Деятельность крупнейших библиотек системы высшего образования Узбекистана: исторический аспект (1918–1960) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 15.05.2017

Статья просмотрена: 224 раза

Библиографическое описание:

Аракелов, С. Р. Деятельность крупнейших библиотек системы высшего образования Узбекистана: исторический аспект (1918–1960) / С. Р. Аракелов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43437/ (дата обращения: 16.12.2024).



Библиотеки являются неотъемлемой частью общей культуры народа. Они призваны содействовать трудящимся массам в образовании, воспитании, духовно-культурном развитии, в росте экономики страны. Особая роль в этом принадлежит библиотекам вузов Узбекистана, среди которых, по праву, одно из первых мест занимает Научная библиотека Ташкентского государственного университета. Её многолетняя истерия и деятельность неразрывно связаны подготовкой высококвалифицированных молодых кадров по многим отраслям народного хозяйства республики. Вместе с тем значительный вклад библиотека внесла в воспитание современной молодежи, её научно-техническую подготовку. Своими богатейшими книжными фондами она содействовала учёным Узбекистана в разработке многих весьма важных научных проблем. Её деятельность, несомненно, может быть наглядным примером для других библиотек республики. Являясь родоначальником многих институтских библиотек, она стала официальным центром всей методической, организационной и библиографической работы вузовских библиотек Узбекистана.

«Туркестанский народный университет был открыт в Ташкенте 21 апреля 1918 года. Это был единственный центр народного образования на территории Средней Азии и Казахстана. Но и его нельзя было причислить к вузам. Он не имел высококвалифицированных кадров, программы обучения не соответствовали требованиям вуза. Поэтому местная научная интеллигенция ставила вопрос о необходимости открытия высшего учебного заведения, обеспеченного квалифицированными научно-педагогическими кадрами, оборудованием для лабораторий и научной библиотекой» [1, с.3–4]. Работа по созданию фундаментальной библиотеки университета бала начата с первых же дней открытия учебного заведения. В газете «Народный Университет» было напечатано обращение: «При университете создаются библиотеки и читальни, на помощь живому слову идет книга. Теперь, в период экономико-технической разрухи, когда нет ни одного издательского дома, и книг, нужных народу, не печатается, огромная потребность в них не удовлетворяется. Долг каждого истинного гражданина помочь не словами, а делом народу, долг каждого дать книги... Все он примет с благодарностью» [2].

Обращение «Народного Университета» нашло поддержу у населения. В Ташкенте был объявлен трёхдневник по сбору книг для университета и студенты, преимущественно члены «Студенческого Союза», производили этот сбор по квартирам частных граждан. В течение трёх дней было собрано около 6000 томов, но это была преимущественно литература, малопригодная для академической библиотеки и большая часть ее была распределена по связанным с университетом школам. Ясно, что оставшейся литературы для университета было крайне недостаточно. Поэтому в мае 1918 года был организован оргкомитет Туркестанского университета и одной из основных его организационных работ был сбор книг для университетской библиотеки.

Первым солидным вкладом для библиотеки были книги по Туркестановедению и сельскому хозяйству, пожертвованные в начале 1919 года наследниками профессора П. А. Комарова /Чимкент/, согласно его завещанию. С этого же времени в фонд библиотеки стали поступать книги из ликвидируемых учреждений и организаций, например: бывшего Ташкентского Совета Народного образования и мужской гимназии. Туркестанская Публичная библиотека /ныне Национальная библиотека им. А. Навои/ [3,с.4] выделила книги по Туркестановедению из своего дублетного фонда. В ограниченных размерах производилась покупка книг у частных лиц не только в Ташкенте, но и в других городах. Несмотря на экономические трудности, правительство очень щедро выделяло деньги для организации университета, особенно для покупки книг. К началу своей фактической жизни, как полноправного ВУЗа, университет имел фонд из 75 тысяч томов самого разнообразного содержания, в том числе и периодической литературы [4, с.3–5]. С 1924 года началась издательская деятельность университета. Издаваемые «Бюллетени» и «Труды» университета стали широко рассылаться во все учебные и научные заведения страны и за границу, в порядке взаимного книгообмена, это позволило значительно увеличить фонд библиотеки научной литературой на русском и иностранных языках по профилю университета. Но только с 1926 года библиотека стала на путь своего планомерного комплектования. С этого же года она стала получать обязательный экземпляр всей печатной продукции, издававшейся в Узбекистане и Туркестане. На октябрь 1927 года библиотека имела около 85000 томов книг на узбекском, русском и других языках; 2500 названий периодических изданий. В качестве специальной коллекции в библиотеке имелся отдел старинных и редких книг, среди которых 2 инкунабулы, несколько субинкунабул, а также значительная коллекция восточных рукописей и литографированных изданий, примерно около 100 книг по масонству, в которой есть редкие экземпляры 18 века. Библиотека выдавала книги на дом преподавательскому составу, студентам и служащим университета, а также по особым разрешениям и «посторонним» лицам, связанным в своей работе с научной литературой. Читальный зал был предоставлен для всех желающих. Библиотека становилась более книгообеспеченной. В ней проводилась активная работа с книжными богатствами, организовывались различные выставки в читальном зале, особым вниманием пользовались различные выставки новых поступлений, составлялись списки поступающей литературы с их последующим распределением по кафедрам и факультетам университета.

