском [9].

На выделенные голландским правительством гранды, проводиться исследование о целесообразности запуска русскоязычных СМИ. В будущем это даст возможность создать альтернативные российским телеканалам СМИ, вещающим в странах Восточного Партнерства и его пределами. Группа из 90 экспертов внимательно изучает множество аспектов: какой контент необходим, для какой аудитории будет предназначаться, какие платформы могут использоваться [9].

Вторым направлением, на котором ЕС активно использует стратегические коммуникации являются страны Арабского мира, на то имеется несколько причин. Во-первых, с 2015 года в Европе наблюдается небывалый приток беженцев, что привело к активизации экстремистских групп в ЕС. Во-вторых, деятельность таких террористических организаций как ИГИЛ, Боко Харам, Аль-Шааб привела к увеличению их сторонников среди самих европейцев, что продемонстрировали террористические акты в Париже и Брюсселе [8, c. 3].

Программа, направленная на развитие отношений с арабским сообществом, получила название южно-соседский регион 2014–2020 бюджет составляет около 9,2 миллиардов евро. Данные средства предназначаются для развития медиа-сотрудничества, гражданского общества, молодежных обменов, программ межкультурного диалога. Кроме того, европейцы выделили Сирии 8 миллиардов евро для восстановления инфраструктуры страны [8, c. 3]. Однако, несмотря на предпринятые усилия, восприятие ЕС как важного партнера находилось на низком уровне, так как население региона слабо осведомленно о европейских программах сотрудничества. Не в последнюю очередь подобное мнение сформировалось благодаря интернету (более 135 миллионов человек в 22 странах имеют доступ к интернету и более 71 миллиона являются активными пользователями социальных сетей.) [8, c. 4]. К тому же немалую роль в формировании представления о ЕС сыграли события внутри Европы. При слове ЕС у жителей арабских стран возникают ассоциации с анти-иммиграционной политикой и ростом ксенофобии.

Radicalisation Awareness Network (Центр повышения осведомленности о радикализации) Центр был открыт в октябре 2015. Предназначение данного центра не допустить радикализации представителей гражданского общества и представителей органов власти. Центр выполняет функцию «мозгового центра» путем сбора и перевода существующей информации и ее распространения среди стран-членов ЕС в виде рекомендаций [7, c. 12].

После атаки на Sharlie Hebdo, на заседании министров внутренних дел ЕС в январе 2015 года было объявлено о создании бельгийско-британской Стратегической консультативной группой связи по Сирии (SSCAT). Группа, созданная по образцу британского Исследовательского отдела информации и коммуникации(RICU), находящаяся в введении Министерства внутренних дел Бельгии. Группа создала сеть, в которую входят 26 сотрудников по одному представителю от 26 государств ЕС [7, c. 26]. Целями данной группы является обмен опытом и пресечение попыток ИГИЛ и других экстремистских групп завербовать европейских граждан. Одной из таких мер стало создание сайта «Stop jihadism», сайт содержит подробную информацию об ИГИЛ и видеоролик про ИГИЛ под названием «Ils te disent» («они говорят тебе»), что является ярким примером контрпропаганды. В будущем стратегическая группа проведёт индивидуальные консультации с 15 странами-членами по вопросам противодействия деятельности террористов и радикализации граждан [7, c. 26].

Говоря об инструментах борьбы с ИГИЛ одним SSCAT дело не ограничивается. Для решения феномена радикализации арабского мира была создана межведомственная группа Arab StratCom Task Force. Данная группа стремиться к развитию диалога и уважения между европейским и арабским сообществами. Арабский филиал Task Force в отличии от East StratCom не имеет специально уполномоченных специалистов, но вместо этого полагается на межинституциональное сотрудничество между Европейской службой внешних действий и Офисом координатора контртеррористической программы ЕС. Также, отличаются принципы работы. Деятельность Arab StratCom Task Force распространяется не на весь регион, а отдельные страны. ЕС направляет в определенные арабские страны комиссии, которые принимают усилия, направленные на развитие диалога с арабскими странами. В настоящее время функционируют 3 такие делегации в Египте, Иордании, Марокко [8, c. 6].

Кроме того, арабский стратком участвует в проведении информационно-пропагандистских мероприятий и программ по оказанию поддержки журналистам и блогерам. Проводятся регулярные опросы молодёжи с целью выявления её проблем и определения наиболее эффективных методов контрпропаганды их проблем. Осуществляется диалог с молодыми арабскими лидерами (в рамках клубов «Друзья Европы, послы молодежи»). Активно ведется культурная дипломатия (поддержка кинофестивалей, обмен студентами), формирование диалога между людьми [8, c. 7].

