Совершенствование методологии менеджмента управляющих компаний в сфере ЖКХ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 22.05.2017

Статья просмотрена: 1264 раза

Библиографическое описание:

Нагорная, Т. С. Совершенствование методологии менеджмента управляющих компаний в сфере ЖКХ / Т. С. Нагорная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43556/ (дата обращения: 25.04.2024).



Сегодня как никогда ранее актуально совершенствование научных подходов и методологических основ по управлению муниципальным коммунальным хозяйством как ключевым элементом городской экономики, что в свою очередь объясняется увеличивающейся ролью коммунального хозяйства в обеспечении условий для стабильной бесперебойной работы и развития территориальных экономических систем, ростом требований к качеству и надежности коммунального обслуживания со стороны населения. Таким образом, актуальность данного вопроса — недостаточная методическая проработка вопросов стратегического управления управляющими компаниями.

На сегодняшний день сфера ЖКХ является одним из крупнейших секторов экономики нашей страны.

В состав жилищно-коммунального комплекса России входят более пятидесяти тысяч предприятий различных форм собственности, численность персонала которых составляет более 4 миллионов человек. Общее количество объектов ЖКХ составляет более 18 миллионов. Они занимают площадь почти 3 миллиарда кв. м и потребляют более 22 % энергетических ресурсов страны. Данный сектор не производит материальные ресурсы, предоставляя лишь услуги, без которых жилой фонд не может комфортно функционировать [1].

Ключевым участником отношений по вопросам обеспечения качественными коммунальными услугами граждан являются управляющие компании, на которые возложены функции по управлению жилыми домами.

По причине проводимых на сегодняшний день мер, связанных с усилением контроля качества предоставляемых коммунальных услуг, движения ресурсов управляющих компаний, а также контроля деятельности управляющих организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства повышается потребность в преобразованиях в методике управления и учета деятельности хозяйствующих субъектов, опирающихся на научно-обоснованный спектр информации. Это связано, главным образом, с необходимостью внедрения новой модели устойчивой работы управляющих компаний с учетом осуществления контроля над деятельностью субъектов ЖКХ, который по действующему Жилищному кодексу России (ЖК РФ) становится важнейшим элементом управления и нуждается в максимально широкой информации из различных источников [2].

Из теории менеджмента известно, что управление тем или иным объектом — это воздействие на него органа управления для достижения конкретной цели. Цель объектов, принадлежащих к коммерческим предприятиям — получение прибыли, некоммерческих — выполнение поставленных перед ними задач. Если нет определенной четко сформулированной цели, то, чаще всего, целью становится выживание объекта и повышение эффективности его функционирования, то есть минимизация расходов и повышение полезного эффекта.

Управление состоит из трех основных этапов:

– поиск информации об управляемом объекте и окружающей среде;

– анализ собранной информации и формирование управленческих решений;

– воздействие на объект управления [3].

Практика показывает, что управление может

быть недостаточно эффективным, если управляющий субъект не достигает поставленной цели; малоэффективным — если на достижение своей цели затрачивается очень много материальных и временных ресурсов; оптимальным — если цель управления достигается быстро и с наименьшими затратами. В социально-экономической системе в рамках конкуренции и борьбы за выживание в конкурентной экономике, грамотное управление оказывается одним из самых важных факторов.

Все вышеизложенное имеет прямое отношение к управлению ЖКХ и деятельностью управляющих компаний. Причем, следует отметить, что по мере усиления рыночных факторов роль качественного управления в сфере ЖКХ значительно повышается.

По мнению автора, перечень мер по реформированию системы управления и учета для управляющих компаний должен подразумевать:

– формирование качественно новых организационно-управленческих, финансовых механизмов, позволяющих повысить эффективность деятельности управляющих организаций;

– разработку мероприятий по эффективному применению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, снижению себестоимости оказываемых коммунальных услуг;

– применение современных технологий оптимизации трудовых ресурсов для формирования экономически обоснованных тарифов при обеспечении соответствующего качества жилищно-коммунальных услуг;

– применение инновационных технологий и решений при управлении многоквартирными жилыми домами.

Ключевым аспектом при осуществлении преобразований в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг является оптимизация системы бухгалтерского учета в целом и совершенствование системы управленческого учета как информационной базы при принятии управленческих решений [4].