Значительной датой в жизни библиотеки является 1934 год. В этом году было выработано «Положение ФБ САГУ (Фундаментальная библиотека Среднеазиатского государственного университета)». На основании этого положения, уже с осени того же года при библиотеке начали функционировать Библиотечная комиссия и Библиотечный совет. В 1938 году библиотека, по своим книжным фондам и масштабам работы, была включена в число тридцати крупнейших библиотек страны, и за ней был закреплен платный обязательный экземпляр всей книжной продукции страны.

Значительное место в деятельности библиотеки уделялось библиографической работе. Это объяснялось тем, что по мере возрастания книжного фонда возникла необходимость в пособиях, содержащих указание, где можно быстро найти наиболее полные и точные сведения о необходимых печатных материалах. Основной научной продукцией библиотеки являются библиографические труды краеведческого характера, тематика которых, в основном, подчинена проблемам научно-исследовательской работы университета, отражает его историю и деятельность. Многие из них заслуживают особого внимания.

Остановимся на изданиях, подводящих итоги развития научной мысли ученых университета. Первая публикация этого типа «Указатель изданий Средне-Азиатского государственного университета» [5] составлен библиографом-краеведом Н. А. Буровым. Обе части указателя охватывают научную продукцию университета за 1922–1933 гг. Материал указателя расположен в хронологическом порядке выходивших выпусков с раскрытием содержания каждого из них.

Над изучением восточных рукописей и литографированных изданий, хранящихся в Научной библиотеке САГУ, работал выдающийся ученый-востоковед А. А. Семенов /1873–1958 г.г./. Ещё в тридцатые годы он составил описание части рукописного собрания библиотеки университета. В 1935 году оно было опубликовано под названием «Описание персидских, арабских и турецких рукописей Фундаментальной библиотеки Среднеазиатского государственного университета» [6]. Описание охватило 140 рукописей прозаического и поэтического характера, содержащие сведения по философии, филологии, истории, географии, религии, а также библиографические данные об ученых, поэтах, писателях, духовных лицах стран Востока.

Труд А.А Семенова является источником для изучения прошлого народов Средней Азии и сопредельных с нею стран. А. А. Семёнов посвятил многие свои труды раскрытию богатейшего наследия крупнейших деятелей культуры и науки Востока и Средней Азии. Среди них труд, посвященный великому поэту и мыслителю Средней Азии Алишеру Навои — «Материалы к библиографическому указателю печатных произведений Алишера Навои и литературы о нём» [7]. Данная библиография составлена на материалах фундаментальной библиотеки и дает полные сведения о прозаических и поэтических произведениях, рукописях, а также творчестве, эпохе, современниках великого деятеля культуры Востока Алишера Навои.

Во время Второй мировой войны 1941–1945 гг. работу Среднеазиатского Государственного университета во многом определили: эвакуация в Ташкент крупнейших вузов западной части России; эвакуация крупных промышленных предприятий, работу которых надо было перестраивать на военный лад. Необходимость создания крепкого тыла заставила университетскую библиотеку проводить большую работу с другими библиотеками города и района по вопросам сельского хозяйства и промышленности, оказывать помощь в проведении читательских конференций, вечеров и т. д. В годы войны ФБ САГУ работала до 23 часов (до войны читальные залы закрывались в 18 часов), во всех читальных залах дежурили преподаватели университета, библиотекари давали консультации по различным вопросам. В связи с острой нехваткой учебников и учебных пособий, сотрудники библиотеки университета предложили собирать старые конспекты, доклады и курсовые работы и выдавать их студентам в качестве подсобных материалов. В годы войны библиотека вела усиленную библиографическую работу по заявкам научно-исследовательских организаций, выявляла данные и составляла списки литературы о природных полезных ископаемых Узбекистана, что ускорило разработку этих богатств и оказало благотворное влияние на развитие народного хозяйства в южно-восточных регионах страны. Этим самым библиотека вносила огромный вклад в создание мощного, в экономическом отношении, тыла. В годы войны библиотека вела научную работу, особенно по выявлению и изучению трудов экспедиций русских учёных в Среднюю Азию, в результате этой большой и плодотворной работы было составлено несколько «обзоров».