Деятельность группы Task Force дополняет ряд других программ таких как MENA «Усиление устойчивости сообщества к радикализации и вербовке». Данная программа была запущенна в конце 2015 года в Тунисе и включает в себя ряд просветительских видеоклипов и совместную работу с местными неправительственными организациями направленную на пресечение радикализации. Аналогичный проект планируется запустить в Ливане при поддержке религиозного лидера суннитов Дара-Аль-Фатвы [7, c. 27].

В качестве средства контрпропаганды исламизации Европейский Союз планирует использовать межконфессиональный диалог. В январе 2015 года была принята резолюция о роли Межкультурного диалога, культурного разнообразия, продвижении фундаментальных ценностей, в рамках этого проекта предлагается институтам ЕС провести анализ форм радикализации и причин о причинах и процессах экстремистского насилия [8, c. 11]. Члены Европейского парламента стремятся развивать межрелигиозный диалог, для этого проводятся встречи с лидерами религиозных общин. Также европейский парламент активно участвует в ряде информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на налаживание мира на Ближнем Востоке, путем развития диалога с молодежью. Опираясь на опыт проведения форумов молодых лидеров в прошлые годы, в 2016 году парламент запустил новую программу молодых политических лидеров. Этот проект направлен на развитие диалога с молодыми лидерами третьих стран и общее укрепление имиджа ЕС как сторонника мира и демократии. Программа охватывает такие страны Западных Балкан, Турцию, Алжир, Тунис [8, c. 12].

Можно сказать, что за последние несколько лет Европейский Союз пересмотрел свое отношение к стратегическим коммуникациям. Успехи России в информационной борьбе, а также успешная пропаганда исламских радикалов показала свою эффективность в борьбе за умы людей. В данный момент ЕС отстает в данной области и пытается наверстать упущенное.

Литература:

  1. В Чехии начинает работу подразделение по борьбе с дезинформацией // Радио Свобода. URL: http://www.svoboda.org/a/28208034.html (дата обращения: 19.03.2017).
  2. Конгресс принимает законопроект о борьбе с российской дезинформацией // Голос Америки. URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/cn-congress-propaganda/3619468.html (дата обращения: 20.03.2017)
  3. Лекарство от пропаганды: как Европа будет противостоять российским СМИ // РБК. URL: http://www.rbc.ru/politics/12/10/2016/57fe258f9a79476b5722edd9 (дата обращения: 20.03.2017)
  4. Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям (East StratCom Task Force): вопросы и ответы // Европейская служба внешни URL:http://collections.internetmemory.org/haeu/content/20160313172652/http://eeas.europa.eu/top_stories/2015/261115_stratcom-east_qanda_ru.htm (дата обращения: 21.03.2017)
  5. Великобритания создаёт спецведомство для борьбы с «российской пропагандой» // Комсомольская Правда. URL: http://www.kazan.kp.ru/daily/26652.5/3673150/ (дата обращения: 20.03.2017)
  6. Публичная дипломатия США от «Мягкой силы» к «Диалоговой пропаганде» // Международные процессы. URL: http://www.intertrends.ru/forty-second/Tsvetkova_42.pdf (дата обращения: 18.03.2017).
  7. (EUISS), France // EU strategic communications With a view to counteracting propaganda. URL: https://e.mail.ru/attachment/14875733650000000875/0;2 (дата обращения: 19.03.2017).
  8. Patryk Pawlak EU strategic communication with the Arab world // European Parliament. URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2016/581997/EPRS_BRI(2016)581997_EN.pdf (дата обращения: 20.03.2017).
  9. The European Endowment for Democracy Goes Russian // Carnegie Europe. URL: http://carnegieeurope.eu/strategiceurope/59377 (дата обращения: 20.03.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): Европейский Союз, SSCAT, развитие диалога, арабский мир, Восточное Партнерство, группа, коммуникация, Сирия, США, Европейский фонд.


Ключевые слова

Европейский союз, терроризм, ИГИЛ, стратегические коммуникации, East StratCom Task Force, Arab StratCom Task Force, контрпропаганда, арабский мир

Похожие статьи

Влияние социальных медиа на дипломатические стратегии КНР

В статье автор исследует воздействие социальных медиа на дипломатические стратегии Китайской Народной Республики. Анализируется их эффективность в изменении глобального восприятия, укреплении публичной дипломатии и продвижении геополитических целей К...

Основные методы влияния на внешнюю политику ЕС в отношении России Восточной Европы

В данной статье анализируются методы, которые используют страны Восточной Европы для воздействия на политику ЕС в отношении России. Изучены научные статьи по использованию СМИ и интернет-ресурсов для влияния на политические решения представителей вла...