В качестве предмета управленческого учета в управляющей компании ЖКХ можно отметить деятельность по управлению жилым домом, содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме.

В качестве важнейших задач управленческого учета в управляющих организациях ЖКХ ориентируясь на специфику их деятельности можно выделить такие [5]:

– планирование финансовых и ключевых нефинансовых показателей по компании в целом и центрам ответственности в частности;

– формирование системы учета издержек по центрам ответственности, статьям калькуляции, видам оказываемых жилищно-коммунальных услуг, видам издержек по связи с объемом услуг (переменные и постоянные);

– формирование полной фактической себестоимости и финансового результата по видам самостоятельно оказываемых жилищных услуг;

– контроль за экономическими результатами деятельности и денежными потоками управляющей компании и центров ответственности;

– анализ плановых и фактических показателей с целью экономического обоснования эффективности формируемых управленческих решений;

– план-факт анализ финансовых показателей с целью оценки деятельности управляющей компании жилищно-коммунального хозяйства и ее центров ответственности.

Формирование новых механизмов в сфере контроля финансовых и нефинансовых потоков должно быть основано на формировании оптимальной организационной структуры управляющей компании и определении центров ответственности [6].

Для целей разделения центров ответственности предлагается выделить следующие типы:

– центр прибыли,

– центр управления,

– центры доходов,

– центры затрат.

Особенностью деятельности управляющей компании ЖКХ является отсутствие свободы в формировании тарифов на предоставляемые услуги, следовательно, наиболее актуальным является акцентирование внимания на совершенствовании системы учета затрат, а не доходов. В связи с этим, в качестве центров ответственности затрат управляющих организаций целесообразно выделять бизнес-процессы продажи жилищно-коммунальных и прочих услуг в соответствии с уставной деятельностью организации.

Центры затрат предлагается классифицировать следующим образом:

– основная деятельность: учет затрат на выполнение услуг по текущему ремонту, содержанию помещений, оказанию услуг по управлению жилыми домами;

– снабжение: учет затрат по складскому хозяйству и закупкам;

– управление организацией.

Сложившийся в сфере управления жилыми домами порядок осуществления руководства не дает возможности децентрализировать управление и, значит, не обеспечивает делегирование ответственности по разным уровням, что в свою очередь неблагоприятно отражается на развитии управляющей компании.

Можно предложить в целях увеличения доли рынка, занимаемой конкретной управляющей компанией создать маркетинговую службу, к функциям которой будут относиться: анализ рынка, продвижение жилищно-коммунальных услуг, оказываемых той или иной компанией. Создание маркетинговой службы позволит делегировать полномочия по вопросу реализации жилищно-коммунальных услуг, создать отдельный центр доходов, повысить эффективность управления компанией.

Вывод: подводя итог статье, можно отметить, что рынок управления ЖКХ на сегодняшний день в России находится на этапе реформирования. Выявление новых направлений повышения эффективности деятельности управляющих компаний ЖКХ представляет собой важную роль для роста их инвестиционной привлекательности и образования конкурентной среды в данной сфере. Повышение эффективности управленческого учета, оптимизация механизма принятия управленческих решений в управляющих компаниях, разделение полномочий и ответственности даст возможность сформировать качественную организационную структуру в управляющих компаниях ЖКХ.

Литература:

  1. Высокинский, Д. Г. Механизм совершенствования организационно-экономической деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ: дисс. канд. эконом. наук / Д. Г. Высокинский.- Екатеринбург, 2010. — 212 с.
  2. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/
  3. Жадько, П. А. Информационное обеспечение оценки состояния и организации контроля в структуре ЖКХ региона: автореф.дисс.канд.эконом. наук// П. А. Жадько.-Москва, 2009.-24 с.
  4. Шулепина, С. А. Особенности организации системы бухгалтерского учета управляющих компаний в ЖКХ / С. А. Шулепина // Научно- технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки.-2011. — № 2 (119)/2011.- С.163–166
  5. Говдя В. В. Развитие методологических основ управленческого учета: научное издательство / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева. — Краснодар: Изд-во «Манускрипт», 2013. — 187 с.
  6. Дегальцева Ж. В. Проблемы развития управленческого учета в современных условиях / Ж. В. Дегальцева, А. А. Ремезков, Е. А. Тончу // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2014. — № 04(098). С. 632–644. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/04/pdf/46.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): управляющая компания, центр ответственности, управление, управленческий учет, управляющая компания ЖКХ, услуга, жилищно-коммунальное хозяйство, маркетинговая служба, повышение эффективности, Россия.