В пятидесятые годы проходил процесс стабилизации библиотечной работы по пополнению фондов, каталогов. Научно-библиографическая работа университетской библиотеки велась в трёх направлениях:

  1. Составление карточек для лучшего обслуживания запросов читателей;
  2. Составление библиографических указателей;
  3. Разработка отдельных вопросов теории и практики библиотечной и библиографической работы.

В целях лучшего обслуживания и приближения книги к читателю были организованы отраслевые читательские зала при факультетах кабинетах, кафедрах. Среди других форм массовой работы, проводимой с читателями, надо отметить лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, литературно-художественные вечера, встречи с учеными, писателями и поэтами Узбекистана. В марте 1963 года ФБ ТашГУ (Фундаментальная библиотека Ташкентского государственного университета) был создан Методический кабинет для оказания практической помощи работникам высших и средних учебных заведений. Работал научный семинар по библиотековедению и библиографии. На семинарах рассматривался широкий круг вопросов, связанных с теорией и практикой библиотечного дела, с историей книги и печати, заслушиваются и обсуждаются отчеты о научных командировках. Особенно большой интерес вызывали доклады на тему: «Роль выставок в пропаганде книг и их воспитательное значение», «Методика комплектования научных и вузовских библиотек», «Интересные рукописи ФБ ТашГУ».

Литература:

  1. Кормилицин А. И. Наш университет // Ташк. Правда — 1990–24 окт. — с. 3–4
  2. Обращение «Туркестанского Народного университета». //Народный университет.-1918.-21 апр.
  3. Железняков Д. Ф., Кормилицин А. И. К истории фундаментальной библиотеки ТашГУ. //Науч. Труды ТашГУ. Вып. 216. Библиография. Вып. — Т. — 1964. — с. — 4.
  4. Баранов П. А. Фундаментальная библиотека САГУ. //В кн.: Среднеазиатский государственный университет к десятилетнему юбилею Октябрьской революции. — Т.-1927.-С. 3–5.
  5. Указатель изданий Среднеазиатского государственного университета. В 2-х т. //Сост. Н. А. Буров. — Ташкент: САГУ, 1930–1934. Вып.1. 1922–1929, 1930–31с. Вып. 2. 1930–1933, 1934–8с.
  6. Семёнов А. А. Описание персидских, арабских, турецких рукописей ФБ САГУ. — Ташкент, 1935. — 88 с.- /Труды САГУ, Сер. 2. Вып. 4./.
  7. Семёнов А. А. Материалы к библиографическому указателю печатных произведений А.Навои и литературы о нём. //Отв. Ред. Шарафутдинов А.- Ташкент, 1940.-33 с.- /Труды САГУ. Серия 2. Ориенталия. Вып. 5/.
Основные термины (генерируются автоматически): Азия, библиотека, Ташкент, Фундаментальная библиотека, библиографическая работа, книга, Научная библиотека, Среднеазиатский Государственный университет, Узбекистан, университетская библиотека.


Похожие статьи

Деятельность крупнейших библиотек системы высшего образования Узбекистана: исторический аспект (1960–1990 гг.)

Проблемы национального образования детей и юношества в Российском Зарубежье (1920-1940 гг.)

История детских домов в Узбекистане: формирование, деятельность и проблемы (1920–1930 гг.)

Вопросы воспитания и обучения в наследии русских педагогов конца XIX — начала XX веков

Деятельность библиотеки Среднеазиатского политехнического института: исторический обзор (1929–1996 гг.)

Повседневная жизнь в городах Центрального Казахстана: развитие образования в 1955–1960 гг.

Историография становления библиографического дела в Узбекистане (конец XIX — середина XX в.)

Научно-теоретические аспекты развития педагогики раннего возраста в России начала 20 столетия

Вопросы государственного управления Хивинским ханством в востоковедческой литературе конца ХIX — начала ХХ века (историография проблемы)

Сравнительно-правовой анализ становления и развития института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в России и зарубежных странах

Похожие статьи

Деятельность крупнейших библиотек системы высшего образования Узбекистана: исторический аспект (1960–1990 гг.)

Проблемы национального образования детей и юношества в Российском Зарубежье (1920-1940 гг.)

История детских домов в Узбекистане: формирование, деятельность и проблемы (1920–1930 гг.)

Вопросы воспитания и обучения в наследии русских педагогов конца XIX — начала XX веков

Деятельность библиотеки Среднеазиатского политехнического института: исторический обзор (1929–1996 гг.)

Повседневная жизнь в городах Центрального Казахстана: развитие образования в 1955–1960 гг.

Историография становления библиографического дела в Узбекистане (конец XIX — середина XX в.)

Научно-теоретические аспекты развития педагогики раннего возраста в России начала 20 столетия

Вопросы государственного управления Хивинским ханством в востоковедческой литературе конца ХIX — начала ХХ века (историография проблемы)

Сравнительно-правовой анализ становления и развития института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в России и зарубежных странах

Задать вопрос