Анализ внешней̆ политики Катара по урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке

Статья анализирует внешнюю политику Катара в контексте урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке, с акцентом на участие страны в сирийском и ливийском кризисах, а также влияние катарского кризиса 2017 года на дипломатические стратегии и региональн...

Роль социальных сетей и политического кибербуллинга на примере интеграции официальных аккаунтов США в политическую повестку дня XXI века

В работе подробно рассматривается цифровая дипломатия через призму социальных сетей, а также термин «интернет-буллинг», как один из самых актуальных в современном политическом дискурсе. Кроме того, авторами было изучено влияние социальных сетей и инт...

Публичная дипломатия: культурные продукты и проекты для международного продвижения страны

В статье автор исследует методы публичной дипломатии как способ международного продвижения страны.

Применение инструментов OSINT для повышения безопасности предприятия

В настоящее время обеспечение информационной безопасности играют важнейшую роль в предприятиях разного масштаба. Данная тенденция стала наиболее актуальной с применением инструментов OSINT. В данной статье рассмотрены несколько вариантов применения д...

Проектное финансирование в Европе

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с проектным финансированием в различных странах. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ проектного финансирования в Европейском Союзе.

Возможные изменения в реализации Европейской политики соседства

В статье рассматриваются возможные виды изменений в наполнении и проведении Европейской политики соседства. На основе достигнутых результатов Европейской политики соседства предлагаются различные варианты изменения ее содержания и организационной стр...

Базельские принципы банковского надзора

В статье исследуется принципы и основы банковского надзора по Базельским принципам. В статье также рассматривается история, становление и применение Базельских принципов в борьбе с отмыванием денег. Рассматриваются также некоторые аспекты использован...

Российский и зарубежный опыт государственного регулирования банковского сектора

Исследование в рамках данной статьи направлено на то, чтобы определить особенности деятельности национальных банковских систем в разных странах. Также представлен обзор финансовых банковских систем и той роли, которую они играют в современной мировой...

Похожие статьи

Влияние социальных медиа на дипломатические стратегии КНР

В статье автор исследует воздействие социальных медиа на дипломатические стратегии Китайской Народной Республики. Анализируется их эффективность в изменении глобального восприятия, укреплении публичной дипломатии и продвижении геополитических целей К...

Основные методы влияния на внешнюю политику ЕС в отношении России Восточной Европы

В данной статье анализируются методы, которые используют страны Восточной Европы для воздействия на политику ЕС в отношении России. Изучены научные статьи по использованию СМИ и интернет-ресурсов для влияния на политические решения представителей вла...

Анализ внешней̆ политики Катара по урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке

Статья анализирует внешнюю политику Катара в контексте урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке, с акцентом на участие страны в сирийском и ливийском кризисах, а также влияние катарского кризиса 2017 года на дипломатические стратегии и региональн...

Роль социальных сетей и политического кибербуллинга на примере интеграции официальных аккаунтов США в политическую повестку дня XXI века

В работе подробно рассматривается цифровая дипломатия через призму социальных сетей, а также термин «интернет-буллинг», как один из самых актуальных в современном политическом дискурсе. Кроме того, авторами было изучено влияние социальных сетей и инт...

Публичная дипломатия: культурные продукты и проекты для международного продвижения страны

В статье автор исследует методы публичной дипломатии как способ международного продвижения страны.

Применение инструментов OSINT для повышения безопасности предприятия

В настоящее время обеспечение информационной безопасности играют важнейшую роль в предприятиях разного масштаба. Данная тенденция стала наиболее актуальной с применением инструментов OSINT. В данной статье рассмотрены несколько вариантов применения д...

Проектное финансирование в Европе

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с проектным финансированием в различных странах. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ проектного финансирования в Европейском Союзе.

Возможные изменения в реализации Европейской политики соседства

В статье рассматриваются возможные виды изменений в наполнении и проведении Европейской политики соседства. На основе достигнутых результатов Европейской политики соседства предлагаются различные варианты изменения ее содержания и организационной стр...

Базельские принципы банковского надзора

В статье исследуется принципы и основы банковского надзора по Базельским принципам. В статье также рассматривается история, становление и применение Базельских принципов в борьбе с отмыванием денег. Рассматриваются также некоторые аспекты использован...

Российский и зарубежный опыт государственного регулирования банковского сектора

Исследование в рамках данной статьи направлено на то, чтобы определить особенности деятельности национальных банковских систем в разных странах. Также представлен обзор финансовых банковских систем и той роли, которую они играют в современной мировой...

Задать вопрос