Похожие статьи

Проблемы и тенденции развития управляющих компаний...

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, многоквартирный жилой дом, управляющая компания, управление жилым домом. Сфера жилищно-коммунального хозяйства является той отраслью, с которой человек взаимодействует ежедневно.

Качество услуг обслуживающей организации...

Ключевые слова:жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), обслуживающая организация ЖКХ, услуги ЖКХ, качество услуг ЖКХ, качество услуг обслуживающей организации ЖКХ.

- наличие в управляющей организации (компании), организации по обслуживанию...

Качество услуг жилищно-коммунального хозяйства России

Ключевые слова: качество услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, управление. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важной областью социальной и экономической структур общества.

Оптимизация бизнес-процессов в управляющей компании ЖКХ

Жилищно-коммунальная сфера имеет высокую социальную значимость т. к. обеспечивает улучшение качества жизни населения, поэтому, насущной целью предприятий сферы ЖКХ является

Объектом исследования является МУП «Управляющая компания ЖКХ».

Развитие методики учета затрат в сфере услуг ЖКХ (на примере...)

Продолжительное время в жилищно-коммунальном хозяйстве калькуляция себестоимости осуществлялась в разрезе каждого вида услуг.

На наш взгляд, чтобы обеспечить аналитический учет и эффективность управления затратами в сфере ЖКХ, целесообразнее...

Основные методы управления системой...

Качество услуг жилищно-коммунального хозяйства России. Кратко о деятельности управления жилищно-коммунального хозяйства (на примере МО ГО Усинск Республики Коми).

Инновационное развитие управляющих компаний...

Инновационное развитие управляющих компаний в жилищно-коммунальной сфере. Автор: Степаев Кирилл Сергеевич. Рубрика: 20. Жилищно-коммунальное хозяйство.

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ, коммунальные системы жизнеобеспечения, планирования, эффективность управления ЖКХ.

Современные проблемы ЖКХ и пути их решения управляющими...

На сегодня определение жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной

Управляющие компании в ЖКХ — это государственная особенность. Такового института нет ни в одном западном сообществе.

Проблемы и тенденции развития управляющих компаний...

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, многоквартирный жилой дом, управляющая компания, управление жилым домом. Сфера жилищно-коммунального хозяйства является той отраслью, с которой человек взаимодействует ежедневно.

Качество услуг обслуживающей организации...

Ключевые слова:жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), обслуживающая организация ЖКХ, услуги ЖКХ, качество услуг ЖКХ, качество услуг обслуживающей организации ЖКХ.

- наличие в управляющей организации (компании), организации по обслуживанию...

Качество услуг жилищно-коммунального хозяйства России

Ключевые слова: качество услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, управление. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важной областью социальной и экономической структур общества.

Оптимизация бизнес-процессов в управляющей компании ЖКХ

Жилищно-коммунальная сфера имеет высокую социальную значимость т. к. обеспечивает улучшение качества жизни населения, поэтому, насущной целью предприятий сферы ЖКХ является

Объектом исследования является МУП «Управляющая компания ЖКХ».

Развитие методики учета затрат в сфере услуг ЖКХ (на примере...)

Продолжительное время в жилищно-коммунальном хозяйстве калькуляция себестоимости осуществлялась в разрезе каждого вида услуг.

На наш взгляд, чтобы обеспечить аналитический учет и эффективность управления затратами в сфере ЖКХ, целесообразнее...

Основные методы управления системой...

Качество услуг жилищно-коммунального хозяйства России. Кратко о деятельности управления жилищно-коммунального хозяйства (на примере МО ГО Усинск Республики Коми).

Инновационное развитие управляющих компаний...

Инновационное развитие управляющих компаний в жилищно-коммунальной сфере. Автор: Степаев Кирилл Сергеевич. Рубрика: 20. Жилищно-коммунальное хозяйство.

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ, коммунальные системы жизнеобеспечения, планирования, эффективность управления ЖКХ.

Современные проблемы ЖКХ и пути их решения управляющими...

На сегодня определение жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной

Управляющие компании в ЖКХ — это государственная особенность. Такового института нет ни в одном западном сообществе.

Похожие статьи

Проблемы и тенденции развития управляющих компаний...

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, многоквартирный жилой дом, управляющая компания, управление жилым домом. Сфера жилищно-коммунального хозяйства является той отраслью, с которой человек взаимодействует ежедневно.

Качество услуг обслуживающей организации...

Ключевые слова:жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), обслуживающая организация ЖКХ, услуги ЖКХ, качество услуг ЖКХ, качество услуг обслуживающей организации ЖКХ.

- наличие в управляющей организации (компании), организации по обслуживанию...

Качество услуг жилищно-коммунального хозяйства России

Ключевые слова: качество услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, управление. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важной областью социальной и экономической структур общества.

Оптимизация бизнес-процессов в управляющей компании ЖКХ

Жилищно-коммунальная сфера имеет высокую социальную значимость т. к. обеспечивает улучшение качества жизни населения, поэтому, насущной целью предприятий сферы ЖКХ является

Объектом исследования является МУП «Управляющая компания ЖКХ».

Развитие методики учета затрат в сфере услуг ЖКХ (на примере...)

Продолжительное время в жилищно-коммунальном хозяйстве калькуляция себестоимости осуществлялась в разрезе каждого вида услуг.

На наш взгляд, чтобы обеспечить аналитический учет и эффективность управления затратами в сфере ЖКХ, целесообразнее...

Основные методы управления системой...

Качество услуг жилищно-коммунального хозяйства России. Кратко о деятельности управления жилищно-коммунального хозяйства (на примере МО ГО Усинск Республики Коми).

Инновационное развитие управляющих компаний...

Инновационное развитие управляющих компаний в жилищно-коммунальной сфере. Автор: Степаев Кирилл Сергеевич. Рубрика: 20. Жилищно-коммунальное хозяйство.

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ, коммунальные системы жизнеобеспечения, планирования, эффективность управления ЖКХ.

Современные проблемы ЖКХ и пути их решения управляющими...

На сегодня определение жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной

Управляющие компании в ЖКХ — это государственная особенность. Такового института нет ни в одном западном сообществе.

Проблемы и тенденции развития управляющих компаний...

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, многоквартирный жилой дом, управляющая компания, управление жилым домом. Сфера жилищно-коммунального хозяйства является той отраслью, с которой человек взаимодействует ежедневно.

Качество услуг обслуживающей организации...

Ключевые слова:жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), обслуживающая организация ЖКХ, услуги ЖКХ, качество услуг ЖКХ, качество услуг обслуживающей организации ЖКХ.

- наличие в управляющей организации (компании), организации по обслуживанию...

Качество услуг жилищно-коммунального хозяйства России

Ключевые слова: качество услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, управление. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важной областью социальной и экономической структур общества.

Оптимизация бизнес-процессов в управляющей компании ЖКХ

Жилищно-коммунальная сфера имеет высокую социальную значимость т. к. обеспечивает улучшение качества жизни населения, поэтому, насущной целью предприятий сферы ЖКХ является

Объектом исследования является МУП «Управляющая компания ЖКХ».

Развитие методики учета затрат в сфере услуг ЖКХ (на примере...)

Продолжительное время в жилищно-коммунальном хозяйстве калькуляция себестоимости осуществлялась в разрезе каждого вида услуг.

На наш взгляд, чтобы обеспечить аналитический учет и эффективность управления затратами в сфере ЖКХ, целесообразнее...

Основные методы управления системой...

Качество услуг жилищно-коммунального хозяйства России. Кратко о деятельности управления жилищно-коммунального хозяйства (на примере МО ГО Усинск Республики Коми).

Инновационное развитие управляющих компаний...

Инновационное развитие управляющих компаний в жилищно-коммунальной сфере. Автор: Степаев Кирилл Сергеевич. Рубрика: 20. Жилищно-коммунальное хозяйство.

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ, коммунальные системы жизнеобеспечения, планирования, эффективность управления ЖКХ.

Современные проблемы ЖКХ и пути их решения управляющими...

На сегодня определение жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной

Управляющие компании в ЖКХ — это государственная особенность. Такового института нет ни в одном западном сообществе.

Задать вопрос